Самообразования «Использование икт в преподавании биологии». Вид урока – изучение новой темы, тема «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». Данное занятие направлено на изучение и систематизацию знаний по зрительному восприятию, выработки правил гигиены и профилактика заболевания глаза icon

Самообразования «Использование икт в преподавании биологии». Вид урока – изучение новой темы, тема «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». Данное занятие направлено на изучение и систематизацию знаний по зрительному восприятию, выработки правил гигиены и профилактика заболевания глаза





Скачать 94.95 Kb.
НазваниеСамообразования «Использование икт в преподавании биологии». Вид урока – изучение новой темы, тема «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». Данное занятие направлено на изучение и систематизацию знаний по зрительному восприятию, выработки правил гигиены и профилактика заболевания глаза
Хафизова Эльмира Кадимовна
Дата конвертации05.03.2013
Размер94.95 Kb.
ТипУрок
Зрительное восприятие. Гигиена зрения (слайд 1)


Автор: Хафизова Эльмира Кадимовна,

учитель биологии МОБУ СОШ №7

городского округа г. Нефтекамск

Координаты: г. Нефтекамск, пер. Нагорный, 8

тел. (347-83) 9-20-82


Аннотация.

На участие в конкурсе мною был выбран урок биологии, который я показывала в качестве отчётного урока по теме самообразования «Использование ИКТ в преподавании биологии». Вид урока – изучение новой темы, тема «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». Данное занятие направлено на изучение и систематизацию знаний по зрительному восприятию, выработки правил гигиены и профилактика заболевания глаза. На уроке использованы изображения схемы стереоскопического зрения, аккомодации, причины нарушений зрения. Всё это позволяет приобретению обучающимися необходимых навыков требований гигиены зрения, обращает особое внимание на профилактику заболевания глаза, так как зрение служит основным информационным каналом, позволяет познавать окружающую жизнь. Урок получил положительную оценку коллег, администрации школы, было отмечено успешное использованию ИКТ. Материал урока разнообразный, интересный, может быть использован учителями биологии как при изучении новой темы, и на внеклассных мероприятиях.


^ Цель урока: показать как возникают изображения предметов на сетчатке, выяснить функции хрусталика, стекловидного тела, палочек и колбочек сетчатки; на основе повторения понятий строения и функций глаза, выработать основные правила гигиены зрения, обратить особое внимание на профилактику распространенных заболеваний глаза (слайд 2).

Оборудование: разборная модель глаза, компьютер, проектор и слайды.


^ Ход урока:


I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.


Изучение нового материала происходит в процессе повторения сообщений учителя и обучающихся и беседы по вопросам с демонстрацией слайдов, проведения тренинга зрения.

Орган зрения – важнейший канал информации, поступающий в центральную нервную систему. Свет - адекватный раздражитель глаза, не только носитель зрительной информации, но и фактор нормального развития глаза, формирование его функций. В глазу имеется собственно рецепторный аппарат, приспособленный к восприятию света, - это сетчатка и оптическая система, которая пропускает и преломляет световые лучи и обеспечивает четкое изображение предметов на сетчатке.

Определение формы предметов, и их величины, расстояния предметов от глаза, их движения или неподвижности, направления движения, цвета предметов – все это связано с деятельностью зрительного анализатора.

Прежде чем перейти к изучению новой темы мы должны вспомнить строение глаза и зрительного анализатора. По слайдам необходимо обозначить оболочки глаза; оптическую систему и написать значение терминов(письменная проверочная работа).(слайды 3,4,5)

^ Стереоскопическое зрение(слайд 6)

У нас стереоскопическое зрение благодаря тому, что от двух глаз по двум зрительным нервам, которые вступают в соединение с мозговыми центрами промежуточного мозга, Целостные образы, признаки предметов формируются у нас при помощи движения глаз.

Аккомодация(слайд 7)

При рассматривании предметов, находящихся на далеком расстоянии, ресничная мышца расслаблена, а связи прикрепленные преимущественно к передней и задней поверхности, капсулы хрусталика, в это время натянуты , что вызывает сдавливание хрусталика спереди назад и его растягивание. Поэтому при смотрение вдаль кривизна хрусталика и , следовательно, преломляющая сила его становится наименьшим.

Острота зрения – способность различать наименьшее расстояние между двумя точками, которая достигается, когда между двумя возбуждаемыми колбочками имеется одна невозбужденная. Глаз воспринимает две точки предмета как различные, когда на сетчатке получается изображение двух точек предмета на двух разных колбочках. Мерилом остроты зрения служит угол который образуется между лучами, идущими от двух точек к предмету глаза, - угол зрения. Чем меньше этот угол тем выше острота зрения. Минимальна величина угла зрения составляет одна минута, а остроту зрения единицы остроты зрения.(слайд 8)

Для измерения остроты зрения пользуются таблицами на которых изображены буквы или фигуры.

^ Трехкомпонентная теория цветового зрения (сообщение учащихся)(слайд 9,10)

Теорию впервые изложил в 1756.г М.В.Ломоносов спустя сто лет развил немецкий ученый Г.Гельмгольц.

В сетчатке глаза находится три вида колбочек, каждая из которых содержит особое вещество.

Одни колбочки обладают повышенной чувствительностью к красному цвету, другие к насыщенному зеленому, третьи к сине-фиолетоваму. В зрительном нерве существует три особые группы нервных волокон, каждая из которых проводит импульсы от одной из групп колбочек. В обычных условиях лучи действуют не на одну группу колбочек а на или три группы при этом волны разной длинны возбуждают их в разной степени. Равномерное раздражение все элементов вызывает ощющение белого цвета. Если в сетчатке глаза выпадает или аслабивает восприятие одного из трех основных цветов то человек не воспринимает какой то цвет. Встречаются люди неспособные отличить красный цвет от зеленого. Эти цвета они воспринимают как серые. Такой недостаток зрения зрения назван дальтонизмом, по имени английского учено Д.Дальтона, который сам страдал таким расстройством цветного зрения и впервые описал его.

^ Фотохимические процессы (сообщения учащихся)(слайд 11)

Фотохимические процессы происходят при действии света на сетчатку и заключаются в обесцвечивании родопсина и иодопсина. Зрительный пурпур служит тем светореактивным веществом, которое, разлагаясь на свету, дает возможность видеть в сумерках при слабом освещении, когда цвета предметов неразличимы. Распад зрительного пурпура под действием света вызывает возникновение импульсов возбуждения в окончаниях зрительного нерва. На свету зрительный пурпур распадается на белок псин и пигмент – каротиноид ретиналя – производное витамина А. В темноте зрительный пурпур восстанавливается.

В темноте витамин А превращается в ретиналь, который соединяется с опсином и образует родопсин. Поэтому в темноте сетчатка содержит ничтожное количество витамина А, а на свету обнаруживается значительное количество витамина А. Следовательно, витамин А – источник образования зрительного пурпура.

Недостаток в пище витамина А сильно нарушает образование зрительного пурпура, что вызывает редкое ухудшение сумеречного зрения, так называемую куриную слепоту.

.

^ Гигиена зрения (сообщения учащихся)

Близорукость имеет научное название миопия ( от греч. “мио” – щурится и “опсис” – взгляд, зрение). Этим термином фиксируется свойственная близоруким манера прищуриваться при разглядывании отдаленных предметов.

В близоруком глазу параллельные лучи, идущие от далеких предметов, пересекаются впереди сетчатки, не доходя до нее. Это может быть связано со слишком длинной продольной осью глаза или с большей, чем нормальная, преломляющей силой сред глаза (кривизна хрусталика больше). Такому глазу, преломляющая способность которого и без того велика, аккомодация помочь не в состоянии. Близорукий глаз хорошо видит только расположенные близко предметы. При близорукости назначают очки с рассеивающими двояковогнутыми стеклами, которые превращают параллельные лучи в расходящиеся.

Дальнозоркий глаз обладает относительно слабой преломляющей способностью. В таком глазу параллельные лучи, идущие от далеких предметов, пересекаются за сетчаткой. Продольная ось глаза может быть короткой. На сетчатке при этом получает расплывчатое изображение предмета. Для перемещения изображения на сетчатку дальнозоркий глаз должен усилить свою преломляющую способность за счет увеличения кривизны хрусталика уже при рассматривании отдаленных предметов. И еще большее напряжение аккомодации потребуется для ясного видения близко расположенных предметов. И если аккомодация не в состоянии обеспечить четкое изображение, то острота зрения понижается. В этих случаях помогают очки с собирательными двояковыпуклыми линзами (предающим проходящим через них лучам сходящиеся направления), которые улучшают остроту зрения и снижает изменение напряжения аккомодации.

Развитию близорукости способствует все, что требует длительного регулярного всматривания в мелкие детали объекта, - это и недостаточное его освещение, и слишком мелкий шрифт, и низкая контрастность. Изображение по отношению к фону, и необходимость усвоения в этих случаях значительного объема информации.

^ Иллюзии (слайды 12-17)

Ошибки восприятия называют иллюзиями.

Иллюзии перспективы. На фоне сходящихся рельсов, столбов и проводов, создающих перспективу, изображены фигуры. Они одинаковы, но правая кажется больше.

^ Иллюзия контраста. Белые кружки на черном фоне кажутся ярче, чем на белом

Иллюзии установки. Суть ее в том, что ожидаемые события и образы вносят искажения в восприятии действительности. Контуры борющихся детей, изображенные на рисунке головного мозга, многими воспринимаются как извилины больших полушарий.

^ Двойственные изображения

Благодаря безусловному (внешнему) торможению возможен выбор объекта восприятия: образы одних фигур (например, белых) затормаживают восприятия образов других фигур (черных). По-разному может происходить и толкование рисунков: все зависит от того, какие детали изображения станут для нас ведущими. Увидеть сразу оба изображения невозможно, но они могут последовательно менять друг друга.

^ Рассмотрим некоторые методы тренинга зрения (обучающиеся выполняют задания).

  1. Выполняется сидя. 1 – закрывать веки; 2 – массировать их Кругловыми движениями пальцами в течение 1 минуты. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

  2. Выполняется сидя. 1 – тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; 2 – спустя -2 секунды снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

  3. Благотворное действие производит варьирование расстояния от глаз до книги: придвигая или отодвигаю стул, на котором сидите, откидываясь на его спинку или выпрямляясь, позволяйте себе действовать инстинктивно, подобно тому, как вы выпрямляете ноги, чтобы избежать онемения мышц.

^ III. Закрепление темы.

По данной теме составляем синквейн(слайд 18)

Вывод. Таким образом, зрение и движение неразрывны. И действительно, глаз – самый подвижный орган. Еще И.М.Сеченов тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз. Дефицит движений в жизни современного человека неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата. Яркий пример этого – близорукость, которая формируется как оказалось в школьные годы преимущественно у подростков с недостаточным физическим развитием. Не последнюю роль играют здесь так же неправильная осанка и недостатки в освещенности рабочего места. С молодого возраста необходимо четко усвоить правила гигиены зрения и строго их соблюдать.

40 миллионов человек в России носят очки. 90 % всей информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения. Учитывая, что мы живем в веке высоких технологий и информатизации, остро встает проблема сохранения здоровья наших глаз. Не зря в народе о самом дорогом для человека говорят: “БЕРЕГИ КАК ЗЕНИЦУ ОКА”.


Презентация.


Автор (ФИО, ОУ, должность)


Хафизова Эльмира Кадимовна, МОБУ СОШ №7 городского округа г. Нефтекамск, учитель биологии.

Название


Урок биологии в рамках конкурса среди педагогов, использующих информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности «ИКТ в творчестве педагога-2009».

Форма


Презентация

Учебный предмет, класс


Биология, 8 класс


Название темы или раздела учебного курса



Урок по теме «Зрительное восприятие».


Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал


Microsoft Office Power Point


Цели, задачи дидактического материала


показать как возникают изображения предметов на сетчатке, выяснить функции хрусталика, стекловидного тела, палочек и колбочек сетчатки; на основе повторения понятий строения и функций глаза, выработать основные правила гигиены зрения, обратить особое внимание на профилактику распространенных заболеваний глаза


Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Слайды:

1 – 2. Настраивают обучающихся на восприятие темы и способствуют положительному настрою на урок.

3 – 5. Дают возможность вспомнить морфологическое строение глаза и повторить термины по пройденной теме.

6. Демонстрирует, как возникает изображение в объеме и позволяет оценить их относительную удаленность в пространстве.

7. Способствует восприятию схемы преломления лучей хрусталиком глаза.

8. Позволяет характеризовать причины нарушения зрения.

9. Данные термины способствует развитию памяти учащихся.

10 – 11. Позволяют раскрыть понятие зрительный пигмент и строение сетчатки глаза.

12 – 17. Раскрывают понятие иллюзия, способствуют развитию интереса к изучаемой теме.

18. Позволяет выяснить степень усвоения данной темы. Рефлексия.

Ресурсы дидактического материала (видео – фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

Картины сканированы из учебного пособия.

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

Интернет

Учебники:

Биология. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Москва, «Вентана-Граф», 2008г.

Биология Человек. Под редакцией А.С.Батуева. Москва, «Дрофа», 1998г.

Биология Человек и его здоровье. Р.Д.Маш. Москва, 1997г.

Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. И.Д.Зверев. М.Просвещение. 1989г.

Возможности использования дидактического материала:

-педагогом на уроке (указать этапы урока);

-обучающимися

Материал используется на протяжении всего урока.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Самообразования «Использование икт в преподавании биологии». Вид урока – изучение новой темы, тема «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». Данное занятие направлено на изучение и систематизацию знаний по зрительному восприятию, выработки правил гигиены и профилактика заболевания глаза iconЗадачи : Образовательные: формирование знаний о значимости зрения для жизнедеятельности человека; изучение заболеваний глаз, функциональных нарушений в работе органа зрения и правил его сохранения. Развивающие
Развивающие: развитие умений выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные...

Самообразования «Использование икт в преподавании биологии». Вид урока – изучение новой темы, тема «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». Данное занятие направлено на изучение и систематизацию знаний по зрительному восприятию, выработки правил гигиены и профилактика заболевания глаза iconУрока Организационный момент Актуализация знаний Изучение нового материала Закрепление
Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. Благодаря...

Самообразования «Использование икт в преподавании биологии». Вид урока – изучение новой темы, тема «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». Данное занятие направлено на изучение и систематизацию знаний по зрительному восприятию, выработки правил гигиены и профилактика заболевания глаза iconУрока: Организационный момент Проверка знаний Изучение нового материала Закрепление

Самообразования «Использование икт в преподавании биологии». Вид урока – изучение новой темы, тема «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». Данное занятие направлено на изучение и систематизацию знаний по зрительному восприятию, выработки правил гигиены и профилактика заболевания глаза iconУрока: Организационный момент Проверка знаний Изучение нового материала Закрепление

Самообразования «Использование икт в преподавании биологии». Вид урока – изучение новой темы, тема «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». Данное занятие направлено на изучение и систематизацию знаний по зрительному восприятию, выработки правил гигиены и профилактика заболевания глаза iconУрока. Орг. Момент. 2 мин. Актуализация знаний, объяснение этапов урока. 5 мин. Изучение нового материала. 10-13 мин

Самообразования «Использование икт в преподавании биологии». Вид урока – изучение новой темы, тема «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». Данное занятие направлено на изучение и систематизацию знаний по зрительному восприятию, выработки правил гигиены и профилактика заболевания глаза iconУрока: Организационный момент. Актуализация знаний > Изучение нового материала. Закрепление материала, рефлексия

Самообразования «Использование икт в преподавании биологии». Вид урока – изучение новой темы, тема «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». Данное занятие направлено на изучение и систематизацию знаний по зрительному восприятию, выработки правил гигиены и профилактика заболевания глаза iconУрока : I. Организационный момент (2 мин.) П. Актуализация знаний (5мин.) III. Изучение нового материала (29мин.) IV. Закрепление (3 мин.)

Самообразования «Использование икт в преподавании биологии». Вид урока – изучение новой темы, тема «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». Данное занятие направлено на изучение и систематизацию знаний по зрительному восприятию, выработки правил гигиены и профилактика заболевания глаза iconЗадачи: поиск наиболее эффективных способов организации деятельности учащихся при изучении строения и функций глаза; дать более глубокие и прочные знания по физике и биологии
Биологу при уточнении хода лучей через прозрачную среду глаза нужна помощь физика, а учителю физики при изучении строения глаза необходимы...

Самообразования «Использование икт в преподавании биологии». Вид урока – изучение новой темы, тема «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». Данное занятие направлено на изучение и систематизацию знаний по зрительному восприятию, выработки правил гигиены и профилактика заболевания глаза iconКонспект урока биологии в 8 классе по теме Гигиена зрения

Самообразования «Использование икт в преподавании биологии». Вид урока – изучение новой темы, тема «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». Данное занятие направлено на изучение и систематизацию знаний по зрительному восприятию, выработки правил гигиены и профилактика заболевания глаза iconКомплекс упражнений для улучшения зрения
Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и предназначено...

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина