3. Физиология центральной нервной системы icon

3. Физиология центральной нервной системы





Скачать 202.83 Kb.
Название3. Физиология центральной нервной системы
Дата конвертации07.02.2013
Размер202.83 Kb.
ТипМетодическая разработка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ


КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ


Утверждаю

заведующий кафедрой,

профессор _____________В.С.Никольский


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов 2 курса

специальности «Педиатрия»

по учебной дисциплине

нормальная физиология


^ ТЕМА №3. ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

ЗАНЯТИЕ №1. Морфофункциональная характеристика ЦНС. Возбуждение и торможение в ЦНС. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС.


Обсуждена на заседании кафедры

нормальной физиологии

«__»____________2012 г.

Протокол №


Методическая разработка составлена:

доцент Е.В.Елисеева.

«__»_______________2012 г.


СТАВРОПОЛЬ 2012

Тема 3. Физиология центральной нервной системы.

Занятие № 1. Морфофункциональная характеристика ЦНС. Возбуждение и торможение в ЦНС. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС.


Учебные вопросы занятия

  1. Современные представления о структурно-функциональной организации ЦНС. Классификация, функции нейронов.

  2. Гематоэнцефалический барьер, глия, ее функции.

  3. Синаптическая организация ЦНС. Виды синапсов, характеристика медиаторов.

  4. Виды центрального торможения, его механизмы и значение в интегративной деятельности мозга.

  5. Основные принципы координационной деятельности ЦНС. Принцип доминанты.

  6. Понятия нейронных сетей, нервного центра. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Виды рефлексов.


Задания для самостоятельной работы и демонстрации

1. Анализ рефлекторной дуги.

2. Центральное торможение спинномозговых рефлексов.

3. Определение времени рефлекса в зависимости от силы раздражителя (по Тюрку).

4. Сухожильные рефлексы у человека.


Место проведения занятия: учебный корпус №1, кафедра нормальной физиологии, учебные комнаты 1-4.


^ Материально-лабораторное обеспечение: наглядные пособия – таблицы, видеофильм по теме занятия; приборное обеспечение - препаровальный набор, растворы серной кислоты (в концентрации 0,15%, 0,25%, 0,5%, 1%), секундомер, неврологический молоточек; лабораторные животные: лягушки.


^ Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть теоретическими и практическими знаниями по теме занятия, научиться использовать эти знания для понимания механизмов регуляции основных процессов в организме.

б) частные цели – Вам необходимо сформировать представления о структурно-функциональной организации ЦНС, рефлекторном принципе ее деятельности.

^ В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

ЗНАТЬ: - принципы организации и функционирования центральной нервной системы у человека, цефализации функций в процессе эволюции;

- физиологический смысл процессов, обеспечивающих координированную деятельность центральной нервной системы;

- физиологический смысл процессов, характерных для возникновения и распространения процесса возбуждения, для формирования процесса торможения;

- механизмы и особенности формирования основных функциональных систем организма;

УМЕТЬ: - использовать знания по теории функциональных систем для понимания механизмов саморегуляции гомеостаза и формирования полезного результата в приспособительной деятельности;

- анализировать закономерности функционирования центральной нервной системы;

- схематически изображать структуру рефлекторной дуги, проводить ее анализ по схеме и в эксперименте;

- проводить исследования рефлекторной деятельности нервной системы;

ВЛАДЕТЬ: - навыком проведения учебного эксперимента;

^ ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- способностью и готовностью анализировать физиологические процессы; использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной деятельности, что позволит формировать физиологическое мышление как основу медицинского мышления;

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физиологический аппарат на основе понимания физиологических процессов, протекающих в организме ребенка;

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений, полученных при изучении различных разделов физиологии в целях совершенствования профессиональной деятельности;

- способностью и готовностью к работе с физиологической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач в области педиатрии, навыки которых были получены при изучении нормальной физиологии;

- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ для оценки функционального состояния организма ребенка на основе знаний и умений, полученных при изучении нормальной физиологии;

- способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью внедрения новых перспективных средств в организации работы по практическому использованию и внедрению результатов исследований на основе полученных теоретических и практических знаний в области нормальной физиологии;

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - об особенностях взаимодействия структурных элементов центральной нервной системы.


Обязательная литература

  1. Нормальная физиология под ред. профессора В. М. Смирнова, М., изд. «Академия» 2010 г. стр. 62-65, 66-91.

  2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования. Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова 3-е издание. — М. Издательский центр «Академия» 2010, стр. 39-43, 48-50, 57.

  3. Сборник тестовых заданий по курсу нормальной физиологии.


Ваши действия по подготовке к занятию и

отработке программы занятия

1. При подготовке к занятию

Проработайте известный Вам материал по анатомии и гистологии центральной нервной системы. Обратите внимание на ранее изученные механизмы передачи возбуждения по нервному волокну и в химическом синапсе.

Ответьте на вопросы 1-6 занятия, решите тесты и ситуационные задачи из сборника тестовых заданий.


^ 2. Для выполнения программы практических работ

Подготовьте свое рабочее место для выполнения запланированных работ.

При выполнении первого задания обратите внимание на особенности приготовления препарата спинальной лягушки.

При выполнении второго задания обратите внимание на уровень пересечения ствола мозга лягушки, сравните результаты, полученные в опыте с торможением и в 1 задании.

При выполнении третьего задания проанализируйте расположение элементов рефлекторной дуги сгибательного рефлекса лягушки.

При выполнении четвертого задания проработайте порядок определения каждого сухожильного рефлекса, обратите внимание на положение испытуемого, действия экспериментатора, для проверки правильности своих действий воспользуйтесь таблицами в учебной комнате.

По выполнении программы занятия представьте преподавателю протокол работы. Задайте вопросы по работам, вызвавшим у Вас затруднения.


^ 3. При проведении заключительной части занятия решите предложенные ситуационные задачи выходного контроля, поясните смысл Ваших ответов. Приведите в порядок Ваше рабочее место. Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при выполнении домашнего задания. Получите задание на следующее занятие.

^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

^ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ


КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ


Утверждаю

заведующий кафедрой,

профессор _____________В.С.Никольский


^ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов 2 курса

специальности «Педиатрия»

по учебной дисциплине

нормальная физиология


^ ТЕМА №3. ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

ЗАНЯТИЕ №2. Роль различных отделов ЦНС в регуляции физиологических функций. Физиология управления движением. Мышечный тонус. Тонические рефлексы.


Обсуждена на заседании кафедры

нормальной физиологии

«__»____________2012 г.

Протокол №


Методическая разработка составлена:

доцент Е.В.Елисеева.

«__»_______________2012 г.


СТАВРОПОЛЬ 2012


Тема 3. Физиология центральной нервной системы.

Занятие № 2. Роль различных отделов ЦНС в регуляции физиологических функций. Физиология управления движением. Мышечный тонус. Тонические рефлексы.


Учебные вопросы занятия

  1. Морфофункциональная характеристика различных отделов ЦНС.

  2. Понятие мышечного тонуса. Рефлекторная природа и функциональное значение тонуса мышц.

  3. Механизм возникновения и регуляции мышечного тонуса на спинальном уровне.

  4. Роль структур продолговатого мозга и среднего мозга в регуляции мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность у бульбарного животного.

  5. Тонические рефлексы.

  6. Морфофизиологическая характеристика мозжечка, его роль в регуляции координации моторных функций организма. Симптомы частичного и полного удаления мозжечка.

  7. Участие структур стриапаллидарной системы и коры больших полушарий в регуляции мышечного тонуса.


Задания для самостоятельной работы и демонстрации

  1. Наблюдение тонических рефлексов (опыт на морской свинке).

  2. Наблюдение результатов выключения лабиринтного аппарата у морской свинки.

  3. Наблюдение нарушения двигательной активности лягушки после удаления мозжечка

  4. Мозжечковые пробы человека.


Место проведения занятия: учебный корпус №1, кафедра нормальной физиологии, учебные комнаты 1-4.


^ Материально-лабораторное обеспечение: наглядные пособия – таблицы; приборное обеспечение - препаровальный набор, хлороформ, аквариум; лабораторные животные: лягушки, морские свинки.


^ Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть теоретическими и практическими знаниями по теме занятия, научиться применять материал занятия в профессии врача общей практики.

б) частные цели – Вам необходимо сформировать представление об основном принципе организации рефлекторной деятельности спинного мозга, мозжечка, структур промежуточного и конечного мозга; определить закономерности взаимодействия надсегментарных структур в организации управления движениями.

^ В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

ЗНАТЬ: - роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции соматических функций организма, рефлекторные дуги с соматическим компонентом;

- роль сегментарных и надсегментарных структур мозга в организации и регуляции мышечного тонуса, закономерности взаимодействия этих структур;

- роль коры больших полушарий в разработке и реализации различных программ организма;

УМЕТЬ: - анализировать закономерности функционирования центральной нервной системы;

- схематически изображать структуру рефлекторной дуги миотатического рефлекса поддержания мышечного тонуса;

- проводить исследования рефлекторной деятельности нервной системы;

ВЛАДЕТЬ: - навыком проведения учебного эксперимента;

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ: - способностью и готовностью анализировать физиологические процессы; использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной деятельности, что позволит формировать физиологическое мышление как основу медицинского мышления;

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физиологический аппарат на основе понимания физиологических процессов, протекающих в организме ребенка;

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений, полученных при изучении различных разделов физиологии в целях совершенствования профессиональной деятельности;

- способностью и готовностью к работе с физиологической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач в области педиатрии, навыки которых были получены при изучении нормальной физиологии;

- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ для оценки функционального состояния организма ребенка на основе знаний и умений, полученных при изучении нормальной физиологии;

- способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью внедрения новых перспективных средств в организации работы по практическому использованию и внедрению результатов исследований на основе полученных теоретических и практических знаний в области нормальной физиологии;

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - об особенностях взаимодействия сегментов спинного мозга с рецептивными полями и эффекторами в пределах метамеров тела;

- о влиянии вышележащих структур на активность нейронов спинного мозга (на примере феноменов спинального шока, децеребрационной ригидности);

- об основном принципе взаимосвязи рецептивных полей и надсегментарных структур мозга – топическом принципе организации деятельности данных структур;

- об интегративной и координационной деятельности надсегментарных структур на примере разработки и коррекции двигательных программ организма, системном принципе регуляции.


Обязательная литература

  1. Нормальная физиология под ред. профессора В. М. Смирнова, М., изд. «Академия» 2010 г. стр. 92-118.

  2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования. Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова 3-е издание. — М. Издательский центр «Академия» 2010, стр. 58-65.

  3. Сборник тестовых заданий по курсу нормальной физиологии.


Ваши действия по подготовке к занятию и

отработке программы занятия


^ 1. При подготовке к занятию

Проработайте известный Вам материал по анатомии и гистологии основных структур центральной нервной системы. Ответьте на вопросы 1-7 занятия, решите тесты и ситуационные задачи из сборника тестовых заданий.

Обратите внимание на таблицу «Установочные тонические рефлексы (реакции, направленные на сохранение нормального положения тела в пространстве)» и Методические указания к заданию № 3.


^ Установочные тонические рефлексы (реакции, направленные на сохранение нормального положение тела в пространстве).

  1. Статические рефлексы проявляются при изменении положения, не связанного с перемещением тела:

Рефлексы позы

Выпрямительные рефлексы

Возникают

при изменениях положения головы по отношению к туловищу в пространстве:

с рецепторов лабиринтов,

с проприорецепторов мышц шеи и сухожилий.

при нарушении нормальной позы:

выпрямление головы (с рецепторов лабиринтов), выпрямление туловища

(с рецепторов мышц шеи, кожи, туловища, с рецепторов сетчатки глаза).


Направлены

на сохранение нормальной позы при угрозе ее нарушения

на восстановление нормальной позы в условиях ее нарушения

Выражаются

в перераспределении мышечного тонуса разгибателей, предотвращающем нарушение равновесия.

в последовательном восстановлении нормального положения головы и всего тела в пространстве.



  1. ^ Стато-кинетические рефлексы проявляются при ускорениях прямолинейного и вращательного движений:

Рефлексы при вращении тела

Рефлексы при прямолинейном движении в вертикальном направлении.

Возникают

при вращении тела в пространстве (с лабиринтов полукружных каналов)


при быстром подъеме и спуске – лифтные рефлексы.

при приземлении – рефлексы приземления

(с рецепторов лабиринтов, отолитового аппарата и полукружных каналов).

Направлены

На сохранение положения тела в пространстве при вращательном движении

На сохранение положения тела в пространстве при подъеме, спуске и приземлении

Выражаются

В изменениях тонуса мышц головы и глаз (нистагм глаз, головы), а так же туловища и конечностей

При подъеме – в сгибании и последующем разгибании головы, туловища и конечностей; при спуске – в обратной последовательности тех же реакций; при приземлении – конечности принимают положение, способное поддержать равновесии тела при встрече его с землей.


^ Методическое указание к заданию № 3

У лягушки вскрывают черепную коробку: сначала делают поперечный разрез кожи немного позади носовых отверстий, затем латерально с обеих сторон на 1,5-2 см кзади, кожный лоскут отрезают. Таким же поперечным разрезом рассекают тонкую костную покрышку, для чего кончик лезвия ножа вводят в полость черепа, скользя по внутренней поверхности кости, чтобы не поранить мозг, и рассекают кость возможно латеральнее с каждой стороны. Поперечным разрезом удаляют этот костный отрезок. Тщательно останавливают кровотечение ватным тампоном, тонким скальпелем перерезают мозжечок вдоль и одну половину вырезают. После операции лягушке дают 5-минутный отдых и наблюдают за ее поведением. Прежде всего, отмечают изменение позы животного при спокойном положении. Лягушка сидит, наклонив голову и изогнув туловище в сторону повреждения. При прыжке она иногда переворачивается в воздухе и падает на спину. При этом, прыгая или переползая, она движется не по прямой линии, а по кругу, т.е. осуществляет манежные движения.


^ 2. Для выполнения программы практических работ

Подготовьте свое рабочее место для выполнения запланированных работ.

При выполнении первого задания обратите внимание на нормальное положение животного, изменение тонуса мышц конечностей, шеи и туловища при изменении позы животного.

При выполнении второго задания обратите внимание на изменение положения животного за счет перераспределения тонуса мышц конечностей, шеи и туловища при выключении вестибулярного аппарата морской свинки после закапывания в ухо раствора хлороформа.

При выполнении третьего задания воспользуйтесь Методическими указаниями к заданию №3, проработайте последовательность манипуляций при подготовке безмозжечковой лягушки, обратите внимание на последствия частичного разрушения мозжечка у животного, отметьте характерные симптомы.

При выполнении четвертого задания давайте четкие команды испытуемому для правильного выполнения им мозжечковых проб, оцените результаты.

По выполнении программы занятия представьте преподавателю протокол работы. Задайте вопросы по работам, вызвавшим у Вас затруднения.


^ 3. При проведении заключительной части занятия решите предложенные ситуационные задачи выходного контроля, поясните смысл Ваших ответов. Приведите в порядок Ваше рабочее место. Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при выполнении домашнего задания. Получите задание на следующее занятие.


^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

^ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ


КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ


Утверждаю

заведующий кафедрой,

профессор _____________В.С.Никольский


^ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов 2 курса

специальности «Педиатрия»

по учебной дисциплине

нормальная физиология


^ ТЕМА №3. ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

ЗАНЯТИЕ №3. Физиология вегетативной (автономной) нервной системы. Вегетативные рефлексы. Современные электро-физиологические методы исследований функций ЦНС.


Обсуждена на заседании кафедры

нормальной физиологии

«__»____________2012 г.

Протокол №


Методическая разработка составлена:

доцент Е.В.Елисеева.

«__»_______________2012 г.


СТАВРОПОЛЬ 2012

Тема 3. Физиология центральной нервной системы.

Занятие № 3. Физиология вегетативной (автономной) нервной системы. Вегетативные рефлексы. Современные электрофизиологические методы исследований функций ЦНС.


Учебные вопросы занятия

  1. Автономная (вегетативная) нервная система, ее функции. Роль различных отделов ЦНС в регуляции функции автономной нервной системы.

  2. Структурно - функциональные особенности симпатического, парасимпатического, метасимпатического отделов автономной нервной системы. Рефлекторные дуги.

  3. Роль вегетативной нервной системы в регуляции функций организма.

  4. Ганглии вегетативной нервной системы, их замыкательная функция.

  5. Вегетативные рефлексы. Центры регуляции вегетативных функций. Роль гипоталамуса в регуляции вегетативных функций.

  6. Современные электрофизиологические методы исследований функций ЦНС (методы ЭЭГ, ЭКоГ, вызванных потенциалов, микроэлектродной техники, микроионофореза и др.). Стереотаксическая техника.


Задания для самостоятельной работы и демонстрации

  1. Электроэнцефалография.

  2. Стереотаксическая техника.

  3. Выявление тонуса вегетативной нервной системы по холодовой и тепловой пробам у человека.

  4. Поведенческие реакции кролика при стимуляции хронически вживленных электродов в различные области мозга.


^ Место проведения занятия: учебный корпус №1, кафедра нормальной физиологии, учебные комнаты 1-4.


Материально-лабораторное обеспечение: наглядные пособия – таблицы, видеофильм по теме занятия; приборное обеспечение - тонометр, фонендоскоп, ёмкости с холодной и теплой водой, стереотаксический прибор, стимулятор; лабораторные животные: кролик.


^ Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть теоретическими и практическими знаниями по теме занятия, научиться использовать эти знания в профессии врача общей практики.

б) частные цели – Вам необходимо сформировать представления о сформировать представление о структурно-функциональной организации и основных физиологических свойствах и функциях вегетативной нервной системы, методах исследования ЦНС.

^ В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

ЗНАТЬ: - основные физиологические свойства и функции вегетативной нервной системы;

- роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции висцеральных функций организма, рефлекторные дуги с висцеральным компонентом;

- роль симпатического, парасимпатического, метасимпатического отделов вегетативной нервной системы в регуляции функций организма;

- особенности организации и рефлекторной деятельности автономной нервной системы, ее участие в формировании целостных форм поведения;

- физиологические основы современных методов исследования функций центральной нервной системы;

УМЕТЬ: - анализировать закономерности функционирования центральной нервной системы;

- схематически изображать структуру рефлекторной дуги вегетативного рефлекса;

- проводить исследования рефлекторной деятельности нервной системы и вегетативной реактивности;

ВЛАДЕТЬ: - навыком проведения вегетативных проб;

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ: - способностью и готовностью анализировать физиологические процессы; использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной деятельности, что позволит формировать физиологическое мышление как основу медицинского мышления;

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физиологический аппарат на основе понимания физиологических процессов, протекающих в организме ребенка;

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений, полученных при изучении различных разделов физиологии в целях совершенствования профессиональной деятельности;

- способностью и готовностью к работе с физиологической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач в области педиатрии, навыки которых были получены при изучении нормальной физиологии;

- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ для оценки функционального состояния организма ребенка на основе знаний и умений, полученных при изучении нормальной физиологии;

- способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью внедрения новых перспективных средств в организации работы по практическому использованию и внедрению результатов исследований на основе полученных теоретических и практических знаний в области нормальной физиологии;

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - о структурно-функциональной организации и основных физиологических свойствах и функциях вегетативной нервной системы.


Обязательная литература

  1. Нормальная физиология под ред. профессора В. М. Смирнова, М., изд. «Академия» 2010 г. стр. 118-121, 128-143.

  2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования. Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова 3-е издание. — М. Издательский центр «Академия» 2010, стр. 264-270.

  3. Сборник тестовых заданий по курсу нормальной физиологии.


Ваши действия по подготовке к занятию и

отработке программы занятия


^ 1. При подготовке к занятию

Проработайте известный Вам материал по анатомии и гистологии вегетативной нервной системы, зарисуйте схемы рефлекторных дуг различных вегетативных рефлексов. Обратите внимание на Методические указания к заданию №3.

Ответьте на вопросы 1-6 занятия, решите тесты и ситуационные задачи из сборника тестовых заданий.


^ Методическое указание к заданию № 3

Вегетативные пробы

В положении пациента лежа подсчитывают частоту сердечных сокращений и измеряют артериальное давление. После этого кисть другой руки опускают на 1 минуту в холодную воду (t 4оС), затем вынимают руку из воды и каждую минуту регистрируют артериальное давление и частоту пульса до возвращения показателей к исходному уровню. В норме это происходит через 2-3 мин.

При повышении артериального давления более чем на 20 мм рт. ст. реакция оценивается как выраженная симпатическая, менее чем на 10 мм рт. ст. – как умеренная симпатическая, а при снижении давления – как парасимпатическая. Повторяют пробу с теплой водой, сравнивают результаты.


^ 2. Для выполнения программы практических работ

Подготовьте свое рабочее место для выполнения запланированных работ.

При выполнении первого задания в режиме демонстрации ознакомьтесь с методикой электроэнцефалографии, обратите внимание на различия в электрической активности мозга испытуемого при выполнении им заданий экспериментатора.

При выполнении второго задания в режим демонстрации ознакомьтесь с устройством стереотаксического прибора и некоторыми аспектами стереотаксической методики на примере черепа собаки.

При выполнении третьего задания воспользуйтесь Методическими указаниями, активизируйте свои практические навыки по регистрации пульса, обратите внимание на необходимость строгого соблюдения времени проведения проб, сравните результаты у разных студентов.

При выполнении четвертого задания вспомните отличия острого и хронического эксперимента, пронаблюдайте кролика с вживленными мозговыми электродами, на этом примере усвойте этапы хронического эксперимента, обратить внимание на поведенческие и вегетативные реакции животного при электрической стимуляции различных мозговых структур.

По выполнении программы занятия представьте преподавателю протокол работы. Задайте вопросы по работам, вызвавшим у Вас затруднения.


3. При проведении заключительной части занятия решите предложенные ситуационные задачи выходного контроля, поясните смысл Ваших ответов. Приведите в порядок Ваше рабочее место. Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

3. Физиология центральной нервной системы iconТема III : медицинская реабилитация детей с заболеваниями мочевыделительной системы (пиелонефрит, гломерулонефрит, хроническая почечная недостаточность), эндокринной системы и обмена веществ (сахарный диабет, ожирение), центральной нервной системы (детский церебральный паралич, энурез)

3. Физиология центральной нервной системы iconКома (греч. Kоmа-глубокий сон) наиболее значительная степень патологического торможения центральной нервной системы, характеризующаяся глубокой потерей созна
Кома (греч. Kоmа-глубокий сон) наиболее значительная степень патологического торможения центральной нервной системы, характеризующаяся...

3. Физиология центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «анатомия центральной нервной системы»

3. Физиология центральной нервной системы iconПеринатальная патология центральной нервной системы при цервикальных вертебромиелогенных расстройствах у детей 14. 00. 13 Нервные болезни

3. Физиология центральной нервной системы iconПрограмма дисциплины анатомия центральной нервной системы для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра

3. Физиология центральной нервной системы iconОсобенности микроциркуляции бульбарной конъюнктивы у новорожденных детей с гипоксически-ишемическим поражением центральной нервной системы 14. 00. 09 педиатрия

3. Физиология центральной нервной системы iconРабочая программа по дисциплине анатомия центральной нервной системы для специальности: 030301 Психология курс 1 семестр 1

3. Физиология центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования

3. Физиология центральной нервной системы iconКома (греч. Kоmа-глубокий сон) наиболее значительная степень патологического торможения центральной нервной системы, характеризующаяся глубокой потерей созна

3. Физиология центральной нервной системы icon15 Физиология вегетативной нервной системы Вегетативная нервная система

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина