Программа курса По специальности icon

Программа курса По специальности





Скачать 280.86 Kb.
НазваниеПрограмма курса По специальности
м.н. старший
Дата конвертации15.02.2013
Размер280.86 Kb.
ТипПрограмма
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Стерлитамакская государственная

педагогическая академия


Основы медицинских знаний

Учебная программа курса


По специальности


Стерлитамак 2007

ББК 51.1(2) 0-75

УДК 614.812(073)


Рецензенты:

Кандидат биологических наук, доцент Стерлитамакской государственной педагогической академии И.Б. Ишмухаметов; кафедра основ медицинских знаний и охраны здоровья детей Стерлитамакской государственной педагогической академии.


Учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов всех педагогических специальностей


Составитель: Резяпова Э.Р., к.м.н. старший преподаватель.


Утверждена на заседании кафедры основ медицинских знаний и охраны здоровья детей от 8 ноября 2006 года, протокол № 13.






© Резяпова Э.Р.

© Стерлитамакская Государственная педагогическая академия, 2007



Оглавление


  1. Введение к учебной программе………………………………4

  2. Организационно – методические указания…………………..5

  3. Требования к знаниям и умениям…………………………….6




  1. Объем и сроки изучения курса………………………………..7




  1. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении данного курса………………………………………..9




  1. Раздел 1. Понятия о неотложных состояниях, причинах их вызывающих. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях……………………………………………………..11




  1. Раздел 2. Основы здорового образа жизни………………….11




  1. Раздел 3. Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний…………………………………………………….12




  1. Раздел 4. Состояние питания и здоровья населения………...12




  1. Самостоятельная работа студентов………………………….13




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература……………………………………14




  1. Практические навыки…………………………………………16




  1. Перечень вопросов к зачету…………………………………..18




  1. Мероприятия по контролю знаний студентов……………….21




  1. Словарь основных терминов………………………………….23



^ Введение к учебной программе


Актуальность проблемы обучения будущих педагогов основам медицинских знаний продиктована значительным снижением уровня здоровья в Росси не только взрослого, но и детского населения. Только сознательное отношение к своему здоровью и воспитание ответственности за него может вывести Россию из сложившегося тупика. Лишь 20 – 25% опрошенных студентов могут правильно оценить значимость факторов, определяющих здоровье, назвать основные составляющие здорового образа жизни.

^ Причины введения учебной дисциплины. В большинстве педагогических коллективов относятся к физкультуре и ОБЖ как к предметам второстепенным. Все это вполне сопоставимо с отрицательной динамикой состояния здоровья учащихся за время обучения, состоянием здоровья самих педагогов. Причина введения курса заключается необходимость обеспечения студентов здоровыми навыками и условиями в семейной, образовательной среде.

^ Роль и место курса в структуре учебного плана. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы безопасности жизнедеятельности. Для изучения дисциплины необходимы знания в области физиологии, анатомии, биологии, химии.

^ Особенность изучаемого курса состоит в том, что студент овладевает практическими знаниями по здоровому образу жизни (объем физической активности, правильное и рациональное питание, знания по аддитивному поведению и развитию алкогольной зависимости, токсикомании, наркомании), гигиене (должные величины массы тела, роста, объемных показателей, ЧСС, ЧДД, АД), уходу за больными (правила выполнения инъекций, профилактика пролежней, уход за кожей и слизистыми), инфекционным болезням (воздушно-капельная инфекция, заболевания передающиеся половым путем), которые необходимы каждому человеку в повседневной жизни.

^ Соответствие учебной программы Государственному образовательному стандарту ВПО: изучение дисциплины отвечает задачам, указанным в п.7.1.ГОС ВПО, и ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

- укрепление и сохранение здоровья школьников, рациональная организация учебного процесса;

- обеспечение охраны здоровья учащихся во время образовательного процесса;

- организация внеурочной деятельности.


^ Организационно-методические указания


Цели дисциплины:

- формирование знаний, навыков и умений оказания первой медицинской помощи детям и подростками в чрезвычайных ситуациях;

- формирование у педагогов потребностей, мотиваций, привычек здорового образа жизни;

- воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье учащихся;

- формирование личностно-ценностного отношения к собственному здоровью и окружающей природе.

^ Задачи дисциплины:

- дать будущему педагогу знания об основных патологических состояниях у детей и подростков, требующей неотложной терапии;

-формирование знаний и практических умений у студентов о методах оценки количества и качества здоровья человека;

-развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья студентами через овладения принципами здорового образа жизни

-Формирование представления о наиболее распространенных болезнях и возможностях их предупреждения

-формирование системы знаний о влиянии экологических факторов на здоровье человека

-формирование у студентов навыков по уходу за больными на дому

-ознакомление с наиболее часто встречающимися неотложными состояниями и привитие практических навыков оказания доврачебной помощи.

Приобретенные умения и знания позволят будущим педагогам освоить и выработать новые педагогические технологии, способные повысить эффективность учебно-воспитательной работы на базе здоровье сберегающих технологий в образовательных учреждениях.


^ Требования к знаниям и умениям


Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

- основы физической, физиологической, психологической и интеллектуальной культуры;

- нормы физиологических показателей организма;

- наиболее распространенные заболевания;

- причины возникновения соматических и инфекционных заболеваний;

- принципы, средства и методы профилактики различных заболеваний;

- причины и факторы, вызывающие неотложные состояния;

- признаки поражения различных органов, аллергических и судорожных состояний, отравления химическими веществами, лекарственными препаратами и веществами бытовой химии;

- пути введения лекарств в организм ребенка;

- принципы проведения профилактических мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний в детских коллективах;

- основополагающие принципы здорового образа жизни;

- педагогические средства формирования здорового образа жизни у обучающихся;

уметь:

- использовать некоторые методы и средства оказания первой медицинской (доврачебной) помощи при возникновении неотложных состояний: остановить кровотечение, обработать рану, наложить бинтовую повязку на различные участки тела, провести реанимацию при внезапной остановке сердца и дыхания;

- подсчитать пульс и частоту дыхательных движений;

- измерить артериальное давление;

- применять методические приемы и педагогические технологии с целью формирования, сохранения и укрепления здоровья.


^ Объем и сроки изучения курса


Всего - 36ч. Из них лекций - 24 ч, практических - 1 2 ч.



^ Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Из них

практич-х

занятий

Раздел 1. Понятие о неотложных состояниях.

Причины их вызывающие.

ПМП при неотложных состояниях

14

9

1. Оказание первой помощи:

14

9

1.1. Принципы оказания первой медицинской помощи при травмах

1




1.2. Десмургия- учение о повязках

2

2

    1. Реанимация.

Простейшие реанимационные

мероприятия

2

2

1.4 Понятия черепно-мозговой

травмы и коматозного состояния

2

2

1.5 Шок. Виды шока. Оказание

ПМП при шоке

1




1.6 Оказание ПМП при открытых и закрытых переломах

2

2

1.7. Медицинская помощь при ожогах,

обморожениях

1

1

1.8. Оказание первой медицинской

помощи при несчастных случаях

(отравлениях, попадании

инородного тела в дыхательные

пути, глаза, уши, утоплении,

поражении электрическим током)

2

2

1.9. Наиболее распространенные

острые заболевания брюшной полости,

требующие экстренной доврачебной помощи.

1




Раздел 2. Основы здорового образа жизни

8




2.1. ЗОЖ как биологическая и социальная проблема

1




2.2. Валеология- наука о здоровье. Факторы, формирующие здоровье.

1




2.3. Семейные отношения и здоровье

1




2.4. Истоки формирования хронических

заболеваний и нарушений поведения

1




2.5. Стресс и его влияние на здоровье

1




2.6. Факторы, способствующие

развития аддиктовного поведения

и возникновения зависимостей

1




2.7. Роль педагога в наркопрофилактике

2

1

Раздел 3. Основы микробиологии,

иммунологии и эпидемиологии

4




3.1. Иммунитет. Основные способы

усиления функции иммунной системы

1




3.2. Хрономедицина- наука о биологических ритмах. Влияние биологических ритмов на здоровье человека

1




3.3.Болезни, передаваемые половым путем. Симптомы, профилактика

2




Раздел 4 Состояние питания и

здоровье населения

2




4. Концепция здорового питания.

Основные законы рационального питания.

2




^ 5. Консультация, зачет

2+6






Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении данного курса


^ Наименование разделов и тем

Вид занятия

Раздел 1. Понятие о неотложных состояниях.

Причины их вызывающие. ПМП при неотложных

состояниях




1. Оказание первой помощи:




    1. Принципы оказания первой

медицинской помощи при травмах

Лекция

1.2. Десмургия- учение о повязках

Практика

1.3.Реанимация. Простейшие реанимационные мероприятия

Практика

1.4 Понятия черепно-мозговой травмы и коматозного состояния

Практика

1.5 Шок. Виды шока. Оказание ПМП при шоке

Лекция

1.6 Оказание ПМП при открытых и закрытых переломах

Практика

1.7. Медицинская помощь при ожогах, обморожениях

Практика

1.8. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях (отравлениях, попадании инородного тела в дыхательные пути, глаза, уши,

утоплении, поражении электрическим током)

Практика

1.9. Наиболее распространенные острые

заболевания брюшной полости,

требующие экстренной доврачебной помощи.

Лекция

Раздел 2. Основы здорового образа жизни




2.1. ЗОЖ как биологическая и

социальная проблема

Лекция

2.2. Валеология- наука о здоровье. Факторы, формирующие здоровье.

Лекция

2.3. Семейные отношения и здоровье

Лекция

2.4. Истоки формирования хронических заболеваний и нарушений поведения

Лекция

2.5. Стресс и его влияние на здоровье

Лекция

2.6 Факторы, способствующие развития аддиктовного поведения

и возникновения зависимостей

Лекция

2.7. Роль педагога в наркопрофилактике

Лекция, практика

Раздел 3. Основы микробиологии,

иммунологии и эпидемиологии




3.1. Иммунитет. Основные способы усиления функции иммунной системы

Лекция

3.2. Хрономедицина- наука о биологических ритмах. Влияние биологических ритмов на здоровье человека

Лекция

3.3.Болезни, передаваемые половым путем.

Симптомы, профилактика

Лекция

Раздел 4 Состояние питания

и здоровье населения




4.1. Концепция здорового питания.

Основные законы рационального питания.

Лекция



Содержание курса


РАЗДЕЛ 1. Понятия о неотложных состояниях, причинах их вызывающих. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

Учебные вопросы: Оказание первой медицинской помощи при травмах. Понятие о травмах. Виды травм. Раны. Характеристика ран. Десмургия- учение о повязках. Требования к повязкам. Правила наложения повязок.

Реанимация. Простейшие реанимационные мероприятия. Понятия черепно-мозговой травмы и коматозного состояния. Шок. Виды шока. ПМП при шоке.

Оказание первой медицинской помощи при переломах, при закрытых повреждениях.

Медицинская помощь при кровотечениях. Медицинская помощь при ожогах, отморожениях. Термические, химические, солнечные, лучевые ожоги.

Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. Медицинская помощь при отравлениях, попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза, уши, нос.

Первая медицинская помощь при утоплении, электротравмах.

Наиболее распространенные острые заболевания органов брюшной полости, требующие экстренной доврачебной помощи.


^ РАЗДЕЛ 2. Основы здорового образа жизни.

Учебные вопросы: Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Валеология- наука о здоровье. Ее цели и задачи, предназначение. Факторы, формирующие здоровье.

ЗОЖ- основной принцип современной концепции здоровья. Факторы риска для здоровья школьников, существующие в сфере образования.

Семейные отношения и здоровье. Истоки формирования хронических заболеваний, нарушений поведения.

Мотивация, эмоции и здоровье. Неврозы как причина формирования хронических заболеваний, нарушений поведения. Стресс и его влияние на здоровье.

Психолого-педагогические аспекты ЗОЖ. Источники нервно-психического напряжения. Факторы, способствующие развития аддиктивного поведения и возникновения зависимостей. Сущность нарко(токсико)маний. Биологические и психологические механизмы возникновения зависимостей. Основные клинические признаки нарко(токсико)маний. Последовательность формирования психофизиологической зависимости. Роль педагога в наркопрофилактике.


^ РАЗДЕЛ 3. Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиолгии. Меры профилактики инфекционных заболеваний.

Учебные вопросы: Иммунная система. Историческая справка. Профилактические прививки против инфекционных заболеваний. Основные способы сохранения и укрепления защитных сил. Синдром хронической усталости. Хрономедицина- наука о биологических ритмах. Влияние биологических ритмов на здоровье человека.

Болезни, передаваемые половым путем. Гонорея, сифилис, герпесвирусная инфекция половых органов. ВИЧ-инфекция, хламидиаз. Симптомы, профилактика.


^ РАЗДЕЛ 4. Состояние питания и здоровья населения.

Учебные вопросы: Рациональное питание- ключ к здоровью.

Концепция сбалансированного питания. Нетрадиционные системы питания. Их положительные и отрицательные стороны.

Потребности в пищевых веществах и их характеристика. Проблема избыточного веса, способы борьбы с ней. Основные законы рационального питания.


^ Самостоятельная работа студентов


I Авторефераты:

1. Болезни, передаваемые половым путем. Гонорея, сифилис, герпесвирусная инфекция половых органов, ВИЧ-инфекция, хламидиоз. Симптомы, профилактика.


2. Влияние биологических ритмов на здоровье человека.


3. Состояние питания и здоровье человека. Концепция сбалансированного питания. Основные законы рационального питания. Нетрадиционные способы питания. Их положительные, отрицательные стороны. Проблема избыточного веса и способы борьбы с ней.


4. Иммунная система. Историческая справка. Профилактические прививки против инфекционных заболеваний. Синдром хронической усталости. Основные способы сохранения и укрепления защитных сил.


II. Составление тестовых заданий:

  1. Валеология

  2. ЗОЖ

  3. Здоровое питание

  4. Адекватная физическая активность

  5. Алкоголизм

  6. Наркомания

  7. Курение

  8. Десмургия

  9. Ожоги

  10. Отморожения

  11. Шок

  12. Травмы

  13. Сердечно-легочная реанимация

  14. Инфекции передаваемые половым путем

  15. Воздушно-капельные инфекции

  16. Иммобилизация при травмах



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература


ОСНОВНАЯ:

1.Г.Г. Шагапова. Основы медицинских знаний. Учебное пособие. (Гриф УМО РФ), Стерлитамак, 2005, 238 стр.

2. Билич Г.Л. Назарова Л.В. Основы валеологии.- СПб: Фолиант., 2000.- 558 стр.

3. Медицинская помощь при травмах и несчастных случаях:- Учебно-методические материалы / Авт.- сост. Г.Г. Шагапова, З.М. Курамшина.- Стерлитамак: Стерлитамак. Гос.пед. ин-т, 1999.

здоров…//Медицинская газета.- 2004.- 22 октября.

4. Ишмухаметов И.Б., Шагапова Г.Г., Юсупова Л.С.- Безопасность жизнедеятельности и первая медицинская помощь.- Учебное пособие (Гриф УМО.РФ.).,


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Алексеев П. ВИЧ инфекция: новый и опасный этап // Медицинская газета.- 2004.- 8 октября.

2. Блиев Ю. Если хочешь быть

3. Бубнов В., Бубнова Н. Как помощь пострадавшему при извлечении из под обломков и техники // ОБЖД.- 1999.-№5.- с.49.

4. Бубнов В., Бубнова Н. Как избежать опасности алкоголизма //ОБЖД.- 1999.- №4.- С.43.

5. Варенов А. Как преодолеть стресс? // ОБЖ.-2001.- №6.- С. 63.

6. Давиденко Д. и др. Основы здорового образа жизни // ОБЖ.- 2003.- №3.- С.59.

7. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.- Л.: Медицина, 1988.- 212 с.

8. Инина И. Наркотики: что правда, а что миф? //Медицинская газета.- 2004.- 8 октября.

9. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение,1989.- 254 с.

10. Мочалов А., Плющ И. Острейшая проблема общества // ОБЖД.- 2002.№ 1.- С 18.

11. Мочалов А. Плющ И. А до смерти четыре шага…. (факторы развития аддиктивного поведения и наркопатологии) // ОБЖД.-2002.- №!.- С18.

12. Орлов В. Иммунный страж // ОБЖД.- №2.- С49.

13. Полищук Ю. Нужны ли школьникам советы психиатра // ОБЖ.- 2002.- №4.- С 51.

14. Прихожан А.М. Как обрести уверенность в себе.- М.: Просвещение, 1994. – 190 с.

15. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста.- М.: Медицина, 1974.- 319 с.

16. Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или беседы о больной и здоровой личности.- Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.- 231с.

17. Токмакова Т.К. Как жить с болезнями сердца // Вестник ЗОЖ.-.- 2003.- № 10.- С.23.

18. Тутельян В.А., Суханов Б.П. Оптимальное питание- ключ к здоровью // Для тех, кто лечит.- 2004.-№7.- с.60.

19. Цетлин М., Колесников А. Сладкий дурман- это обман (опасность наркомании и профилактическая работа) // ОБЖД.- 2002.- №9.- С.21.

20. Цетлин М., Колесников А. От зоны камфорта до зоны наказания // ОБЖД.- 2002.- №11.- С.37.

21. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний. Учебное пососбие для высшей школы. Москва, Акадимический проспект, 2005, 559 стр.

22. Наумкин Б.И. Введение в валеологию (самоконтроль за физическим здорорвьем), Егорьевск. 1999


^ Практические навыки


  1. Техника наложения:

- повязки «Чепец»;

- пращевидной повязки на нос, подбородок;

- повязки «Перчатка»;

- спиралевидная повязка с перекрутами на предплечье;

- восьмиобразная повязка на локтевой сустав (сходящаяся и расходящаяся);

- колосовидная повязка на плечевой сустав;

2. Типичные точки пальцевого прижатия артерий.

3. Техника наложения жгута.

4. ПМП при:

- носовом кровотечении;

- внутреннем кровотечении (при язве желудка и 12-ти перстной кишки, внематочной беременности, паренхиматозных кровотечениях);

- венозном кровотечении;

5. Техника наложения стандартных шин Крамера (проволочных).

6. Техника иммобилизации:

- переломов кисти;

- переломов предплечья;

- переломов плеча;

- переломов бедра;

- переломов голени;

- переломов позвоночника;

- переломов костей таза;

- переломов ключицы.

7. Техника ПМП при химическом ожоге:

- щелочью;

- кислотой.

8. Техника сердечно-легочной реанимации.

9. Техника ПМП при:

- открытом переломе бедра с артериальным кровотечением;

- открытом переломе предплечья с венозным кровотечением;

- открытом переломе плеча, артериальном кровотечении;

- переломе костей таза;

- резаной ране предплечья, венозном кровотечении;

- рубленой ране бедра, артериальном кровотечении;

- резаной ране плеча, артериальном кровотечении;

- рубленой ране голени, венозном кровотечении;

- химическом ожоге соляной кислотой, тыльной поверхности левой стопы;

10. Техника определения площади ожога с одновременным использованием правил «Ладони» и «Девятки».

- химическом ожоге едким натрием 2-го, 3-го и 4-го пальцев правой кисти;

- растяжение связок левого голеностопного сустава;

- фурункуле подбородка;

- рваной ране волосистой части головы;

- термическом ожоге правого предплечья;

- резаной ране правой щеки.


^ Перечень вопросов к зачету


  1. Принципы оказания ПМП при ранениях. Асептика, антисептика.

  2. Понятие о кровотечении. Классификация. Методы временной остановки кровотечений. Методы окончательной остановки кровотечений. Первая медицинская помощь при внутренних кровотечениях.

  3. Ожоги. Виды. Признаки ожогов. Классификация пор глубине поражения. Правила определения площади ожогов. Понятие ожоговой болезни. ПМП обожженным. Особенности ожогов у детей.

  4. Электрические ожоги. Поражение электрическим током, признаки. Профилактика.

  5. Химические ожоги. Лучевые ожоги. Холодовая травма. Классификация, степени, периоды. ПМП.

  6. Понятие о травматическом шоке. Виды травматического шока. Классификация, фазы и степени шока. Основшые противошоковые мероприятия. Особенности проведения противошоковых мероприятий у детей.

  7. Понятие о закрытых и открытых повреждениях. Классификация внешних повреждающих факторов. Ушибы. Определение. Признаки. ПМП. Растяжение и разрывы связок. Понятие. Признаки. ПМП. Вывихи. Определение. Признаки. ПМП. Травматический токсикоз. Определение. Периоды и формы. ПМП.

  8. Асфиксия. Причины. Признаки. ПМП.

  9. Утопление. Признаки. ПМП в зависимости от наличия сознания, сердцебиение и самостоятельного дыхания, от типа утопления (синий, бледный тип).

  10. Определение переломов. Классификация. Переломы у детей. Признаки переломов. Осложнения переломов. ПМП.

  11. Шины. Правила наложения шин. Иммобилизация конечностей стандартными транспортными шинами и подручными средствами. Особенности наложения стандартных и импровизированных шин при переломах костей верхней конечности.

  12. Понятие реанимации, терминального предагонального и агонального состояний и клинической смерти. Причины остановки сердцебиения и дыхания.

  13. Этапы сердечно-легочной реанимации. Восстановление проходимости дыхательных путей. Методы искусственной вентиляции легких. Техника прекардиального удара и наружного массажа сердца.

  14. Сочетание наружного массажа сердца с искусственной вентиляции легких. Показания и противопоказания к сердечно-легочной реанимации.

  15. Цель, задачи, призвание валеологии.

  16. Социально обусловленные болезни и болезни цивилизации.

  17. Здоровье по определению валеологии и медицины.

  18. Компоненты здоровья. Факторы формирования здоровья.

  19. Факторы риска для здоровья школьников, существующие в сфере здоровья. Роль учителя в профилактике ухудшений здоровья.

  20. Характеристика некоторых патологических типов воспитания в семье. Формирование хронического дисстресса в процессе семейного воспитания. Работа педагога с родителями.

  21. Факторы биологического риска, их роль в формировании хронических заболеваний, нарушений поведения и вредных привычек.

  22. Этапы формирования психического здоровья. Причины нарушения психического здоровья у детей и подростков. Роль учителя в профилактике нарушений психического здоровья.

  23. Возрастные аспекты происхождения неврозов у детей и подростков. Своеобразие психического развития детей, впоследствии заболевших неврозами.

  24. Общий адаптационный синдром Г. Селье. Психоэмоциональный стресс и здоровье человека. Способы борьбы с повседневным стрессом.

  25. Особенности течения периода полового созревания и ее влияние на психическое здоровье детей и подростков. Депрессия. Причины. Признаки.

  26. Причины и механизм развития патологических зависимостей.

  27. «Группа риска» с большей склонностью наркотизации и алкоголизации среди подростков.

  28. Общие признаки наличия состояния наркотического опьянения.

  29. Действие учителей в случаях выявления фактов употребления учащимися одурманивающих средств.

  1. Органы иммунной системы. Функция иммунной системы. Факторы ослабляющие функцию иммунной системы. Признаки нарушения функции иммунной системы. Основные способы продления функций иммунной системы. Синдром хронической усталости. Причины. Симптомы. Средства борьбы с ней.

31. Болезни, передаваемые половым путем. Гонорея, сифилис,

герпесвирусная инфекция половых органов, ВИЧ-инфекция,

хламидиаз, новые половые инфекции. Симптомы,

профилактика.

  1. Основные стороны нарушения питания. Концепция сбалансированного питания. Показания, противопоказания к использованию биологически активных пищевых добавок.

33. Краткая характеристика новых довольно распространенных диет, их достоинства и недостатки.

34. Принципы режима питания для лиц с избыточной массой тела. Основные законы рационального питания.


^ Мероприятия по контролю знаний студентов


Ежемесячная аттестация.

Текущий контроль.

Рубежный контроль.

Контроль на практических занятиях.

Итоговое занятие (зачет).


^ При ежемесячной аттестации по предмету «Основы медицинских знаний» дается оценка текущей деятельности по двухбалльной системе: «аттестован», «не аттестован» и проставляется в журнале учета успеваемости и посещаемости студентов каждым преподавателем.

При оценке текущей учебной деятельности учитываются следующие обязательные требования:

- Выполнение студентами всех видов аудиторной и самостоятельной работы, определенной рабочими учебными планами и программами учебных дисциплин, в том числе и домашних заданий;

-Результаты промежуточных проверок знаний студентов (контрольных работ, тестов и т.д.);

- Активность на практических занятиях;

- Результаты защиты рефератов;

- Посещаемость учебных занятий.

^ Рубежный контроль осуществляется с целью выявления у студентов знаний, усвоенных в предыдущий период обучения. Контроль проводится в соответствии с планом- графиком, утвержденном на заседании кафедры. Примеры тестовых заданий, контрольных вопросов и других материалов, разработанных преподавателем для осуществления рубежного контроля, утверждаются на заседании кафедры.

^ На практических занятиях у студентов вырабатываются навыки оказания неотложной помощи пострадавшим: остановка кровотечений, наложение шин при переломах различной локализации, помощь при ожогах, проведение сердечно-легочной реанимации, наложение укрепляющих повязок. Навыки вырабатываются путем практического решения ситуационных задач, отработки методики сердечно-легочной реанимации на тренажере «Максим», просмотра видеофильма «Первая медицинская помощь».

^ Итоговое занятие (зачет) включает результаты предшествующей аудиторной и самостоятельной работы обучаемого, тестирования, контрольных работ, письменных ответов на вопросы курса.


^ Словарь основных терминов


Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Адаптация – составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменений условия среды существования.

Аппендицит – воспаление аппендикулярного отростка.

^ Артериальное давление – нормальное АД необходимо для циркуляции крови и снабжения кровью органов и тканей, для образования кровяной жидкости в капиллярах, осуществления секреции и экскреции.

^ Артериальной гипертонией называется повышение артериального давление свыше 130 мм рт.ст. систолического и свыше 89 мм рт.ст. диастолического.

Астенопия – быстрая утомляемость глаз, ощущение болезненной усталости в веках в области лба.

^ Болезнь Карвена – воспаление сухожилий большого пальца кисти.

Валеология – наука о здоровье, наука об индивидуальном здоровье. Варианты развития болезни:

Спорадия. Единичные случаи заболевания, не связаны между собой, не принимают заметного распространения среди населения

Эндемия – групповая вспышка. Возникают в организованном коллективе, в условиях постоянного общения людей. Охват 10 и более человек за короткое время: краснуха, свинка – эпидемический паротит.

^ Эпидемическая вспышка – Массовое распространение инфекционного заболевания, которое происходит из групповых вспышек. Охватывает несколько организованных коллективов. Охватывает 100 и более человек – кишечные инфекции.

Эпидемия. Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяется на обширные территории, охватывает города, районы, регионы государства. Грипп, холера, чума

Пандемия. Глобальное распространение заболеваемости. Захват нескольких соседних государств, и частей земного шара. Испанка – грипп.

^ Входные ворота инфекции место проникновения инфекционного агента.

Дисстресс - "плохой стресс", формирующий повреждение вследствие срыва адаптации, часто способствующий развитию болезни.

Дезинфекция – комплекс мероприятий в очаге направленный на уничтожение возбудителя и предотвращения дальнейшего распространения инфекции.


Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Иммунитет от лат иммунес – освобождение от чего-либо лишнего – защита организма от генетически чужеродного организма или вещества.

Инвазия (от лат. Invasion – вторжение, нашествие) обозначает состояние зараженности организма простейшими.

^ Интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями.

Нравственное воспитание – стержень отношений, формирующий личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, справедливости, совести

^ Объективные показатели здоровья человека отражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоянием и с нормативными характеристиками.

^ Острая кишечная непроходимость – прекращение пассаже кишечного содержимого.

Периоды развития инфекционного процесса в организме:

-Инкубационный период (скрытый) – время от внедрения в организм до первых клинических проявлений (грипп – от нескольких часов, СПИД – максимум годы)

-Продромальный период (период предвестников): преобладают общие не специфические явления: головная боль, слабость, состояние дискомфорта

-Клиничекие проявления – разгар болезни, характерные симптомы болезни (сыпь, диарея, судороги, температура)

-Исход болезни

Панкреатит – острое воспаление поджелудочной железы, связанное с травмой, чрезмерным употреблением алкоголя, нарушении кровообращения в органах брюшной полости.

^ Пульс – показатель отражающий деятельность ССС.

Растяжение представляет собой повреждение тканей с частичным разрывом их при сохранении анатомической непрерывности.

Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек.

^ Сексуальное аддиктивное поведение характеризуется сверхценным отношением к сексу, восприятием лиц, к которым возникают сексуальные влечения, не как личностей со своими особенностями и стремлениями, а как сексуальных объектов.

^ Синдром запястного канала – ущемление медиального нерва в результате опухания сухожилий или синовиальной оболочки в области изгиба запястья.

Стресс (Стресс без дисстресса. 1974, Г.Селье) есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Тендовагинит – воспаление сухожилного основания мышц Кити и запястья. Боль в кисте и запястьяе.

Тендосиновит – воспаление синовиальной оболочки основания мышц кисти и запястья.

^ Травмой или повреждением называется воздействие на организм внешних агентов (механических, термических, электрических, лучевых, психических), вызывающих в органах и тканях нарушения анатомии, физиологических функций и сопровождающиеся местной и общейреакцией пострадавшего организма.

^ Травматический токсикоз, синдром длительного раздавливания, краш-синдром – длительное сдавление мышц с образованием миоглобина и развитием полиорганной недостаточности.

^ Травматический шок является наиболее частым из всех видов шокаи возникает при повреждениях костно-суставного аппарата, мышц,внутренних органов и сопровождающийся сильнейшим болевым посылом в нервную систему, часто с обильной кровопотерей или без нее и дает очень высокую летальность до 75%.

Ушиб (contusio) – повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи непосредственным действие тупого насилия на тот или иной участок тела.

^ Физическое воспитание –неотъемлемая составляющая часть воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.


Фрустрация (лат. frustratio - обман, неудача), психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности.

^ Химическая зависимость – зависимость человека от различных химических веществ не используемых в медицине.

Холецистит (Холе – желч, цистис – пузырь) воспаление желчного пузыряю.

^ Шок от англ. Shok – удар, сотрясение, потрясение. Шок – это типовой патологический процесс, вызываемый чрезвычайными агентами внешней и внутренней среды и представляющий собой комплекс патологических и защитно-приспособительных реакций ЦНС, гипотензии – снижением давления, гипоксии органов – уменьшением снабжения кислородом органов, расстройством метаболизма – постоянным составом внутренней среды человек.

Эпидемический процесс – это процесс передачи паразитарного начала от источника к восприимчивому организму (распространение болезни от больного к здоровому).


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа курса По специальности iconРабочая программа Для специальности: 040110 «Общая врачебная практика» (код и название специальности)
Предшествующий уровень образования: высшее медицинское образование по специальности «лечебное дело» квалификация «врач» или по специальности...

Программа курса По специальности iconПрограмма вступительных испытаний (экзамена по специальности) в аспирантуру по научной специальности 19. 00. 10 «Коррекционная психология»

Программа курса По специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине Секционный курс для специальности Лечебное дело гос впо направления (специальности)

Программа курса По специальности iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов 6 курса по специальности «Педиатрия»

Программа курса По специальности iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов 6 курса по специальности «Педиатрия»

Программа курса По специальности iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов 6 курса по специальности «Педиатрия»

Программа курса По специальности iconКалендарный план практических занятий по анатомии человека для студентов 1 курса медицинского факультета специальности

Программа курса По специальности iconУчебно-методическое пособие для студентов 4 курса биотехнологического факультета по специальности «Ветеринарная санитария и экспертиза»

Программа курса По специальности iconМетодические рекомендации по организации самостоятельного изучения курса «Общая вирусология» Для специальности 020201. 65 Биология

Программа курса По специальности iconКалендарный план практических занятий по анатомии человека для студентов 1 курса медицинского факультета специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина