Постановление об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии” icon

Постановление об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии”





НазваниеПостановление об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии”
страница1/5
Дата конвертации20.02.2013
Размер0.94 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических

правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей,

имеющих недостатки в физическом и умственном развитии”

 

N  24  от  29.12.2005

 

Мониторул Офичиал N 138-141/477 от 01.09.2006

 

* * *

В целях усовершенствования государственного санитарно-эпидемиологического надзора, на основании Закона Республики Молдова «О санитарно-эпидемиологическом обеспечении населения» № 1513 от 16.06.1993 г. (Официальный монитор Республики Молдова, 2003 г., № 60-61, ст.259) ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии”.

2. Национальному научно-практическому центру превентивной медицины, центрам превентивной медицины городов и районов обеспечить контроль выполнения требований Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии”.

3. Ответственность за исполнение настоящих правил и нормативов несут руководители или ответственные должностные лица учреждений по проектированию, строительству и эксплуатации специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей главного государственного санитарного врача Республики Молдова и главных государственных санитарных врачей районов и муниципиев.

 

^ Главный государственный санитарный врач

Ион БАХНАРЕЛ


Кишинэу, 29 декабря 2005 г.





24.




 

Утверждаю:

Главный государственный санитарный

врач Республики Молдова

______________ И.Бахнарел

 

№ 24 от 29.12.2005 г.

 

^ CАНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ

«Гигиена специальных учебных заведений для детей,

имеющих недостатки в физическом и умственном развитии»

 

I. Общие положения и область применения

Для детей школьного возраста, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, организуются специальные учебные заведения (общеобразовательные школы-интернаты), которые рассчитаны на круглосуточное пребывание детей. Допускается пребывание детей на продленном дне. В этих учреждениях в зависимости от их типа и срока обучения дети получают образование в соответствии с программами и учебными планами, утвержденными Министерством просвещения, молодежи и спорта.

В специальных школах-интернатах воспитательная и общеобразовательная подготовка проводится в сочетании с лечебно-восстановительными и оздоровительными мероприятиями, направленными на коррекцию основного дефекта развития, а также восстановление или компенсацию утраченных функций.

Зачисление в эти школы-интернаты осуществляется на основании заключения медико-педагогической комиссии с учетом требований инструкций по приему детей в специальные школы-интернаты (приложения 6-9).

В случае необходимости и при наличии надлежащих условий при специальных общеобразовательных школах-интернатах разрешается открывать дошкольные отделения и вспомогательные классы для детей с различными сопутствующими дефектами умственного или физического развития.

В соответствии с действующими типовыми положениями специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, подразделяются на следующие типы:

1. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами.

2. Школы-интернаты для детей с нарушением зрения: для слепых и слабовидящих детей.

3. Школы-интернаты для детей с нарушениями слуха: для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей.

4. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для умственно отсталых детей (вспомогательные школы).

Общее количество учащихся в школах-интернатах должно быть до 282 учащихся (оптимально-100 - 150 учащихся).

Количество детей в классах и воспитательных группах в зависимости от профиля учреждения указаны в таблице 1.

 

Таблица 1

^ Тип школы-интерната

Кол-во детей в классах и группах

Класс

Воспитательная группа

Вспомогательные

Класс

Воспитательная группа

1. Для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами

12

12

5-7

10-12

2. Для слепых и слабовидящих детей

12

12

5-7

10-12

3. Для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей

12

12

24-25

(6-7)

5-7

10-12

4. Для умственно отсталых детей

16

16

20

(6-8 и 9 классы)







 

Запрещается использовать участок и здания школы в других целях (предприятия, офисы, склады и т.д.), кроме учебы и воспитания детей специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.

 

^ II. Требования к размещению и участку

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, должны размещаться в наиболее благоприятных природных и гигиенических условиях: на обособленных участках, в озелененных районах, желательно в пригородной зоне или вблизи парков и внутри квартальных зеленых массивов; вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей и дорог с интенсивным движением транспорта, а также других источников шума, загрязнения воздуха и почвы. Участок рекомендуется располагать удобно по отношению к источникам водоснабжения, электроснабжения, инженерным коммуникациям; он должен иметь удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей с нарушениями слуха должны располагаться в наиболее тихих районах населенного пункта, удаленных от транспортных магистралей и проездов, радиостанций, радиорелейных установок-пунктов, чтобы исключить возможность нарушения работы аудиометрической аппаратуры.

При создании специальных дошкольных учреждений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, рекомендуется предусматривать единый комплекс учреждений (детский сад - школа) на одном участке. Это способствует большей преемственности в воспитании и обучении детей с нарушениями развития. Каждое из этих учреждений должно размещаться в отдельном здании или блоке при строгом соблюдении принципа изоляции детей разного возраста как в зданиях, так и на участке.

Площадь земельного участка не должна быть менее 2,2 - 2,5 га (в зависимости от профиля учреждения). Плотность застройки участка не должна быть более 20%.

Примерный состав и площади элементов участка для специальных общеобразовательных школ-интернатов разного профиля с учетом специфики их использования приводятся в приложении 1. В зависимости от местных условий и вместимости учреждений допускается увеличение количества площадок. На земельных участках специальных общеобразовательных школ-интернатов должны предусматриваться площадки для встречи родителей с детьми.

При наличии в составе школы-интерната дошкольных групп набор площадок для детей дошкольного возраста и их оборудование должны соответствовать требованиям Инструкции по проектированию дошкольных учреждений для детей с недостатками физического и умственного развития (СН 540-81).

При зонировании участка следует учитывать удобство связи отдельных групп помещений с соответствующими зонами и площадками на участке. Учебно-опытная зона располагается на расстоянии от здания школы-интерната не менее одной его высоты. Допускается ее разделение аллеями и дорожками. Игровые площадки для активного отдыха желательно располагать в непосредственной близости от выходов из учебно-жилых и групповых ячеек здания, что особенно важно для детей дошкольного возраста. Для дошкольников и школьников с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и умственно отсталых детей непосредственная удобная связь учебно-жилых помещений с площадками на участке является обязательной. Площадки для тихого отдыха рекомендуется размещать вдали от спортивной зоны и площадок для подвижных игр, разделяя их посадками кустарников и деревьев.

Хозяйственная зона должна быть изолирована от других зон участка, размещаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный выезд на улицу. В этой зоне размещаются хозяйственные постройки (навесы для инвентаря, мусоросборники и др.), а также склады для хранения заготовок и сырья, готовой продукции, гаражи для автомашин, тракторов и других сельскохозяйственных машин, необходимых для хозяйственных и учебных целей и котельная. Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки и устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке под навесом на расстоянии не менее 25 м от окон учебного корпуса, помещений столовой и общежития. Мусоросборники должны устанавливаться отдельно для пищевых отходов и для сухого мусора. Собранный мусор должен ежедневно вывозиться с участка. Земельный участок должен располагаться на сухой незагрязненной и незасоленной почве (солончак) и иметь достаточно низкое стояние грунтовых вод (ниже 0,5-1,0 м от фундамента).

Во избежание травматизма подходы к зданию, пути движения воспитанников на участке к площадкам для отдыха, спортивным и учебным не должны пересекаться с проездами для транспорта. Все подъезды и подходы к зданию в пределах участка, территории хозяйственного двора должны быть асфальтированы или иметь другое твердое покрытие.

Озеленение участка должно составлять не менее 50% его территории. Категорически запрещается посадка деревьев и кустов с ядовитыми плодами и ягодами, а также колючих кустарников. Планировка и оборудование участка и отдельных площадок должны учитывать особенности деятельности и физических возможностей детей с нарушениями развития. Особые требования предъявляются к участкам общеобразовательных школ-интернатов для слепых, слабовидящих, а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

а) на территории участка школ-интернатов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров предусматривается не более 5°, а ширина их не менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 м они должны иметь площадки для отдыха;

b) на участках для слепых и слабовидящих детей ширина прогулочных дорожек для безопасности передвижения детей должна быть не менее 3 м и иметь двухстороннее ограждение двух уровней: перила на высоте 90 см и планка - на 15 см. Ограждения предусматриваются для всех предметов, которые могут быть препятствием при ходьбе детей: деревья, кустарники, столбы и др.

Около поворотов, вблизи перекрестков, у зданий, около столбов и других препятствий дорожки должны иметь крупнозернистую структуру покрытий (к асфальту добавляется гравий). Шероховатая поверхность покрытий служит сигналом для замедления ходьбы. Асфальтированные дорожки должны иметь дугообразный профиль в зависимости от их ширины (середина дорожки возвышается над боковыми сторонами на 5 - 15 см). Для выработки ориентации у слепых детей целесообразна посадка деревьев с разным запахом (хвойные, фруктовые и др.). Для слабовидящих детей в качестве ориентира могут высаживаться яркие цветы. Для физических упражнений и игровой деятельности слепых и слабовидящих детей, с целью облегчения овладения пространством, развития свободы и ловкости движений, особенно для проведения восстановительных мероприятий и развития компенсаторных реакций у слепых детей, необходимо устраивать специальные площадки с ограждением ровной утрамбованной или покрытой травой поверхностью. В качестве ограждения таких площадок рекомендуется устраивать канавки шириной 15 - 20 см или при травяном покрытии снимать дерн полосой 1 - 1,5 м, а при утрамбованном - обкладывать дерном или засеивать травой. Заборы, стены, столбы и другие препятствия должны отстоять от границы игровых площадок на расстоянии не менее 2,5 - 3,0 м, защитная полоса вокруг площадки может быть наклонной (под углом 10 - 12°, шириной не менее 3,0 - 3,5 м), длина игровой площадки - 10 - 20 м. Участки специальных школ-интернатов любого профиля должны иметь ограждение высотой не менее 2,0 м.

В вечернее время на территории участка должно быть обеспечено искусственное освещение, исходя из нормы в 10 лк на земле.

 

^ III. Основные требования к зданию специальных

общеобразовательных школ-интернатов

Строительство новых и реконструкция действующих (старых) специальных школ-интернатов разного типа должны осуществляться по типовым проектам и проектам реконструкции, разработанным в соответствии с заданиями на проектирование.

По вместимости специальные общеобразовательные школы-интернаты могут быть одно- и двухкомплектными.

Допускается строительство специальных школ-интернатов, кооперированных с детским садом (комплексы), по специальным заданиям на проектирование, утвержденным в установленном порядке и согласованным с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

При строительстве или организации дошкольных групп в составе специальных школ-интернатов наборы площади, а также оборудование участков и помещений должны соответствовать «Инструкции по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями умственного и физического развития» СН 540-81.

При размещении специальной общеобразовательной школы-интерната на участке и выборе композиционного решения здания необходимо соблюдать требования к ориентации окон учебных, спальных и других помещений по сторонам горизонта, установленные действующими нормами проектирования общеобразовательных школ, школ-интернатов и дошкольных учреждений, а также дополнительные требования, указанные в таблице 2.

 

Таблица 2

Помещения

Севернее 45° с.ш.

Оптимальная

допустимая

1. Классная комната

Ю, В, ЮВ

Не более 25% на Ю-З и З

2. Лаборатория биологии

Ю

Ю-В, З

3. Спальня, любая кроме 315-45°







 

Учебные заведения должны быть оборудованы центральными системами холодного и горячего водоснабжения (водопровод), вентиляции, отопления и канализации. Проектирование котельных, пристроенных к зданиям школ, а также котельных, встроенных в здания школ, не допускается. Запрещается использовать для обогрева газовые конвекторы.

Состав и площади помещений специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом развитии, принимается согласно приложениям 2 и 3.

Специальные общеобразовательные школы-интернаты могут размещаться в одном здании блочного типа, в нескольких корпусах, соединенных теплыми переходами.

Этажность зданий должна учитывать контингент воспитанников школ-интернатов (дефекты физического развития, затрудняющие передвижение, нарушение координации движений, ослабление или отсутствие зрения и др.) и обеспечивать возможность удобной и короткой связи не только внутри здания и в пределах учебно-жилой ячейки, но и с участком. Поэтому, как правило, здания не должны быть выше двух этажей.

Это правило обязательно соблюдается при строительстве школ-интернатов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих, а также умственно отсталых.

Для других и слабослышащих, а также детей с тяжелыми нарушениями речи допускается строительство трехэтажных зданий при наличии сложных грунтовых условий и сложного рельефа, а также при реконструкции зданий в затесненной, сложившейся городской застройке. В этих случаях необходимо соответствующее обоснование и согласование с местными органами государственного надзора. В условиях сложного рельефа рекомендуется устройство непосредственного выхода из первого и второго этажей на уровень планировочной отметки земли.

При организации в специальной общеобразовательной школе-интернате групп дошкольного возраста, групповые ячейки должны размещаться в изолированных зданиях или блоках высотою не более двух этажей.

Высота всех помещений (от пола до пола вышележащего этажа) за исключением зальных, должна быть не ниже 3,3 м, а спортивного зала не менее 6,0 м, высота актового зала должна обеспечивать возможность нормальной видимости при демонстрации кинофильмов и быть не менее 4,5 м, высота обеденного зала - 3,6 - 4,2 м.

Планировочное решение здания, независимо от профиля школы-интерната, должно обеспечивать четкое деление здания на две основные функциональные группы помещений (учебно-жилую и общешкольную). При этом следует предусматривать удобные и короткие связи между учебно-жилой и общешкольной группой помещений с соблюдением автономности их размещения и эксплуатации, а также возможность проведения общешкольных мероприятий и организации карантина. Учебно-жилые и общешкольные помещения в зависимости от их назначения следует располагать в самостоятельных блоках. Учебно-жилые блоки не допускаются проходные, они должны быть изолированы от помещений, являющихся источниками шума, пыли, запаха, и иметь удобные связи с общешкольными помещениями и участком.

Помещения, режим использования которых сопровождается шумом и может причинять беспокойство проживающим детям и мешать или нарушать работу педагогического, медицинского или административного аппарата (бойлерные с насосными установками, производственными помещениями, ремонтные мастерские, охлаждаемые камеры с насосным отделением, вентиляционные камеры, компрессорные, учебно-производственные камеры, мастерские и др.), нельзя размещать смежно, а также над и под спальными комнатами, учебными, лечебно-диагностическими помещениями.

К группе учебно-жилых относятся помещения для учебных занятий (классы), для отдыха (рекреация, гостиные), для сна (спальни), санитарные узлы, комнаты для чистки одежды и обуви, комната дежурного воспитателя, подсобные и другие помещения, в зависимости от профиля учреждения и возраста детей.

Учебные и жилые помещения в специальных школах-интернатах рекомендуется группировать по типу учебно-жилых ячеек, дифференцированных по возрастному принципу, в зависимости от комплектации классов и воспитательских групп: для учащихся-воспитанников подготовительных классов, для 1-3 или 1-4; 4-8 и 5-8; 9-10, 9-11 или 9-12 классов. Допускается объединять в учебно-жилые ячейки помещения (учебные, рекреации, спальни, санитарные узлы и др.) для одной подготовительной группы, двух классных групп 1-3 или 1-4 классов, двух-трех групп 4-8 классов или двух-четырех для 5-8 и 9-12 классов. Учебно-жилые ячейки для воспитанников разных возрастных групп должны быть не проходными, изолированными друг от друга и от общешкольных помещений. Планировка учебно-жилых ячеек должна предусматривать удобные и короткие связи между классами, рекреационными и спальными помещениями, чтобы максимально сократить затраты времени на переходы, сохранить силы детей и время для их отдыха, облегчить наблюдение воспитателей за детьми, создать подобие домашней обстановки. Все это особенно важно для детей, имеющих дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

Помещения учебно-жилых ячеек начальных классов следует размещать в отдельном блоке в пределах одного этажа, что особенно важно для детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта,

Учебно-жилые помещения для воспитанников среднего и старшего возраста должны иметь более четкое отделение учебных секций от спальных помещений (в пределах одного или двух этажей); спальные помещения для мальчиков и девочек размещаются в разных блоках или на разных этажах (примерный состав и площади учебно-жилых помещений для воспитанников 1-4; 5-8 и 9-12 классов приведены в приложении 2 и 3).

Группа общешкольных помещений должна включать: учебные кабинеты и лаборатории, которые рекомендуется группировать в специальные учебные секции и размещать в отдельном блоке, но в удобной связи со спальными помещениями для воспитанников среднего и старшего возраста; помещения для трудовой и профессиональной подготовки; спортивный зал; кружковые комнаты; медицинские помещения; административно-хозяйственные помещения.

^ Учебные помещения. Площади и конфигурация учебных помещений (классов, кабинетов и лабораторий) должны обеспечивать правильную расстановку мебели и оборудования, благоприятные условия для зрительной работы учащихся (нормированные уровни естественного освещения и угол рассматривания), условия для правильной организации педагогического процесса - в зависимости от профиля учреждения. Площадь учебных помещений в специальных общеобразовательных школах-интернатах разного профиля должна приниматься из расчета на одного учащегося:

- для умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития - 2,2 м2;

- для детей с последствиями полиомиелита и с церебральными параличами - 3,5 м2;

- для всех остальных детей - 3,0 м2.

Во всех специальных общеобразовательных школах-интернатах необходимо предусматривать комнаты для индивидуальных занятий учащихся из расчета не менее 4,0 м2 на одного воспитанника, размещаемые в группе учебно-жилых помещений. В зависимости от профиля в специальных школах-интернатах должны предусматриваться следующие дополнительные кабинеты:

- для глухих, слабослышащих и с тяжелыми нарушениями речи - слуховой кабинет для фронтальных работ и кабинеты для индивидуальной работы учителя с учеником по развитию слуха и обучению произношения; кабинет для музыкально-ритмических занятий с зеркальной стеной и хореографическими станками;

- для умственно отсталых детей - логопедические кабинеты;

- для слепых и слабовидящих детей - логопедический и лингафонный кабинет, кабинеты машинописи, электротехники, лепки и рельефного рисунка, комнаты для индивидуальных занятий музыкой.

Входные двери в классы, кабинеты, лаборатории и аудитории следует делать однопольными и располагать со стороны стола учителя, что особенно важно для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта. Все учебные и жилые помещения должны иметь сквозное проветривание. Рекреации-гостиные в учебно-жилых ячейках и в учебных секциях следует предусматривать зального типа из расчета не менее 1,0 м3 на одного учащегося.

^ Спальные помещения. Спальные помещения располагаются в учебно-жилых ячейках для учащихся начальных классов или группируются в самостоятельные спальные секции по возрастному принципу. Спальные помещения должны быть раздельными для мальчиков и девочек, независимо от возраста. Для всех типов специальных школ-интернатов спальни рассчитываются на 4 человека независимо от возраста детей. Площадь спален принимается от расчета 4,5 м2 на одного воспитанника в школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами и 4,0 м2 - для детей всех остальных типов специальных школ-интернатов.

При спальных помещениях предусматриваются умывальные, уборные, комнаты личной гигиены девочек, душевые, комнаты для чистки одежды и обуви.

Для организации сна на воздухе целесообразно предусматривать веранды, рассчитанные на 50% воспитанников, площадью из расчета 3,0 м2 на одно место. Веранды могут использоваться также для прогулок во время перемен, поэтому они должны располагаться вблизи рекреации и классов.

^ Помещения для трудового обучения. Трудовое обучение и профессиональная подготовка проводится на базе мастерских и участке школы-интерната, а при наличии соответственных возможностей и на базе промышленных предприятий и сельскохозяйственных ферм.

В специальных школах-интернатах для трудового обучения воспитанников начальных классов (1-3 и 1-4) предназначается мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся младших классов, которая размещается в блоке или вблизи блока учебно-жилых помещений; для воспитанников 5-8 и 9-12 классов предусматриваются мастерские, набор которых зависит от профиля школы-интерната. Помимо мастерских по обработке дерева и металла, рекомендуется предусматривать картонажные, швейные, переплетные, трикотажные, штамповочные и др., а также кабинеты профессиональной ориентации. Назначение мастерских может быть изменено в зависимости от профиля учреждения, от местных условий и наличия соответствующей производственной и сельскохозяйственной базы. При устройстве, эксплуатации и оборудовании мастерских или при организации трудового обучения и профессиональной подготовки на других базах следует руководствоваться действующими санитарно-гигиеническими требованиями к организации трудового обучения учащихся. Учебные мастерские должны размещаться в отдельном блоке, иметь удобную связь с учебными помещениями и с участком:

- мастерские со станочным оборудованием располагаются только на первом этаже, причем из мастерской по обработке древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу;

- инструментальная размещается смежно с мастерскими по обработке дерева и металла;

- при расстановке оборудования следует учитывать, что примерное расстояние между рядами (проходы вдоль мастерской) должно быть не менее 130 см (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата рекомендуется до 170 см), между станками - не менее 80 см; между станками и верстаками - 90 см; от верстаков и станков до стены не менее 50 см; в столярной мастерской между верстаками - не менее 80 см.

В каждой мастерской необходимо устанавливать умывальники с подводкой горячей и холодной воды.

Мастерские оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией и современными местными пылеуловителями и вытяжными приспособлениями.

^ Спортивный зал. Все специальные школы-интернаты для организации различных форм физического воспитания, независимо от вместимости, должны иметь спортивный зал площадью не менее 162 м2 (9Х18) и кабинеты или залы для лечебной физкультуры при медицинском блоке; в школах-интернатах для детей с нарушениями зрения (на 282 места), учитывая особенности педагогического процесса, предусматривается гимнастический зал площадью 282 м2 (12Х24) для занятий по физкультуре, ритмике, для развития двигательной и слуховой ориентации у детей (приложения 2 и 3). Спортивный зал размещается на первом этаже здания и предусматривает непосредственную (или через коридор) удобную связь со спортивной зоной на участке.

Раздевальные и душевые при зале, раздельные для мальчиков и девочек, должны иметь непосредственную (или через коридор) связь с залом и оборудоваться шкафчиками с раздвижными дверцами, или вешалками для одежды и защитными щитами-экранами у входных дверей высотой 1,75 м. При раздевальной должен быть санитарный узел.

При спортзале предусматривается снарядная, в случае необходимости двухсветовая для хранения спортивного подвесного оборудования. Пол снарядной должен быть на одном уровне с полом зала без порога. В специальных общеобразовательных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей планировка и оборудование гимнастического зала должны учитывать особенности ориентации детей с нарушением зрения, необходимость обучения их правильным навыкам ходьбы, в связи с чем следует предусматривать:

- разделение зала на две зоны: меньшую - «снарядную» или гимнастическую для занятий на снарядах и большую - основную для игровой деятельности; во избежание дезориентировки детей снаряды фиксируются стационарно; пол в меньшей части зала должен быть на 6-7 см выше (приподнятый), чем пол основной зоны. Пол основной части зала должен иметь однородную структуру покрытия;

- устройство вибрирующей полосы настила части пола по периметру вдоль стен зала и для разделения зала между двумя зонами; вибрирующая полоса между зонами зала должна иметь наклон в сторону большей части зала на 10-12°; для разделения зала используется сверху капроновая сеть, отягощенная грузилами (мешочки с песком);

- общепринятое в массовых школах оборудование (гимнастические стенки, конь, кольца, шесты, бревно, маты и др.), а также дополнительное - тренажеры разного типа, мишени для метания в них теннисных и хоккейных мячей и др.

В школах-интернатах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует иметь крытый плавательный бассейн с поднимающимся дном, что обеспечит занятия детей любого возраста с разными поражениями двигательной сферы.

Рекомендуется предусматривать плавательные бассейны в учреждениях для детей с нарушением слуха, зрения, речи.

Состав и площади помещений бассейна следует принимать в соответствии с таблицей 3.

 

Таблица 3

^ Наименование помещений

Площадь (м2)

Зал с ванной

120

Раздевальные (для мальчиков и девочек)

20х2

Душевые при раздевальнях

5х2

Уборные при раздевальнях

4х2

Ножные ванны

(1,0 х 0,85)х2

Помещение узла управления бассейном

8

Инвентарная

8

Комната инструкторов

10

Комната медсестры

6

Хлораторная

8

 

Ванна бассейна имеет длину 12,5 м при ширине 6 м. Глубина ванны при занятиях детей 7-10 лет должна быть от 0,6 до 0,85 м, для детей 10-14 лет - от 0,8 до 1,05 м. Глубина ножной ванны, располагающейся по направлению движения из душевой в зал бассейна, 0,1 м. По периметру ванны предусматриваются обходные дорожки.

В плавательном бассейне для детей с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) необходимо предусмотреть дополнительные меры предосторожности: края ванны бассейна должны быть обтянуты резиной, мелкая часть ванны отделяется ограничительной доской из пенопласта (поперек ванны) и сеткой с грузилами; для спуска в ванну предусматриваются две дополнительные лестницы с перилами; вокруг ванны и вдоль стен должны быть перила на высоте 30 и 50 см от пола.

Расчетная температура воды в ванне бассейна должна быть 29°С, воздуха в зале - 30°С, в раздевальных и душевых - 25°С, поверхности обходных дорожек - 30°С. Гигиенические требования к режиму эксплуатации и качеству воды бассейнов должны соответствовать действующим санитарным правилам «Плавательные бассейны».

^ Актовый зал должен обеспечивать возможность одновременного размещения 75-100% общего числа воспитанников при норме площади не менее 0,6 м2 на одно место. В специальных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей следует рассчитывать площадь зала на 80-100 воспитанников по 0,65 м2 на одно место, для умственно отсталых детей эта норма увеличивается до 0,8 м2.

Актовый зал рекомендуется оборудовать экраном с механизмом предэкранного занавеса и механизмом зашторивания оконных проемов для затемнения помещения при показе фильмов в дневное и вечернее время. При актовом зале предусматривается киноаппаратная и эстрада. Глубина эстрады принимается не менее 3 м, пол эстрады должен быть приподнят над полом зала на 0,9 м.

Столовые. Помещения столовой выделяются в специальный блок на 1 этаже, имеют отдельный выход на хозяйственный двор и в случае размещения школы в нескольких зданиях - крытые переходы в учебные и жилые помещения. Состав и площади помещений столовой принимают в соответствии с действующими строительными нормами из расчета работы на сырье. При этом учитываются следующие дополнительные требования:

- площадь обеденного зала принимается из расчета 1,3 м2 на одно место при условии питания всех воспитанников в две смены (в школах-интернатах для детей с нарушением зрения - в одну смену);

- умывальники размещают в непроходных помещениях при обеденном зале или ведущих в зал расширенных проходах и коридорах (до 3,6 - 4,0 м) из расчета 1 умывальник на 20 посадочных мест; для слепых и слабовидящих детей - 1 умывальник на 10 посадочных мест; для умственно отсталых - 1 умывальник на 15 посадочных мест.

Столовая посуда может быть фаянсовая, фарфоровая, эмалированная, мельхиоровая, из нержавеющей стали. Не рекомендуется употреблять алюминиевую посуду и запрещается применение пластмассовой посуды. Не допускается к употреблению столовая и чайная посуда с отбитыми краями и трещинами. В столовых должны соблюдаться санитарные правила для предприятий общественного питания.

^ Медицинские помещения медицинский пункт размещают на первом этаже в изолированном блоке. Врачебные и процедурные комнаты и кабинеты должны иметь удобную связь с учебно-жилыми и общешкольными помещениями. Изолятор отделяется от остальных помещений медицинского пункта шлюзом с умывальником, имеет самостоятельный выход на участок.

В зданиях специальных общеобразовательных школ-интернатов медицинский пункт предназначается не только для организации оздоровительно-профилактических мероприятий, но и осуществления лечебной и коррекционно-восстановительной работы, что требует расширенного состава помещений (в соответствии с профилем учреждения). Кроме того, учитывая разнообразие заболеваний, сопутствующих основному дефекту, в школах-интернатах необходимо предусматривать ряд дополнительных в сравнении со школами-интернатами общего типа медицинских помещений и специальное оборудование:

а) во всех типах специальных общеобразовательных школах-интернатах:

- физиотерапевтический кабинет со светолечением для всех детей и водолечением для детей с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата;

- кабинеты или залы лечебной физкультуры, оборудованные гимнастическими и хореографическими стенками, для детей с нарушениями зрения рекомендуется иметь зеркала для наблюдения за выполнением упражнений и развития зрительного анализатора;

- логопедический кабинет;

b) в школах-интернатах для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата: кабинеты врача ЛФК, невропатолога, ортопеда, протезирования, гипсовая комната, мастерская по ремонту протезов и обуви, кабинеты трудотерапии, парафинолечения, озокeрито- и гидротерапии;

c) в школах-интернатах для умственно отсталых детей - кабинет психиатра;

d) в школах-интернатах для детей с нарушениями слуха, с расстройствами речи - кабинеты: отоларинголога с аудиометрической кабиной, кабинет для индивидуальной работы по развитию слуха и формирования произношения;

e) в школах-интернатах для детей с нарушениями зрения - офтальмологический кабинет, кабинет оптических средств коррекции, развития и охраны остаточного зрения.

В озокеритной, в кабинетах протезирования и гидротерапии полы должны быть из метлахской плитки.

 
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Постановление об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии” iconМетодические рекомендации школьникам и студентам средних специальных и высших учебных заведений (специальных медицинских групп), для учителей информатики и для самостоятельного выполнения упражнений на восстановление и профилактику зрения Тобольск 2011

Постановление об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии” iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений Тобольск

Постановление об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии” icon«Школа 2100»
Их недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, в том...

Постановление об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии” iconУчебников электронной библиотеки. Доступ к библиотеке в компьютерных классах колледжа Перечень изданий Акушерство : учебник для средних медицинских учебных заведений
Акушерство : учебник для средних медицинских учебных заведений / под ред. Н. А. Гуськовой. 3-е изд., испр и доп. Спб. СпецЛит, 2008....

Постановление об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии” iconУчебно-методическое пособие минск Белмапо 2006
Методическое пособие предназначено для врачей-стоматологов государственных и частных лечебных учреждений. Пособие может быть использовано...

Постановление об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии” iconПоложение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (оон)

Постановление об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии” iconДовожу для руководства и исполнения постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28. 12. 2007г. №759 Об утверждении Программы государственных гаранти

Постановление об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии” iconПостановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. N 91 "Об утверждении СанПиН 4 2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требован

Постановление об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии” iconПостановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 4 2660-10 "Санитарно

Постановление об утверждении и внедрении Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ”Гигиена специальных учебных заведений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии” iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2005 года №750 Об утверждении Правил проведения медико-социальной экспертизы

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина