Где живут клещи. Как они нападают на человека? icon

Где живут клещи. Как они нападают на человека?





Скачать 383.94 Kb.
НазваниеГде живут клещи. Как они нападают на человека?
Дата конвертации04.02.2013
Размер383.94 Kb.
ТипДокументы
картинка 12 из 142624

Где живут клещи. Как они нападают на человека?

Клещи – обитатели леса. Они живут в лесной подстилке, образованной опавшими листьями и травой. Чем мощнее слой подстилки, чем лучше она прогревается (но не подсыхает), тем более благоприятны условия для развития и жизни клещей. Они встречаются, как правило, в мелколиственных и лиственно-хвойных лесах, в которых произрастают береза, осина, серая ольха, черемуха, рябина, ива, а также сосна и ель. Такие леса достаточно осветлены, и лесная подстилка хорошо прогревается. В хвойно-лиственных лесах со значительным преобладанием ели или сосны и сравнительно небольшим содержанием лиственных пород клещи встречаются в меньшем количестве. Их можно найти в зарослях ивы и серой ольхи, расположенных вдоль лесных дорог, канав, полей.

Необходимое условие жизни клещей в том или ином лесу – достаточная влажность почвы и лесной подстилки. Переувлажненные или чрезмерно сухие участки леса неблагоприятны для их обитания. Поэтому в заболоченных лесах, на сфанговых мхах клещей нет.

Немаловажное значение в распространении клещей имеет рельеф. В местах обнажения горных пород или скопления ледниковых наносов они не находят условий для развития и существования. Не встречаются также на полях и лугах. Клещи обитают только в лесной подстилке, при благоприятных условиях температуры и относительной влажности, необходимых для их обитания и развития.

В зимний период клещи остаются в подстилке. Под снегом температура в подстилке не опускается ниже 0°. Благодаря этому клещи приспособились к зимовке в климатических условиях севера.

Существует народное поверье, что, нападая на человека, клещи «прыгают» с кустов и деревьев. И мало кто задумывается над тем, что забраться на большую высоту таким сравнительно мелким животным довольно трудно. Обитание в лесной подстилке способствовало выработке у клещей ряда приспособлений для нападения на человека или животное.

Клещей называют подстерегающими пастбищными паразитами. Они нападают с травы, мелких кустов, реже – с земли. По нашим наблюдениям, в Карелии клещи не поднимаются выше 50 см. Чаще всего рано весной они располагаются на растениях у самой поверхности земли. На этом основан способ отлова их в природе на флаг, волокушу. С этой целью используют ткань (фланель, байку, вафельную) длиной 1,1 м и шириной 0,45 м, укрепленную на длинной палке либо в виде флага, либо в виде волокуши на короткой палке с веревкой. С их помощью обволакивают наземные растения, невысокие кусты и затем собирают прицепившихся клещей. Таким способом отлавливают клещей для научных целей, но волокушей или флагом можно собирать клещей и на территории пионерского лагеря, дачного участка и вокруг него. Всех клещей, которых удастся собрать на волокушу, необходимо сжечь.

Волокуша для сбора активных клещей

Рано весной, как только стает снег, возьмите обычное вафельное полотенце, привяжите с помощью веревочки к палке и обволоките все дикорастущие растения на дачном участке и вокруг него, особенно у тропинок и на полянах. Если по дороге на участок имеются скопления молодой поросли серой ольхи, черемухи или ивы, лучше их скосить. Траву вокруг дачи желательно скашивать несколько раз за сезон, по мере отрастания.

Чтобы на вашем участке не поселялись мелкие млекопитающие (лесные мыши, полевки, бурозубки и др.) – прокормители клещей на ранних фазах развития – тщательно убирайте пищевые отходы, не допускайте захламления на территории.

Домашние животные (кошки, собаки и др.), которые живут на даче, часто посещают прилегающие участки леса и подвергаются нападению клещей. Их следует регулярно осматривать и снимать всех прицепившихся клещей, так как те особи, которые напитаются кровью и отпадут в лесу, через год дадут жизнь новому поколению клещей.

В зависимости от погодных условий все фазы жизненного цикла клещей совершают суточные и сезонные вертикальные миграции из лесной подстилки на травянистые растения. От яркого солнца и дождя клещи прячутся, опускаясь в лесную подстилку, или, если остаются на растениях, переползают на его теневую часть.

На растениях клещ располагается таким образом, чтобы передняя пара конечностей могла свободно потянуться вперед при приближении потенциального прокормителя. Это так называемая поза ожидания. Наряду с вертикальными клещам свойственны и небольшие горизонтальные перемещения. Так, по наблюдениям Ю. С. Балашова, в хвойно-широколиственной тайге в южном Приморье меченые клещи в течение месяца передвигались на расстояние до 5 м от места их выпуска.

В природе клещи распределяются неравномерно: их всегда больше там, где много птиц и млекопитающих. Они концентрируются вдоль лесных дорог, звериных троп, которые служат путями миграции животных. Зная, что клещи скапливаются вблизи лесных дорог и троп, в кучах валежника, на поваленных деревьях, соблюдайте меры предосторожности. Проходя по таким участкам леса, особенно весной, когда клещи после зимовки наиболее агрессивны, чаще осматривайте себя и снимайте прицепившихся клещей, не допуская их присасывания. Однако не следует забывать, что клещей можно встретить в любых мелколиственных лесах.

Периоды активности клеща

Клещам, обитателям зоны умеренного климата, свойственна весенне-летне-осенняя активность. В условиях Карелии таежный и европейский лесной клещи активизируются рано весной. С наступлением устойчивых положительных температур воздуха (+3° и выше) на первых проталинах, на прошлогодней траве, кучах хвороста и валежника можно встретить клещей. В третьей декаде апреля, а в отдельные годы уже в конце первой декады появляются активные особи. Таежный клещ активен до конца июня, иногда единично встречается в июле.

Европейский лесной паразитирует в природе с апреля до конца сентября, а отдельных особей можно обнаружить на животных (охотничьих собаках) в октябре и даже ноябре.

Наиболее опасные «клещевые» месяцы в наших условиях – конец апреля-июль. В этот период необходимо всем, кто посещает лес или там работает, соблюдать меры личной профилактики и не допускать нападения и присасывания клещей.

Пути заражения клещевым энцефалитом

Клещевой энцефалит – острое вирусное заболевание с преимущественным поражением нервной системы. Наиболее значительные изменения возникают в мозге. Вот почему заболевание называют «энцефалитом» (энцефалон по-гречески – мозг), а окончание «ит» означает развитие воспалительного процесса.

Заражение человека энцефалитом происходит через укус пастбищных иксодовых клещей. Заболевание имеет четко выраженную сезонность, что обусловлено весенне-летней активностью переносчиков.

Если к человеку присосался клещ, зараженный вирусом клещевого энцефалита, первые признаки заболевания проявляются в течение 7-14 дней с момента присасывания. Беспокоят головные боли в лобно-височной области, вялость, разбитость, легкая боль в пояснице, руках, а иногда и в ногах. В острых случаях заболевание начинается внезапно, с резкого повышения температуры до 39-40°. Нередко наблюдается покраснение кожи, видимых слизистых оболочек. Возникают менингиальные симптомы, так как происходит раздражение мозговых оболочек, а также появляется тугоподвижность мышц шеи и рук.

Заболевание протекает с высокой температурой в течение 5-8 дней. В случае тяжелого течения болезни на 2-3-й день обнаруживаются признаки очагового поражения нервной системы – слабость в мышцах рук, шеи, чувство ползания «мурашек» и онемения в них. В дальнейшем эти мышцы становятся тонкими, «худеют». У некоторых больных отмечаются судороги, ухудшение зрения и слуха.

Частичное или полное восстановление функций мышц развивается медленно, в течение 3-5 лет. При глубоких нарушениях восстановление двигательной функции у больных происходит в недостаточной степени, и они остаются инвалидами на всю жизнь.

Заболеть может любой человек, который временно или постоянно находится в местах, где регистрируется клещевой энцефалит. Чаще всего болеют люди, профессия которых связана с работой в лесу – работники леспромхозов, лесхозов, химлесхозов, геологи, геодезисты, биологи, связисты. Отмечаются случаи заболевания также среди рыбаков и охотников. Заметно возросла заболеваемость клещевым энцефалитом среди туристов и лиц, отдыхающих в лесу. Известны случаи заноса клещей в помещения с букетами цветов. Они могут перебираться с одежды одного человека на одежду другого, вернувшегося из леса. Иногда клещи переползают с коров на доярок в момент доения. Но во всех случаях заражение происходит только при участии клеща, зараженного вирусом энцефалита.

Существует еще один путь заражения – употребление сырого молока коз, которые паслись в местах, где много клещей

Можно заболеть клещевым энцефалитом, если пытаться давить клещей пальцами рук, на коже которых имеются микропорезы или трещины.

Восприимчивость к заболеванию клещевым энцефалитом у разных людей неодинакова. В природных очагах клещевого энцефалита местные жители болеют значительно реже, нежели вновь приезжающие люди. Длительное проживание в природном очаге сопровождается возникновением у людей иммунитета (невосприимчивости) к заболеванию. Это обусловлено тем, что местные жители часто посещают лесные территории – в целях сбора лекарственных трав, ранних ягод, заготовки веников, рыбалки и т. д. и нередко подвергаются присасыванию клещей. При таких многократных, хотя и кратковременных присасываниях в кровь человека могут попадать небольшие дозы вируса, которые не вызывают заболевания, но способствуют образованию в крови антител к данному вирусу. Накопление антител обеспечивает снижение восприимчивости к заболеванию энцефалитом. Если у таких людей и происходит заражение, то болезнь протекает в легкой форме, без тяжелых осложнений, а после выздоровления в организме образуется иммунитет к энцефалиту, который сохраняется длительное время, пятнадцать и более лет, а иногда на всю жизнь.

Заболеванию клещевым энцефалитом подвержены все возрастные группы, но чаще болеют дети, особенно школьники.

Большое значение имеет продолжительность сосания крови. Чем раньше обнаружен и снят клещ, тем меньше вируса попадает в организм человека.

Можно ли уберечь себя от заболевания клещевым энцефалитом?

Профилактика заболевания заключается в проведении противоклещевой защиты человека и повышении устойчивости его организма к возбудителю. Противоклещевые методы защиты подразделяют на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные средства защиты.

При посещении леса необходимо строго соблюдать условия, препятствующие наползанию и проникновению клещей под одежду. С этой целью нужно носить специальную защитную одежду – куртку с капюшоном и брюки, сшитые из плотной ткани. Можно и обычную одежду превратить в защитную, если плотно застегнуть ворот и манжеты, рубашку заправить в брюки, а брюки – в сапоги или носки, на голову накинуть капюшон. Но в таком костюме в жаркую погоду трудно работать. И все же, где это крайне необходимо, носить такую одежду надо.

В течение дня необходимо проводить тщательные само- и взаимоосмотры через 1-2 часа. Эта мера проста, надежна и доступна всем. При осмотре следует особое внимание обращать на волосистые части тела, кожные складки, ушные раковины, подмышечные и паховые впадины. Возвращаясь домой, нужно тщательно просмотреть все складки и швы одежды, так как в них могут заползти клещи, не успевшие присосаться. И, только убедившись, что клещей нет, можно идти в помещение. Костюм, сапоги лучше оставить вне жилого помещения. Нательное белье рекомендуется дома сменить, а снятое вынести из жилых комнат на балкон, в сарай или залить теплой водой и выстирать. Неплохо принять душ. Эти простые и эффективные меры доступны каждому.

Ну а если несмотря на соблюдение мер предосторожности клещ все-таки присосался, как его удалить вместе с головкой? Для этого надо смазать клеща и участок кожи вокруг него кремом, вазелином, растительным маслом, любым жиром и через 30-60 секунд, запрокинув клеща на спинную сторону, захватить его у самой кожи пинцетом (можно двумя пальцами – большим и указательным) и быстрым, резким движением вытащить. Жир закрывает дыхательные отверстия – и клещ на какой-то срок расслабляет мускулатуру хоботка. Его удается безболезненно удалить вместе с головкой, что очень важно, так как оставшаяся часть тела клеща может вызвать воспалительный процесс.

П. И. Мариковский предлагает для извлечения клеща пользоваться ниткой: ею перевязывают передний конец тела у самой поверхности кожи и, подтягивая концы нити вверх и в стороны, вытаскивают клеща.

Если головка клеща отрывается и остается в месте присасывания, ее извлекают предварительно прокаленной иглой или булавкой. Ранку дезинфицируют йодом.

Все клещи, обнаруженные на теле, неприсосавшиеся и извлеченные из покровов кожи, должны быть уничтожены: их помещают в любой дезинфицирующий раствор (лизол, керосин, спирт и др.) или сжигают.

Никогда не давите клещей руками! Брызги полостной жидкости и слюнных желез клеща могут попасть на слизистые оболочки рта, носовой полости, мелкие раны на коже рук и стать причиной заболевания клещевым энцефалитом. После удаления клеща тщательно вымойте руки.

Выполнение этих простых и доступных каждому приемов поможет надежно защитить себя от заболевания клещевым энцефалитом.

Наряду с защитной одеждой существуют особые отпугивающие химические вещества, называемые репеллентами. Хорошо зарекомендовали себя ДЭТА (диэтилтолуамид), карбоксид, кюзол и др. ДЭТА выпускается в виде 40-процентного раствора в спирте, креме, а также в аэрозольной упаковке. Для защиты человека от кровососущих членистоногих репелленты наносят на открытые участки кожи – лицо, шею, руки.

В последнее время все шире используется другой, более удобный и безопасный способ – пропитывание репеллентами одежды и накидок на голову. На одежде препараты значительно дольше сохраняют отпугивающие свойства, чем при накожном применении. Следует, однако, помнить, что имеют место отрицательные реакции отдельных лиц на запахи репеллентов. Некоторые из них раздражают покровы, слизистые оболочки и вызывают другие побочные явления. Поэтому применять репелленты необходимо, строго соблюдая правила их использования.


^ Первая помощь при попадании инородного тела

Инородные тела (кости, пуговицы и др.) нередко попадают в глотку и пищевод детей и, застревая там, приводят к затруднению при приеме пищи, к повреждениям, а при длительном их пребывании там - и к прободению стенки глотки или пищевода, развитию гнойного процесса в окружающих тканях.

Пострадавшего необходимо срочно направить к врачу. Запрещается прием пищи или проглатывание хлебных корок для проталкивания инородного тела в желудок. Если инородное тело из пищевода попало в желудок, то через 2-3 суток оно безболезненно выйдет естественным путем.

При попадании инородного тела в желудок и кишечник не следует ограничивать ребенка в пище, а также давать ему слабительные средства. Голодная диета, уменьшая перистальтику, задерживает выход инородного тела, слабительные же средства, наоборот, значительно усиливают сокращение стенок кишечника, что может способствовать их повреждению инородным телом. В указанных случаях ребенку нужно давать мягкий хлеб, каши, кисели, т. е. такую пищу, которая, обволакивая инородное тело, защищала бы стенки желудка и кишечника от повреждений. Если проглоченный предмет был острым (гвоздь, игла, вилка и др.), ребенка немедленно направляют в больницу.

При попадании инородных тел в гортань, трахею или бронхи у ребенка внезапно наступает приступ удушья (асфиксия), сопровождающийся посинением лица и губ, судорожным кашлем. В большинстве случаев, при небольших размерах инородного тела, после сильного приступа кашля дыхание ребенка восстанавливается, так как предмет со струей воздуха выбрасывается наружу. Если же инородное тело остается в дыхательных путях, оно может вызвать там воспалительные процессы или закупорку бронхов и остановку дыхания. Поэтому при первых признаках асфиксии ребенка следует немедленно отправить в больницу.

Инородное тело в конъюнктиве и роговице глаз (песчинка, выпавшая ресница, мошка и т. д.) вызывает жжение, слезотечение, светобоязнь. Если при осмотре глаза инородное тело хорошо видно, его надо удалить кусочком марли, смоченным в 1%-ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промывая глаз водой из пипетки; если это не поможет, ребенка надо отправить к специалисту, так как длительное пребывание инородного тела в глазу вызывает воспаление конъюнктивы и роговицы.

При попадании инородных тел в ухо (горошина, бусина, пуговица и др.) ребенок жалуется на шум, наличие в ухе чего-то постороннего, нередко отмечается ухудшение слуха. Особенно неприятные ощущения могут вызвать насекомые, попавшие в ухо: мухи, муравьи, пауки и пр.

Для удаления из уха небольших инородных тел и насекомых в него вливают половину чайной ложки подогретого жидкого масла, глицерина, спирта или водки, а затем на 5-10 мин ребенка следует положить больным ухом вниз. Инородное тело или погибшее насекомое при этом удаляется вместе с жидкостью. Если таким способом инородное тело из уха ребенка удалить не удается, его направляют к врачу.

Инородное тело, попавшее в нос ребенка, затрудняет дыхание, вызывает чихание, а в запущенных случаях обильные слизисто-кровянисто-гнойные выделения. Чтобы удалить инородное тело из носа, ребенку надо предложить зажать здоровую ноздрю и с силой высморкаться; раздражая слизистую носа перышком, бумажкой, вызвать у него чихательный рефлекс. Если предлагаемые

меры не помогут, ребенка следует направить к врачу.


^ Ожоги

Ожоги и ошпаривания

Каждый год в больницы отправляются свыше 50 ООО детей, большинству из которых менее 5 лет с ожогами или после несчастных случаев с ошпариванием. Многих из этих несчастных случаев можно было бы избежать, и родителям надо помнить об опасных зонах, особенно в самом доме.

Разница между ожогом и ошпариванием состоит в том, что ожоги порождаются сухим жаром, а ошпаривания - чем-нибудь влажным и очень горячим, например жидкостью, маслом, паром.

Химические вещества, электрошок и радиация (избыточное облучение солнцем) тоже вызывают ожоги. "Обжечь" может и глубокий холод - поэтому не просите маленького ребенка достать что-либо из морозильника, если вы не объяснили ему заранее, что замороженная пища, тем более в металлических емкостях, точно так же обжигает, как горячие предметы, и брать ее нужно, обернув тканью.

Общее для ожогов и ошпариваний - это то, что они причиняют БОЛЬ. Вы только вспомните любой полученный вами мелкий ожог (наверное, при готовке), и даже он приносил внезапную боль и страдание.

Присматривайте за жидкостями, нагреваемыми в микроволновых печах. Их приходится время от времени помешивать, иначе выйдет "подгоревшая накипь". Но если, помешивая, вы подтолкнете сосуд, холодная жидкость схлестнется с горячей и все неожиданно расплескается. Точно так же всегда разбивайте яичные желтки до того, как поместить их в микроволновую печь. Бывало, что они взрывались и наносили ожоги, когда их вытаскивали из печи.

Дети постарше, которые сами принимают ванны, могут забыть о том, что сперва следует включить холодную воду. А когда они помогают готовить, порой не осознают, насколько горяча смесь, которую они помешивают и взбалтывают.

Если дети наносят себе повреждения, очень ВАЖНО, чтобы вы знали, как правильно оказать им первую медицинскую помощь - быстро, тихо и чтобы ребенку было максимально спокойно.

^ ЧТО ДЕЛАТЬ

Осторожно погрузите обожженный участок в миску с холодной водой не менее чем на ДЕСЯТЬ МИНУТ, или больше, или до тех пор, пока ребенок не скажет, что боль уменьшается. Тогда прикройте место ожога чистой сухой непушистой материей, закрепив ее повязкой, чистым шарфом (платком).

Воспользуйтесь любой нейтральной прохладной жидкостью, например молоком или лимонадом, чтобы остудить место ожога, если не можете добраться до воды.

Если на том месте, где ожог, надето что-нибудь тугое, например кольцо или браслет, быстро его снимите, чтобы этот предмет не застрял при отеке кожи.

НЕ ВСКРЫВАЙТЕ ВОЛДЫРЕЙ и не отслаивайте кожу. Все, к чему это приведет, - инфицирование ожога, которое помешает ему зажить без образования шрама.

НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ никаких лосьонов, мазей или масел - как бы вам того ни хотелось под влиянием историй о "волшебных излечениях". Просто прикройте ожог сухой непушистой тканью и оставьте в таком виде.

НЕ НАКЛАДЫВАЙТЕ никаких клейких пластырей на ожоги, кроме самых мелких :если кожа обожжена, вы можете отслоить ее, сдирая пластырь.

ЛЮБОЙ ОЖОГ ИЛИ ОШПАРИВАНИЕ, РАЗМЕР КОТОРОГО БОЛЬШЕ ДВУХПЕНСОВОЙ МОНЕТЫ ( 1 дюйм, или 2,5 см), считается серьезным повреждением и ДОЛЖЕН БЫТЬ ОСМОТРЕН ВРАЧОМ, поскольку существует опасность инфицирования и шока.

Пожары

^ ЧТО ДЕЛАТЬ

Поднимите или, если придется, оттяните ребенка подальше от источника жара, соблюдая максимально возможную осторожность, чтобы самому при этом не обжечься и не загореться.

Если одежда на ребенке горит, запомните следующее: ОСТАНОВИТЕ, УЛОЖИТЕ И ПЕРЕКАТИТЕ.

ОСТАНОВИТЕ. Не тратьте время на поиски воды, чтобы потушить пламя (если только вы не находитесь рядом с достаточно большим количеством воды в ведре или в ванной).

УЛОЖИТЕ ребенка на пол. Тем самым вы, во-первых, пресечете его панику и беганье по комнате, способствующее раздуванию пламени, а во-вторых, не дадите огню добраться до лица ребенка. Помните, что жар и пламя стремятся вверх. Если загорается нижний край ночной рубашки, а ребенок при этом стоит, то вскоре языки пламени поднимутся к его волосам и лицу. (Вспомните, что происходит, когда вы держите зажженную спичку головкой вниз, - насколько быстро пламя начинает обжигать ваши пальцы.)

ПЕРЕКАТИТЕ ребенка по объявшему его пламени и погасите его большим, тяжелым куском материи - по возможности огнезащитным (иными словами, тем, который не сразу загорается или плавится). Пожарные бригады рекомендуют пользоваться занавесками (чем они тяжелее, тем лучше), если вы в состоянии стянуть их с окон и быстро обернуть вокруг ребенка. Даже если этот материал будет тлеть, он выполнит свою роль: предотвратит дальнейшее поступление кислорода в огонь и погасит его. Такие действия спасут ребенка от дальнейших повреждений.

Если мелкие языки пламени лижут стороны наброшенной материи, вы можете их загасить тяжелой одеждой, например курткой, либо, при необходимости, рукой или ногой.

Защитите лицо ребенка, оттянув от него горящую одежду.


Если ребенок ошпарился кипящим жиром или маслом, а вы находитесь рядом на кухне (где обычно происходят несчастные случаи такого рода), надо тут же убрать от него подальше горящую сковородку и осторожно плеснуть, полить холодной воды ему на кожу.

Единственный способ охладить ожог - это вывернуть на внутреннюю поверхность что-нибудь чистое и недавно проглаженное, что было бы достаточно большим по размеру, чтобы прикрыть обожженный участок. Положить прямо на кожу ребенку и плеснуть сверху холодной воды. Продолжать это делать через равные промежутки времени, дожидаясь приезда "скорой помощи".

Ни при каких обстоятельствах не ставьте воду ПОБЛИЗОСТИ ОТ СКОВОРОДКИ С ГОРЯЩИМ МАСЛОМ ИЛИ ЖИРОМ. Просто отключите источник жара - а если у вас есть электропечь, выньте оттуда сковородку, - затем прикройте ее либо полотенцем, либо крышкой. (Если вы польете ее водой, огонь совершенно выйдет из-под контроля.)

На кухне неплохо иметь под рукой полотенце на случай возгорания, особенно если в доме дети. Тогда прикройте тканью сковородку, снимите ее с огня и прибейте пламя. Оставьте ткань на сковородке, пока она не остынет.

Тяжелые ожоги

^ КАКИХ ПРИЗНАКОВ ОЖИДАТЬ

Каким бы маленьким ни был ожог, обычно и само поврежденное место, и участок вокруг него будут сильно болеть, ЕСЛИ ТОЛЬКО ожог не настолько глубок, чтобы уничтожить нервные окончания в коже, сигнализирующие о боли.

Могут возникать покраснение и припухлость, хотя и не сразу; но если ожог быстро не охладить, кожа припухает, потом появляется волдырь, потом - отслойка кожи.

Кожа может выглядеть восковидной и серой или даже быть угольного цвета и онемевшей. Эти признаки всегда означают, что ожог - глубокий.

Ребенок почти наверняка будет находиться в состоянии шока.


ПОМНИТЕ - ^ ШОК ВЫГЛЯДИТ ТАК

Лицо ребенка может сделаться очень бледным или серым

Его кожа на ощупь прохладная и липкая

Пульс у ребенка может стать учащенным и слабым

Ребенок может быть напуганным и беспокойным

Он может чувствовать сильную жажду

Он может зевать и ловить воздух ртом

Ребенок может говорить, что все кружится

Он может потерять сознание

Если у ребенка шок, он заметно притихнет и будет выглядеть бледным, даже серым. Он станет говорить, что его тошнит, его может вырвать. При прикосновении его кожа на ощупь прохладная и липкая. Пульс слабый и учащенный, а дыхание - поверхностное. Может показаться, что он ловит ртом воздух, что много зевает. Это свидетельствует не о том, что он устал, а о том, что у него кислородное голодание и состояние весьма серьезно.

Лечите ребенка от шока

Шок - одно из самых опасных осложнений, грозящих ребенку, который получил ожог, и вам надо быть настороже. Если организм неожиданно теряет какое-то количество жидкости, давление крови падает и она перестает достигать жизненно важных органов Это очень серьезно.

Все тяжелые ожоги (в первую очередь "онемевшие" ожоги) ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНО ОСМОТРЕНЫ ВРАЧОМ.

^ Что делать

Как можно скорее охладите обожженный участок, чтобы не дать жару ожога распространиться в разные стороны и в глубь тканей. Охлаждение также поможет облегчить боль, уменьшить шансы на развитие шока (см. ниже).

Осторожно поливайте обожженное место из кувшина холодной водой или другой прохладной, безвредной жидкостью, например молоком, если под рукой нет воды. Не останавливайтесь до тех пор, пока ребенок не скажет, что боль становится слабее, - но не менее десяти минут. Как только одежда ребенка остынет, предупредите его, что вы собираетесь ее снять, а затем осторожно снимите.

Никогда не снимайте ОДЕЖДУ, которая прилипла к кожным покровам. При необходимости срежьте неприлипшую одежду вокруг обожженного участка - НО НЕ стягивайте ЕЕ, поскольку вы легко можете причинить большие повреждения и травмировать обожженную плоть.

ВСЕГДА обнадеживайте, успокаивайте ребенка и объясняйте ему, что вы делаете. Мне трудно переоценить важность этого момента. При возможности обнимите ребенка, не касаясь ожогов, или посмотрите, не сможет ли вас заменить любимый плюшевый мишка или кукла, но удостоверьтесь, что игрушка не соприкасается с ожогом.

НЕ ДАВАЙТЕ ребенку ничего пить на случай, если его отправят в операционную по прибытии в больницу. Если хотите, можно смочить ребенку рот чистым носовым платком или кусочком марли, пропитанными холодной водой. Это в какой-то мере утолит жажду.

Сразу, как сможете, СНИМИТЕ ЛЮБУЮ УЗКУЮ ОДЕЖДУ, а также часы, браслеты, пояса, ожерелья или кольца, соседствующие с ожогом, иначе от них будет намного труднее и болезненнее избавиться, когда это место опухнет.

БЫСТРО ПРИКРОЙТЕ ОЖОГ, сперва охладив обожженный участок. Если вы просто его прикрываете, процесс жжения продолжается.

Кожа защищает тело от инфекций. Когда же она обожжена, то позволяет жидкой "сыворотке" протечь в ткани и пробраться туда инфекции через рану, вызванную ожогом. Это может произойти очень быстро, поэтому крайне важно, чтобы вы сразу, как сможете, прикрыли полученный ожог. В идеале подойдет большой, стерильно упакованный бинт, но если его нет, то чистая, свежевыглаженная, непушистая материя - лучше взятые с изнанки простыня, наволочка или носовой платок. Неиспользованный ранее пластиковый пакет тоже вполне годится для предотвращения инфекции, если его осторожно прибинтовать на месте ожога. Однако убедитесь, что он далеко от лица или головы ребенка. Если у ребенка ожог именно здесь - НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ пластиковым пакетом.

НЕ ВСКРЫВАЙТЕ никаких волдырей, которые могли появиться, и не отслаивайте кожу. Это только поможет инфекции попасть в ожог и помешает ему зажить без образования шрама.

НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ никаких лосьонов, мазей или масел, уверовав в силу "волшебных средств". Просто прикройте ожог сухой тканью и не трогайте, пока ребенок не будет доставлен в больницу.

НЕ СНИМАЙТЕ повязку, наложив ее, - даже чтобы посмотреть, не появились ли волдыри на коже, и как бы вам ни хотелось обнадежить себя. Оставьте ожог в покое - возня ему повредит.

НЕ НАКЛАДЫВАЙТЕ никаких клейких пластырей на ожоги, кроме самых мелких: если кожа обожжена, вы можете отслоить ее, сдирая пластырь.

Все перечисленные признаки и симптомы должны предупредить вас, что ребенку БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНО требуется медицинская помощь.

Успокойте его. Помните - паника ухудшает положение. Для блага ребенка вы должны оставаться спокойными.

Расскажите ребенку, что вы собираетесь делать, затем положите его и поверните в положение "выздоравливающего", с наклоном в сторону на случай, если ребенка затошнит. Постарайтесь поменьше трогать его. Осторожно приподнимите тот бок, на который вы укладываете ребенка, чтобы он не лежал на ожогах.

Приподнимите ему ноги, подложив под них диванные подушки. Это может быть непросто, если они сильно обожжены, но жизненно важно обеспечить максимально возможный приток крови к сердцу и мозгу.

Если ребенок теряет сознание, внимательно следите за его дыханием и, обнаружив, что оно прекратилось, начинайте "азбуку" элементарной реанимации.

а - воздухоносные пути (свободны ли они?)

в - дыхание (дышит ли ребенок?)

с - циркуляция (бьется ли его сердце?)

Вызовите "скорую". Ребенок нуждается в срочной медицинской помощи.

В неотложной ситуации всегда бывает сложно решить, когда именно вызвать "скорую". Попытайтесь привлечь внимание соседа, если сможете, и попросите его сделать это за вас. Не оставляйте ребенка одного, успокаивайте его; но скажите, что собираетесь делать, когда придется отойти к телефону. Это не идеально, но у вас может не быть другого выбора.


Электроожоги

Они случаются, когда ребенка ударяет током и электричество проходит через его тело. На нем обязательно остаются "входной" и "выходной" ожоги; хотя на вид они могут быть маленькими и нестрашными, за ними таится немало повреждений, нанесенных организму, - в глубине под кожей и по пути электричества.

Электрошок может быть настолько глубоким, что вызывает прекращение дыхания и остановку сердца (см. главу 15 об электрошоке).

^ КАКИХ ПРИЗНАКОВ ОЖИДАТЬ

Существует несколько признаков, по которым вы можете заподозрить, что ребенок подвергся электрошоку:

Он может лежать, ухватившись за розетку, или электроустройство, или "исследовательский инструмент", засунутый им в электроприбор.

Его могло отбросить от электроустройства, например тостера, который будет валяться рядом с ним.

Может ощущаться запах горящей плоти, если ожог по-настоящему тяжел, или самого электроприбора. На коже ребенка могут быть покраснение, отек, признаки опаления, обугливания.

Он может находиться в состоянии глубокого шока ,потерять сознание.

Сердце ребенка могло остановиться под воздействием силы или частоты тока. Дети страдают больше, чем взрослые, при таких внезапных повреждениях, как электрошок. Иными словами, больше вероятность того, что электрошок приведет к остановке сердца у ребенка, чем у взрослого.

^ ЧТО ДЕЛАТЬ

НЕ ПРИТРАГИВАЙТЕСЬ К РЕБЕНКУ, пока вы не уберете его от источника электричества. Это можно сделать либо при помощи сухих резиновых перчаток, свернутой газеты или какой-нибудь деревянной палки, отстранив ими электроприбор, которого он касается, либо отключив или отсоединив источник тока. Если нет другого выбора - вы можете пинком выбить штепсель или электроприбор, которого касается ребенок; но если на вас нет обуви на резиновой подошве, то существует опасность, что вас убьет электричеством.

Убедитесь, что ВЫ ЗНАЕТЕ, ГДЕ НАХОДИТСЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЩИТ ИСТОЧНИКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ. МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ДО НЕГО ДОБРАТЬСЯ ПРИ НЕОТЛОЖНОЙ СИТУАЦИИ?

ПОМНИТЕ, если ваш ребенок теряет сознание, вы должны проверить, дышит ли он, и, обнаружив, что дыхание прекратилось, начать "азбуку" элементарной реанимации до того, как займетесь чем-то еще.

А - ВОЗДУХОНОСНЫЕ ПУТИ (свободны ли они?)

В - ДЫХАНИЕ (дышит ли ребенок?)

С - ЦИРКУЛЯЦИЯ (бьется ли его сердце?)

Постоянно обнадеживайте ребенка. Нет ничего страшнее, чем повреждения такого рода, и ему захочется услышать ваш успокаивающий голос. Если он в сознании, но получил слишком серьезное повреждение, чтобы вас обнять, дайте ему подержать игрушечного мишку. Это может чуть-чуть помочь.

Лечите ребенка от шока. Помните, что шок при таком повреждении весьма вероятен. Придайте ребенку положение "выздоравливающего", наклонив туловище в сторону на случай, если его вырвет. Постарайтесь как можно меньше трогать его. Осторожно обращайтесь с тем боком, на который вы кладете ребенка, помня о полученных им ожогах.

Остудите ожог холодной водой, но будьте абсолютно уверены, что НИГДЕ поблизости нет электричества. Если у вас есть какие-либо сомнения, пропустите этот этап и переходите к следующему.

Ничего НЕ накладывайте на ожог, кроме сухой, чистой, по возможности - стерильной, непушистой повязки или чистого пластикового пакета; держите их крепко, но осторожно в месте ожога до тех пор, пока ребенок не будет доставлен в больницу.

Если вы еще этого не сделали, вызовите "скорую помощь".

Электроожоги могут привести к серьезным повреждениям внутренних органов, поэтому ПОДЛЕЖАТ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНОМУ ОСМОТРУ В БОЛЬНИЦЕ.


Родителям о правилах дорожного движения


Проанализировав 600 дорожно-транспортных происшествий в Волгограде, в которых пострадали дети, установлено, что 80 % происшествий произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки. И хотя в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с детьми по правилам дорожного движения, привлекая сотрудников ГИБДД, на радио и телевидении выходят специальные тематические передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие правила дорожного движения, однако ситуация к лучшему не изменяется. Более того, из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома.

Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто так не влечёт малыша, как автомобиль будь то игрушечный или настоящий. Ребёнка можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию. Ребёнку необходимо внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Можно научить детей ещё до того, как они пойдут в школу, умению ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядеться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.

Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела. Терпение и настойчивость - то, чего нам так не хватает в повседневной жизни. Терпение и настойчивость, которыми нам необходимо запастись хотя бы ради спасения жизни и здоровья собственных детей.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Важно знать что могут сами дети:

НАЧИНАЯ с 3-4 лет

- ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

НАЧИНАЯ с 6 лет

- ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;

- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;

- они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет

- дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

Только НАЧИНАЯ с 8 лет

- дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;

- они уже наполовину опытные пешеходы;

- они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;

- они могут определить, откуда доносится шум;

- они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем. Они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится;

- они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;

- но они по- прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

- Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.


- Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход".

- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

- Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

- Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.


^ СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА НЕОБХОДИМО И В АВТОМОБИЛЕ.

Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:

· Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку.

· Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.

· Как водитель или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.

· Во время длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней или измотают вам все нервы.

· Прибегайте к альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.


^ Укусы животных и насекомых

Укусы млекопитающих


Укусы животных в основном опасны инфекцией, которая может возникнуть в ране из-за бактерий во рту животного. Бешенство, наиболее серьезная из них, почти всегда приводит к летальному исходу, если разовьется до симптомов тревоги и повышенной раздражительности, фотофобии (неприязнь к яркому свету), гидрофобии, или водобоязни, (сильное отвращение к воде), и параличу. В чрезвычайной ситуации, в отсутствие вакцины, вылечить эту болезнь надежды нет. Необходимо принять все возможные меры, чтобы она не передалась другим. Переносчиками бешенства могут быть представители семейств кошачьих, псовых и человекообразных обезьян, есть даже форма бешенства, которую переносят летучие мыши.

Если вы оказались укушены, находясь в чрезвычайной ситуации, даже если рана затянулась и все, казалось бы, хорошо, вы ДОЛЖНЫ сообщить об укусе после того, как вас спасут. Следует также подвергнуться медицинскому обследованию. Любой укус может также стать причиной заболевания столбняком. Прививки против столбняка целесообразно сделать всем, а вакцинацию против бешенства – тем, кто собирается в районы, где можно его встретить.

Тщательно промывайте все места укусов животных в течение не менее 10 минут, чтобы удалить и слюну, и инфекцию. Затем займитесь кровотечением, обработкой и перевязкой раны.

^ Укусы змей

Если есть противозмеиная сыворотка, то укусы немногих змей будут фатальными. Когда жертва доставлена в больницу в первый час или два, то укушенному обычно успевают помочь, если известен вид змеи, чтобы приготовить правильное противоядие. В условиях чрезвычайной ситуации доступ к противоядию маловероятен, и жертве может не повезти. К счастью, только небольшая часть всех змей относится к ядовитым.

Ядовитые зубы, которые впрыскивают яд, у многих змей расположены в передней части верхней челюсти и оставляют отчетливые следы уколов, характерные для укуса .

Неядовитые змеи тоже могут наносить жестокие укусы. Если вы не знаете либо есть сомнения в том, какая – ядовитая или нет – змея вас укусила, относитесь к укусу как к ядовитому (хотя пострадавшему для его спокойствия можно сказать, что змея была неядовитая).

ЛЕЧЕНИЕ: цель первой помощи – предупредить распространение яда по организму. Успокойте пациента. Заставьте его расслабиться, при этом укушенное место должно находиться ниже уровня сердца. Смойте яд с поверхности кожи, если возможно, с мылом. Наложите тугую повязку – НЕ ЖГУТ И НЕ ТУРНИКЕТ – поверх укуса и при этом бинтуйте «вниз к нему». Например, если укус на щиколотке, то начинайте бинтовать от колена. Такая повязка предотвратит быстрое распространение токсина и его разнесение по телу лимфатической системой.

Поместите рану в холодную воду – например в ручей. Если есть возможность, примените лед, чтобы сделать охлаждение максимальным.

Пострадавшему почти наверняка потребуется противошоковая помощь и, возможно, искусственное дыхание, следите за его дыханием.

Ни в коем случае не разрезайте место укуса и не пытайтесь высасывать яд из раны.

^ Укусы жалящих членистоногих и насекомых

Укус пчелы, шершня и осы может вызвать у некоторых сильную аллергическую реакцию. Многочисленные укусы очень опасны – как количество токсина, так и вызванное им воспаление могут негативно подействовать на дыхание.

Жало пчелы остается в коже и должно быть аккуратно удалено. Не давите жалящее насекомое, а то будет впрыснуто еще больше яда. Чтобы вытащить жало, водите по нему боковой стороной иголки в сторону извлечения – НЕ тыкайте кончиком.

Лечение такое же, как против змеиного укуса.

^ Блохи, клещи, москиты, комары.

Укусы большинства мелких насекомых являются скорее фактором дискомфорта, чем опасности, но некоторые из них могут переносить заболевания.

^ Первая помощь при укусах

ЗМЕИ

После укуса змеи человека нужно обязательно и как можно быстрее доставить в лечебное учреждение. Только врач, применив специальные сыворотки, нейтрализует действие коварного яда.

Однако часто, чтобы добраться до больницы, требуется время, а помощь по­страдавшему нужна немедленно. Что же делать? Прежде всего необходимо знать, чего делать не следует. Раньше были очень популярны такие «надёжные» методы, как прижигание кожи, надрезы в месте укуса, перетягивание укушенной конечности жгутом и т. д. Но сегодня достоверно известно, что эти способы ничего, кроме вреда, не приносят. Более того, иногда причиной гибели человека оказывается не сам укус, а подобное «лечение». И ещё один совет: ни в коем случае не пытайтесь убить змею. Бессмысленная месть, вполне вероятно, обернётся ещё большими неприятностями — новыми укусами.

Чтобы помощь была по-настоящему действенной, необходимо выполнить следущее:

Усадить или уложить пострадавшего. Поражённая конечность должна находиться в состоянии полного покоя: лишняя подвижность ускорит воздействие яда и ухудшит состояние больного. Для этого нужно наложить шину на конечность; если пострадала рука — подвесить на косынке.

Сразу после укуса отсосать яд из ранки. Если слизистая оболочка во рту не повреждена, это не опасно: яд, попавший в рот и желудок, безвреден для человека. Процедуру в состоянии провести как сам пострадавший, так и те, кто находится рядом. В течение 10—15 мин нужно отсасывать и сплёвывать содержимое ранки. Таким образом удаётся удалить из организма почти половину попавшего яда.

Накрыть место укуса чистой марлевой салфеткой.

Уменьшить токсическое воздействие змеиного яда. Для этого нужно обильно поить больного, лучше сладким горячим чаем. Ни в коем случае нельзя использовать алко голь: любой спиртной напиток лишь усугубит тяжесть состояния пострадавшего.

Впрочем, человеческая фантазия наделила змей не только коварством и злобой. В восточных сказаниях и легендах змеи слывут существами мудрыми, рассудительными. Советуем и вам при встрече с ними быть такими же. Увидев змею, не пытайтесь ее поймать: резкое движение может испугать животное, и змея бросится на обидчика. Лучше распрощаться с ней по-доброму. Тогда и правила первой помощи при укусах не пригодятся.

НАСЕКОМЫЕ

Нередко последствия укусов насекомых (пчёл, ос, шмелей) очень серьёзны. Обычно после укуса развивается аллергическая реакция, с которой связано немало неприятностей. Особенно опасно, если пчела (оса, шмель) случайно залетела в рот и укусила в язык или, что ещё хуже, в глотку или гортань. Отёк тканей, который развивается после этого, угрожает жизни человека, так как может полностью перекрыть верхние дыхательные пути. Помочь в таком тяжёлом случае в состоянии только врач, поэтому надо немедленно доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, где ему введут необходимые лекарства.

В более лёгких случаях можно самостоятельно облегчить состояние больного.

Удалите из кожи жало насекомого; это удобнее сделать пинцетом, но можно и рукой.

Ужаленное место смочите спиртом или одеколоном.

Уменьшает болезненные явления и отёчность тканей холод. Кусочки льда поместите в полиэтиленовый пакет, оберните его полотенцем или какой-нибудь тканью и приложите к ужаленному месту.

Рекомендуется также обильное питьё (но не алкоголь!), поскольку яд выводится из организма через почки и с потом.

При развитии аллергических реакций примите антигистаминные препараты (супрастин, димедрол). А если к телу присосался клещ? Удалить его труднее, чем извлечь жало пчелы: ротовой орган этого насекомого прочно фиксируется в коже. Кроме того, нередко человек вообще не чувствует укуса, так как слюна клеща обладает обезболивающим действием.

Клещи являются переносчиками микробов — возбудителей энцефалитов, геморрагических лихорадок и других тяжёлых заболеваний. Обитают они не только в дальневосточной и сибирской тайге, но и в европейской части России. В большинстве случаев встреча с клещом происходит в лесу: особенно эти насекомые любят поджидать свою жертву на листьях кустарников. Отправляясь в лес, соблюдайте правила безопасности.

Обязательно наденьте шапку, панаму, а лучше капюшон, прикрывающий шею.

Выберите одежду, которая плотно прилегает к запястьям, щиколоткам и шее, — таким образом вы закроете клещу доступ к телу.

После возвращения из леса обязательно осмотрите себя, особенно те участки тела, где кожа тонкая и нежная (на сгибах локтей и коленей, в паху и т. д.).

Если клещ ещё не успел присосаться к коже, а только бродит по телу, выискивая удобное место для прикрепления, он абсолютно неопасен. Клеща, присосавшегося недавно, узнать легко — он остаётся плоским. Насекомое можно снять самому (не забудьте удалить остатки ротового аппарата, иначе может начаться воспаление). Клещ, сосущий кровь, уже через несколько часов становится толстым, круглым, нередко размером с крупную горошину. В таком случае необходимо обратиться к врачу.

^ ДРУГИЕ ЖИВОТНЫЕ

Укус любого животного, как дикого, так и домашнего, опасен прежде всего возможностью заразиться бешенством — болезнью смертельной и неизлечимой. Впрочем, животному, заражённому бешенством, не обязательно даже кусать: достаточно слюне попасть на повреждённую кожу.

Если вас укусила соседская собака или кошка, привитая от бешенства, опасность заразиться минимальна. Однако даже в этом случае лучше понаблюдать за животным в течение девяти-десяти дней. Признаки бешенства таковы:

необъяснимая агрессивность животного;

обильное слюнотечение;

необычная походка (пошатывание, заплетающиеся лапы).

Совсем другое дело, когда человека укусил дикий зверь или бездомное животное. Необходимо немедленно обратиться в ближайший травматологический пункт или больницу. Запомните: только своевременное введение вакцины предупредит страшную болезнь.


Памятка для родителей


• Прием детей осуществляется с 7.00 до 8.00. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспитательно-образовательного процесса.

• Если ребенок заболел, необходимо до 8.00 позвонить в детский сад и сообщить о его болезни. Это необходимо, чтобы вовремя снять ребенка с питания и не оплачивать дни, пропущенные по болезни!

• Воспитатели готовы пообщаться с Вами утром до 8.00 и вечером после 17.30. В другое время педагог работает с группой детей, и отвлекать его не рекомендуется!

• Просим Вас не давать ребенку с собой в детский сад, конфеты, чипсы и сухарики.

• Категорически запрещается давать ребенку в детский сад жевательную резинку.

• Настоятельно не рекомендуем одевать ребенку золотые и серебряные украшения, давать с собой дорогостоящие игрушки, а также игрушки имитирующие оружие.

• Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов.


• Категорически запрещается приносить в детский сад острые, режущие стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки.

• Перед тем, как вести ребенка в детский сад, тщательно проверьте завязки и застежки на одежде и обуви.

• Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с воспитателями группы, обратитесь к старшему воспитателю или заведующему.


^ Развиваем память и воображение дошкольника

У ребенка плохая память! Это приводит родителей в отчаянье. Однако, как считают психологи, во многих случаях неспособность ребенка запомнить и воспроизвести требуемый объем информации никак не связана с какими-либо дефектами памяти. На самом деле причины могут быть разнообразны. В тех случаях, когда способность и взаимопонимание у ребенка хромает, не следует впадать в панику. Для начала определите, какой вид памяти развит у сына или дочки лучше – двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая, словесно-логическая или знаковая. Постарайтесь использовать его при запоминании.

При, казалось бы, совершенно слабых природных задатках память можно развить. Для этого существует масса приемов, упражнений и даже игр. Вот несколько из них:

1. Нарисуйте на листе смешного человечка. Пусть ребенок рассмотрит его и отвернется. Пририсуйте новые детали и попросите вспомнить, чего не было прежде.

2. Нарисуйте на листе множество двигающихся человечков. Уберите лист и попросите воспроизвести движения.

3. Прочитайте ребенку короткий рассказ и попросите пересказать его. Вы можете также зачитать вслух набор слов или цифр, чтобы ребенок постарался воспроизвести их. Предлагайте ему поиграть в так называемые интеллектуальные игры, в которых присутствуют элементы запоминания.


^ Развиваем воображение


«ПАНТОМИМА» – это упражнение предназначено для развития воображения и творческих способностей. Попросите ребенка изобразить жестами и мимикой, звуками какой-нибудь предмет (поезд, машину, самолет и т.д.). Старайтесь придумать смешные варианты. Если у него не получается, покажите сами. Предложите ему угадать, что вы изобразили.


«НЕЗАКОНЧЕННЫЙ РИСУНОК» - развивает воссоздающее воображение. Возьмите любую картинку и заклейте отдельные элементы. Предложите ребенку определить, что здесь нарисовано. Если он не справляется, добавьте один элемент. Так делайте до тех пор, пока ребенок точно не охарактеризует сюжет. «ТОЧКИ» - с помощью этого упражнения ребенок разовьет творческое мышление. Расставьте на листе бумаги в произвольном порядке точки. Покажите ребенку, как соединяя точки, можно создать рисунок. Затем пусть он попробует сам нарисовать что-нибудь таким образом. Использовать все точки необязательно.


«ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИНТОНАЦИЯ» - предложите ребенку прочитать одну и ту же сказку разными голосами, попытаться придать тексту каждый раз новую эмоциональную окраску. Пусть он сделает это грустно, ласково, весело, сердито, по-доброму, жалобно, безразлично. Такое чтение развивает воображение на слуховые образы.


^ У ребенка возрастной кризис

Что могут сделать родители в период кризисных проявлений, как реагировать на капризы и упрямство.


1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

2. Как только ребенок начинает капризничать, оставайтесь рядом, дайте ему понять, что вы его понимаете. Постарайтесь отвлечь его от каприза.

3. Если вам не удалось сделать этого, оставьте ребенка в покое, не обращайте на него внимания. Дайте отвести душу, но не принимайте в этом участие.

4. Не пытайтесь в это время что-то внушить ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще больше его взбудоражат.

5. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

6. Не сдавайтесь, даже если приступ происходит в общественном месте. Лучше взять его за руку и увести.

7. Оставайтесь спокойным и равнодушным к его поведению, чтобы он не делал. Главное – как можно меньше вмешиваться и торопить ребенка.

8. Когда буря утихнет, поговорите с ребенком ласково. Уверьте ребенка, что вы его все равно любите и убеждены, что это больше никогда не повторится.

9. Используйте отвлекающие маневры.

10. Для нормального развития малыша важно, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Поэтому чаще просите у него совета, звоните ему по телефону, делайте «взрослые» подарки (шариковая ручка, блокнот и т.п.)


^ Учить или не учить

Ни для кого не секрет, что наш век является стремительным. Наверное, поэтому молодые родители, боясь опоздать, спешат сразу после появления на свет малыша спланировать его будущее и решить следующие проблемы: сколько лет сидеть с ребенком дома, отдавать ли его в ясли, нанимать ли няню, с какого возраста приглашать специалистов по раннему обучению ребенка, в какую гимназию отдавать учиться, какой из вузов окажется достойным принять чадо после окончания 11 класса. Перечисленные проблемы не являются надуманными, они волнуют почти всех мам и пап, бабушек и дедушек. Решая их, трудно учесть множество переменных, из которых состоит наша жизнь. Все родители, стремясь заранее спланировать и облегчить жизнь ребенка, почему-то уверены, что их ребенок окажется гениальным: будет развиваться семимильными шагами, возможно, проявит музыкальные способности, умственную или художественную одаренность, блестяще окончит школу…

Однако в жизни все, к сожалению, гораздо сложнее и прозаичнее, и далеко не всегда сбываются наши мечты. Но как бы там ни было, почти перед всеми молодыми родителями встает вопрос: учить или не учить малыша? А главное, когда начинать? В год, в два, в три?

Существует множество взглядов на проблему раннего развития ребенка: одни специалисты считают, что ребенка до 3 лет не надо учить ничему, - ему необходима свобода. Был бы хороший уход за ребенком, а остальное все придет к нему с годами. Другие считают, что учить ребенка можно и нужно, но только ненавязчиво в игре, учитывая возрастные возможности малыша. Третьи доказывают, что ребенку до трех лет необходимо дать как можно больше новой информации по всем областям знаний (истории, географии, искусствоведения и т.д.). Есть педагоги и психологи, которые предлагают разработанную ими почасовую сетку занятий с ребенком, в которой планируется обучение ребенка с полутора лет двум иностранным языкам (по два раза в неделю каждый), математике, компьютерной грамотности и т.д.

Какого же подхода следует придерживаться в воспитании малыша?

Давайте попробуем проследить, как развивается познавательная сфера ребенка, и после этого решим: чему его учить и первую очередь, а может быть, и не учить вовсе. Сам научится! Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и др. Но, как отмечает выдающийся психолог XX столетия Л.С. Выготский, главной, доминирующей функцией данного возраста является восприятие. А это значит, что наибольших успехов ребенок этого возраста достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. Именно восприятия является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь.

Каких успехов достигает ребенок в области восприятия?

Дети второго года жизни могут узнавать на картинках различные предметы по их некоторым деталям (при этом цвет не играет никакой роли). Но не всегда дети могут соотнести нарисованный предмет с реальным, и этому их надо учить. Так, например, читая ребенку книгу, мама может задать вопрос: "Кто это?" - и ответить: "Зайчик", а затем показать игрушечного зайку: "Зайка на картинке и зайка у меня в руках". Позже на вопрос "кто это?" ребенок будет отвечать сам.

Восприятие ребенка раннего возраста в значительной степени отличается от восприятия дошкольника. Попробуйте провести эксперимент: на глазах ребенка разобрать пирамидку и попросить собрать ее обратно. Сначала ребенок будет действовать наугад и вряд ли без помощи взрослого придет к верному решению. Чтобы восприятие малыша совершенствовалось, ему можно предложить не только пирамидку, но и набор мисочек разных размеров, чтобы малыш вставлял одну в другую, матрешку и т.д. Играя с этими игрушками, ребенок вскоре поймет, что предметы отличаются по форме и по величине, что мисочку нельзя надеть на штырек пирамидки, и что маленький предмет легко помещается в большой.

Позднее ребенок научится отличать предметы по цвету, и мы тоже можем помочь ему. Например, родитель, показывая ребенку два яблока, говорит: "Это желтое яблоко, а это красное. Дай мне желтое!" Как отмечает психолог В.С. Мухина, ребенок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов.

Развитию восприятия будут способствовать игры "Раз жучок, два жучок", "Помоги зверюшкам", "Вкусный чай" и другие. Родители смогут и сами придумать массу игр и вставить их в контекст жизненных событий и ситуаций. И если ребенок в период раннего детства прочно овладеет такими понятиями, как "большой", "маленький", "круглый", "квадратный", "красный", "желтый", "зеленый", "синий" и д.р., то и овладевать впоследствии знаниями в школе ему будет гораздо легче.

Продолжая разговор о познавательной сфере малыша, следует отметить, что роль восприятия в процессе развития памяти, мышления и внимания также чрезвычайно велика.

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием – узнаванием. Если полугодовалый ребенок может узнавать только близкий для него круг предметов и людей, с которыми постоянно общается, то ребенок к концу второго года жизни может узнать то, что видел или слышал несколько недель тому назад. Ребенок второго года жизни уже может запоминать простейшие музыкальные мелодии и напевать их. Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Как только ребенок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию внимания. Теперь ребенок может рассматривать не только то, что находится вокруг него, но и то, что может самостоятельно достать с полок, вытащить из шкафов, взять со стола. Таким образом, малыш учится удерживать свое внимание на различных предметах, которые попадают в его поле зрения. В тот момент, когда ребенок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях предмета: "Какой красивый цветок. Посмотри, какие у него маленькие зеленые листики".

Мышление ребенка развивается в процессе манипулирования различными предметами. Если малышу необходимо закрыть детскую кастрюлю крышкой, он будет действовать методом проб и ошибок, подбирать различные крышки и прикладывать их к кастрюлям, пока не найдет нужную. Мышление ребенка начинает развиваться более интенсивно с развитием речи. Малыш задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Наблюдения Б. Уайта (1982) показывают, что одной из характерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка является его умение вести разговоры со взрослым человеком, как со своим сверстником.

По мере овладения речью, ребенок значительно меняется, он начинает по-другому относиться к окружающему. От 1 года 2 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым слова по собственной инициативе. На втором году жизни начинается усвоение грамматического строя речи. От 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев в речи ребенка появляются двухсловные предложения. В 2-3 года в предложениях, сказанных ребенком, появляется согласованность между отдельными частями.

Таким образом, в раннем детстве, прежде всего, необходимо развивать у ребенка восприятие и речь (и обязательно в игровой форме, без принудительных и скучных "уроков"). Этого мнения придерживается большинство ведущих педагогов и психологов. Это и наш ответ родителям на вопрос: "Учить или не учить ребенка в возрасте от года до трех лет?".

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Где живут клещи. Как они нападают на человека? iconТак что же такое глаза человека? Как они устроены? Глаза человека относят к анализаторам

Где живут клещи. Как они нападают на человека? iconГде живут витамины и в чем выражается их дефицит?
Пришла весна. За окном торопливо чеканит капель, и тают так надоевшие за зиму сугробы. В природе все пробуждается от столь длительного...

Где живут клещи. Как они нападают на человека? iconВо дворе дома Садли было, как всегда, темно и неприятно. Блэра и Блейка это не смущало никогда, они затаились в кустах, поджидая удачный момент
В такие моменты я перестаю понимать, ненавидим мы с тобой друг друга или как, заметил Блэр, стоя на четвереньках, полуобращенный,...

Где живут клещи. Как они нападают на человека? iconФормы пространственного поведения человека
Изучение пространственного поведения человека является составной частью исследований в археологии каменного века. Но до сих пор это...

Где живут клещи. Как они нападают на человека? iconСергей Лазарев Диагностика кармы (книга 2)
Фрейда. Оказалось, согласно Месмеру, что на здоровье человека в большой степени влияют не только яркие, сильные переживания, стрессы,...

Где живут клещи. Как они нападают на человека? iconОсновные направления воспитательных и
Человек рассматривается как объект управления в системе профориентации, где учитывается его черты характера, темперамент, коммуникативные...

Где живут клещи. Как они нападают на человека? iconОсторожно – ядовитые растения!
Лето прекрасная пора. Мамы с детьми стараются, как можно больше времени провести на улице. У кого есть возможность, проводят лето...

Где живут клещи. Как они нападают на человека? iconТест: «органы чувств» Как называется наука, изучающая работу органов человека: а физиология
Кожа не просто покрытие человека, это активный (орган) с многообразными функциями

Где живут клещи. Как они нападают на человека? iconПрограмма вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплине «Биология»
Биология как наука. Биология как система наук и часть целостного научного знания. Система и классификация биологических наук. Основные...

Где живут клещи. Как они нападают на человека? iconИгра "Алфавит" на уроке биологии Шаронова Людмила Владимировна
Использование известных телевизионных викторин, таких, как: «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и др., вызывают огромный интерес у учащихся....

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина