Пояснительная записка к программе государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «специальная психология» icon

Пояснительная записка к программе государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «специальная психология»





НазваниеПояснительная записка к программе государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «специальная психология»
страница1/2
Дата конвертации01.03.2013
Размер1.63 Mb.
ТипПрограмма
  1   2




  • ВВЕДЕНИЕ



Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050716.65 (прежний код – 031900) «Специальная психология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по названной специальности, «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», утвержденным приказом Минобразования России от 25.03.2003 №1155, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Омской гуманитарной академии.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образова­тельного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Итоговая государственная аттестация выпускников по специальности «Специальная психология» состоит из следующих видов:

- государственный итоговый междисциплинарный экзамен по специальности

- защита выпускной квалификационной работы;

К итоговым аттестационным испытаниям допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы и успешно прошедшие все аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

К защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, успешно сдавшие государственный итоговый междисциплинарный экзамен по специальности

По результатам итоговых испытаний аттестационная комиссия принимает решение о присвоении выпускникам соответствующей квалификации по специальности и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании.


  • ^

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»




Настоящая программа предназначена для проведения итоговой аттестации специалистов по направлению высшего профессионального образования 050716.65 - специальная психология. Данная программа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам по данному направлению подготовки специалистов в соответствии с Государственным образовательным стандартом второго поколения.

Программа предназначена для студентов очной и очно-заочной форм обучения, сдающих междисциплинарный экзамен государственной аттестации по специальности 050716.65 «Специальная психология».

Программа в концентрированной форме отражает систему фундаментальных и практических знаний в комплексе психологических наук, по важнейшим разделам психологии детей с проблемами в развитии, а также дополнительной специализации «Семейное консультирование», в полном соответствии с требованиями государственного стандарта к объему и содержанию профессиональных знаний, методическим и практическим умениям, аналитическим способностям и профессиональному мышлению студентов специальности 050716.65 «Специальная психология».

Тематическое содержание программы включает разделы и темы по базовым учебным курсам высшего профессионального образования по специальности.

Программа состоит из трех частей.

Первая часть программы включает следующие разделы:

  • Вопросы общей психологии

  • Общие вопросы возрастной психологии

  • Психодиагностика

Вторая часть программы включает следующие разделы:

  • Теоретико-методологические аспекты патопсихологии

  • Общие вопросы специальной психологии;

  • Психология лиц с умственной отсталостью;

  • Психология лиц с задержкой психического развития;

  • Психология лиц с нарушением слуха;

  • Психология лиц с нарушением зрения;

  • Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (дефицитарное развитие);

  • Психология лиц с нарушениями речи (дефицитарное развитие);

  • Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (искаженное, дисгармоническое развитие);

  • Психология лиц со сложными недостатками в развитии

  • Семейное консультирование

Третья часть программы объединяет вопросы по специальности «Социальная работа».


Общие требования к выпускнику:

Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых, специальных дисциплин и дисциплин специализации, достаточные для работы в коллективе психологов и выполнения своих профессиональных обязанностей:

  • Нормативно – правовое обеспечение гуманистической системы ценностей в образовании

  • История и современные тенденции развития мировой психологической науки;

  • Закономерности психического развития ребёнка, основных возрастных новообразованиях, условиях, обеспечивающих личностный рост;

  • Значение специальной психологии для реализации коррекционо- образовательных задач современного образовательного пространства

  • Общетеоретические и методологические основы специальной психологии

  • Общие и специфические закономерности психического развития при различных видах психического дизонтогенеза и пограничных нервно-психических расстройствах

  • Теория и практика психодиагностической работы

  • Теория и практика психокоррекционной и консультативной работы

  • Профилактика вторичных отклонений в психическом развитии детей со специальными образовательными потребностями

  • Социально-психологические основы включенного (интегрированного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Экзаменующийся должен владеть профессиональным языком, аргументированно обосновывать выдвигаемые научные гипотезы, факты, методы, иметь соответствующие знания и навыки по актуальным вопросам специальной психологии и смежным с ней дисциплинам (нейро- и патопсихологии, возрастной психологии).

  1. ^

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  2. ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

  3. «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»




  1. ^

    I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.



Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Проблема предмета психологии. Различие предмета и объекта психологии. Предмет науки как средство научного познания, как аспект рассмотрения объекта, задаваемый её понятийно-категориальным аппаратом. Понятие об исторической изменчивости предмета психологии. Абсолютизация отдельных категорий как основа оформления научных школ и направлений в психологии. Психология как наука о душе, сознании, поведении, бессознательном, деятельности.

Психические явления и психологические факты. Определение психологии как науки. Понятие о психике. Основные отрасли психологии. Методы исследования в психологии.

Основные этапы развития представлений о предмете психологии

Представления древних философов о душе. “Психология сознания”. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Психология как наука о поведении. Неосознаваемые процессы. Сознание и неосознаваемое психическое. Методы выявления неосознаваемых процессов.

Психологическая теория деятельности, основные понятия и принципы. Операционально-технические аспекты деятельности. Действия и цели. Психофизиологические функции. Мотивационно-личностные аспекты деятельности. Внутренняя деятельность. Деятельность и психические процессы. Теория деятельности и предмет психологии.

Происхождение и развитие психики в филогенезе, объективный критерий психики. Гипотеза А. Н. Леонтьева о происхождении чувствительности. Адаптивная роль психики в эволюции животных. Развитие психики в филогенезе: стадии и уровни. Основные особенности психики животных. Соотношение инстинкта и научения. Язык и общение. Орудийная деятельность.

Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе, гипотезы о происхождении сознания. Роль труда и речи. Вопрос о природе психике человека. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского.

Внутренняя дифференциация предметной области психологии (общая психология, социальная психология, возрастная и педагогическая психология, инженерная психология).

Различия между естественнонаучной и гуманитарной стратегиями исследования в психологии. Методы объяснительной психологии.

Что такое поведение? Эволюционная теория. Врожденное и приобретённое. Биологические основы поведения.

Рефлекторная теория поведения."Рефлексы" головного мозга И.М.Сеченова и проблема физиологических механизмов произвольного поведения. Психология как наука о поведении.


^ Тема 2. Психология познавательных процессов

Познавательные процессы и их функция. Познавательная сфера и ее структура. Психика как функциональная система. Познавательные образы как регуляторы поведения. Познавательная мотивация. Мотив и цель в познавательном процессе.

Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Ощущение и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности; Ощущение и восприятие как первичные образы.

Понятие "отражение". Формы отражения в живом и неживом мире. Соотношение понятий отражение и взаимодействие. Проблема психического отражения. Содержание понятия "активность". Активность психического отражения. Реализация принципа активности в понятии "образ мира". Понятие субъекта психического отражения. Опережающее отражение.


^ Тема 3. Психология ощущений

Понятие об ощущениях. Роль сенсорной информации в жизни и деятельности человека. Виды ощущений. Общие свойства ощущений. Роль ощущений в восприятии. Рецепторы, их свойства. Законы рецепции. Чувствительность, методы измерения чувствительности. Взаимодействие ощущений. Патологии ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Совершенствование ощущений в результате упражнений. Компенсаторные возможности в области ощущений. Возрастные особенности ощущений.

Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Свойства (качество, интенсивность, продолжительность, латентный период). Классификации сенсорных функций. Двухфазный характер развития психофизиологических функций человека. Ассоциации ощущений. Взаимодействие органов чувств. Синестезии.

Понятие порога и чувствительности. Абсолютный порог и абсолютная чувствительность. Порог различения (абсолютный и относительный) и различительная чувствительность. Основной психофизический закон Вебера - Фехнера. Классические методы изучения порога (метод границ, установки, постоянных раздражителей). Динамика чувствительности. Активность субъекта и чувствительность. Адаптация и привыкание. Явление сенсибилизации.


^ Тема 4. Психология восприятия

Понятие о восприятии. Восприятие, как четырёхэтапный процесс. Общие свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. Виды восприятия. Законы восприятия. Концепции восприятия. Роль моторных компонентов в процессе восприятия. Возрастные особенности восприятия. Наблюдение, условия его эффективности. Нарушения восприятия.

Природа восприятия. Восприятие как форма представления реальности субъектом. Процесс восприятия. Механизмы восприятия. Основные виды и свойства восприятия: сенсорное качество, конфигурация, система отчета, предметность, константность, целостность. Роль несенсорных факторов в восприятии (мотивации, установки, внимания).

Характеристика двух основных подходов к изучению восприятия: объектно- и субъектно-ориентированные подходы. Теории, относящиеся к объектно-ориентированному подходу: структуралистическая теория Э.Титченера, гештальттеория, экологическая теория Дж.Гибсона. Теории, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу: теория перцептивных гипотез Дж.Брунера, когнитивный подход У.Найссера, личностный подход Дж.Келли. Концепция сенсорно - перцептивного пространства Ю. М.Забродина.

Сенсорно-перцептивная организация человека. Целостность чувственного отражения. Переход сенсорных систем с высоким уровнем интеграции в перцептивные системы. Сенсорная организация человека. Отличие сенсорной организации человека от сенсорной организации животных. Сенситивность.

Исследование предметности восприятия. Виды оптических искажений. Иллюзии восприятия. Галлюцинации.

Исследование константности восприятия. Виды константности (величины, формы, цвета, скорости, глубины). Подходы к объяснению константности восприятия.

Восприятие формы. Исследование восприятия формы в гештальтпсихологии. Фигура и фон. Изменчивость перцептивной организации, факторы, влияющие на ее стабильность.

Восприятие движения. Восприятие реального движения, его механизмы. Феномены кажущегося движения (автокинетический эффект, иллюзия индуцированного движения, стробоскопический эффект).

Восприятие пространства. Механизмы стереоскопического зрения. Псевдоскопические эффекты. Оптико- геометрические иллюзии и их объяснение. Стабильность видимого мира. Восприятие времени. Механизмы (системы) восприятия времени ("биологические часы" и специфически человеческая система отчета времени). Теории восприятия времени.


^ Тема 5. Психология внимания

Понятие о внимании. Функции внимания в познавательной деятельности. Основные свойства внимания. Виды внимания. Методы исследования внимания. Внимание в учебном процессе. Внимание в обучении. Нарушения внимания и способы их коррекции в учебно-воспитательном процессе.

Представления о внимании как стороне, аспекте любой психической деятельности, как самостоятельном психическом процессе. Критерии внимания. Свойства внимания. Формы проявления внимания: перцептивное, моторное, интеллектуальное.

Произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание. Условия возникновения каждого из видов внимания. Представления об анатомо-физиологических механизмах внимания.

Принцип доминанты (Ухтомский). Механизмы ориентировочного рефлекса как основы внимания ( Павлов).

Сведение процессов внимания к законам восприятия в гештальтпсихологии (Рубин, Коффка, Келер). Теория фильтра Бордбента. Концепция внимания Гальперина. Экспериментальное формирование внимания по теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

^ Тема 6. Психология памяти

Понятие о памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Индивидуальные особенности памяти.

Методы исследования памяти. Возрастные особенности памяти. Пути развития памяти в обучении. Рациональные способы запоминания учебного материала. Нарушения памяти и способы их коррекции.

Память как предмет междисциплинарных исследований ее философские, психологические, физиологические и биохимические аспекты. Память как универсальный интегратор психики. Функции памяти. Виды и формы памяти. Двигательная, эмоциональная, образная, эйдетическая и логическая память. Непроизвольная и произвольная память. Кратковременная, долговременная, оперативная, эхоическая, иконическая память.

Индивидуально-психологические особенности памяти.

Физиологические основы памяти.

Процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Зависимость запоминания от характера деятельности, от процессов целеполагания, от установок, мотивации, эмоциональных реакций субъекта.

Три уровня воспроизведения: узнавание, актуализация, припоминание.

Сохранение и забывание как две стороны единого процесса. Теории забывания. Забывание намерений (З.Фрейд, К.Левин). Ретрактивное и проактивное торможение. Реминисценция.

Проблема памяти в ассоцианизме. Классические методы исследования памяти Г.Эббингауза. Понимание памяти в гештальтпсихологии. Изучение памяти в рамках когнитивного подхода (структурные и уровневые модели памяти). Проблема памяти в культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Экспериментальные исследования А.Н.Леонтьева, П.В.Зинченко, А.А.Смирнова.

Деятельностная природа памяти. Мнемическая задача. Особенности мнемического действия. Элементы поиска и принятия решений в мнемических процессах. Развитие высших форм запоминания. Мнемотехника (метод группировки, рифм и ритма, акронимов и акростихов, цепной метод, метод мест). Возможности развития и тренировки памяти.


^ Тема 7. Психология мышления, интеллекта и речи

Понятие о мышлении. Чувственное познание и мышление. Социальная природа мышления. Мышление как процесс. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Виды мышления и его индивидуальные особенности. Культура ума.

Мышление и решение задач. Проблемная ситуация и задача. Мышление и формирование понятий. Мышление и речь. Виды речи. Значение и смысл. Внутренняя речь и мышление. Культура речи.

Методы исследования мышления. Возрастные особенности мышления. Развитие мышления в процессе обучения.

Мышление как родовая способность человека. Его специфика по сравнению с непосредственно - чувственным отражением.

Опосредованный характер мышления. Преодоление в мышлении пространственной и временной ограниченности образов восприятия и представлений. Качества человеческого мышления.

Подходы к выделению видов мышления. Особенности теоретического и эмпирического мышления. Логическое и интуитивное мышление.

Своеобразие мышления, включенного в различные виды деятельности: научное и религиозное мышление, художественное, обыденное и профессиональное мышление. Проблема психологического мышления. Сосуществование и взаимосвязь различных форм мышления у человека.

Вюрцбургская школа психологии мышления. Изучение мышления в гештальтпсихологии. Исследование К.Дункера. Концепция мышления Ж.Пиаже.

Исследование мышления в рамках теории деятельности (А.Н.Леонтьев). Изучение мышления как процесса (С.Л.Рубинштейн). Мышление как активная познавательная деятельность.

Основные мыслительные действия и операции. Мышление как процесс решения задач. Этапы решения мыслительной задачи. Развитие высших психических функций (Л.С.Выготский). Исследования по формированию внутренних умственных действий Гальперина П.Я.

Основные подходы к пониманию взаимоотношения мышления и речи. Проблема речевого мышления в трудах Л.С.Выготского.

Генетические корни мышления и речи. Два плана речевого мышления: мысль и слово. Внутренняя речь как медиатор между мыслью и словом. Смысл полемики Л.С.Выготского и Ж.Пиаже о природе эгоцентрической речи.

Методы исследования понятий в психологии. Функциональный и генетический анализ образования понятий. Методика Н.Аха и методика Сахарова - Выготского. Три ступени в развитии детских понятий (Л.С.Выготский). Процесс образования понятий по Дж.Брунеру.

Определение интеллекта. Критерии развития интеллекта. Назначение интеллекта. Интеллект как форма организации ментального опыта.

Объяснительные подходы в экспериментально-психологических теориях интеллекта (социокультурный, генетический, процессуально-деятельностный, образовательный, информационный, феноменологический, функционально-уровневый, регуляторный). Отличие интеллекта животных от интеллекта человека. Искусственный интеллект. Проблема измерения интеллекта.

Специфика изучения речи в психологии. Речь как процесс общения людей посредством языка. Язык и речь. Классы, функции языка. Этапы развития речи, связанные с овладением языка. Функции речи: коммуникативная, средство мышления, сигнификативная, номинативная, индикативная. Виды и формы речи. Индивидуальные особенности речи.

Речь как сложный психический процесс. Понятие речевой деятельности и речевого общения. Речевое действие и его психологическая структура. Динамическая локализация мозговых механизмов речи.

Теории порождения и восприятия речи. Смысловое восприятие речи. Различные уровни восприятия речи. Понимание текста как путь от языковой формы к смыслу. Стохастическая модель и ее модификация Ч.Осгудом.

Трансформационная модель Н.Хомского. Теории научения. Преформистские теории. Релятивистские теории. Развитие речи в онтогенезе. Виды речевых расстройств: афазии, аграфии, алексия.


^ Тема 8. Психология представления и воображения

Понятие представлений: представление как образ и представление как процесс. Характеристика процесса представления. Понятие о воображении. Виды воображения. Роль воображения в жизни и деятельности человека. Приемы создания образов воображения. Методы исследования представлений и воображения.

Взаимосвязь мотивационных и операциональных компонентов. Комплексный анализ познавательной деятельности в конкретной педагогической ситуации. Понятие о “психометрических экзаменах”.

Воображение как универсальная человеческая способность. Роль воображения в человеческой деятельности, его функции. Виды воображения. Произвольное и непроизвольное, репродуктивное и творческое воображение. Мечты и фантазии. Связь воображения со всеми сторонами жизнедеятельности человека.

Воображение как психологическая основа творчества. Перенос свойств одного объекта на другой как механизм воображения. Приемы воображения. Формы синтезирования образов: агглютинация, гиперболизация, подчеркивание признаков, схематизация, типизация.

Воображение в норме и патологии. Развитие воображения. Отличие воображения ребенка от воображения взрослых.


^ Тема 9. Психология личности

Понятие о личности. Основные модели личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. Основные подходы к личности в отечественной психологии. Гуманистический подход к личности.

Личность как субъект - носитель психических процессов, свойств, состояний. Личностная детерминация психических процессов. Личностная регуляция психических процессов. Произвольность психических процессов. Развитие произвольности психических процессов в онтогенезе. Тренинг произвольности.

Пространственно-временная организация психических процессов и психологическое время личности. Личность как субъект сознания, общения, деятельности.

Жизненные ориентации личности. Основные подходы к проблемам смысла жизни и счастья. Ориентация на удовольствие как базовая жизненная ориентация. Подход З. Фрейда. Показатели удовлетворенности (М. Аргайл). Психоаналитические техники работы с человеком.

Ориентация на самореализацию как базовая жизненная ориентация. Подход З. Фромма. Техника работы с человеком К. Роджерса.

Ориентация на идеал, высшие ценности. Подход В. Франкла. Техника работы с человеком в рамках долготерапии.

Синтетическая модель жизненных ориентаций личности. Консультирование по жизненно важным проблема. Организация среды жизнедеятельности личности.


^ Тема 10. Психология мотивации

Потребности личности. Потребности как источник активности личности. Материальные и духовные потребности. Потребности в общении, познании и деятельности как основа формирования личности. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Потребности, желания, намерения, цели. Потребность как состояние нужды. Предметность потребностей. Биологические потребности и потребности человека. Классификации потребностей. Иерархия потребностей.

Понятие о квазипотребностях (К.Левин). Явление насыщения, эффект Зейгарник. Активирующая функция потребностей.

Понятие о мотиве. Виды мотивов. Мотивация достижения и избегания. Модель мотивации по Ф. Херцбергу. Атрибуция ответственности.

Учебная мотивация. Внешние мотивы учения. Акцентуация внешних мотивов. Коррекция акцентуаций. Внутренние мотивы учения. “Ощущение потока”. Организация внутренней мотивации.

Мотив как опредмеченная потребность. Мотив как причина, определяющая выбор направленности поведения и деятельности субъекта. Теории мотивации: теория биологических побуждений, теория оптимальной активации, когнитивные теории мотивации. Виды мотивов. Функции мотивов.

Процесс мотивации. Влияние мотивации на динамику, продуктивность и качество психической деятельности человека. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса - Додсона. Развитие мотивации. Мотивы и цели деятельности. Процессы целеполагания. Возможности и ограничения целеполагания. Механизмы целеполагания как стратегического выбора. Мотивационные процессы и проблема принятия решений. Связь мотивации с эмоциями и волевыми механизмами регуляции поведения.


^ Тема 11. Я-концепция и самооценка

Самосознание и саморегуляция. Понятие о Я -концепции. Формирование образа “Я”. Самооценка как компонент образа “Я”. Виды самооценки. Методы анализа образа “Я”. Работа психолога по формированию и коррекции Я- концепции.

Самосознание как личностный уровень организации рефлексии. Сознание и самосознание. Становление самосознания в онтогенезе. Самопознание и самооценка. Личностный смысл. Конфликтный личностный смысл (Столин В.В.). Смысловые образования личности (Асмолов А.Г.).


^ Тема 12. Психология темперамента и характера.

Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. Свойства темперамента. Основные модели и методы изучения темперамента.

Темперамент как биоэнергетическая основа личности. Его соотношение со свойствами нервной системы. Свойства темперамента и их отличительные признаки. Классификация темперамента от Гиппократа до наших дней и ее связь и типологией личности. Проявление особенностей темперамента в поведении и поступках людей.

Понятие о характере. Характер и отношения. Структура характера. Оценка свойств характера. Метод групповой оценки личности в изучении характера. Формирование характера; возможности психолога в работе по формированию характера.

Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляющихся во всех формах жизнедеятельности человека. Формирование и развитие характера. Психофизиологические типологии характера (Э. Кречмер, Шелтон). Акцентуированные типы личности (К. Леонгарда, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер). Социальные типы характеров по Э. Фромму.


^ Тема 13. Психология способностей и одаренности

Понятие о способностях. Виды способностей. Общие и специальные, познавательные и психомоторные способности. Подходы В. Д. Шадрикова, К. К. Платонова, Е.А. Климова.

Общее представление о способностях как генотипических особенностях личности. Классификация способностей. Понятие одаренности. Задатки как природные предпосылки к развитию способностей, неоднозначность их взаимосвязи. Различие между способностями, умениями, навыками.

Диагностика и развитие способностей.

Творчество как высшая интеграция субъективных свойств человека. Психологический механизм творчества. Основные направления экспериментального изучения творчества. Этапы творческого мышления.

Креативность как способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Критерии креативности. Диагностика креативности.


^ Тема 14. Психология сознания

Сознание в структуре психического. Понятие о сознании. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация и динамические связи с осознаваемым. Защитные механизмы и факторы их осознания.

Сознание как психический процесс. Основные функции сознания. Эмпирические характеристики сознания: пространственная, временная, информационная, энергетическая. Структура сознания. Статическая и динамическая модель.

Психические состояния сознания. Понятие о психических состояниях. Роль и место состояний среди других психических явлений. Классификация состояний. Диагностика и управление состоянием.


^ Тема 15. Психология эмоций и воли.

Понятие об эмоциях. Основные направления развития представлений об эмоциях. Экспериментальное исследование эмоций. Виды эмоций. Функции эмоций.

Проблема критерия эмоционального. Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций. Предметность эмоций.

Соотношение эмоций к процессам познания. Эмоции и процессы мотивации. Эмоции как внутренний регулятор деятельности.

Трудности при описании эмоций. Условия и механизм возникновения эмоционального процесса. Функции и значение эмоций. Динамика эмоций. Современные зарубежные и отечественные теории эмоций. Эмоция как оценка (П.В.Симонов). Эмоция как ценность (Б.Додонов).

Основания классификации эмоций. Формы и виды чувств. Аффекты, их биологическое значение и отличительные признаки. Эмоциональные состояния. Саморегуляция эмоциональных состояний.

Понятие переживания и его типы. Переживание как форма духовной работы - решение "задачи на смысл". Интеллектуальные переживания. Проблема аффекта и интеллекта. Феномен удивления. Переживание горя. Нравственные чувства. Стыд и вина. Долг и ответственность. Дружеские чувства. Любовь и ее продуктивный смысл. Эстетические чувства. Эмоциональные формы поведения. Эмоциональный опыт. Эмоциональное общения.

Понятие о воле. Воля и волевые процессы. Волевые процессы и их изучение. Понятие волевого действия и волевой регуляции. Воля как высшая форма регуляции. Подходы и тенденции развития представлений о воле: мотивационный подход, подход "свободного выбора", регуляционный подход.

Воля и ее основные признаки. Этапы сложного волевого действия. Функции воли. Волевые качества личности: первичные – сила воли, настойчивость, выдержка; вторичные (производные) – решительность, смелость, самообладание, уверенность; третичные – ответственность, дисциплинированность, инициативность, принципиальность, обязательность, деловитость.

Волевая регуляция как произвольное изменение побуждений к действию. Критерии воли. Намеренное изменение смысла действий как механизм волевой регуляции. Произвольность и воля. Развитие воли в онтогенезе.

  1. ^

    II. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.



Тема 1.Общие вопросы возрастной психологии.

Проблемы возрастного развития. Предмет психологии развития и возрастной психологии: различные точки зрения. Теоретические и практические задачи детской (возрастной) психологии. История становления возрастной психологии. Влияние эволюционных идей на становление возрастной психологии. Социально-историческая природа детства. Представление об онтогенезе. Понятие развития. Факторы развития психики ребенка. Критерии развития. Типы развития. Специфика психического развития ребенка. Общее представление о возрасте и возрастной периодизации. Связь возрастной психологии и психологии развития с другими науками. Возрастная психология в системе психологической науки. Разделы возрастной психологии. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития. Особенности детства современного ребенка. Стратегии и методы исследования в ВП. Методы исследования в ВП (лонгитюд, тестирование, наблюдение, метод «срезов») Основные формы констатирующего и формирующего эксперимента. Развитие и обучение.


^ Тема 2.Роль деятельности и общения в психическом развитии ребенка

Деятельность. Мотивация и ее структура. Общение. Развитие общения ребенка со взрослыми. Социогенетическое направление в исследовании детского развития. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Теория социального научения. Биогенетическая проблема в ВП и ее решение. Теория конвергенции двух факторов Штерна. Учение А.Н.Леонтьева о ведущем виде деятельности. Учение Л.И.Божович о социальной ситуации развития. Проблема условий, источников и движущих сил психического развития ребенка.


^ Тема 3. Стадиальность психического развития.

Критерии периодизации психического развития ребенка. Периодизация психического развития ребенка по Блонскому. Периодизация психического развития ребенка по Фрейду. Периодизация психического развития ребенка по Эльконину.


^ Тема 4. Л.С. Выгодский и его школа

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Понятие высших психических функций. Законы психического развития. "Идеальная" и "реальная" формы развития. Теория развития высших психических функций: опосредствованность и интериоризация в психическом развитии.

Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л.С.Выготского. Проблема соотношения обучения и развития в работах Л.С.Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития»: его теоретическое и практическое значение. Роль и значение кризисов в психическом развитии ребенка. Появление и проявление кризисов.


^ Тема 5. Развитие личности ребенка

Периодизация развития личности по Эриксону. Развитие морального сознания личности по Колбергу. Периодизация развития личности по Петровскому.


^ Тема 6. Интеллектуальное развитие ребенка.

Женевская школа генетической психологии Ж. Пиаже. Исходные принципы и основные направления исследований интеллекта развития в ранних работах Ж. Пиаже. Характеристика клинического метода. Этапы научной биографии Ж. Пиаже: от открытия эгоцентризма к учению о стадиях интеллектуального развития. Периодизация интеллектуального развития по Пиаже. «Феномены» Пиаже. Процессы когнитивной ассимиляции и аккомодации. Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта. Фактор уравновешивания (саморегуляции) и процессы когнитивного развития. Факты Ж. Пиаже и их систематизация. Понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи. Эгоцентризм в мышлении ребенка. Сенсомоторный интеллект. Интуитивное (дооператорное) мышление. Понятие операции. Особенности конкретных операций. Особенности формального мышления. Интеллектуальное развитие ребенка по Брунеру.


^ Тема 1. Период младенчества.

Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде, эмбриональные кризисы. Пренатальное развитие и его роль в становлении психики ребенка. Перинатальный этап. Изменение внутрисемейной ситуации с рождением ребенка. Родительские установки в концепции транзактного анализа. Общая характеристика этапа новорожденности. Специфика психической жизни новорожденного. Формирование привязанности. Врожденные рефлексы. Способность к научению. Критерии окончания кризиса новорожденности. Неразрывное единство ребенка и взрослого. Эмоционально-непосредственное общение как ведущий вид деятельности. Эффект госпитализма. «Комплекс оживления» и развитие первых форм общения. Сенсорное и перцептивное развитие в младенческом возрасте. Моторное развитие в младенчестве. Формирование акта хватания и его значение для психического развития ребенка. Предметные манипуляции. Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте. Основные новообразования младенчества. Кризис 1 года: его причины и симптомы.


^ Тема 2. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Социальная ситуация развития в раннем детстве – ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым («ребенок-предмет-взрослый»). Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем возрасте. Возникновение игрового действия. Особенности речи ребенка раннего возраста. Развитие значения детских слов. Влияние общения со взрослыми на становление речи ребенка раннего возраста. Когнитивное развитие в раннем возрасте. Наглядно-действенный характер мышления ребенка раннего возраста. Развитие символической функции мышления (Ж.Пиаже). Начало развития воображения. Становление личности и индивидуальности в раннем детстве. Развитие самосознания, половой идентичности. Развитие эмоций и чувств. Зарождение потребности в общении со сверстниками. Психологическая сущность и причины возникновения кризиса трех лет. Симптомы кризиса.


^ Тема 3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Социальная ситуация развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Другие виды деятельности в дошкольном возрасте. Развитие личности дошкольника. Потребности и мотивы поведения дошкольников. Становление иерархии мотивов, формирование произвольного поведения. Моральное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Индивидуальные и половые различия в поведении. Особенности эмоциональной сферы, самосознания, Я-образа и самооценки дошкольника.


^ Глава 4. Шестилетние дети, психологическая готовность к школьному обучению.

Специфика познавательной сферы дошкольника. Особенности внимания, восприятия и памяти. Развитие мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление дошкольника, развитие речи. Проблема обучения детей с 6 лет.


^ Тема 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).

Кризис семи лет: его сущность и особенности. Проблема психологической готовности к школьному обучению и ее виды. Диагностика психологической готовности к школьному обучению. Особенности социальной ситуации развития младшего школьника. Адаптация. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста. Формирование и динамика мотивов учения. Развитие познавательных процессов, специфика восприятия. Внимание и его развитие в учебной деятельности, особенности памяти, интеллектуальное развитие. Мышление на уровне конкретных операций. Развитие личности, проблема усвоения моральных норм и правил поведения. Особенности взаимоотношения младшего школьника со значимыми взрослыми, со сверстниками. Психологические причины осложненных форм развития в младшем школьном возрасте. Дети с трудностями в обучении и поведении. Основные психологические новообразования младшего школьника.


^ Глава 6. Подростковый возраст (от 11 до 15 лет).

Социальная ситуация развития подростка. Подростковые реакции, отношения со взрослыми и сверстниками. Стили семейного воспитания. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка. Физическое Я подростка, психосексуальное развитие подростка, полоролевая идентификация. Основные новообразования подросткового возраста. Чувство взрослости, его особенности, проблема интересов в переходном возрасте. Ценностные ориентации подростков. Особенности развития самосознания, образа-Я подростка. Особенности эмоционально-волевой сферы. Перестройка учебной деятельности, развитие познавательных процессов, возрастные особенности внимания, памяти, мышления, воображения. Мышление на уровне формальных операций. Психологические проблемы общения в подростковом возрасте. Социально-психологические аспекты девиантного поведения и формы его проявления.

^ Тема 7. Юношеский возраст.

Понятие юности и ее возрастные границы. Основные подходы к юности в зарубежной психологии. Отечественные исследования периода юности. Социальная ситуация развития в период ранней юности. Физическое развитие в юношеском возрасте. Формирование соматотипа и его влияние на психику. Половая идентичность и сексуальное поведение. Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения. Характеристика познавательных интересов. Когнитивное развитие в юности. Проблема личностного самоопределения в юношеском возрасте, развитие самосознания, образа-Я, уровня притязания, эмоциональное развитие. Психологические проблемы формирования мировоззрения. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников. Типичные конфликты старшеклассника с родителями и педагогами, способы их преодоления. Психологические проблемы любви и дружбы.


  1. ^

    III. ПСИХОДИАГНОСТИКА



Тема 1. Классификации методов в психологии

Классификация методов современной психологии (по Ананьеву): организационные методы - сравнительный, лонгитюдинальный; методы эмпирического добывания научных данных; методы, связанные с приемами обработки результатов эксперимента; интерпретационные методы — генетический и структурный.

Метод самонаблюдения - стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой.

Ассоциативный эксперимент - проективный метод, предложенный одновременно К.Г.Юнгом, М.Вертгеймером и Д.Кляйном и предназначенный для исследования мотивации личности.

Близнецовый метод - стратегия исследования, предложенная Ф.Гальтоном в 1875г. Естественный эксперимент - экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф.Лазурским в l910 г.

Лабораторный эксперимент - методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений.

Обучающий эксперимент - форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании.

Производственный эксперимент - естественный эксперимент, осуществляющийся в обычных для испытуемого условиях его труда.

Лонгитюдиональное исследование - изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет.

Сравнительно-генетический метод - исследовательская стратегия, использующаяся для изучения закономерностей психической деятельности за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития.

Психофизические методы - методы, используемые при построении субъективных шкал и измерении чувствительности сенсорных систем. Самыми распространенными являются: метод вынужденного выбора, метод минимальных изменений, метод постоянных раздражителей, метод оценки.

Социометрический метод исследования - диагностический метод, служащий для анализа межличностных отношений в малых группах.

Полиэффекторный метод - одновременная регистрация нескольких психофизиологических реакций организма в ответ на действие раздражителя.

Метод микроструктурного анализа - стратегия анализа кратковременных действий на основе установления характеристик их взаимодействия.

Метод семантического дифференциала - ассоциативная процедура, предложенная американским психологом Ч.Осгудом в 1952 г. для изучения восприятия, социальных установок и личностных смыслов.

Нейропсихологические методы - методы, разработанные А.Р.Лурия, служащие для диагностики локальных поражений головного мозга по сопутствующим им психических нарушениям.

Психологическое моделирование - воссоздание в лабораторных условиях психической деятельности для исследования ее структуры.

  1. ^

    Тема 2. Психодиагностическое обследование.


Организация и проведение психодиагностического обследования. Основные этапы: сбор данных в соответствии с задачей исследования; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз и прогноз), формулирование рекомендаций, программы коррекции. Адресность психологического заключения Формирование навыков профессиональной деятельности: ведение протокола обследования. Основные принципы работы психолога: этические принципы; профессионализм; принцип системности; единство диагностики и коррекции; профессиональный рост.

Социальные и этические аспекты психологической диагностики. Этический кодекс психолога-диагноста (1963, 1965, 1972)
  1. ^

  2. Тема 3. История становления психодиагностики.


Предпосылки появления психодиагностики: экспериментальная психология (Фехнер, Вебер, Гельмгольц); дифференциальная психология (Ф.Гальтон). История становления психологической диагностики, этапы ее развития за рубежом (Ф.Гальтон, Д.Кеттел, А.Бине, Л.Термен, В.Штерн), возникновение группового тестирования. Проблема выделения детей с умственной отсталостью. Создание А.Бине и Т.Симоном (1905) системы тестов для определения умственного развития у детей. Умственный возраст, хронологический возраст. Понятие коэффициента интеллектуальности (В.Штерн,1912). Определение профессиональной пригодности. Модификация тестовой системы Л.Терменом (США, 1916). Тестовая система Д.Векслера (США,1939).

Основные этапы развития психодиагностики в России. Особенности становления психологической диагностики в России (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев). Массовое применение тестов в народном образовании - 20-30-е годы ХХ в. (М.С. Бернштейн, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Г.И. Россолимо, И.П. Шпильрейн и др.)

Педология как совокупность психологических и социологических подходов к развитию ребенка. Педология в России (Л.С. Выготский, П.П. Блонский).

Второй период развития психодиагностики в России - конец 60-х г. ХХ в. (Л.Ф. Бурлачук, 1979; Е.Т. Соколова, 1980; А Е. Личко, В.М. Смирнов, 1983; В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский, 1985).
  1. ^

  2. Тема 4. Тест как метод исследования.


Понятие теста. Классификация тестов (по форме, содержанию, целям). Аппаратурные и бланковые тесты. Групповое и индивидуальное тестирование. Вербальные и невербальные тесты.

^ Тесты интеллекта. Диагностика умственного развития и общих способностей. Соотношение понятий «умственное развитие» и «интеллект». Сущность понятия «интеллект». Изучение интеллекта западными психологами (Ф. Гальтон, 1979; Дж. Кеттел, 1890; Э. Крепелин, 1895; А. Бине, 1895; Л.Термен, 1916.).

Диагностика интеллектуального уровня. Тест Д. Векслера. Тест Р. Амтхауэра. Тест Равена. Тесты действия (Тест воспроизведения прежнего порядка на доске Э. Сеггена, 1866). Неязыковые тесты. Тесты свободные от влияния культуры (Р.Б. Кетгел). Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии на современном этапе. Критика тестов интеллекта. Отечественные методики, направленные на диагностику умственного развития.

^ Тесты способностей. Проблема способностей в работах отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, В.М. Дружинин). Соотношение задатков и способностей. Условия формирования способностей. Виды способностей: общие и специальные.

Эмпирический подход в изучении интеллектуальных способностей. Факторные технологии выявления интеллектуальных способностей. Исследования Спирмена, список первичных способностей Терстоуна, тесты общих способностей Р.Кэттела).


^ Тесты специальных способностей. Диагностика специальных способностей. Классификация специальных способностей зарубежными психологами: сенсорные способности, моторные способности, технические и профессионализированные способности. Сенсорные способности. Таблицы Снеллена и метод Орто-Рейтера на диагностику остроты зрения. Тест музыкальной одаренности Сишора. Моторные способности. Двигательный тест Озерецкого Н.И. (1923). Шкала моторного развития Линкольн-Озерецкого (1955). Технические способности, их диагностика. Профессионализированные способности. Тесты художественных способностей (А.А. Мелик-Пашаев, З.И. Новлянская). Тест суждений об искусстве Местора (1929, 1940). Опросник художественных способностей Хорна. Тест Сишора. Тест понимания музыки Винга.

^ Тесты креативности. Исследования креативности в 50-70 г. ХХ в. «Познавательный» и «личностный» подход в понимании сущности понятия креативность.

Креативность как дивергентное мышление, его признаки. Дж. Гилфорд (1954). Тесты Е.П. Торренса (1962) на диагностику вербальной, образной и моторной креативности.

Креативность как тип творческой личности (Рубинштейн, Теплов, Шадриков, Дружинин). Отечественная методика «креативного поля» Д.Б. Богоявленской (1983).

Критериально-ориентированные тесты.Подготовка, проведение и обработка результатов тестовых испытаний. Условия и процедура проведения тестирования. Требования к специалисту, проводящему тестирование.
  1. ^

  2. Тема 5. Проективная техника


Понятие проекции (Л. Франк, 1939). Существенные признаки проективных техник. Метод словесных ассоциаций. Психоанализ. Группы проективных методов (Л. Франк): конститутивные (тест Роршаха); интерпретативные (Тематический апперцептивный тест Г. Мюррея, Х. Моргана, Тест фрустрации Розенцвейга); конструктивные (Мира тест); катартические ( «Психодрама»); экспрессивные («Дом — дерево — человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Автопортрет» и др.); импрессивные (Тест цветовых выборов Люшера); аддитивные (завершение предложений). Проективные методы, используемые для диагностики мотивации.

Инструментальные ошибки. Ошибки психодиагноста. Аддитивные методики. Принципы комплексной диагностики.

  1. ^

    Тема 6. Диагностика личности.


Проблема типологии индивидуальных различий. Теория личности отечественных психологов. Теории личности зарубежных психологов. Структурная теория черт личности Р. Кеттела. Аналитическая теория личности К. Юнга. Когнитивная теория личности Д. Келли. Теория социального научения Д. Роттера и др.

Психологические принципы и методы диагностики мотивации. Прямые методы психодиагностики мотивов. Личностные опросники для измерения мотивов.

Принципы и методы диагностики самосознания.

Принципы и методы диагностики межличностных отношений.

Диагностика индивидуальных свойств личности, влияющих на межличностные отношения.

Личностные опросники. Требования, предъявляемые к построению опросников. Понятие ключа.

Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Социометрический тест Дж. Морено.

Метод репертуарных решеток Д.Келли

  1. ^

    Тема 7. Методы беседы, наблюдения, контент-анализа


Наблюдение как метод психодиагностического исследования. Виды наблюдений (поисковое, стандартизированное,полельное, активное, лонгитюдное). Организация, планирование и проведение наблюдений. Проблема объективности наблюдений. Экспертные оценки.

Контент-анализ как метод количественного анализа документов.

Основные этапы и области применения контент-анализа. Достоинства и недостатки контент-анализа. Типы бесед. Их сравнительная характеристика. Требования к организации беседы. Критерии объективности информации,получаемой в беседе. Наблюдение во время беседы. Невербальные компоненты общения в беседе, их показатели и регистрация.

  1. ^

    Тема 8. Надежность, Валидность, стандартизация.


Общее понятие надежности диагностических методик. Надежность ретестовая, надежность параллельных форм, надежность частей тела.

Общее понятие валидности диагностических методик. Валидность конструкторная (оценка: методом сравнения с известной методикой, методом выявления внутренней согласованности заданий теста), влидность критериальная (оценка: методом контрастных группп, методом выявления дискриминативности заданий теста), валидность содержательная.

Стандартизация диагностических методик, формы стандартизации, преобразование количественных эмпирических значений изучаемого показателя в шкалы вторичных оценок. Стены, IQ, Т-баллы, стенайты, шкала Векслера.
  • ^

    IV. ПАТОПСИХОЛОГИЯ.



Тема 1. Предмет и задачи патопсихологии, история зарубежной патопсихологии.


Предыстория патопсихологии. История зарубежной научной патопсихологии.


Тема 2. История отечественной патопсихологии

Развитие патопсихологии: в царской России до 1917 года (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков); в СССР до 1936-ого года в рамках педологии и психотехники; в СССР после ликвидации педологии и психотехники с 1936 г. по 1956 г. г.; реабилитация и частичной восстановление патопсихологии в 1956-1990 г. г.; развитие патопсихологии в современной демократической России.

Тема 3. Основные разделы патопсихологии. Дисциплины, пограничные с патопсихологией

Общая патопсихология – учение о нарушениях психических функций. Определение патопсихологии Б.В. Зейгарник. Частная патопсихология – психологические характеристики различных душевных заболеваний. Возрастная патопсихология. Детская патопсихология. Судебная патопсихология.

^ Тема 4. Психиатрия и патопсихология

Психиатрия - неврологическое учение о психических расстройствах и душевных заболеваниях. Понятие душевной болезни в психиатрии. Общая и частная психопатология. Психиатрия как практика и наука.

Психиатрические классификации болезней. Категориальная классификация психических расстройств (МКБ). Измерительная классификация психических нарушений (DSM).

^ Различия патопсихологии и психопатологии


Тема 5. Психическое нарушение и болезнь как предмет патопсихологии

Психическое нарушение как отклонение от статистической нормы. Дефицитарные и чрезмерные нарушения. Понятие дефекта. Недостатки определения. Психическое нарушение как отклонение от функциональной нормы. Понятие временной и постоянной дисфункции. Психическое нарушение как отклонение от социальной нормы. Понятие девиантного поведения. Три вида девиантного поведения. Девиантное и делинквентное поведение. Классификация девиантного поведения Арзуманяна и Клейберга. Недостатки определения психического нарушения как отклонения от социальной нормы. Психическое нарушение как отклонение от идеальной нормы. Идеалы психики в академической психологии, психоанализе, гуманистической психологии. Достоинства и недостатки определения психического нарушения как отклонения от идеальной нормы. Психическое нарушение как отклонение от субъективной нормы. Понятие душевной болезни. Душевная болезнь как безумие. Душевная болезнь как динамический комплекс нарушений нескольких психических функций. Понятие душевного здоровья.


^ Тема 6. Основные принципы патопсихологии

Принцип «единства нормы и патологии». Последствия нарушения принципа единства нормы и патологии в общей психологии (расширение понятия нормы) и психиатрии (расширение понятия патологии). Дифференциальный принцип (при изучении нарушений необходимо учитывать половые, сословные, национальные и возрастные отличия). Принцип объективности - исследование психических нарушений надёжными, валидными методами. Принцип воздействия - предупреждение и коррекция психических расстройств с помощью психологических средств.


^ Тема 7. Общие нарушения сознания

Понятие сознания. Сущность сознания по Фрейду. Определение сознания и бессознательного у К. Ясперса. Определение ясности сознания. Типология уровней ясности сознания у представителей 4-ого пути Гурджиева и Успенского.

Выключенные состояния сознания: оглушенность, сопор, кома.

Помраченные состояния сознания: делирий, онейроид, сумеречное состояние сознания. Отличия выключенных и помраченных состояний сознания.


^ Тема 8. Нарушения сознания «я»

Понятие сознание «я». Признаки сознания «я» – персонализация, осознание единства «я», осознание собственной идентичности, осознание отличия «я» от внешнего мира.

Аномалии сознания «я»: деперсонализация, раздвоение личности, нарушение сознания собственной идентичности во времени, отождествление себя с предметами внешнего мира.

Экспериментальные исследования нарушений самосознания. Эксперименты с раздвоением личности. Исследования нарушений самооценки шкалами Дембо-Рубинштейн, КИСС, Розенберга. Негативный нарциссизм у подростков наркоманией как форма нарушения самосознания.


^ Тема 9. Нарушения восприятия.

Определение восприятия. Нарушения восприятия. Иллюзии. Псевдоиллюзии, парэйдолии. Патологические иллюзии при заболеваниях. Галлюцинации. Виды галлюцинаций: нормальные и патологические, слуховые, зрительные, обонятельные и т.д.; позитивные и негативные; истинные и псевдогаллюцинации.


Тема 10. Нарушения внимания.

Понятие внимания. Его свойства (устойчивость, распределение, переключаемость, избирательность) и методы изучения. Нарушения внимания при шизофрении



  1. Тема 11. Нарушения памяти

Нарушения памяти - амнезии. Виды амнезии. Нарушения памяти типа А и типа Б. Методы исследования памяти.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Пояснительная записка к программе государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «специальная психология» iconПояснительная записка к программе государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «специальная психология»

Пояснительная записка к программе государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «специальная психология» iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 032401 «Реклама»

Пояснительная записка к программе государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «специальная психология» iconПрограмма государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология)

Пояснительная записка к программе государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «специальная психология» iconКонтрольная работа по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» по: основам медицинских знаний

Пояснительная записка к программе государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «специальная психология» iconПрограмма вступительных испытаний (экзамена по специальности) в аспирантуру по научной специальности 19. 00. 10 «Коррекционная психология»

Пояснительная записка к программе государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «специальная психология» iconПрограмма вступительного экзамена по биологии Пояснительная записка

Пояснительная записка к программе государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «специальная психология» iconРабочая программа курса информатики и икт пояснительная записка к рабочей учебной программе

Пояснительная записка к программе государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «специальная психология» iconПояснительная записка к программе «Модернизация здравоохранения Пензенской области на 2011 2012 годы»

Пояснительная записка к программе государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «специальная психология» iconПояснительная записка к муниципальной целевой программе «Модернизация здравоохранения города Волгодонска на 2011 2012 годы» I

Пояснительная записка к программе государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «специальная психология» iconПояснительная записка к экзаменационным материалам для проведения устного экзамена по биологии в 9 классе (по билетам)

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина