Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология icon

Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология





НазваниеПримерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология
страница1/38
Дата конвертации04.02.2013
Размер8.45 Mb.
ТипПримерная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
Примерная программа

Наименование дисциплины «Основы социологии»

Рекомендуется для направления подготовки

040100 Социология


Квалификация (степень) выпускника - бакалавр


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели:

- формирование представлений о предмете и основных теоретических направлениях в социологии,

- освоение основных социологических понятий, закономерностей общественного устройства и развития,

- знакомство с социальной структурой общества и месте личности в различных видах социальных взаимосвязей,

- обзор современных направлений исследований в отечественной и зарубежной социологии, знакомство с методами социологических исследований.

^ Задачи дисциплины:

  • проанализировать основные этапы развития социологической науки, показать принципиальные теоретические и методологические различия отдельных социологических школ и концепций;

  • рассмотреть особенности предмета, методологии и метода современной социологии, показать принципиальное отличие общей социологии от частных социологических концепций;

  • структурировать основные разделы общей социологии, дать современные представления об их содержательном наполнении;

  • показать систему логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа (структура и генезис) тех или иных социальных структур, явлений и процессов.

    • сформировать у студентов представления о проблемной социальной ситуации, формулировании проблемы, понимания процедуры и методов исследования социальных процессов.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Основы социологии» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Изучается в 1 семестре. Дисциплина базируется на знании предмета «Обществознание» общеобразовательной программы. Перечень дисциплин, при изучении которых будут использоваться знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения «Основ социологии»: «История социологии», «Современные социологические теории», «Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология», «Методология и методы социологического исследования», «Политическая социология», «Социология управления», «Социология организаций».

^ Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

История социологии

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х










Х




2

Современные социологические теории

Х




Х

Х










Х

Х

Х



















Х

Х

3

Социальная антропология

Х




Х

Х



















Х

Х

Х

Х













4

Социальная психология

Х

Х

























Х

Х

Х

Х




Х







5

Социология семьи

Х

Х

Х










Х

Х

Х

Х

Х




Х

Х




Х

Х




6

Социология культуры

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х




Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

7

Социология религии

Х

Х

Х







Х

Х
















Х

Х




Х

Х




8

Этносоциология

Х

Х

Х







Х




Х




Х










Х




Х

Х




9

Методология и методы социоло-гического исследования

Х

Х














































Х

10

Политическая социология

Х

Х

Х

Х







Х




Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х




11

Социология управления

Х

Х

Х




Х

Х




Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х




12

Социология организаций

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

13

Учебная практика

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

14

Производственная практика

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

15

Итоговая государственная аттестация

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы социологии»:

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).


^ 4. В результате освоения дисциплины бакалавр социологии должен:

знать:

- особенности предмета социологии, ее роли, функций в современном обществе;

- структуры и понятийного аппарата общей социологической теории;

- типологию основных источников возникновения и развития массовых социальных движений;

- социальную структуру общества;

- формы социального взаимодействия;

- факторы социального развития;

- типы и структуры социальных организаций;

- направление социальных изменений в современном глобальном мире;

уметь:

    • приобретать знания в предметной области дисциплины;

    • корректно выражать и аргументировано обосновывать основные положения предметной области;

    • использовать современные социологические методы в изучении социальной реальности;

    • анализировать социальную структуру в отношении ее качественных и количественных характеристик;

    • составлять программы небольших социологических исследований;

    • организовывать простые анкетные опросы;

    • применять социологические подходы к анализу сложных социальных проблем современного мирового социума;

владеть:

  • способностью анализировать, критически оценивать, выбирать и использовать современные социологические методы изучения социальной реальности;

  • способностью использовать навыки восприятия и анализа текстов, имеющих социологическое содержание;

  • способностью применять на практике приемы ведения дискуссии, навыки публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.


^ 5. Структура и содержание дисциплины «Основы социологии »

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часа. Из них лекции (ЛК) – 36 часа, семинарские (СМ) и практические (ПЗ) занятия – 36 часов, самостоятельная работа студентов – (СРС) - 81 час.

^ Структура учебной дисциплины





п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

ЛК

СМ, ПЗ

Сам. работа

1

Предмет социологии и уровни научного знания

1

1,2

8

2

2

4

Мнемокарта текста О.Конта «Введение термина sociologie», схема структуры социологического знания

2

Эмпирическая социология: основные методы и прикладное социологическое исследование

1

3-5

14

2

2

10

Тест, программа социологического исследования, анкета

3

История зарубежной и отечественной социологии

1

6-9

14

2

2

10

Тест, конспект первоисточника, эссе

4

Сущность и строение общества

1

10,11

8

2

2

4

Тест, конспект первоисточника

5

Общество как социокультурная система

1

12

5

2

2

1

Тест, реферат статьи Дж. Мэрдока «Фундоментальные характеристики культуры»

6

Социальное пространство и организация общества

1

13

5

2

2

1

Мнемокарта текста П.Сорокин. «Социальная и культурная мобильность: Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция»

7

Социальные институты современного общества

1

14-16

14

2

2

10

Тест, конспект первоисточника, мнемокарта Э.Гидденс «Родство, брак и семья»

8

Социальные группы и организации

1

17,18

13

2

2

9

Тест, системная карта текста Ч. Кули «Первичные группы», конспект первоисточника.

Промежуточная аттестация - зачет

9

Неравенство и классы в современном обществе

2

1,2

13

2

2

9

Обзор публикаций периодических изданий (3-4 статьи)

10

Социальная стратификация общества и социальная 2мобильность

2

3,4

8

2

2

4

Тест, конспект текста П.Сорокин. «Социальная и культурная мобильность»

11

Личность как социальное существо

2

5,6

13

2

2

9

Тест, реферат статьи В.Н. Шубкин «Человек биологический, социальный, духовный»

12

Социальное действие и поведение

2

7

5

2

2

1

Тест, системная карта текста М.Вебера «Понятие социологии и «смысла» социального действия»

13

Потребности и ценности

2

8

5

2

2

1

Тест, реферат статьи Н.А.Бердяев «Об иерархии ценностей. Цели и средства»

14

Социализация личности

2

9,10

5

2

2

1

Тест, конспект первоисточника

15

Социальный контроль

2

11,12

5

2

2

1

Тест, аннотированный список (3-4 источника) на тему «Девиации современной российской молодежи»

16

Социальное взаимодействие и коллективное поведение

2

13,14

5

2

2

1

Тест, конспект первоисточника

17

Глобализация социальных процессов

2

15,16

8

2

2

4

Аннотированный список на тему «Глобализационные процессы современного общества»,

18

Проблемы социологии сегодня и перспективы ее развития

2

17,18

5

2

2

1

Мнемокарта статьи Г.В. Осипов «Российская социология в XXI веке», итоговый тест.





^ Итоговый контроль







27










экзамен




Итого







180

36

36

81





Содержание дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела



Предмет социологии и уровни научного знания

Общество как объект социологии. Предмет и специфика социологии. Понятие социального. Структура социального знания: Методология науки. Знание о предмете. Предметная матрица социологии. Междисциплинарная матрица социологии: родственные социологии науки. Внутридисциплинарная матрица социологии: отрасли внутри социологии. Научные теории в понимании объекта и предмета социологии.

Структура социологического знания. Иерархия социологического знания: научные картины, общая теория, частная теория, эмпирические исследования, прикладные исследования. Научная теория, ее структура, функции и эмпирическое подтверждение. Виды и типы научной теории.

Элементы социологического знания. Научная гипотеза: роль и сущность гипотезы, разработка гипотез, сфера действия, свойства и виды гипотез, истинность и проверка гипотез, правила формулирования гипотез.



Эмпирическая социология: основные методы и прикладное социологическое исследование

Эмпирическая социология. История эмпирической социологии. Теоретическая модель предмета исследования. Эмпирическая схема объекта исследования. Эмпирические факты. Статистический вывод. Основы выборочного обследования. Виды эмпирического исследования. Основные исследовательские стратегии.

Основные методы социологии: опрос (анкетирование и интервью), анализ документов, наблюдение, эксперимент. Анкетирование: закрытые и открытые вопросы. Сплошной и выборочный опрос. Генеральная и выборочная совокупность. Представительность и репрезентативность опроса. Основные виды интервью. Разновидности наблюдения. Роль эксперимента в социологии.

Программа социологического исследования. Составные элементы программы исследования. Формулировка и обоснование проблемы. Определение цели, объекта и предмета исследования. Логический анализ основных понятий.

Методика и техника социологического исследования. Разработка социологического инструментария. Зависимость, тенденция и закономерность.

Прикладные исследования. История и развитие прикладной социологии. Прикладная и фундаментальная социология. Специфика прикладного исследования. Статус и роли социолога-прикладника. Прикладные социальные исследования. Прикладные отрасли.



История зарубежной и отечественной социологии

Периодизация и формы институционализации социологии как науки. Донаучный этап. Социологические учения Платона и Аристотеля. Классический этап. Французская социологическая школа: позитивизм О. Конта, социальная статика и социальная динамика; социологизм Э. Дюркгейма, социальные факты и социальная солидарность в обществе, аномия как рассогласованность ценностного мира. Марксистская школа социологии: учение К. Маркса. Немецкая школа социологии: «понимающая» социология М. Вебера, рациональность и бюрократия; Ф.Теннис, Г.З иммель. Взгляды Г. Спенсера и В. Парето.

Ранний этап американской социологии: Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, А. Смолл. Современный этап социологии. Макросоциологические теории: структурный функционализм, теории социальных изменений, теории социального конфликта. Микросоциологические теории: символический интеракционизм, феноменологическая социология.

Теоретико-методологические основы развития социологии в России. Учение П. Сорокина. Социологические взгляды М.М. Ковалевского, Л.И. Мечникова, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского. Современная социология в России, основные этапы и направления: социология труда и экономическая социология, социология семьи, социальная стратификация. Кризис и восстановление социологии в 90-е годы XX века.



Сущность и строение общества

Социологические теории общества. Сферы и институты общества. Взаимное влияние сфер общества. Признаки общества Э. Шилза.

Гражданское общество как реальность и как идеал. Правовое и тоталитарное государство. Специфика социальных изменений в обществе. Социальный прогресс и регресс. Формы прогресса: реформы и революции.

Типология и эволюция общества. Социобиологическая эволюция общества. Письменные и дописьменные, сложные и простые; охота и собирательство, огородничество, пастушество и земледелие. Неолитическая революция. Возникновение ранних государств. Аграрные общества.

Формационная концепция общества К. Маркса. Цивилизационный подход А. Тойнби и Н.Я. Данилевского. Классификация обществ Д. Белла: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. Основные черты и развитие доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.

Глобализация общества. Представление о мировой системе: узкое и широкое значение. Ядро и периферия мирового общества. Теория глобального общества И. Валлерштайна. Теория модернизации. Органическая и неорганическая модернизация. Особенности модернизации и развития капитализма в России.



Общество как социокультурная система.

Многообразие определений культуры. Социологическая трактовка культуры как совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей, символов, языка. Основные теоретические подходы к исследованию культуры: функциональный, символический и деятельностный.

Основные элементы культуры: язык, знания, ценности, нормы и правила, санкции. Культурная статика и культурная динамика. Черты культуры. Материальная и духовная культура. Понятие культурного комплекса.

Место и роль культуры в жизни общества. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура. Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Специфика молодежной культуры. Функции культуры: интегрирующая, коммуникативная, регулирующая, и транслирующая. Формы культурного взаимодействия. Социокультурные изменения в Российском обществе. Проблемы современности.



Социальное пространство и организация общества.

Социальное пространство и его изображение. Понятие социальной структуры и социальных систем. Эвклидова и неэвклидова модели социального пространства.

Теоретические подходы к социальной структуре. Социальная структура и статусный портрет общества. Динамика статусного портрета общества. Социальное пространство и время. Исследование бюджетов времени. Образ жизни и культура. Концептуальная структура образа жизни. Исследование образа жизни и досуга.

Базисные элементы социальной системы. Социальная связь. Элементы социальной структуры: индивид, социальные группы, социальные организации, социальные общности, социальные институты.

Виды социальных структур: социально-классовая, профессионально-квалификационная, социально-этническая, территориально-поселенческая.



Социальные институты современного общества.

Понятие о социальном институте. Социальные институты и институциональные отношения. Функционирование социальных институтов. Явные и латентные функции института. Функции и дисфункции института. Типология институтов. Институт как нормативная система и социальная организация. Динамика социальных институтов.

Семья и брак. Развитие и функции семьи в обществе. Классификация семьи и брака. Формы и распределение ролей в семье. Проблема лидерства в семье. Развод, последствия развода для взрослых и детей. Кризис института семьи и брака.

Экономические институты. Экономические институты, их типология и функции. Экономические группы и экономическое поведение. Теневая и неформальная экономика. Производство, его исторические формы и функции. Общественное разделение труда и профессии. Рынок труда, занятость и безработица. Особенности социально-экономического развития современного российского общества.

Государство. Государство и политическая система общества. Политические институты, агенты и группы. Политическая социология, исследование политического и электорального поведения. Противоречия и специфика правового сознания в России.

Религия. Религия как социокультурный институт. Функции, формы и особенности религии. Ее место в современном обществе и взаимоотношения с государством. Церковь и общество. Проблема религиозности и веры в современном российском обществе.

Образование. Образование как социальный институт общества. Его эволюция и формы. Среднее и высшее образование. Высшее образование и наука: структура и научно-преподавательские кадры. Университеты в Европе и России. Кризис образования и выход из него. Социология образования.



Социальные группы и организации.

Значение группы для жизнедеятельности общества. Социальная общность и социальная группа. Виды и структура социальных общностей и групп.

Классификация социальных групп. Первичные и вторичные социальные группы. Малые и большие социальные группы. Формальные и неформальные социальные группы. Профессиональные и экономические группы: менеджеры, капиталисты, предприниматели, наемные работники, собственники и др.

Социальные связи, взаимодействие между индивидами, группами, общностями. Феномен толпы.

Представления о групповой динамике. Коммуникация в группах. Руководство и лидерство. Формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление. Конформизм. Нормативное и информационное влияние группы.

Сущность социальных организаций. Понятие социальной организации. Механизм образования организаций. Социальные свойства организации. Формализация социальных связей и норм. Феномен неформального. Цели организаций. Методы и стиль руководства.

Типология социальных организаций. Формы организаций. Деловые организации: предприятия, учреждения. Типология деловых организаций. Организации- союзы. Ассоциативные организации. Поселения.

Управление в организациях. Отношения «руководство – подчинение». Управление решения. Социальное регулирование. Патологии в строении организации и управленческих решениях.



Неравенство и классы в современном обществе.

Взаимосвязь бедности и неравенства. Измерение неравенства: богатство, доход, заработная плата, пособие. Среднедушевой совокупный доход. Отличие экономического неравенства от социального. Уровень жизни и удовлетворение базисных потребностей. Прожиточный минимум и потребительская корзина.

Социологические теории классов. Классический этап: Теория классов К.Маркса. Теория классов М.Вебера. Социология классов в России. Неомарксистские подходы к классовой структуре: ранний и поздний неомарксизм. Теория нового класса А.Гоулднера.

Средний класс. Состав среднего класса. Средний класс в СССР и России: теоретические подходы. Исторические этапы становления среднего класса в России. Параметры среднего класса. Ценностные ориентации среднего класса.

Высший класс и предприниматели. Элита общества. Российская олигархия и «новые средние». Правящий класс и номенклатура. Бизнес-слой в российском обществе. Каналы обогащения и криминализации.

Рабочий и низший классы. Рабочий класс, состав, структура и генезис. «Социальное дно» и маргиналы. Андеркласс. Бомжи и их социологическое изучение.



Социальная стратификация общества и социальная мобильность

Основные понятия стратификационного анализа: неравенство, страта, социальный класс. Социальная стратификация. Основные подходы к стратификации. Теория стратификации П.Сорокина. Функциональная теория стратификации. Современное понимание стратификации. Основания и критерии стратификации. Основные исторические системы социальной стратификации. Открытое и закрытое общество. Рабство, касты, сословия.

Типы стратификационных систем. Профиль стратификации и стратификационный профиль. Социальное расслоение в советском и постсоветском обществе. Экономическая стратификация. Профессиональный престиж. Политическая стратификация. Стратификация в СССР и России.

Стратообразующие признаки. Факторы, влияющие на изменение социальной стратификации.

Определение и классификация социальной мобильности. Особенности групповой и индивидуальной мобильности. Меж- и внутрипоколенная мобильность. Структурная мобильность. Мобильность в советском и постсоветском обществе.

Каналы вертикальной мобильности по П.Сорокину. Каналы мобильности в российском обществе. Закрытость и открытость российского общества. Социальные фильтры. Маргинальность. Маргиналы. Демографические факторы мобильности.

Миграция и ее исторические формы. Эмиграция и иммиграция. Миграционная картина современной России. Трудовая и экономическая миграция. Рынок иностранной рабочей силы. «Утечка мозгов». Вынужденная миграция и беженцы.



Личность как социальное существо.

Личность как социальная система: субъект и продукт социальных отношений. Социальные типы. Базисная личность как соответствие идеалу данной культуры и модальная личность как фактически наиболее распространенный тип личности (Р.Линтон). Традиционный и современный типы личности. Ролевая теория личности. Личность как совокупность социальных функций, заданных ее положением (статусом) в группе и обществе. Интернализация роли в качестве принятия как своего «Я».

Человек как биосоциальная система. Биологическое и социальное начало личности. Социальная изоляция. Роль ценностей и оценок в самооценке и формировании Я-концепции. Самоуважение личности. Проблема рассогласования сознания и действий в эмпирическом исследовании.



Социальное действие и поведение.

Деятельность как фундаментальная категория активности человека и человеческих сообществ. Элементы деятельности: цель, потребности, действия. Действие как единица деятельности. Поведение как совокупность действий, наблюдаемых другими людьми. Элементы социального поведения: потребности, мотивация, экспектации (ожидания), поступок как единица поведения. Свобода действий и свобода выбора — характеристики социального поведения. Свобода и ответственность. Иррациональные и рациональные социальные действия. Элементы иррациональных действий и защитные механизмы стереотипизации, массовые психозы, агрессивность, вымещение и перенос на других. Классификация социальных действий М.Вебера.



Потребности и ценности.

Оценки и ценностные ориентации в структуре личности и культуры. Иерархия потребностей А.Маслоу. физиологические, экзистенциальные, социальные, престижные, духовные. Динамика и смена потребностей. Подавление потребностей. Мотив и мотивация. Осмысленность действия. Социальные ценности и их значение. Виды ценностей и их роль в обществе. Шкала ценностей: социальное сравнение, предпочтения, представление о ценностном ядре человеческой личности.



Социализация личности.

Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Универсальное и специфическое в социализации. Социализация как механизм и процесс. Процесс социализации: этапы и стадии. Первичная и вторичная социализация. Агенты и институты социализации. Социализация и формирование личности. Возникновение социального Я. Теория «зеркального Я» Ч.Кули. «Я» как процесс. Интернационализация Я. Компоненты социализации. Воспитание, взросление, возмужание, обучение. Десоциализация и ресоциализация.



Социальный контроль.

Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Концепция социального контроля П.Бергера. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Определение и классификация социальных норм. Норма как стандарт должного поведения. Связь между нормами и ценностями. Определение и типология социальных санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

Внешний и внутренний контроль. Проблема самоконтроля. Агенты формального и неформального контроля. Методы контроля и их зависимость от вида санкций. Общественное мнение как форма социального контроля.

Девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Социология девиантного поведения. Молодежная и подростковая преступность. Проблема коррупции в российском обществе.



Социальное взаимодействие и коллективное поведение.

Общение, взаимодействие, коммуникация. Классификация видов коммуникации. Межкультурное общение. Взаимодействие как социальный обмен: теория Дж.Хоманса. Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт. Источники социального напряжения. Социальные конфликты и их развитие. Структура, функции и типология конфликтов. Способы и технология разрешения конфликтов. Социологические теории конфликтов.

Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения и коллективные действия. Массовая истерия. Слухи и сплетни. Паника как форма массового поведения и массового сознания. Типология социальных движений: реформаторские, регрессивные, утопические и революционные движения. Протестное движение в современном российском обществе.



Глобализация социальных процессов.

Основные направления развития цивилизации в XXI веке. Многообразие форм и уровней социального развития. Глобализация социальных процессов.

Понятие постиндустриального общества. Углубление процессов урбанизации: развитие мегаполисов в XXI веке. Проблема альтруизма, солидарности и толерантности в современном обществе. Социальное расслоение и неравенство. Криминализация социальных отношений. Проблема войны и мира в XXI веке. Межнациональные и межэтнические конфликты. Международный терроризм. Социально-политические и социально-экономические модели развития современного общества. Модель устойчивого развития общества. Социокультурные особенности развития российского общества в современном мире.



Проблемы социологии сегодня и перспективы ее развития.

Глобальное мировое сообщество как объект современной социологии. Новейшие социологические концепции. Социологическая парадигма XXI века. Теория постмодерна и «постмодернизм» в социологии. Социология в России: проблемы развития в условиях глобализации социальных процессов. Использование современных информационных технологий в эмпирических и прикладных социологических исследованиях. Новые социальные технологии и социокультурные исследования. Социальное прогнозирование и проектирование в условиях информационного общества. Проблемы развития социологии в России в условиях глобализации.


^ Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины

ЛК

СМ

ПЗ

Тренинги

Ролевые игры

1

Предмет социологии и уровни научного знания

2

2







2

Эмпирическая социология: основные методы и прикладное социологическое исследование

2







2

3

История зарубежной и отечественной социологии.

2

2







4

Сущность и строение общества

2

2







5

Общество как социокультурная система.

2










6

Социальное пространство и организация общества.

2

2







7

Социальные институты современного общества.

2




2




8

Социальные группы и организации.

2







2

9

Неравенство и классы в современном обществе.

2

2







10

Социальная стратификация общества и социальная мобильность

2




2




11

Личность как социальное существо

2

2







12

Социальное действие и поведение.

2

2







13

Потребности и ценности.

2

2







14

Социализация личности.

2

2







15

Социальный контроль.

2

2







16

Социальное взаимодействие и коллективное поведение.

2

2







17

Глобализация социальных процессов.

2

2







18

Проблемы социологии сегодня и перспективы ее развития.

2




2





Семинарские занятия


п/п

Наименование раздела дисциплины

Темы семинарских занятий

1

Предмет социологии и уровни научного знания

2 часа «Социология как наука»

2

История зарубежной и отечественной социологии.

2 часа «Становление и развитие социологии как науки на Западе и в России»

3

Сущность и строение общества

2 часа «Эволюция, модернизация и глобализация общества»

4

Социальное пространство и организация общества.

2 часа «Общество как система и его организация»

5

Личность как социальное существо

2 часа «Личность как социальная система»

6

Социальное действие и поведение.

2 часа «Активность человека как основа его жизнедеятельности

7

Потребности и ценности.

2 часа «Место потребностей и ценностей в структуре личности»

8

Социализация личности.

2 часа «Формирование и развитие личности»

9

Социальный контроль

2 часа «Девиантное поведение и социальный контроль»

10

Социальное взаимодействие и коллективное поведение

2 часа «Проявление социального взаимодействия и коллективного поведения в обществе»

11

Глобализация социальных процессов

2 часа «Основные направления развития социума в современных условиях»


Тренинги


п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание

1

Социальные институты современного общества.

2 часа «Поиск и систематизация информации в предметной области»

2

Социальная стратификация общества и социальная мобильность

2 часа «Поиск и систематизация информации в предметной области»

3

Проблемы социологии сегодня и перспективы ее развития

2 часа «Поиск и систематизация информации в предметной области»


^ Ролевые игры


п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание

1

Эмпирическая социология: основные методы и прикладное социологическое исследование

2 часа «Прикладное социологическое исследование»

2

Социальные группы и организации.

2 часа «Групповая динамика как неотъемлемые процессы социальных организаций»


^ 6. Образовательные технологии

В ходе освоения дисциплины «Основы социологии» при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции, семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций), тренинги, тестовые технологии, предусмотрены встречи с представителями российских исследовательских центров. Предусмотрено участие студентов в общественных мероприятиях, научных и научно-практических конференциях, форумах, школах. Данные технологии направлены на формирование и развитие профессиональных навыков студентов.


^ 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: анализ документов, составление мнемокарты, системной карты, составление аннотированного списка по заданной теме, написание эссе, реферата статьи, конспекта первоисточников, обзор публикаций периодических изданий.

При самостоятельной подготовке и выполнении заданий использовать в качестве учебно-методического обеспечения:

  1. Долгоруков А.М. Практикум по общей социологии: учеб. Пособие для вузов / А.М. Долгоруков; под ред. Н.И. Лапина. – М.: Высшая школа, 2006. – 296 с.

  2. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; пер В.Г. Кузьминов; под общ. ред. Н.И. Лапина – М.: Высшая школа, 2006. – 783 с.

  3. Килимова Л.В. Социология: учебное пособие с грифом УМО по классическому университетскому образованию. Курск. гос. техн. ун-т, Курск, 2006, 114 с.

  4. Килимова Л.В. Социологический практикум: учебно-методическое пособие. Курск. гос. техн. ун-т, Курск, 2006, 92 с.

7.1. Темы эссе

  1. Возникновение и развитие научной социологии на Западе.

  2. Позитивизм О. Конта.

  3. Социологизм Э. Дюркгейма, социальные факты и социальная солидарность в обществе.

  4. Марксистская школа социологии: учение К. Маркса

  5. Классический период развития социологии.

  6. «Понимающая» социология М. Вебера: рациональность и бюрократия.

  7. Ранний этап американской социологии: Л.Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, А. Смолл.

  8. Макросоциологические теории: структурный функционализм, теории социальных изменений, теории социального конфликта.

  9. Микросоциологические теории: символический интеракционизм, феноменологическая социология.

  10. Развитие социологической мысли в России до 1917 года.

  11. Социология в СССР (в период с 1917 по 1991).

  12. Функционалисткие и конфликтологические теории.

  13. Классики социологии и современность.

  14. Современная русская и зарубежная социология.

  15. Социология в XXI веке: перспективы развития.

  16. Классики социологии (О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин, М. Ковалевский, Н. Михайловский) и современность.

  17. Учение Э. Гуссерля о «жизненном мире».

  18. Задача феноменологической социологии в представлении А. Шютца.

  19. Т. Лукман и П. Бергер о социальном конструировании реальности.

  20. Позитивный функционализм Л. Козера.

^ 7.2. Контрольные вопросы для самоподготовки

      1. Каковы предпосылки возникновения и дальнейшего развития социологической науки?

      2. В чем состоит разница между объектом социологии и ее предметом?

      3. Общество – это объект изучения социологии или предмет?

      4. Какой принцип положен в основу деления уровней социологического знания?

      5. В чем смысл основных положений научной теории О.Конта?

      6. Почему английского ученого Г.Спенсера и его социальную теорию относят к натуралистическому направлению?

      7. Каковы основные идеи, выдвинутые К.Марксом, М. Вебером и Э.Дюркгеймом? Почему данных ученых относят к классическому периоду развития социологии?

      8. В чем состоит трудность выделения предмета исследования социологии?

      9. Каковы основные функции социологии?

      10. В чем, по мнению Р.Дарендорфа, состоит позитивная роль социальных конфликтов?

      11. Что представляют собой теории среднего уровня?

      12. Каков объект исследования микросоциологических и макросоциологических теорий?

      13. Какими причинами стимулировалось развитие социологии в России?

      14. Почему развитие социологической мысли в России делится на три периода?

      15. Какие направления можно выделить в российской социологии в XIX – XX вв.?

      16. Чем ознаменован третий этап развития социологической мысли в России?

      17. Назовите известных современных отечественных социологов? Каков их вклад в развитие социологии?

      18. Что представляет собой общество в рамках структурного функционализма?

      19. Что является главной характеристикой человеческого действия по Миду?

      20. Каким образом рассматриваются взаимодействия людей в рамках символического интеракционизма?

      21. В основе какого современного социологического направления лежит понятие «типизация»?

      22. Что, в отличие от А. Шюца, стремились обосновать П. Бергер и Т. Лукман в феноменологической социологии?

  1. Раскройте понятия «общество» и «природа»? Как они связаны между собой?

  2. Каковы признаки общества как социального организма?

  3. Какие типологии общества вам известны? Назовите критерии их выделения?

  4. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?

  5. Чем обеспечивается саморегуляция в обществе?

  6. Что такое социетальная система?

  7. В чем различие таких понятий, как «социальная система» и «социетальная система»?

  8. Кто из социологов обосновал теорию стратификации общества и социальной мобильности индивида?

  9. Что означает понятие «социальная стратификация»?

  10. В чем заключается различие между одномерной и двумерной стратификацией?

  11. Что П.Сорокин относит к одномерным и многосторонним группам?

  12. Сформулируйте определение социального неравенства. В чем оно может измеряться?

  13. В чем состоит отличие понятий «социальная структура» и «социальная стратификация»?

  14. Что такое социальная мобильность индивида?

  15. Какие виды социальной мобильности вы знаете?

  16. Какие социальные «лифты», используемые индивидами при осуществлении социальной мобильности, вы можете назвать?

  17. Что вы понимаете под термином «маргинал»?

  18. Каким образом проявляется маргинальность в обществе?

  19. Дайте определение понятия «люмпены». Чем они отличаются от маргиналов?

  20. Что вы понимаете под термином «социальный институт»?

  21. Какие социальные отношения становятся основой социальных институтов?

  22. В чем заключается процесс возникновения социальных институтов?

  23. Какова последовательность процесса институционализации?

  24. Какие основные социальные институты вы можете назвать?

  25. В чем причина разнообразия социальных институтов в современном обществе?

  26. Какие типы функций социальных институтов вы можете выделить?

  27. Каковы признаки социальных институтов?

  28. Как латентные функции влияют на взаимосвязи между различными институтами?


^ 8. Информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Голенкова З. Т. Общая социология: учебное пособие / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. - М.: Гардарики, 2005.

  2. Лапин Н.И. Общая социология : Учебное пособие для вузов/Н.И. Лапин – М.: Высшая школа, 2006.

  3. Москвичев Л.Н., Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов - 2-е изд. М, НОРМА, 2008.

  4. Общая социология: Учеб. пособие / Под ред. А. Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2005.

  5. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. Ред. Н.И. Лапина – М.: Высшая школа, 2006.

  6. Соколов С.В. Социология: учеб. пособие М., Форум, 2008.

  7. Социология: учеб. / под ред. проф. Ю.Г. Волкова; М.: Гардарики, 2005.

  8. Социология: Учебник для студ. вуз. / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 2005.

  9. Филатова О.Г. Общая социология: Учеб. пособие - М.: Гардарики, 2005.

  10. Фролов С.С. Социология: учебник. - М.: Гардарики, 2007.

Дополнительная литература

  1. Американская социологическая мысль: Тексты / Р.Мертон, Дж.Мид., Т.Парсонс, А.Шюц; М., 1994.

  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

  3. Балабанова Е.С. Андеркласс: понятие и место в обществе // Социологические исследования. 1999. № 12.

  4. Бауман З. Мыслить социологически: Пер. с англ. / Под ред. А.Ф. Филиппова. М., 1996.

  5. Бачинин В.А. Сандулов Ю.А. История западной социологии. СПб., 2002.

  6. Беляева Л.А. В поисках «среднего класса» // Социологические исследования. 1999. № 7.

  7. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем (синергетика и теория социальной самоорганизации) СПб.: Лань, 1999.

  8. Валлерштайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М., 1998.

  9. Валлерштайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? // Социологические исследования. 1997. № 1.

  10. Гидденс Э. Введение в социологию // Современная зарубежная социология (70-80-е годы). М., 1993.

  11. Громов И.А. Западная социология. СПб.: ДНК, 1997.

  12. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. №2. С. 5-23.

  13. Земсков, В.Б. Дисбаланс в системе взаимодействия пластов культуры как фактор культурной динамики [Текст] / В.Б. Земсков // ОНС. 2003. № 2.

  14. История социологии (XIX – первая половина ХХ века) / под ред. Добренькова В.И. М.: Инфра-М, 2004.

  15. Кравченко А. И. Cоциология: Хрестоматия. М., 1997.

  16. Минюшев Ф.И. Социология культуры. М., 2004.

  17. Полякова Н.Л. ХХ век в социологических теориях общества. М.: Логос, 2004.

  18. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века) / под ред. Кукушкиной Е.И. М.: Высшая школа, 2004.

  19. Рывкина Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: Курс лекций. М., 2004.

  20. Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Социс. 2000. №4. С.43-47.

  21. Сорокин П.А. Социология вчера, сегодня и завтра // Социс. 1999. № 7. С.115-124.

  22. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

  23. Социология. Курс лекций. / Рук. авт. кол-ва Рахманин В.С. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та. 1994

  24. Социология в России / под ред. Ядова В.А. М.: изд. Института социологии РАН, 1998.

  25. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Методология, программа, методы. М.: Добросвет, 1998.

Периодические издания

  1. Вестник МГУ: социология, политология.

  2. Вестник МГУ: философия.

  3. Вопросы культурологии.

  4. Вопросы философии.

  5. Личность. Культура. Общество.

  6. Общественные науки и современность.

  7. Социально-гуманитарные знания.

  8. Социология.

  9. Социология – 4М: методология, методы, математическое моделирование.

  10. Социология образования.

  11. Социология: теория, методы, маркетинг.

  12. Социс.

  13. Человек.

Интернет-ресурсы

При подготовке к семинарским занятиям и особенно при написании рефератов возможно получение информации через Интернет. Сегодня более 100 российских социологических организаций имеют свои сайты в глобальной сети. Среди них можно выделить:

  • Сайты базовых академических структур:

  1. Отделение Российской Академии наук (ОФСПП) (http://www.che.nsk.su/RAN/WIN/STRUCT/D1V1SION.HTM)

  2. Институт социологии РАН (http://www.isras.rssi.ru)

  3. Институт социально-политических исследований (www.ispr.ras.ni)

  • Сайты аналитических организаций:

  1. Фонд общественное мнение (www.fom.ru)

  2. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) http://www.wciom.ru

  3. Всероссийский центр изучения общественного мнения (www.wciom.ru)

  4. Служба PR (www.presrv.ru)

  5. Московский общественный научный фонд (www.mpsf.org)

  6. Центр независимых социологических исследований (www.indepsocres.spb.ru)

  7. Центр социологических исследований министерства образования(www.informika.ru)

  8. Центр социологических исследований МГУ (www.opinio.nsu.ru)

  • Сайты профессиональных журналов:

  1. Журнал «Социологические исследования» (www.isras.rssi.ru/ R_SocIs.htm)

  2. Журнал «Социологический журнал» (win.www.nir.ru/ socio/socjour.htm)

  3. Журнал «Новое поколение» (www.newgen.org)

  4. Журнал «Социология и социальная антропология» (www.soc.pu.ru)

  • Сайты ведущих вузов области социологии:

  1. Московский государственный университет www.socio.msu.ru и www.nir.ru/socio/

  2. Санкт_Петербургский государственный унивекрситет (www.soc.pu.ru)

  3. Европейский университет в Санкт-Петербурге (www.eu.spb.ru/socio/)

  • Сайты социологической информации:

  1. Социология от «А» до «Я» (www.glasnet.ru/~asch/sociology/)

Материалы, полученные таким образом, следует творчески переработать (подобно книжным), проанализировать, выбрать из них то, что подходит к теме и использовать наряду с печатными учебными пособиями и научной литературой.

^ Материально-техническое обеспечение дисциплины

В учебном процессе по дисциплине «Основы социологии» задействованы аудитории, предназначенные для проведения лекционных и практических (семинарских) занятий, специализированные аудитории, оснащенные мультимедиа оборудованием и компьютерной техникой.


^ 9. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

9.1. Примерные тестовые задания

1. Понятие солидарности играло главную роль в концепциях:

а) В.Парето б) Г.Тарда

в) Э.Дюркгейма г) Дж.Г.Мида

д) К.Маркс


2. Представителем теории социального конфликта был:

а) Р. Дарендорф б) Г. Тард

в) Э.Дюркгейм г) Дж.Г. Мид

д) О.Конт


3. Концепцию какого общества предложил Д.Белл?

а) закрытого б) постиндустриального

в) традиционного г) информационного

д) открытого


4. Социальной физикой О.Конт первоначально назвал:

а) социологию б) историю

в) антропологию г) философию

д) социальную философию


5. Функционализм понимает природу социального неравества как результат:

а) наличия/отсутствия собственности б) угнетения

в) естественного разделения функций г) несправедливости

д) различного уровня доступа к власти


6. Социальная стратификация появляется в результате:

а) социальной деятельности б) социальной мобильности

в) социального неравенства г) социальной несправедливости

д) межличностного взаимодействия


7. Сторонником какой теории личности был Ч.Кули?

а) психоанализ б) теории зеркального Я

в) ролевой теории г) необихевеоризм

д) марксизм


8. Как называется поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам ?

а) рационализм б) конформизм

в) идентификация г) маргинальность

д) девиация


9. Какой период жизни человека охватывает вторичная социализация

а) младенчество б) зрелость

в) отрочество г) юность

д) старость


10. М.Вебер никогда не выделял такой тип социального действия как:

а) традиционное б) девиантное

в) целерациональное г) ценностно-рациональное

д) аффективное


11. Согласно символическому интеракционализму механизмом формирования личности является:

а) социальное поведение б) социальные отношения

в) социальная связь г) ролевое взаимодействие

д) социальное действие


12. Социальные явления на уровне общества являются предметом изучения:

а) социологии среднего уровня б) макросоциологии

в) микросоциологии г) мегосоциологии

д) социологии политики


13. Социометрия является разделом

а) социологию среднего уровня б) макросоциологии

в) микросоциологии г) социологии конфликта

д) социологии политики


14. Автором концепции, согласно которой каждый человек находится в центре расходящихся кругов – систем контроля является

а) Ф.Теннис б) Г.Тард

в) Э.Дюркгейма г) П. Бергер

д) Р.Хабермас


15. Как называется пассивное, лишенное личностного содержание принятие существующего положения вещей?

а) аномия б) девиация

в) маргинальность г) конформизм

д) индентификация


16. К какому виду социальных изменений можно отнести смену поколений людей

а) циклические б) прогрессивные

в) линейные г) мультилинейные

д) регрессивные


17. Какой тип социального статуса человек приобретает благодаря своим собственным усилиям

а) формализованный б) предписываемый

в) групповой г) личный

д) приобретенный


18. Примером какого типа мобильности является падение ранга аристократии

а) групповая, горизонтальная б) индивидуальная, нисходящая

в) индивидуальная, восходящая г) групповая, восходящая

д) групповая, нисходящая


19. Примером какого типа мобильности является судьба Золушки

а) групповая, горизонтальная б) индивидуальная, нисходящая

в) индивидуальная, восходящая г) групповая, восходящая

д) групповая, нисходящая


20. К какой группе людей вы отнесете безработных

а) низший класс б) средний класс

в) маргиналы г) конформисты

д) девианты


21. К какой группе людей вы отнесете преступника

а) низший класс б) средний класс

в) маргиналы г) конформисты

д) девианты


22. На выявление причинно-следственных связей путем воздействия на социальный объект ориентирован

а) опрос б) интервью

в) эксперимент г) анализ документов

д) наблюдение


23. На описание системы межличностных отношений ориентирован

а) опрос б) интервью

в) социометрия г) тестирование

д) наблюдение


24. Что является регулятивным механизмом социальной жизни людей

а) нормы и ценности б) знания

в) политика г) язык

д) убеждения


25. В марксисткой периодизации исторического развития общества отсутствует период:

а) капиталистический б) феодальный

в) первобытнообщинный г) информационный

д) коммунистический


26. Для чего служат вопросы-фильтры в анкетах социологического исследования:

а) налаживание контакта б) уточнение позиций

в) конкретизация вопроса г) отсев некомпетентных

д) выявление мнения


27. Центральным понятием утилитарной системы ценностей является:

а) польза б) красота

в) истина г) добро

д) любовь


28. Дж. Хоманс является автором

а) ролевой концепции б) теории социального обмена

в) теории девиации г) теории «Зеркальное Я»

д) теории «Управление впечатлениями»

^ 9.2. Вопросы для подготовки к итоговому контролю.

  1. Специфика социологии как науки.

  2. Социально-философские предпосылки выделения социологии в ранг самостоятельной науки.

  3. Основные исторические этапы эволюции социологии.

  4. Роль О.Конта в становлении социологии.

  5. Социологизм Э.Дюркгейма. Понятие социального факта.

  6. Принципы причинности и эволюции в социологии Г.Спенсера.

  7. Специфика предмета социологии в концепции М.Вебера. Понятие социального действия.

  8. Характеристика марксистского понимания общества.

  9. Специфика исторического развития социологии в России.

  10. Современные социологические теории: структурный функционализм.

  11. Современные социологические теории: символический интеракционизм.

  12. Современные социологические теории: феноменологическая социология.

  13. Современные социологические теории: социология конфликта.

  14. Современные социологические теории: постиндустриализм.

  15. Структура социологического знания.

  16. Программа и основные этапы социологического исследования.

  17. Стратегические планы исследования и основные исследовательские стратегии.

  18. Сущность и виды выборочного метода в социологических исследованиях.

  19. Методы сбора социологической информации: анализ существующих данных (контент-анализ).

  20. Метод наблюдения: его виды, достоинства и недостатки.

  21. Методы сбора социологической информации: социологический эксперимент.

  22. Массовый опрос: социологическое интервью, его виды.

  23. Массовый опрос: анкетирование и его виды.

  24. Методические принципы конструирования социологического инструментария. Виды вопросов.

  25. Объект, предмет и сущность социометрического опроса.

  26. Социальные теории общества о его сущности.

  27. Взаимодействие природы и общества. Признаки общества.

  28. Социобиологическая эволюция общества, неолитическая революция и возникновение ранних государств.

  29. Формационная концепция общества К.Маркса.

  30. Цивилизационный подход к развитию общества А.Тойнби и Н.Я. Данилевского.

  31. Технологическая типология общества Д. Белла.

  32. Представление о мировой системе: ядро и периферия.

  33. Теория модернизации общества: органическая и неорганическая модернизация.

  34. Теория глобального общества И.Валлерштайна.

  35. Общество как социокультурная система.

  36. Взаимосвязь социальной и социетальной систем общества.

  37. Социальное пространство и время. Исследование бюджетов времени и образа жизни.

  38. Понятие социальной структуры общества. Базисные элементы социальной системы.

  39. Стратификация общества. Типы стратификационных систем.

  40. Современные тенденции изменения стратификационной структуры российского общества.

  41. Социальная мобильность индивида. Маргиналы и люмпены.

  42. Процесс институционализации и развития социальных институтов.

  43. Социальный институт: его основные виды, признаки и функции.

  44. Социальные группы: их виды, проявление конформизма.

  45. Сущность и типология социальных организаций.

  46. Понятие личности и ее типы.

  47. Социализация личности: факторы, агенты и этапы.

  48. Ролевая концепция личности.

  49. Ролевое напряжение и ролевой конфликт.

  50. Социальные ценности и ценностные ориентации в структуре личности.

  51. Потребности личности как элемент социального действия.

  52. Социальный контроль: механизм и его элементы. Концепция П.Бергера.

  53. Отклоняющееся поведение. Виды девиации.

  54. Аномия и типология поведения личностей.

  55. Общение, социальные взаимосвязи и социальные отношения.

  56. Взаимодействие как социальный обмен: теория Дж.Хоманса.

  57. Социальные конфликты как форма социального взаимодействия.

  58. Коллективное поведение.

  59. Теории постмодерна и «постмодернизм» в социологии.

  60. Перспективы развития социологии.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки «Социология».

Разработчики:

Юго-западный университет

Кандидат социологических наук, доцент

Л.В. Килимова

^ Примерная программа

Наименование дисциплины «Основы социологии»

Рекомендуется для направления подготовки

040100 Социология


Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

^ 1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов научного социологического мировоззрения, умения видеть социальные явления в системе взаимодействия социальных связей, отношений и институтов национального и интернационального характера, комплексно анализировать социально-экономические ситуации в условиях рыночной экономики , выделять их социальные последствия.

Задачи дисциплины:

  • теоретическое освоение студентами современных социологических парадигм и концепций;

  • знание тенденций и противоречий развития общества на современном этапе;

  • понимание социально-экономических проблем российского общества;

  • приобретение практических навыков социологического исследования, анализа и презентации полученных результатов.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Основы социологии» является базовой дисциплиной профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Социология» (бакалавриат).

Дисциплина «Основы социологии» базируется на знаниях, полученных в рамках школьного курса «Обществознание» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.

Дисциплина «Основы социологии» является общим теоретическим и методологическим основанием для всех социологических дисциплин, входящих в ООП бакалавра социологии.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Основы социологии» обеспечивает формирование следующих компетенций бакалавра социологии:

а) общекультурных (ОК):

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).


б) профессиональных (ПК):

  • способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

  • способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

  • умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

  • способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).



В результате освоения содержания дисциплины «Основы социологии» студент должен:

знать:

  • закономерности функционирования и развития общества, тенденции и механизмы социальных изменений;

  • принципы и технологию социологического исследования как средства познания и управления обществом;

уметь:

  • применять комплексный социологический подход к исследованию социальных отношений и процессов;

  • использовать методологию и методы социологического анализа для изучения социальных явлений и процессов, в том числе и в российском обществе;

владеть

  • категориальным аппаратом социологии и принципами социологического теоретизирования;

  • методологией, методикой и техникой проведения социологических исследований для изучения социальной ситуации;

  • методами социологической диагностики социально-экономических процессов, их возможных социальных последствий.


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Общая трудоёмкость дисциплины составляет 6 зачётных единиц.

Вид промежуточной аттестации – 1 экзамен.

^ Вид учебной работы

Часы

Семестры (триместры, модули)

1

2

Общая трудоёмкость дисциплины

216

98

118

^ Аудиторные занятия

85

34

51

Лекции (Л)

51

17

34

Практические занятия (ПЗ)

34

17

17

Самостоятельная работа

131

64

67

В семестре

95

64

31

В сессию

36

-

36



^ 5. Содержание дисциплины

Часть 1 – Содержание разделов дисциплины

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология iconПримерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология iconПримерная программа наименование дисциплины «Клиническая диагностика» Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология iconПримерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей) 060103 Педиатрия

Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология iconПримерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей) 060101 Лечебное дело

Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология iconПримерная программа наименование дисциплины физика, математика рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей) 060103 Педиатрия

Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология iconПримерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия

Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология iconПримерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется для направления подготовки специальности: 060101 Лечебное дело

Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология iconПримерная программа наименование дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария

Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология iconПримерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060101 Лечебное дело

Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология iconПримерная программа наименование дисциплины топографическая анатомия и оперативная хирургия рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина