Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) icon

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр)





НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр)
страница1/22
Н.Ф.Басова
Дата конвертации30.01.2013
Размер7.39 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Социальная работа

с различными группами населения

учебное пособие для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по направлению

подготовки «Социальная работа»

(квалификация бакалавр)


Под редакцией

доктора педагогических наук,

профессора Н.Ф.Басова


Авторы:


Н.Ф.Басов – доктор педагогических наук, редактор, введение, глава 2.1, глава 3, глава 4.1, глава 13 (в соавторстве с Е.Ю. Смирновой), приложения;

В.М.Басова – доктор педагогических наук, глава 1.2, глава 2.3.

С.В.Бойцова – кандидат педагогических наук, глава 4.2, глава 4.5 (в соавторстве с Е.Ю. Смирновой), глава 5 (в соавторстве с О.Н.Веричевой), глава 6, глава 7.

Е.Н.Бобкова – кандидат педагогических наук, глава 4.4 (в соавторстве с О.Н.Веричевой)

О.Н.Веричева - кандидат педагогических наук, глава 2.2, глава 4.3, глава 4.4 (в соавторстве с Е.Н.Бобковой), глава 5 (в соавторстве с С.В.Бойцовой), глава 8

А.В.Воронцова - кандидат педагогических наук, глава 12 (в соавторстве с Д.Б.Воронцовым)

Д.Б.Воронцов – кандидат педагогических наук, глава 1.1, глава 12 (в соавторстве с А.В.Воронцовой)

И.Н.Грушецкая – кандидат педагогических наук, глава 2.4, глава 4.7.

О.М.Забелина – кандидат педагогических наук, глава 10.

Ж.А.Захарова – доктор педагогических наук, глава 9 (в соавторстве с Ю.В.Румянцевым)

О.А.Павлова – кандидат педагогических наук, глава 2.7. (в соавторстве с А.И.Тимониным)

Ю.В.Румянцев – кандидат педагогических наук, глава 9 (в соавторстве с Ж.А.Захаровой)

А.Н.Смолонская – кандидат педагогических наук, глава 1.3.

Е.Е.Смирнова – кандидат педагогических наук, глава 2.6, глава 4.6, глава 9.6.

Е.Ю.Смирнова - глава 4.5. (в соавторстве с С.В.Бойцовой), глава 13 (в соавторстве с Н.Ф.Басовым)

О.Б.Скрябина – кандидат педагогических наук, глава 11

А.И.Тимонин – доктор педагогических наук, глава 2.7 (в соавторстве с О.А.Павловой)

Н.Б.Топка - кандидат педагогических наук, глава 2.5.

О.С.Щербинина – кандидат педагогических наук, глава 1.4.


Аннотация

Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с различными группами населения.

В нем раскрываются основные направления социальной работы с детьми группы риска, молодежью, пожилыми людьми, инвалидами, безработными гражданами, людьми без определенного места жительства.

Особое внимание уделено социальной помощи различным категориям семей (замещающей, многодетной, неполной и т.д.), особенностями социальной работы с военнослужащими, осужденными, мигрантами, клиентами с аддиктивным поведением.

Характеризуется содержание церковной социальной помощи различным группам населения.


Оглавление




Введение

6




Глава 1.Социальная работа с детьми группы риска







1.1.Общая характеристика детей группы риска

9




1.2.Социальная помощь и поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

15




1.3.Содержание, формы и методы оказания социальной помощи «особым» детям группы риска

30




1.4.Особенности социальной работы с одаренными детьми

52




Глава 2. Социальная работа с молодежью







2.1.Основные направления социальной работы с молодежью

71




2.2.Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи

90




2.3.Социальная помощь уязвимым категориям молодежи

104




2.4.Социальная работа в сфере молодежного досуга

121




2.5.Инновационное проектирование в социальной работе с молодежью

135




2.6.Гендерный подход в социальной работы с молодежью

156




2.7.Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью

170




Глава 3. Социальная работа с пожилыми людьми







3.1.Пожилой человек в обществе

189




3.2.Специфика социальной работы с пожилыми людьми

209




Глава 4. Социальная работа с инвалидами







4.1.Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов

226




4.2.Социальная политика в отношении инвалидов

252




4.3.Технологии социальной работы с инвалидами

265




4.4.Социальное обслуживание инвалидов

288




4.5.Социальное обеспечение инвалидов

299




4.6.Гендерные аспекты социальной работе с инвалидами

312




4.7.Организация досуговой деятельности инвалидов

330




Глава 5. Социальная работа с малообеспеченными гражданами







5.1.Малообеспеченность как социально-экономическая проблема

347




5.2.Формы социальной работы с малообеспеченными гражданами

355




Глава 6. Социальная работа с безработными гражданами







6.1.Социально-экономическая сущность безработицы

366




6.2.Методы и формы социальной работы с безработными гражданами

373




Глава7.Социальная работа с военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы и членами их семьи







7.1.Правовые основы социальной работы с военнослужащими

388




7.2.Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семьи

Глава 8. Социальная работа с гражданами без определенного места жительства

397


417

















8.1.Граждане без определенного места жительства, как объект социальной работы







8.2.Формы социальной работы с гражданами без определенного места жительства

422




Глава 9. Социальная работа с разными категориями семей







9.1.Комплексная поддержка молодой семьи

439




9.2.Основные направления социальной работы с семьей инвалида

449




9.3.Сущность социальной работы с замещающей семьей

461




9.4.Особенности социальной работы с многодетной семьей

468




9.5.Неполная семья как объект социальной работы

476




9.6.Особенности социальной работы с лицами, испытывающими жестокое обращение в семье

484




Глава 10. Социальная работа с осужденными







10.1.Основные направления социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях

499




10.2.Специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными в исправительных учреждениях

507




10.3.Формы социальной работы с осужденными женщинами в исправительных учреждениях

514




10. 10.4.Содержание социальной работы с осужденными пожилого возраста и и инв и инвалидами в исправительных учреждениях

524




Глава 11. Социальная работа с мигрантами







11.1.Основные направления социальной поддержки мигрантов в Российской Федерации

535




11.2.Социальная поддержка мигрантов на рынке труда

540




11.3.Социальная поддержка молодых мигрантов, получающих образование

548




11.4.Социальная поддержка беженцев и вынужденных переселенцев

557




Глава12.Социальная работа с лицами, злоупотребляющими наркотиками







12.1.Наркозависимость, как социальная патология

567




12.2.Содержание социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками

574




Глава 13. Церковная социальная помощь различным группам населения







13.1.Социальная помощь Русской Православной Церкви детям и молодежи

586




13.2.Церковная социальная помощь пожилым людям и инвалидам

595




13.3.Социальная помощь Русской Православной Церкви военнослужащим

602




13.4.Социальная помощь Русской Православной Церкви заключенным

610




Приложения

618


Введение

Вступивший в силу новый Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки – «Социальная работа», квалификация (степень) бакалавр предусматривает профильную подготовку социальных работников. Профиль, это направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности. Профили подготовки бакалавров социальной работы определяются высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. Среди множества вариантов профилей подготовки ведущий и общепризнанный является социальная работа с различными группами населения. Именно данный профиль выбрали многие вузы страны, ведущие подготовку по направлению «Социальная работа».

Целью настоящего учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с различными группами населения. В нем раскрывается содержание основных направлений социальной работы с детьми группы риска (Глава I). К сожалению в стране не снижается число детей – «социальных сирот», инвалидов, безнадзорных. Поэтому в книге охарактеризованы формы и методы помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В учебном пособии основательно представлены технологии социальной работы с молодежью. Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи считается неустойчивым. Неудачи в социальной адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Велик процент молодых людей не имеющих работу, более половины работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобретала в процессе обучения, либо во все не имеет профессии. Отсюда возникла потребность в углубленной подготовке студентов к социальной работе с молодежью. Этим аспектам проблемы посвящена вторая глава учебного пособия, в которой анализируется содержание социальной работы с молодежью, характеризуются формы работы социальных учреждений органов по делам молодежи, социальная работа в сфере молодежного досуга, инновационное проектирование в социальной работе с молодежью и т.д.

Специфике социальной работы с людьми пожилого возраста, технологиям работы с ними посвящена третья глава пособия. Очень важно, чтобы студенты были знакомы с современным состоянием социальной помощи и поддержки пожилых граждан, знали особенности положения в обществе этой социальной группы, особенности их здоровья, психологии, питания, субкультуры, умели организовывать их досуг.

Большие особенности имеются в организации социальной работы с инвалидами. Поэтому в четвертой главе раскрыты социальная политика в отношении инвалидов, технологии работы с ними.

Специальные разделы учебного пособия посвящены характеристике форм социальной работы с малообеспеченными гражданами (глава 5), методов и форм социальной работы с безработными гражданами (глава 6), особенностям социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы и членов их семей (глава 7). Направления социальной помощи гражданам без определенного места жительства, рассмотрены в главе 8.

Немало места в учебном пособии отведено особенностям социальной работы с разными категориями семей: неполной, многодетной, замещающей, инвалидов, молодой семьи (глава 9).

Основные направления и содержание социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях, людей с аддиктивным поведением, а также специфика социальной поддержки мигрантов рассмотрены в главах 10, 11, 12.

В заключительном разделе учебного пособия анализируется церковная социальная помощь различным группам населения.

Надеемся, что издание данной книги будет способствовать совершенствованию системы подготовки социальной работы.

^ Глава I. Социальная работа с детьми группы риска

1.1 Общая характеристика детей группы риска

Современная ситуация в российском обществе характеризуется наличием многих неблагоприятных факторов, влияющих на возрастание доли детей группы риска. Среди них сохранение высокого уровня социальной и имущественной дифференциации населения, малообеспеченность, распространенность бытового пьянства и алкоголизма, возросшая в последние годы безработица и другие. Все это снижает воспитательные потенциалы семьи и порождает проблемы недостаточного внимания к детям, педагогической запущенности, безнадзорности, что, в свою очередь, проявляется во множественных и различных по содержанию и выраженности поведенческих отклонениях, характерных для детей группы риска.

Понятие «риск» (с греч. «risikon» — утес) часто используется в следующем значении: это возможность, большая вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Так, например, в словаре русского языка С.И. Ожегова «риск» понимается как возможная опасность, действие наудачу, на счастливый исход.

Сферы деятельности, в которых возникает риск, являются основой для выделения его видов: экологический, психологический, социально–психологический, правовой, медико-биологический, экономический и другие. Как следствие, различные виды риска изучаются многими науками и областями знания: социальной и практической психологией, экономикой (в том числе, такой ее областью как контроль экономических рисков), безопасность жизнедеятельности и охрана труда, экология, педагогика и социальная педагогика (в аспектах оказания помощи нуждающимся) и прочие. Каждая из перечисленных наук или областей знания предлагает свое, специфическое понимание риска.

Например, в экономике это понятие означает опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами.

Практическая психология рассматривает «риск» как особенности деятельностной активности, задающие очевидную неопределенность ее результата и порой обусловливающие негативные и даже пагубные последствия для субъекта. В словаре социального психолога отмечается, что «риск»   это ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. Этот термин в психологии наиболее часто употребляется в трех значениях: 1) это мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае; 2) это действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом); 3) это ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями).

Довольно близкой по содержанию к уже рассмотренным понятиям, является трактовка, принятая в социальной работе: риск – это деятельность человека, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность качественно и количественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи, поражения, выигрыша, попадания в цель и отклонения от цели.

Все выше обозначенные трактовки обладают рядом характерных черт, которые предполагают, во-первых, неопределенность результатов каких-либо действий; во-вторых, опасность возникновения негативных последствий в результате определенной активности; в-третьих, источник опасности может быть как внешним, так и внутренним.

Когда какие-либо обстоятельства увеличивают степень неблагоприятного исхода ситуации, принято говорить о факторах риска. Фактор прямо не влечет за собой негативных последствий, он может влиять на возрастание их вероятности. Понятие фактора скорее обобщенное, то есть, наличие в жизни конкретного человека совокупности факторов, влияющих на развитие какого-либо заболевания, еще не означает неотвратимости возникновения болезни. Итак, под факторами риска понимаются условия, обстоятельства, конкретные причины, более других ответственные за возникновение и развитие ситуации риска.

В жизненной ситуации определенных групп людей некоторые негативные факторы или их совокупность действуют более интенсивно. Такие группы принято называть группами риска (социального, педагогического и других). Анализ факторов риска помогает определить причины, механизмы и необходимость защиты таких групп. Дети, как одна из наиболее уязвимых категорий населения, нуждаются в особом внимании, помощи и ограждении от факторов риска.

Понятие «дети группы риска» употребляется в психолого-педагогической, социально-педагогической литературе, в социальной работе очень часто и при этом до настоящего момента остается во многом неопределённым. Разнородность конкретных категорий детей, которые причисляются к группе риска и различия в их жизненной ситуации, в содержании и структуре факторов, влияющих на них, затрудняет формирование единого представления об этом понятии.

В зависимости от того, какие факторы или поведенческие проявления личности, ставятся в центр внимания, формируются варианты типологии группы риска.

В советский период, в контексте приоритета общественных интересов, понятие «группа риска» определяло категорию детей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. В последние годы эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения воздействия тех неблагоприятных обстоятельств, которому они сами подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для развития.

В тех случаях, когда отождествляют «трудность» и «риск», к данной категории относят: недисциплинированных, неуспевающих, детей с разного рода психическими и нервными расстройствами, детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, детей из неблагополучных семей.

Достаточно распространенным является поведенчески-ориентированный подход, когда к этой категории относят: 1) детей с «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспособляются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп, к которым они принадлежат; 2) детей с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в плохих отношениях с другими людьми и со своей семьей, имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости, мстительности (М. Раттер).

Педагогический взгляд на категорию группы риска в центр внимания ставит процесс обучения и воспитания ребенка, при осуществлении которого возникают значительные трудности. В этом случае такие группы включают в себя:

  детей, требующих медицинской помощи. Наиболее тяжелой ситуацией, связанной с потерей здоровья, является инвалидность ребенка. В отношении детей, требующих медицинской помощи, ставятся и решаются, как минимум, две задачи: помочь детям развиваться по возможности в соответствии с нормой; минимизировать возможные отрицательные последствия их состояния здоровья и результатов деятельности. Следует помнить, что такие дети обидчивы, неадекватно реагируют на ситуацию, чувствительны к реакциям окружающих, легко впадают в депрессию. Главное в этом случае – научить окружающих принимать таких детей, строить взаимоотношения с ними, эффективно взаимодействовать;

  педагогически запущенных детей, к которым, в свою очередь, относят детей и подростков социально дезадаптированных, с отклоняющимся и предпреступным поведением, то есть тех, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы, которые активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. В их отношении риск заключается в опасности совершения ими противоправных действий. Причины поведения таких детей и подростков, многие из которых находятся на, так называемом, внутришкольном учете, кроются в особенностях семейного окружения, работе образовательного учреждения, влиянии подростковой и молодежной субкультуры, средств массовой информации. Выраженными формами педагогической запущенности является детская безнадзорность и беспризорность. Это ситуации, когда родители полностью уклоняются от выполнения своих обязанностей. Кроме того, довольно часто ребенок «выпадает» из школьной системы и здорового социального окружения. В связи с этим возможности помощи таким детям иногда бывают ограничены;

  неуспевающих детей, то есть тех, кто испытывает стойкие затруднения при усвоении учебной программы или отдельной дисциплины. К этой же категории нередко относят и тех школьников, результаты деятельности которых отличаются поверхностностью, некачественностью, слабой ориентированностью в школьных предметах. Качественный анализ проблем детей данной группы свидетельствует о том, что присущие им трудности, связанные с неумением анализировать, находить сходства и различия, выделять существенные признаки, не подменять одни формы логических отношений другими; скудность, ограниченность исходной информации и вербального опыта, являются теми барьерами на пути решения возрастных социокультурных задач, которые мешают приобретению необходимых для успешной социализации социальных знаний и навыков;

  недисциплинированных детей, чье поведение расценивается взрослыми как плохое, хотя как свидетельствуют выводы многих авторов, у каждого ребенка за этим стоит своя уникальная комбинация причин и целей. Несмотря на кажущуюся простоту этих проступков, нередко такие факты указывают на плохую адаптацию школьников к реальной жизни, неумение анализировать и адекватно оценивать ситуацию, правильно выбирать цели на определенном этапе взросления. Неуверенность в действиях, слабая ориентация во многих социально-бытовых обстоятельствах делают их легко внушаемыми и зависимыми.

В технологии работы практических психологов образования к детям «группы риска» кроме социально и педагогически запущенных, также относят пострадавших от насилия. При таком подходе запущенность определяется как состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания, концентрировано выражается в нарушенном образе «Я», и признается, что социальный и педагогический ее аспекты, как факторы риска, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В частности, неуспешность в деятельности, невладение знаниями социально-экономического характера, неумение строить отношения в игре и учении, то есть низкая социальная компетентность такой группы детей, влияет на уровень их социального развития, адаптацию в образовательном учреждении, среди сверстников, успешность социализации.

Внешними причинами этого процесса являются дефекты семейного воспитания, на которые, как отмечает Р.В. Овчарова, наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду, в школе, в семье и, в частности, дегуманизация педагогического процесса.

Внутренние причины – генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и ряд других .

Неблагоприятные ситуации, признаки и проявления, накапливаясь, переходят в целые комплексы симптомов, затрагивая первоначально поведение, а затем и личностный уровень ребенка, выражаясь в усилении позиции гиперобособления в представлении о себе («не такой как все»), в развитии агрессивных защитных форм поведения.

Таким образом, в группу риска объединяют детей, которые по генетическим, биологическим, социально-психологическим и/или социально-педагогическим причинам не в состоянии без посторонней квалифицированной помощи преодолевать возникающие на их жизненном пути трудности, которые могут привести их к дезадаптированности, нарушить процесс социализации. В такой ситуации возникает необходимость в целенаправленном содействии таким детям в их интеграции в жизнь общества, в формировании у них позитивной системы ценностей, которая становится основой самореализации, профилактики отклоняющегося поведения, развития социальных навыков.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) iconРабочая учебная программа по дисциплине анатомия по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»)

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) iconУчебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов к обязательным лекциям по учебной дисциплине "Физическая культура" квалификация бакалавр. Рецензенты: доктор пед наук, профессор А. В. Тимушкин кандидат пед наук, доцент С. А. Фирсин

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) iconРоссийской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» москва юристъ 2002 библиотека

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) iconВконце статей дан небольшой перечень основных контрольных вопросов. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Ветеринария»

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) iconУчебно-методическое пособие минск Белмапо 2006
Методическое пособие предназначено для врачей-стоматологов государственных и частных лечебных учреждений. Пособие может быть использовано...

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) iconУчебная программа послевузовской профессиональной подготовки специалистов в интернатуре по специальности «Офтальмология» цели и задачи подготовки
Цель: совершенствование практи­ческой подготовки выпускников высших медицинских и фармацевти­ческих учебных заведений и обеспечение...

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений Тобольск

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) iconТиповая программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений минск

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) iconТиповая программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для студентов лечебно-профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений минск-1997

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 01

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина