Положение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (оон) icon

Положение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (оон)





НазваниеПоложение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (оон)
страница1/13
Дата конвертации27.02.2013
Размер3.31 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
















ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, В РОССИИ


В Российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (ООН):

Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Конвенция о правах ребенка. Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компонентными органами:

Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ „Об образовании"» и т. д. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от июня 1992 г. была разработана целевая программа «Дети-инвалиды», она направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, на создание условий независимой жизни этой части населения. Программа включает следующие вопросы:

• профилактика детской инвалидности и организация статистического учета;

• психолого-медико-педагогическая и социальная реабилитация детей-инвалидов;

• обеспечение детей-инвалидов техническими средствами;

• создание информационной системы по проблемам детской инвалидности;

• оказание организационно-методической, социально-экономической, правовой и финансовой помощи общественным организациям и объединениям семей детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии. Существуют Международные правовые акты о социальной защите детей-инвалидов. В них сказано, что выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденных или приобретенных, физических и (или) умственных способностей.

Декларация о правах умственно отсталых лиц принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 г. В ней провозглашается, что умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди, а именно: право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, право на образование, восстановление трудоспособности и покровительство; право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень; умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения.

В Декларации о правах инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 г. без голосования) говорится, что инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации, а именно они имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были их происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста.

Инвалиды имеют право на медицинское, психическое лечение, включая протезирование и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место.

Кроме этого, имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, заменяющих их, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга; инвалиды имеют возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью.

Кроме Международных правовых актов о социальной защите детей-инвалидов существуют еще и законы Российской Федерации по социальной защите семей, воспитывающих детей-инвалидов.

В законах РФ предусмотрено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В основах законодательства РФ о физической культуре и спорте говорится, что детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам, инвалидам физкультурно-спортивные услуги предоставляются бесплатно. В основах законодательства РФ об охране здоровья граждан сказано, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения, на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корректирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами.

В правах несовершеннолетних сказано, что несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также средств родителей или лиц, их заменяющих.

В правах инвалидов говорится о том, что инвалиды, в том числе дети-инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами и т. д. на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения; государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Российская Федерация, исходя из приоритета общественных человеческих ценностей, признавая равенство прав всех людей на образование и равную защиту этого права со стороны государства, желая создать законодательную базу для удовлетворения специальных потребностей лиц, возможности которых получить образования ограничены их недостатком, состоянием здоровья или конкретными социальными условиями, подготовила Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».

В Законе сказано, что специальное образование (вариант 1) — это система условий, которые создает государство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества; специальное образование (вариант 2) — это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и (или) психического недостатка.

Действие Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» распространяется на:

• детей и взрослых, возможности которых получить образование, в том числе профессиональное, ограничены в связи с физическим и (или) психическим недостатком, подтвержденным в установленном порядке;

• родителей детей, а также законных либо надлежащим образом уполномоченных представителей взрослых;

• педагогический, медицинский и иной персонал, участвующий в специальном образовательном процессе;

• государственные, муниципальные и негосударственные органы, их должностные лица, а также юридические и физические лица, участвующие в осуществлении специального образования.

Специальное образование обеспечивает лицам с физическими и (или) психическими недостатками возможность развить свои физические и психические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовки к трудовой деятельности самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни. Специальное образование является частью системы комплексной, медико-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и включается в индивидуальную программу реабилитации таких лиц в соответствии с законодательством о социальной защищенности инвалидов. Данный Закон предусматривает государственные гарантии прав лиц, имеющих специальные потребности. Российская Федерация и субъекты РФ гарантируют таким лицам обязательное обучение независимо от степени физической и (или) психической недостаточности с момента ее обнаружения, но не позднее трехлетнего возраста; при этом продолжительность начального и основного общего образования устанавливается специальными образовательными стандартами и не может быть менее 9 лет. Кроме того, гарантируется бесплатность обучения независимо от его форм в пределах государственного образовательного стандарта; свободный доступ к образованию любого уровня, получаемому в условиях интегрированного обучения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показателями (противопоказаниями); обучение с возможно минимальной изоляцией от общества; обучение по индивидуальным программам в соответствии со специальными образовательными стандартами, соотносимыми с программами обучения в учреждениях общего типа и учитывающими характер и степень имеющегося физического и (или) психического недостатка; обеспечение по специальным медицинским показаниям транспортными средствами для доставки в ближайшее образовательное учреждение. Лицам с физическими и (или) психическими недостатками по окончании обучения гарантируется трудоустройство в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определенном законодательством о труде и законодательством о занятости.

Родители детей, имеющих специальные образовательные потребности, помимо прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, пользуются специальными правами:

• присутствовать при освидетельствовании ребенка в психолого-медико-педагогической консультации (комиссии), высказать свое мнение и обжаловать в установленном порядке заключение той комиссии;

• участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ для ребенка;

• имеют право на внеконкурсный прием в учреждение высшего профессионального образования и бесплатное обучение в нем по педагогической специальности, соответствующей профилю специальных образовательных потребностей ребенка. Это право предоставляется родителям при условии, если они имеют образование, необходимое для обучения в учреждении высшего профессионального образования.

Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусмотрено также государственное обеспечение лиц, имеющих специальные образовательные потребности. Во-первых, плата за обучение в пределах государственного образовательного стандарта с лиц, имеющих специальные образовательные потребности, не взимается. При необходимости этим лицам предоставляется транспорт для доставки в образовательное учреждение соответствующего типа и вида или организуется их бесплатное обучение на дому. Во-вторых, родителям детей, имеющих специальные образовательные потребности и обучающихся в семье, возмещаются затраты на обучение в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного или муниципального учреждения. Возмещение выплачивается при условии успешной государственной аттестации ребенка. В-третьих, на полном государственном обеспечении в муниципальных образовательных и в специальных классах (группах) государственных и муниципальных образовательных учреждений находятся дети:

• неслышащие и слабослышащие;

• незрячие и слабовидящие;

• с тяжелыми нарушениями речи;

• с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

• умственно отсталые;

• с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы поведения;

• с выраженными трудностями в обучении (с задержкой психического развития);

• со сложными недостатками.

В рассматриваемом Законе сказано, что помимо форм получения образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», лица, имеющие специальные образовательные потребности, могут получать образование в форме обучения на дому, интегрированного обучения и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения.

Интегрированное обучение — это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов-специалистов. При этом за лицами, имеющими психические и (или) физические недостатки, сохраняются все льготы, которыми они пользуются при обучении в специальном образовательном учреждении. Интегрированное обучение возможно в обычном классе (группе) с получением индивидуальной помощи или с получением помощи в коррекционном, в том числе логопедическом кабинете (пункте), а также обучение в специальном (коррекционном) классе (группе) в образовательных учреждениях общего типа. Образовательное учреждение общего типа не вправе отказать лицам с физическими и (или) психическими недостатками в приеме по мотиву наличия у них недостатка при отсутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию. Совместное обучение лиц с недостатками и лиц, не имеющих их, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.

Для оказания индивидуальной помощи детям со специальными образовательными потребностями создаются коррекционные кабинеты, финансируемые из бюджета субъекта РФ. Каждый такой кабинет обслуживает одно или несколько образовательных учреждений, общее число классов (групп) в которых должно быть не более 40, а количество обучающихся со специальными потребностями не менее 12.

Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения устной и письменной речи, организуются логопедические пункты, финансируемые из бюджета субъектов РФ. Такой один пункт обслуживает одно или несколько образовательных учреждений, суммарное число начальных классов в которых должно быть не более 25.

Также создаются разнопрофильные центры реабилитации (не менее одного в каждом субъекте РФ) для обучения и воспитания детей и взрослых в возрасте до 21 года с тяжелыми и сложными недостатками развития. Задачами таких центров являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и проведение образовательных занятий по индивидуальным программам обучения. Занятия в центрах организуются в группах с количеством детей от 3 до 10; общее число обучающихся в центре не должно превышать 100 человек.

В Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее коррекционное учреждение) I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. С ними проводятся фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и совершенствованию навыков произношения в ходе всего образовательного процесса. В составе образовательного учреждения I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта, работа в которых организуется по специальным учебным планам.

^ Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе. Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения: 1-е — для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2-е — для воспитанников с глубоким недоразвитием речи.

Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

^ В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте; общий рок обучения — 12 лет.

^ В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие высокую остроту зрения (выше 0,4), для продолжения лечения зрения. При необходимости может быть организовано совместное обучение незрячих и слабовидящих детей.

^ Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. В 1-е отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, а также дети страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. Во 2-е отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В случае устранения речевого дефекта воспитанники с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.

^ Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с целью восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

^ Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования.

^ Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Трудовое обучение в 10—11 классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки.

Для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших правонарушения, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, достигших к моменту совершения правонарушения одиннадцатилетнего возраста и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специальные закрытые образовательные учреждения, учредителями которых могут быть только органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Направление в социальные государственные закрытые образовательные учреждения осуществляется по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) в порядке, установленным Федеральным Законом.

Таким образом, в Российской Федерации существуют организации и образовательные учреждения специализированной помощи детям с проблемами в развитии.

I. Под ведомством Министерства специального и общего образования РФ:

1. Специальные дошкольные учреждения или специализированные группы в дошкольных учреждениях общего типа.

2. Специальные (коррекционные) школы.

3. Специальные школы-интернаты.

4. Специальные детские дома.

5. Специальные классы в общеобразовательных массовых школах.

6. Коррекционные кабинеты.

7. Логопедические пункты.

8. Специальные закрытые образовательные учреждения.


II. Под ведомством Министерства здравоохранения РФ:

1. Специализированные ясли.

2. Дома ребенка.

3. Детские поликлиники.

4. Отделения детских больниц.

5. Детские санатории.

6. Центры комплексной патологии.


III. Под ведомством Министерства труда и социального развития РФ:

1. Дома-интернаты для инвалидов.

2. Реабилитационные центры.

Кроме вышеперечисленной системы могут быть созданы объединения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, центры коррекции и реабилитации, созданные общественными организациями.

В настоящее время из 38,8 млн детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т. е. 1,7 млн относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным способностям.

^ Первый этап реформирования системы специального образования завершился определенными позитивными изменениями в этой сфере.

Второй этап реформирования предполагает несколько направлений:

• создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических консультаций единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства, ранней коррекции, что обеспечит в дальнейшем получение значительного экономического эффекта, поскольку около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), стоимость которых намного выше;

• научно-теоретическую разработку основ дошкольной коррекционно-педагогической работы с детьми;

• совершенствование приемов выявления и медико-психолого-педагогического изучения детей с разными отклонениями, начиная с самого раннего возраста (1—3 года), с целью выбора оптимальных условий и содержания коррекционно-педагогической помощи ребенку в каждом конкретном случае;

• создание системы психолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе синдром Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями);

• создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения на всех ее ступенях, во всех видах и типах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения в семье;

• стабилизация деятельности существующих и развитие инновационных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.);

• создание там, где это целесообразно, достаточного числа малокомплектных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса;

• создание психологической службы в системе специального образования и постоянно действующей системы психолого-медико-педагогического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Реализация второго этапа реформирования системы специального образования осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который устанавливает экономические основания этого этапа реформирования, предполагает ряд нормативно-правовых актов.

Экономическое обеспечение очередного этапа реформирования предполагает также дальнейшее совершенствование механизмов многоканального финансирования этой сферы.

Информационное обеспечение процесса принятия в ходе реформирования системы специального образования предполагает наличие едерального банка данных, а также создание и поэтапное внедрение модели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деятельности в области принятия управленческих решений.




^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА «ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ»

О ПРОБЛЕМАХ СЕМЕЙНОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ


В нашей стране, как и в целом мире, наблюдается тенденция роста детей-инвалидов. По данным Управления специального образования Министерства общего и специального образования (См.: Шилов Д. С. Состояние психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования Российской Федерации //Инновации в российском образовании: Специальное (коррекционное) образование 1999.— М., 1999.—С. 3—10) в настоящее время 1,8 млн детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются специальном (коррекционном) образовании. Из них 352,9 тыс. детей посещают группы й учреждения компенсирующего дошкольного бразования. Из детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста 282,2 тыс. детей обучаются в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях восьми видов (для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых); 203 тысячи человек — в специальных (коррекционных) и 2,5 тыс. человек — в общих классах общеобразовательных учреждений; почти 25 тыс. человек, нуждающихся в длительном лечении,— в 145 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа; 34 тыс. человек — на дому и в школах индивидуального обучения; 38% детей с отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду.

Основной причиной детской инвалидности в России являются психоневрологические заболевания (60%), заболевания внутренних органов (до 20%), заболевания опорно-двигательного аппарата (до 10%), нарушения зрения и слуха (около 17%).

Рассмотрим подробнее группы детей, имеющих проблемы в развитии.

Дети с умственной отсталостью. Умственная отсталость — это стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

Умственная отсталость проявляется в двух формах: олигофрении и деменции.

Олигофрения — это стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза (до 1,5—2 лет).

Демениия (нарушение сформировавшегося интеллекта) — это стойкое необратимое нарушение ознавательной деятельности в результате органического поражения ЦНС на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5—2 лет).

Есть два варианта деменции:

Резидуальная (остаточная) — остаточные явления после перенесенных заболеваний, травм, отравлений.

Прогредиентная — умственная отсталость протекает на фоне прогрессирующего заболевания головного мозга.

Дети с умственной отсталостью имеют довольно грубые нарушения в высшей нервной деятельности, нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической

основой нарушения психической деятельности ребенка, включая и процессы познания, эмоции, личности в целом.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают любопытность в познании.

Все операции мышления у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. При анализе предметов выделяют только общие свойства предметов, а не их

индивидуальныепризнаки.

Основные процессы памяти также имеют специфические особенности. Умственно отсталые дети лучше запоминают внешние, случайные признаки, но с трудом запоминают внутренние логические связи. Слабость памяти проявляется не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении.

При умственной отсталости страдает непроизвольное внимание, а также нарушена эмоционально-волевая сфера.

Причинами умственной отсталости могут быть различные факторы экзогенного и эндогенного характера, которые вызывают органические нарушения головного мозга.

По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность.

Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. У таких детей почти отсутствует речь, окружающих они не узнают, выражение лица бессмысленное, внимание почти ничем не привлекается.

Отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимика и жестикуляция, лексикон ограничен несколькими десятками слов, у некоторых детей нет речи.

Имбецильность является более легкой по сравнению с идиотией степенью умственной отсталости. Дети обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков.

Дебильность — наиболее легкая степень умственной отсталости.

Отмечаются дефекты речи в виде шепелявости, сигматизма, аграмматизма. У детей-дебилов недоразвитие аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности и нарушение фонетического слуха вызывают большие трудности в овладении устной и письменной речью, навыками счета.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР). Определенная группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как недоразвитие высших функций носит временный характер, относится к особой категории детей — детей с задержкой психического развития (ЗПР).

ЗПР — особый тип отклонения в развитии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.

Выделяют две основные формы задержки психического развития:

— задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

— задержку, возникшую на ранних этапах жизни ребенка, обусловленную длительными астеническими и церебральными осложнениями.

Исходя из этиологического принципа, было выделено четыре основных варианта задержки психического развития:

1. Задержка психического развития конституционального происхождения.

2. Задержка психического развития соматогенного происхождения.

3. Задержка психического развития психогенного происхождения.

4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза.

Задержка психического развития конституционального происхождения — так называемый гармонический инфантилизм — представляет собой некоторое запаздывание темпа физического и психического развития личности, выражающееся в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребенка и его социальную адаптацию. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5—2 года, для них характерна живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, порывистые движения. Детям свойственны слабая способность к умственному напряжению, повышенная подражательность, внушаемость, несамостоятельность и некритичность к своему поведению.

Задержка психического развития соматогенного происхождения — тип аномалии развития, обусловленный длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. Имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, который обусловлен неуверенностью, боязливостью.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

ЗПР психогенного происхождения наблюдается прежде всего при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, чаще всего обусловленной явлением гипоопеки — условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта.

Вариант развития личности по типу «кумира семьи» обусловленгиперопекой — изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности.

Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, родители которых проявляют жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи.

В этой обстановке формируется боязливая личность ребенка, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, малой активности и инициативе.

У детей с задержкой развития церебрально-органического генеза замедление смены возрастных фаз психического развития часто имеет место уже в дошкольном возрасте. К школьному возрасту обычно выявляется общая ЗПР, включающая как несформированность эмоционально-волевой сферы по типу так называемого органического инфантилизма, так и незрелость познавательной деятельности. При органическом инфантилизме отсутствует живость и яркость эмоций, характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. При стойких формах ЗПР церебрально-органического генеза, помимо расстройств познавательной деятельности, нередко наблюдается и недостаточная сформированность отдельных корковых или подкорковых функций: слухового, зрительного, тактильного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти. Формы ЗПР церебральноорганического генеза имеют определенную общность с олигофренией в плане этиологии, но они характеризуются не только меньшей тяжестью поражения нервной системы, но и иной клинико-психологической структурой дефекта.

Дети с нарушением слуха. Среди детей с проблемами в развитии значительную категорию составляют дети с различными выраженными нарушениями слуха и зрения. Нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются реже, чем приобретенные. К данному типу нарушений следует отнести наследственную аномалию слухового органа. Приобретенные нарушения слуха встречаются чаще. Среди причин, вызывающих эти недостатки, основное место занимают инфекционные заболевания; воспалительные процессы; последствия заболеваний носа и носоглотки, невриты слухового нерва, травмы головы. Всех детей с недостатками слуха делят на две категории: неслышащие (глухие), слабослышащие (тугоухие).

^ Неслышащие дети — это дети с полным выпадением слуха, который не может быть ими самостоятельно использован для накопления речевого запаса.

Среди неслышащих детей различают:

— глухих без речи (ранооглохшие), когда поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в самом начале формирования речи;

— глухих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохшие),— это дети с потерей слуха, но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты.

Слабослышащие (тугоухие) дети имеют частичную слуховую недостаточность, которая затрудняет речевое развитие. Слабослышащие делятся на три группы:

1. Понижение слуха до 50 децибел — I степень тугоухости.

2. Понижение слуха от 50 до 70 децибел — II степень тугоухости.

3. Понижение слуха от 70 до 75 децибел — III степень тугоухости.

Кроме того, некоторые сурдопедагоги делят слабослышащих детей следующим образом: легкая степень — ребенок слышит шепот на расстоянии 3—6 м, а разговор на расстоянии 6—8 м; умеренная степень — ребенок слышит шепот на расстоянии 1—3 м, разговор —4—6 м; значительная степень — шепот слышит не дальше 1 м, а разговор — 2—4 м; тяжелая степень — шепот слышит на расстоянии 0,5 м, а разговор — 2 м.

Дети с нарушением зрения. Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты.

Врожденные нарушения зрительного анализатора могут быть вызваны воздействием на него различных патогенных факторов в период эмбриогенеза (токсоплазмоз, воспалительные процессы, нарушение обмена веществ) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения). К аномалиям наследственной патологии могут быть отнесены: микрофтальм — грубое структурное изменение глаза; анофтальм — врожденное безглазие; катаракта — помутнение хрусталика.

Приобретенные аномалии распространены меньше, чем врожденные. Однако внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы вследствие осложненных родов, разные травматические повреждения мозга в послеродовой период могут привести к нарушению зрения точно так же, как атрофия зрительного нерва, заболевания ЦНС (менингит, менингоэнцефалит), осложнение после гриппа.

В школьной практике очень часто встречаются прогрессирующие нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость.

Степень нарушения функции зрительного анализатора определяется понижением остроты зрения. Острота зрения большинства людей, характеризующаяся способностью определять буквы и знаки десятой строки таблицы на расстоянии 5 м, равна 1,0 и рассматривается как нормальная. Исследуемый, определяющий на этом расстоянии буквы и знаки пятой строки, имеет остроту зрения 0,5, а первой строки — 0,1. Если же острота зрения ниже 0,1, то используется счет пальцев. Ребенок, сосчитавший раздвинутые пальцы руки на расстоянии 5 м, обладает остротой зрения, равной 0,09. Тот же счет пальцев на расстоянии 2 м соответствует остроте зрения 0,04, на расстоянии 0,5 м — 0,01, а на расстоянии 0,3 м — 0,005. Острота зрения, при которой ребенок не различает пальцев, видит только свет, равна светоощущению. Если он не может отличить свет от темноты, острота зрения равна нулю, в таком случае говорят о тотальной слепоте.

По степени нарушения зрительной функции детей со стойкими дефектами зрения делят на незрячих (слепых) и слабовидящих.

Незрячие дети — дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо с сохранившимся светоощущением, либо с остаточным зрением. Различают разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота, практическая слепота.

Относительно большую группу по сравнению с незрячими составляют слабовидящие дети с остротой зрения на лучше видящий глаз — при использовании очков — от 0,05 до 0,4. Главное отличие незрячих детей от слабовидящих в том, что у слабовидящих зрение остается основным средством восприятия.

Дети с нарушениями опорно-двигательной системы. Основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП — заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка. В первую очередь поражаются двигательные зоны головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом, поэтому у детей, страдающих ДЦП, встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые, расстройства других высших корковых функций.

Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей могут быть обусловлены и рядом других заболеваний. Это последствия полиомиелита, разные врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, артогрипоз, ахондроплазия или хондродистрофия (врожденное отставание в росте костей конечностей при нормальном росте туловища, шеи и головы), миопатия (наследственное заболевание, связанное с нарушением обмена веществ в мышечной ткани, характеризуется мышечной слабостью и атрофией мышц).

Дети с нарушением речи. К детям с проблемами в развитии относятся дети с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Все виды речевых нарушений, рассматриваемых в клинико-педагогической классификации, можно разделить на два больших типа:

1. Нарушения устной речи.

2. Нарушения письменной речи.

1. Нарушения устной речи.

Дисфония — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи, может быть органической или функциональной по своей природе.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

Заикание — нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физическими дефектами речевого аппарата.

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).

Афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, сосудистых заболеваний и нарушений кровообращения.

2. Нарушение письменной речи подразделяется на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен — продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения):

Дисграфия — частичное специфическое расстройство процесса письма.

Дислексия — нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС.

Среди детей-инвалидов немало таких, кого не следует относить к категории детей с проблемами в развитии, так как физические дефекты в ряде случаев не приводят к аномальному развитию. Это прежде всего те дети, которые в результате травм и заболеваний оказываются ограничены в движениях, но сохраняют свойственный их возрасту нормальный уровень психического развития.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. была разработана целевая программа «Дети-инвалиды».

Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды» является первой попыткой создать комплексное решение проблем детей с умственными и физическими ограничениями. Программа предусматривает решение ледующих задач:

1. Повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности.

2. Улучшение возможностей для комплексной психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов.

3. Обеспечение детей-инвалидов техническими средствами, облегчающими бытовое самообслуживание.

4. Создание системы информационного обеспечения для решения проблем детской инвалидности.

5. Обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми, имеющими физические и умственные недостатки.

6. Организация научных исследований по актуальным проблемам детской инвалидности.

7. Укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей-инвалидов.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В законах Российской Федерации предусмотрено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте говорится, что детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам, инвалидам физкультурно-спортивные услуги предоставляются бесплатно, в основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан сказано, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и других источников, не запрещенных законодательством РФ. Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами.

Федеральным Законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. установлены определенные права для детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Положение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (оон) icon613н от 9 августа 2010 г. Зарегистрирован Минюстом России
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...

Положение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (оон) icon«Защищенное детство» -модель психолого педагогического сопровождения родителей, имеющих детей инвалидов. Пояснительная записка необходимость включения данной

Положение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (оон) iconПриказ Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г
Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства...

Положение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (оон) iconСписок лиц, включенных в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета по безопасности

Положение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (оон) iconПостановление об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии”

Положение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (оон) iconОб утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению Российской Федерации при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты
Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...

Положение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (оон) iconНациональный стандарт российской федерации лаборатории медицинские требования безопасности
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Положение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (оон) iconОб утверждении стандарта медицинской помощи
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...

Положение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (оон) iconТема номера: Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии

Положение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (оон) iconНациональный стандарт российской федерации технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности классификация
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина