Курс лекций по психологии и педагогике Часть II icon

Курс лекций по психологии и педагогике Часть II





НазваниеКурс лекций по психологии и педагогике Часть II
страница1/9
Дата конвертации05.02.2013
Размер0.77 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Министерство образования и науки Российской Федерации

Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова




Кафедра истории,

социологии и права





Юркина Л.В.


Курс лекций по психологии

и педагогике




Часть II

Учебное пособие









Москва

2011


УДК 159.9(075.8)

ББК 88.3+74.58

Л 82


Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Крившенко Л.П.


(Московский государственный областной университет)

кандидат философских наук, доцент Елонова А.Я.


(Московский государственный университет)





Курс лекций по психологии и педагогике. Часть II./ Под общей редакцией д. полит. наук., проф. В.В. Бариса. – М.: ИПЦ МИТХТ им. М.В. Ломоносова, 2011.



Пособие наиболее полно отражает читаемый по психологии и педагогике курс лекций. Предназначено для студентов второго и четвертого курсов, выбравших данную дисциплину.

Во второй части рассказывается о цепочке психических познавательных процессов: ощущения, восприятие, память, мышление, а также понимание личности педагогической наукой и основы дидактики.


©Юркина Л.В., 2011


©МИТХТ им. М.В. Ломоносова, 2011


Оглавление

Лекция 5. Психические познавательные процессы 4

5.1. Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира 4

5.2. Ощущения - психическая сущность и биологическая основа 7

5.3. Восприятие – системная деятельность мозга 18

Лекция 6. Психические познавательные процессы 24

6.1. Память – как психический познавательный процесс 24

6.2. Воображение – как сложная мозговая активность 32

6.3. Мышление и интеллект 34

6.4. Волевая регуляция человека 40

Лекция 7. Личность как субъект образования 42

7.1. Приобщение человека к нормам и ценностям общества 42

7.2. Развитие и формирование человека от индивида к личности и индивидуальности 44

7.3. Движущие силы и факторы становления личности 48

7.4. Педагогическая программа развития личности 51

Лекция 8. Теоретические основы обучения 56

8.3. Формы обучения 65

8.4. Методы обучения 68

8.5. Средства и виды обучения 71

8.6. Контроль за усвоением знаний и формированием умений 72



Лекция 5. Психические познавательные процессы


Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения - психическая сущность и биологическая основа. Восприятие – системная деятельность мозга.

5.1. Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира


Рассматривая структуру психики, мы выделили такие ее значимые части, как психические процессы, состояния, свойства и образования. Психические процессы представлены познавательными, эмоциональными и волевыми процессами. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющегося в виде реакции на внешнее воздействие. Конец одного психического процесса означает начало другого, и таким образом обеспечивается непрерывность психических процессов в состоянии бодрствования.

В данной лекции будут рассмотрены познавательные процессы. Познавательные процессы - это целая цепочка психических реакций на внешний мир, позволяющая нам получать представление о нем, осмыслять его и, возможно, даже преобразовывать, сначала в своем сознании, а потом и реально, но за последний этап отвечает уже деятельность человека. В современной психологии нет единого взгляда на психические познавательные процессы. Мы обозначим в качестве психических познавательных процессов ощущения, восприятие, представление, мышление, а также память и воображение.

Прием первичной информации, снабжающий картину субъективного отражения данными, обеспечивают органы чувств, однако, чтобы не смешивать две психологические проблемы - ощущения и чувства - их, вслед за академиком И.П. Павловым, называют сенсорными датчиками или анализаторами. Такое обозначение дает возможность осознать еще один важный аспект – глаз, ухо, нос, кожа и т.д. являются именно входными воротами информации, а не истинным органом зрения. Сам глаз без головного мозга и его фундаментальной способности воспринимать не создал бы картину зрения. Часто говорят, что глаз смотрит, а только мозг видит, но и мозг без глаза лишается значительного количества информации. Это приводит нас к пониманию идеи цепочки познавательных процессов - ощущение не имеет смысла без восприятия, восприятие не возможно без ощущений, а память и мышление возможны только на основе воспринятой информации.

Все наши осмысленные действия, наше осознание физической реальности и наши идеи о вселенной, в конечном счете, исходят из сенсорных систем. Фактически каждое из наших ощущений должно сжимать потоки информации, превращая их в отобранную струю данных. Иначе нас захлестнул бы вихрь сенсорных впечатлений. Показатель избирательности ощущений – видимый свет, который представляет собой лишь узкий срез широкого диапазона энергии. Если бы возможности наших глаз не были ограничены одной световой чувствительностью, «видение» было бы подобно приему одновременно сотни различных телевизионных каналов и прослушиванию нескольких мелодий из различных источников. Определенный отбор происходит уже потому, что все сенсорные рецепторы являются биологическими преобразователями – т.е. устройствами, превращающими один вид энергии в другой. Каждый сенсорный орган наиболее чувствителен к определенному виду энергии. Преобразуя информацию, многие сенсорные анализаторы исследуют окружающую среду, прежде чем отправить сигнал в головной мозг. Сенсорный анализ – процесс разделения входящей информации на важные характеристики. Некоторые сенсорные системы столь точно настроены на определенные стимулы, что действуют в качестве детекторов характеристик. Например, глаза лягушки чувствительны к мелким темным, движущимся точкам. Если рядом двигается мошка, мозг лягушки мгновенно приходит в состояние готовности, но лягушка может умереть с голоду, если будет окружена мертвыми мошками – она просто не в состоянии их заметить.

Вид испытываемого ощущения активизирует определенную область головного мозга. В некоторые области мозга поступает зрительная информация, в другие слуховая, в третьи вкусовая, осязательная и т.д. Знание того, какая область мозга активна, позволяет судить об ощущениях испытываемых человеком в данный момент. Эти представления делают возможной искусственную стимуляцию головного мозга, позволяющую восстановить, например, зрение, слух. Такие работы ведутся по восстановлению зрения и слуха сегодня – искусственный глаз и искусственное ухо.

Важно осознавать, что такие ощущения, как зрение и слух, локализуются в головном мозге, а не в глазу или в ухе. Каждый сенсорный орган – лишь первое звено в длинной цепочке событий, которая оканчивается в мозге. Как бы нам ни хотелось так думать, но сенсорные системы не действуют подобно видеокамерам и магнитофонам, воспроизводящим картинки окружающего мира. Скорее они накапливают, преобразуют, анализируют, кодируют и передают нескончаемый поток данных мозгу. Этот входящий поток информации и есть то, что мы называем ощущением. Когда же головной мозг организует ощущения в содержательные образы, говорят о восприятии.

Ощущение – психический познавательный процесс, заключающийся в отражении отдельных частей предметов и явлений при их непосредственном воздействии на сенсорные датчики.

Восприятие - психический познавательный процесс, заключающийся в отражении предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на сенсорные датчики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Курс лекций по психологии и педагогике Часть II iconКурс лекций по анатомо-физиологическим основам фк и с часть Анатомия

Курс лекций по психологии и педагогике Часть II iconКурс входит в вариативную часть цикл ооп вр. 01 Курс адресован бакалаврам 1 курса

Курс лекций по психологии и педагогике Часть II iconКурс офтальмологии короев о. А. Курс лекций по глазным

Курс лекций по психологии и педагогике Часть II iconКурс входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла дисциплин ( Б. 1). Курс «Анатомия цнс» необходим как предшествующая дисциплина для изучения модуля «Физиология» идисциплины «Нейропсихология».

Курс лекций по психологии и педагогике Часть II iconКурс офтальмологии короев о. А. Курс лекций по глазным
...

Курс лекций по психологии и педагогике Часть II iconКурс лекций Мозырь 2004 содержание тема Введение в учебный курс «философии» 4 Лекция Философия как феномен культуры 4 Что такое философия? Специфика философского знания 4

Курс лекций по психологии и педагогике Часть II iconКонспект лекций по патологической анатомии общая часть

Курс лекций по психологии и педагогике Часть II iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих на факультет психологии и специальной педагогики и психологии москва

Курс лекций по психологии и педагогике Часть II iconКурс лекций для колледжа физической культуры

Курс лекций по психологии и педагогике Часть II iconКурс лекций Минск, 2004 удк ббк б 24

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина