Исследовательская работа Оценка состояния зрения учащихся icon

Исследовательская работа Оценка состояния зрения учащихся





Скачать 363.69 Kb.
НазваниеИсследовательская работа Оценка состояния зрения учащихся
Дзюба Л.С
Дата конвертации28.01.2013
Размер363.69 Kb.
ТипИсследовательская работа
Исследовательская работа


Оценка состояния зрения учащихся

МОУ СОШ № 3


Работу выполнил:

Работу выполнил: Гаджиев Насрутдин

ученик 9 «б» класса МОУ СОШ №3

г. Майского, КБР


Руководитель: Дзюба Л.С., учитель

биологии МОУ СОШ №3

г. Майского, КБР





Содержание


Введение…………………………………………………………………....стр. 3

1. Основная часть работы

1. Литературный обзор темы.

1.1. Свойства и функции органов зрения ………………………………..стр. 4

1.2. Строение органов зрения……………………………………………...стр. 5

1.3. Основные виды дефектов зрения …………………………………….стр. 7

1.4. Факторы влияющие на зрение ………………………………………..стр. 11

1.5 Зрительные иллюзии ………………………………………………….. стр.

1.6. Профилактика и способы коррекции зрения ………………………..стр. 15

1.7. Диагностика остроты зрения …………………………………………стр. 19

^ 2. Практическая часть работы

2.1. Методики и материалы исследований ……………………………….стр. 20

2.1.1. Исследование остроты зрения учащихся школы

в динамике 3 лет…………………………………………………………….стр. 21

2.1.2. Исследование остроты зрения учащихся при различных нагрузках на орган зрения на уроках с применением ТСО…………………………….стр. 22

2.2. Оценка результатов исследований …………………………………...стр. 24

3. Заключение

Выводы и предложения ……………………………………………………стр. 24

Список литературы……………………………………………………….стр. 26

Приложения ……………………………………………………………….стр. 27


Глаза - это окна нашего мозга,

через которые мы воспринимаем мир»

Р. Грегори

Введение

Из всех наших органов самыми удивительными являются глаза. Через них, как через два сверкающих окна, мы смотрим на наш прекрасный мир.

В древности глазам приписывали всевозможные мистические свойства. Считалось, что они способны жить самостоятельной жизнью и влиять на судьбы людей. Глаза часто символизировали суть и смысл жизни, их считали амулетами и оберегами. Древние греки рисовали красивые вытянутые глаза на носу кораблей. А египтяне на пирамидах изображали око бога Ра.

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видит днем и неплохо в сумерках. И это не случайно. Ещё первобытным людям нужно было быть зоркими на охоте, а в сумерки в пещере при свете костра готовить пищу, изготавливать одежду и оружие. Шли тысячелетия. Изменялся человек. Изменялись и его глаза. Сегодня во всём мире насчитывается около миллиарда людей в очках. В России, например, почти каждый шестой взрослый человек страдает близорукостью, или, как принято называть у специалистов миопией. Близорукость не редкое явление у школьников. Ещё каких-нибудь лет 8 – 10 назад данной проблемы не существовало как таковой. Да, в школе, особенно среди старшеклассников, можно было встретить довольно много юношей и девушек в очках. Но чтобы в начальной школе – такого почти не бывало!

Нынче положение стало настолько тревожным, что не говорить об этом во всеуслышание уже нельзя. Сегодня у каждого четвёртого ребёнка, едва успевшего перешагнуть школу, выявляются либо близорукость, либо предшествующее ей состояние.

Как следствие многие школьники вынуждены надевать очки. Но что ещё больше огорчает: число таких детей постоянно продолжает расти…

^ Цель наших исследований: изучить влияние насыщенного использования ТСО в учебном процессе, повышенных нагрузок (компьютер, чтение, телевизор) на зрение учащихся.

По данным Института физиологии детей и подростков АПН СССР, в первом классе среди детей 7 – 8 лет число близоруких колеблется от 2 до 5%, а в 14- 15 лет это число доходит до 16% и более.

Поэтому в своей работе мы решили рассмотреть строение, свойства и функции органа зрения, виды дефектов зрения, способы диагностики и профилактики нарушений зрения, исследовать изменения остроты зрения у учащихся в процессе обучения в школе, выявить факторы, влияющие на остроту зрения и приводящие к её снижению.


^ 1. Литературный обзор темы

1.1. Свойства и функции органа зрения

Глаз – орган зрения, воспринимающий световые раздражения. Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв "правую часть" изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения - правую и левую - головной мозг соединяет воедино. Рассматривая предмет обоими глазами, мы видим его только тогда одиночным, когда оси зрения глаз образуют такой угол сходимости (конвергенцию), при котором симметричные отчётливые изображения на сетчатках получаются в определённых соответственных местах чувствительного жёлтого пятна (fovea centralis).

Благодаря такому бинокулярному зрению, мы не только судим об относительном положении и расстоянии предметов, но и воспринимаем впечатления рельефа и объёма. Бинокулярость может нарушаться при косоглазии и некоторых других заболеваниях глаз. При сильной усталости может наблюдаться временное косоглазие, вызванное отключением ведомого глаза.

Зрение — ощущение (сенсорное чувство ), способность воспринимать свет , цвет и пространственное расположение объектов в виде изображения (образа). Способность различных людей видеть большие или меньшие детали предмета с одного и того же расстояния при одинаковой форме глазного яблока и одинаковой преломляющей силе диоптрической глазной системы обусловливается различием в расстоянии между цилиндрами и колбочками сетчатки и называется остротой зрения . Аккомодация - способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далеком расстоянии, за счет изменения кривизны (а значит и оптической силы) хрусталика.
Предел аккомодации – 10 см от глаза. Расстояние наилучшего видения (без напряжения) для нормального глаза – 25см. Адаптация - рефлекторное приспособление глаза к изменению яркости. Инерционность зрения характеризуется средним временем сохранения светового ощущения примерно 0.05 с. Цветоощущение реализуется в пределах длин волн от 0.38 мкм (фиолетовый) до 0.76 мкм (красный). Наиболее чувствителен глаз к излучению с длиной волны 0,555 мкм (зеленая часть спектра).


^ 1.2. Строение органов зрения

Глаза располагаются в глазных впадинах лицевого отдела черепа. Они защищены веками с ресницами и бровями. Брови не дают поту со лба попадать в глаза. Веки и ресницы защищают от пыли. Веки – это защитные шторки для глаза. Ведь когда дует ветер в глаза или же приближается предмет к глазу, мы всегда непроизвольно закрываем веки тем самым, защищаем глаза. Веки постоянно моргают (смыкаются и размыкаются), смачивая глазное яблоко слезной жидкостью, вырабатываемой слезными железами. Каждый человек моргает в сутки около 12 000 раз. Слезная железа располагается над глазом и вырабатывает слезную жидкость (слезы). Слезы нужны, чтобы поддерживать во влажном состоянии поверхность глаза и удалять соринки и болезнетворные микробы.

Чтобы слезы не скапливались, во внутреннем углу глаза существует канал, по которому слеза стекает в полость носа.

Глаз имеет форму шара и потому называется глазным яблоком. Эта форма позволяет глазу легко двигаться внутри глазницы. Если разглядеть свой глаз в зеркале, можно увидеть несколько зон. В центре – зона черного цвета, зрачок, через нео проходят световые лучи. Размер зрачка меняется в зависимости от освещения. Связано это с тем, что при ярком свете радужка расширяется и зрачок уменьшается. В темноте, наоборот, радужка сужается и зрачок расширяется, поэтому в глаз попадает больше света.

У всех людей разный цвет глаз, т.к. в радужке содержится вещество под названием меланин и чем его больше, тем темнее глаза. Этот признак передается по наследству. Но на протяжении жизни цвет глаз может меняться, особенно от воздействия солнечных лучей. Можно заметить, что цвет волос летом становится светлее. Тоже самое происходит и с цветом глаз. Связано это с тем, что при ярком солнечном свете разрушается меланин.

Зрачок – это отверстие в окрашенном пигментами диске – радужной оболочке, или радужке. Внутри нее проходят кровеносные сосуды и мышечные волокна, сужающие и расширяющие зрачок. Радужка может быть окрашена в разные цвета: голубой, серый, зеленый, коричневый. В свою очередь радужная оболочка окружена белой зоной, склерой. Склера - непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся шесть глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.

Почти все пространство внутри глазного яблока заполняет гелеобразная прозрачная субстанция – стекловидное тело и внутриглазная жидкость Они необходимы для поддержания его шарообразной формы.

Оболочка глазного яблока состоит из трех слоев. Внешний, прочный слой белого цвета – склера или белок глаза. В передней части склера утончается и делается прозрачной – это роговица, она пропускает лучи света. Сосудистая оболочка глаза, прилегающая к склере изнутри, очень темная, пронизана кровеносными капиллярами. Эта оболочка отвечает за питание глаза. Внутренний слой глазного яблока – сетчатка. В задней части это светочувствительная ткань, содержащая около 140 млн.клеток - фоторецепторов. Из них 7 млн. колбочек, которые отвечают за восприятие цвета (в темноте колбочки не работают) и 137 млн. палочек (в темноте палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет), отвечающих за восприятие света (в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет). От сетчатки отходит зрительный нерв, по которому информация поступает в головной мозг. Все предметы, которые мы видим, отображаются на сетчатке в перевернутом виде, а в головном мозге формируется первоначальный вид предмета, как бы он снова переворачивается. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод.

В центральной части, сразу за зрачком, расположен хрусталик. Он крепится к стенкам глазного яблока при помощи мышц. Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы с гладкой поверхностью и прозрачного цвета. Почему один человек видит хорошо и близкие и дальние предметы? Другой хорошо видит вблизи, а плохо в дали. Третий только в дали и плохо вблизи. Оказывается, при рассмотрении предмета вблизи (например, чтение книги), хрусталик становится более выпуклым, широким, коротким. При рассмотрении предмета на расстоянии более 5 метров хрусталик удлиняется, становится тоньше. У тех людей, у которых хрусталик не может менять свою форму, нарушено зрение. При длительном рассматривании предметы на близком расстоянии, хрусталик со временем теряет свою эластичность и не может четко воспринимать предметы на дальнем расстоянии без специальных средств.

Обычно глаз сравнивают с фотоаппаратом. Роль линзы выполняет хрусталик; перед ним располагается радужка, которая играет роль диафрагмы фотообъектива, расширяя или сужая зрачок. В качестве фотопленки выступает сетчатка, которая по зрительному нерву направляет изображение в мозг. В результате сам мозг можно сравнить с фотографом, который проявляет пленку с изображением.

^ 1.3. Основные виды дефектов зрения

Выделяют такие виды дефектов зрения как дальтонизм, скотома, косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, возрастные заболевания. К менее часто встречающимся заболеваниям относят:

  • Скотома. Пятнообразный дефект в поле зрения глаза, вызванный заболеванием в сетчатке, болезнями зрительного нерва, глаукомой. Это участки (в пределах поля зрения), в которых зрение сильно ослаблено, или отсутствует.
  • Дальтонизм. Если в сетчатке глаза выпадает или ослаблено восприятие одного из трёх основных цветов, то человек не воспринимает какой-то цвет. Есть «цветнослепые» на красный, зелёный и сине-фиолетовый цвет. Редко встречается парная, или даже полная цветовая слепота. Чаще встречаются люди, которые не могут отличить красный цвет от зелёного. Эти цвета они воспринимают как серые. Такой недостаток зрения был назван дальтонизмом — по имени английского учёного Д. Дальтона, который сам страдал таким расстройством цветного зрения и впервые описал его.


  • Косоглазие (страбизм или гетеротропия). Любое аномальное нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз. Положение глаз, характеризующееся неперекрещиванием зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете. Объективный симптом — несимметричное положение роговиц в отношении углов и краёв век. Причиной недуга могут стать заболевания нервной системы ребенка, детские инфекционные болезни, а также травмы. Часто косоглазие является симптомом других глазных заболеваний, как правило, врожденных. Нередко причиной становятся также дефекты в развитии мышечного аппарата глаз. Самый массовый недостаток — нечёткая, неясная видимость близких или удалённых предметов.

К чаще встречающимся относят следующие дефекты органов зрения :

  • Пресбиопия. Состояние глаз, которое возникает у всех без исключения людей с возрастом (обычно после 40 лет). Человеку становится сложно различать мелкие предметы вблизи, читать газетный шрифт и т.п. Хрусталик глаза со временем становится все более плотным и все менее эластичным. Ослабевают из-за возрастных изменений мышцы, удерживающие хрусталик. Затылочные доли головного мозга, ответственные за зрение, посылают мышцам глаза сигнал, но они уже не способны в достаточной степени изменять форму хрусталика, чтобы сфокусировать изображение близко расположенных предметов на сетчатку.

  • Катаракта встречается в любом возрасте и является одним из самых распространенных заболеваний глаз среди людей пожилого возраста. В молодости хрусталик человека прозрачен, эластичен — может менять свою форму, почти мгновенно "наводя фокус", за счет чего глаз видит одинаково хорошо и вблизи, и вдали. При катаракте происходит частичное или полное помутнение хрусталика, теряется его прозрачность и в глаз попадает лишь небольшая часть световых лучей, поэтому зрение снижается, и человек видит нечетко и размыто. С годами болезнь прогрессирует: область помутнения увеличивается и зрение снижается. Если своевременно не провести лечение, катаракта может привести к слепоте.

  • Глаукома. В настоящее время термин глаукома объединяет довольно большую группу заболеваний, зачастую разного происхождения и с разным течением. Однако при отсутствии лечения исход у этих, казалось бы совершенно непохожих, заболеваний один - атрофия зрительного нерва и слепота. До сегодняшнего дня нет единого мнения о том, что является причиной начала глаукомы. Повышение внутриглазного давления при глаукоме является наиболее частой причиной атрофии зрительного нерва, но не является единственным фактором, ведущим к патологическим изменениям. В здоровом глазу постоянно поддерживается определенное давление (18-22 мм рт. ст.), благодаря балансу притока и оттока жидкости. При глаукоме в больном глазу циркуляция нарушается, жидкость накапливается и внутриглазное давление начинает расти. Зрительный нерв и другие структуры глаза испытывают повышенную нагрузку, нарушается кровоснабжение глаза.

Самый массовый недостаток — нечёткая, неясная видимость близких или удалённых предметов. Вокруг глаз расположены 3 пары окологлазных мышц. Одна пара – косые мышцы, которые опоясывают глазное яблоко и при необходимости сжимают его в поперечнике, как бы удленняя. Две пары прямых мышц при работе делают глазное яблоко немного сплющенным.Когда по каким либо причинам происходит спазм косых мышц, развивается близорукость. Если перенапрягаются прямые мышцы, формируется дальнозоркость. В состоянии расслабления здоровый глаз будет правильно функционировать, подобно фотокамере, сокращая свою ось при рассматривании удалённых предметов и удленняя при рассматривании близких предметов за счёт изменения формы глазного яблока.

  • Близорукость.

При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое. Происходит это из-за несоответствия силы оптической системы глаза и его длины. Обычно при близорукости размер глазного яблока увеличен (осевая близорукость), хотя она может возникнуть и как результат чрезмерной силы преломляющего аппарата (рефракционная миопия). Чем больше несоответствие, тем сильнее близорукость. Близорукость может быть врожденной, а может появиться со временем, иногда начинает усиливаться - прогрессировать. При близорукости человек хорошо различает даже мелкие детали вблизи, но чем дальше расположен предмет, тем хуже он его видит. Задача любой коррекции этого нарушения зрения - ослабить силу преломляющего аппарата глаза так, чтобы изображение пришлось на определенную область сетчатки, то есть вернулось "в норму.

  • Дальнозоркость.

При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости изображения, которое воспринимает сетчатка. Причиной этого служит несоответствие размеров глазного яблока и силы преломляющего аппарата. Это может происходить из-за малого размера глазного яблока и (или) слабости преломляющего аппарата. Увеличив ее, можно добиться того, что лучи будут фокусироваться там, где они фокусируются при нормальном зрении. Дальнозоркость - состояние врожденное. Однако при небольших степенях в молодом возрасте она никак не проявляется, так как может быть компенсирована напряжением хрусталика глаза. В это время дальнозоркость может быть выявлена только при проведении специального обследования (при медикаментозном расширении зрачка хрусталик расслабляется и проявляется истинная рефракция глаза). Поначалу глаз "справляется собственными силами". Так как затылочные доли головного мозга, ответственные за зрение, воспринимают нечеткую картинку, как расположенную слишком близко, они дают сигнал хрусталику на увеличение силы рефракции. При нормальном зрении такой механизм действует для рассматривания предметов вблизи, здесь он применяется "не по назначению", но дает необходимый результат. Однако когда степень дальнозоркости увеличивается или происходит возрастное снижение эластичности хрусталика (пресбиопия, или возрастная дальнозоркость), сил хрусталика уже не хватает и человек перестает хорошо видеть и вблизи, и вдали.

  • Астигматизм.

Возникает астигматизм из-за неправильной (не сферичной) формы роговицы (реже - хрусталика). При астигматизме некоторые участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, другие - за или перед ней (бывают и более сложные случаи). В результате человек видит искаженное изображение. Представление об этом можно получить, если посмотреть на свое искаженное отражение в овальной чайной ложке. Такое же искаженное изображение формируется при астигматизме на сетчатке глаза. Но хотя сама картинка при астигматизме может быть размытой и неотчетливой, человек обычно не осознает этого искажения, так как головной мозг "исправляет" его восприятие. При коррекции роговичного астигматизма необходимо сделать преломляющую силу роговицы одинаковой в разных точках, "собрав" изображение в определенной области сетчатки. Довольно часто астигматизм сопровождает близорукость и дальнозоркость. Астигматизм без коррекции зрения может вызвать головные боли и резь в глазах.


^ 1.4. Факторы влияющие на зрение


По данным Института физиологии детей и подростков АПН, в первом классе среди детей 7 – 8 лет число близоруких колеблется от 2 до 5%, а в седьмом классе это число доходит до 16%. Что же приводит к столь резкому снижению остроты зрения?

Глаза подвержены негативному влиянию многочисленных факторов:

  • повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор);

  • генетическая предрасположенность;

  • травмы глаза (химические, механические, контузионные травмы);

  • различные глазные заболевания (в том числе глаукома, близорукость высоких степеней);

  • эндокринные расстройства (нарушение обмена веществ, сахарный диабет, авитаминоз);

  • лучевое, СВЧ и ультрафиолетовое облучение;

  • длительный прием ряда лекарственный препаратов;

  • повышенная радиация;

  • неблагоприятная экологическая обстановка;

  • токсическое отравление (нафталином, динитрофенолом, таллием, ртутью, спорыньей), курение;

  • недостаток в организме витамина А.

  • умственное и психическое напряжение.

  Частой причиной нарушений зрения является умственное, психическое напряжение, которое, соответственно, порождает физическое напряжение на глаза, глазные мышцы и нервы, приводящее, таким образом, к нарушениям зрения.

Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается. Меняется кривизна хрусталика и форма глазного яблока, а когда смотрим вдаль. Зрительное восприятие облегчается. Вот почему пребывание в поле, на лугу, у реки, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз.

Особенно вредно держать книги, тетради ближе 30см от глаза. А это может быть при плохом освещении, неправильной посадке. Ежедневная длительная, увеличивающаяся с годами зрительная работа, нередко в неблагоприятных условиях, создает привычку рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость. Нельзя рассматривать печатный или написанный текст на близком расстоянии. В таких случаях хрусталик долго находиться в положении увеличенной выпуклости, что связано с напряжением зрения и приводит к развитию близорукости. Нельзя читать и движущемся транспорте. Из-за постоянных толчков книга вибрирует. При этом всё время изменяется кривизна хрусталика, в результате чего зрение слабеет. Во время чтения, письма, вышивания или другой работы надо располагать предмет на расстоянии 30-35 см. от глаза. Важно следить за освещением. При письме свет должен падать слева. Слишком яркое освещение чрезмерно раздражает рецепторы глаза и вредит зрению. Поэтому в быту и на производстве источники сильного прикрывают абажурами или плафонами из матового стекла. Вредное действие оказывают на глаза и лучи солнечного света.

Первое условие нормальной работы глаз – хорошее освещение. Освещенность непосредственно у окна в 6 – 8 раз выше, чем в простенке между окнами. Поэтому стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. Искусственное освещение должно быть достаточным по силе, равномерным, не давать резких теней, не создавать блескости. В школе за этим наблюдает школьный врач. Те же условия следует создавать и дома. На рабочем столе слева ставится настольная лампа мощностью 50 – 60вт. Для сохранения хорошего зрения очень важна правильная посадка за партой, рабочим столом. Вредно читать лежа.

Учитывая возрастающее число жалоб на неприятные ощущения в области глаз после работы с компьютером, проблема безопасности мониторов для зрения привлекает к себе большое внимание. Исследования, проведенные в государственных лабораториях свидетельствуют о том, что уровни опасного для глаз ионизирующего (типа рентгеновских лучей) и неионизирующего (ультрафиолетового) излучения, исходящего от экранов, достаточно низки. Например, уровень ультрафиолетового излучения, исходящего от монитора, составляет лишь малую часть по сравнению с продуцируемыми лампами дневного света. Эти дозы ультрафиолета не могут вызвать катаракту даже при воздействии в течение всей жизни. Иногда после работы с компьютером возникает ощущение "окрашивания" черно-белых предметов. Однако это не признак заболевания, а особенность нормального зрения. Это так называемый эффект МакКалаха, при котором предметы окрашиваются в цвета, дополнительные к тем, которые доминировали на экране.

Выявлена достоверная связь между длительным (несколько часов) временем, проведенным за компьютером, и развитием детской миопии.

Были сделаны следующие выводы:

  • Дети не знают меры в играх. Они редко делают перерывы, в результате их взгляд длительное время сфокусирован на мониторе, что может повлечь нарушение аккомодации.

  • Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше.

  • Детям требуются мониторы меньших размеров, тогда как большинство использует "взрослые" мониторы.

  • В последние годы за компьютером все чаще сидят и малыши. Если это происходит в детском саду, то время работы за ПК фиксировано. Но дома они практически бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру становится возбужденным, раздражительным, неуправляемым. И когда он, наконец, засыпает, то спит плохо, часто просыпается.

Установлено, что более 70% взрослых, работающих за компьютером, страдают особым заболеванием, известным как "компьютерный зрительный синдром". Можно только представить, насколько этот синдром затронул детей, многие из которых начинают пользоваться ПК в самом раннем возрасте. Даже не очень продолжительная работа за компьютером (не более 1-2 часов) вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков. Дети используют компьютер совсем в иных целях, нежели взрослые. В силу этого они гораздо более подвержены "компьютерному синдрому".

Работа за монитором ребенка может вызывать необратимые последствия для глаз. Оптический аппарат в подростковом и молодом возрасте еще продолжает формироваться. И при длительной работе с дисплеями часто возникает и быстро прогрессирует приобретенная близорукость.

Если рассматривать глаз с точки зрения оптики и физики, то он устроен как подвижная оптическая система, например фотоаппарат. Когда мы фотографируем, то для наведения на резкость двигаем линзы объектива взад и вперед. Так и хрусталик, поддерживаемый мышцами внутри глаза, двигается взад и вперед, фокусируя изображение на сетчатке. При частой смене фокусного расстояния или тогда, когда человек долго рассматривает детали удаленного предмета, мышцы глаз, "наводящие" изображение "на резкость", сильно устают. Иногда они теряют способность реагировать на смену фокусного расстояния. В ответ на перегрузку происходит спазм мышц, или "спазм аккомодации", как выражаются врачи. Это и есть то, что многие называют "усталостью глаз".

Школьники относятся к той категории людей, которым приходится длительное время напрягать зрение, рассматривать мелкие предметы, наклоняться над столом. И дело не только в перенапряжении глазных мышц. Некоторые исследователи считают, что при низкосклоненной голове усиливается приток крови к глазному яблоку. Переполненное кровью оно увеличивается в размерах, и тогда изображение становится нечетким.

Длительное напряжение зрения, недостаточное освещение, согбенная рабочая поза, частая смена расстояния от глаза до рабочей поверхности книги, неполноценное питание - вот далеко не полный перечень причин, которые вызывают нарушение зрения, в частности – близорукость. Установлено, что в младших классах близоруких немного, но их становится больше в средних и старших классах.

Перенапряжение глаз может наступить всякий раз, когда человек подолгу что-то рассматривает, или читает при плохом освещении, или когда яркий свет направлен прямо в лицо. Глаза устают, краснеют, может даже разболеться голова. И не исключено, что переутомление глаз пройдет не раньше, чем через несколько дней.

По данным Института физиологии детей и подростков АПН СССР, в первом классе среди детей 7 – 8 лет число близоруких колеблется от 2 до 5%, а в 14-15 лет это число доходит до 16-20%. При работе с компьютером, в отличие от чтения книги, когда можно легко найти удобное положение, человека полностью зависит от положения монитора. Кроме того, экран, являясь источником света, считается прибором активного контраста (лист бумаги - пассивный контраст), который не столь сильно зависит от интенсивности освещения и угла падения света. Изображение на экране динамически обновляется. Низкая частота обновления (регенерации) вызывает мерцание изображения. Обычно человек долго смотрит на экран монитора. При этом глазные и внутриглазные мышцы остаются неподвижными, в то время как они нуждаются в динамическом режиме работы. Развивается зрительное утомление, способствующее возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса. Чтобы избежать этого, нужно помнить, что чем выше разрешающая способность монитора, тем точнее и четче изображение на экране, и тем оно меньше утомляет зрительную систему. Внешнее освещение в помещении снижает контрастность изображения, однако не стоит забывать, что увеличение яркости утомляет зрение.

Блики на мониторе также сильно мешают воспринимать информацию с экрана, заставляют менять положение головы и корпуса, напрягать зрение. Увеличивается не только нагрузка на глаза, но и на шею, спину, плечи и руки, что приводит к быстрому утомлению. Источники бликов - расположенные рядом с экраном монитора источники света, светлое оборудование, яркие поверхности, незашторенные окна и даже светлая одежда самого пользователя.

Если устают глаза при работе с компьютером – рекомендуется обратить внимание на компьютерную программу для снятия зрительного утомления. Программа будет следить за режимом работы с компьютером, и предлагать упражнения для глаз, снимающие напряжение и помогающие сохранить хорошее зрение. Для школьников и студентов на всей территории России действуют санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. №14.

Глаза следует беречь от травм. Это самая частая причина слепоты. Нередко ранение одного глаза приводит к слепоте другого. Причины глазных травм у детей чаще всего шалости, драки. В мастерских и на предприятиях школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности.


^ 1.5. Профилактика нарушений зрения

Любые устройства для отображения визуальной информации наносят вред человеческим глазам. Но представить нашу современную жизнь без телевизора или компьютера сейчас уже невозможно. Остается только один выход – максимально защитить глаза от вредных факторов, создаваемых монитором компьютера и экраном телевизора. Чтобы сохранить зрение необходимо соблюдать простейшие правила гигиены зрения. Природа побеспокоилась об этом: веки и ресницы защищают глаза от яркого света и пыли; если в глаз попадает соринка, её смывают слёзы; брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают попасть им в глаза. И мы тоже должны позаботиться о том, чтобы надолго сохранить хорошее зрение. Глаза выполняют значительную зрительную ра­боту. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утом­ление органов зрения, и сохранение их полноценной функции на будущее. В течении длительного времени напряжённо работая с книгой, учебником, персональным компьютером на близких расстояниях, человек увеличивает возможность развития различных патологических изменений глаза. Расстояние от учебной поверхности до глаза чаще всего составляет 25-30 см, или того меньше 6-10 см. Такие зрительные нагрузки провоцируют, по мнению специалистов медиков, физиологов, в начале функциональные, а затем и структурные изменения глаза. В конечном итоге возникает близорукость, и глаз теряет способность к чёткому видению вдаль. Также следует помнить о санитарно-гигиенических требованиях и нормах аудио-визуальной нагрузки при использовании технических средств. Непрерывная работа за компьютером должна составлять для учащихся 1-х классов – 10 мин, 2-5 классов – 15 мин, 6-7 классов – 20 мин, 8-9 классов – 25 мин, 10-11 классов – 30 мин.

Длительность просмотра презентаций: для учащихся 1-2 классов – 15-20 мин, 3-4 классов – 15 – 20 мин, 5-7 классов – 20-25 мин, 8-11 классов – 25-30 мин.

После работы с компьютером необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.



Гимнастика для профилактики нарушений зрения

1. Вращение. Закрыв глаза, вращайте ими по кругу сначала влево, затем вправо. Упражнение повторить 3 раза.

2. Вверх и вниз. Закрыв глаза, "посмотрите" вверх 6 раз и вниз 6 раз.

3. Моргание. Смотрите 30 секунд перед собой. Быстро моргайте. Повторить 3 раза.

4. "Стрельба" глазами. Посмотрите влево, вниз, вправо 6 раз.

5. Для тренировки мышц хрусталика нужно смотреть 1 минуту вдаль на неподвижную точку, 1 минуту на точку близко от себя.

6. Еще одно полезное упражнение: обе ладони положите на виски и попытайтесь лицевыми мускулами сдвинуть кожу назад. Не получается? С первого раза и не получится, придется потренироваться. Однако эти движения укрепляют височно-теменную мускулатуру, которая натягивает кожу между глазом и ухом.

^ Упражнения, снимающие утомления глаз

1. Сидя, крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, а затем откройте на такое же время. Повторите 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы глаз.

2. Сидя, быстро поморгайте 30 секунд, затем столько же времени неподвижно смотрите перед собой. Повторите 3 раза. Упражнение улучшает кровообращение.

3. Стоя, посмотрите перед собой в течение 2-3 секунд. Затем отведите указательный палец на расстояние 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку. Повторите 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто носит очки, надо выполнять упражнение, не снимая их.

4. Сидя, закройте глаза и слегка помассируйте веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

5. Сидя, тремя пальцами каждой руки слегка нажмите на верхние веки. Через 1-2 секунды пальцы снимите. Повторите 3-4 раза.


^ 1.6. Диагностика остроты зрения

Для диагностики глазных заболеваний в медицине используется множество различных методов, среди которых: тонометр, гониоскоп, аппараты для оценки циркуляции крови и внутриглазной жидкости, таблицы для определения остроты зрения и цветоощущения, периметр, офтальмоскоп, щелевую лампу, эхографическое и электрофизиологическое оборудование. Глаз несет на себе самые разнообразные функции, что и объясняет наличие множества методов исследования его состояния.

Для определения остроты зрения используют знаки (одиночные или объединенные в таблице) в виде букв, цифр, специальных фигур, в которых необходимо обнаружить определенную деталь (например, разрыв в кольце); Остроту зрения у детей устанавливают с помощью картинок. Знаки для исследования остроты зрения можно разделить на две основные группы: простые (знаки различия) и сложные (знаки узнавания). К первой группе относятся кольца с разрывами, предложенные швейцарским офтальмологом Ландольтом (Е. Landolt), крючки типа буквы «Ш» голландского офтальмолога Снеллена (Н. Snellen) и швейцарского офтальмолога Пфлюгера (Е. Pfluger), силуэтные фигуры различной ориентации. При этом используется всего один знак, предъявляемый в различных положениях. Ко второй группе относятся буквы, цифры и картинки различного содержания. Из букв выбирают обычно те, которые хорошо вписываются в квадрат. При начертании их соблюдают принцип Снеллена: ширина квадрата в 5 раз превосходит толщину линии. В нашей стране наиболее распространена таблица Головина — Сивцева.

Наряду с таблицами для исследования остроты зрения используют и другие устройства, в т.ч. переносные. К ним относят транспарантные приборы, в которых тестовые знаки, нанесенные на полупрозрачную пластину, освещаются расположенным внутри прибора источником света; проекционные приборы (проекторы), с помощью которых тестовые знаки проецируются с диапозитивов на отражающий экран; коллиматорные приборы. Последние содержат тестовые знаки на диапозитивах и специальную оптическую систему, создающую их изображение в бесконечности, что позволяет располагать предъявляемые знаки в непосредственной близости к исследуемому глазу.

При помутнениях оптических сред глаза определяют ретинальную остроту зрения. С этой целью используют интерференционные ретинометры, например лазерные. С помощью когерентного источника света на сетчатке глаза вызывают изображение решетки, образованной чередующимися светлыми и темными полосами, ширину которых можно произвольно менять. По минимальному расстоянию между полосами судят о состоянии зрения. Этот метод позволяет определить остроты зрения в пределах 0,03—1,33.

Основным методом диагностики катаракты является осмотр глазного дна при хорошем освещении. Иногда такой осмотр уже указывает на определенные проблемы. Более углубленное изучение проходит при помощи световой (щелевой) лампы — биомикроскопия глаза, которая дает направленное освещение и увеличение. Ее световой луч имеет форму щели.

Основой развития данной технологии послужило открытие шведского физика Гульдштрандта. В 1911 году он создал прибор, предназначающийся для освещения глазного яблока, который в последствии получил название щелевой лампы. Для освещения глаза ученый использовал не сам источник света, а его действительное обратное изображение, проецировавшееся в области щелевидной диафрагмы. Узко ограниченный пучок света давал возможность создавать четкую контрастность между исследуемыми (освещенными) и неосвещенными участниками глаза пациента, что в дальнейшем специалисты стали называть световой активностью. Биомикроскопия позволяет офтальмологу видеть все детали глазного яблока и подробно обследовать не только наружные, но и глубоко расположенные тканевые структуры глаза.

Помимо осмотра глазного дна при помощи щелевой лампы в диагностику катаракты входят: методики, позволяющие подсчитать силу искусственного хрусталика (интраокулярной линзы). Индивидуальный расчет параметров осуществляется благодаря уникальному в России прибору — «ИОЛ-мастер». Такой прибор позволяет одновременно измерить не только длину глаза, кривизну роговицы, глубину передней камеры, оценить состояние естественного хрусталика, но и оптимально рассчитать параметры искусственного хрусталика.


^ 2. Практическая часть работы

2.1. Методики и материалы исследований

Для проведения практической части работы мы использовали метод определения остроты зрения с помощью таблица Головина — Сивцева. Где используются буквы. Для создания таблиц определения остроты зрения, из букв выбирают обычно те, которые хорошо вписываются в квадрат. При начертании их соблюдают принцип Снеллена: ширина квадрата в 5 раз превосходит толщину линии. В нашей стране наиболее распространена таблица Головина — Сивцева. Она рассчитана на исследование с расстояния 5 м (для исключения влияния аккомодации) и состоит из двух половин: в левой — буквы Н К И Б М Ш Ы (имеют примерно одинаковую вероятность узнавания), в правой — кольца Ландольта в четырех положениях. Те и другие расположены в случайном порядке по 12 строчек. Толщина штриха знака десятого ряда (сверху вниз) видна под углом зрения 1', что соответствует остроте зрения, равной 1,0. Различение знаков выше десятой строки соответствует остроте зрения, равной 0,9; 0,8; 0,7 и т.д. до 0,1. Различение знаков в 11-м и 12-м рядах — соответственно 1,5 и 2,0. Слева от каждой строки часто обозначают величину остроты зрения, справа — расстояние в метрах, с которого данная строка видна при нормальной остроте зрения (1,0). Если исследуемый не может различить знаки первого ряда, то острота зрения у него меньше 0,1. В этом случае исследуемого подводят к таблице (или приближают к нему отдельные знаки) и устанавливают расстояние, с которого он начинает различать верхний ряд.

Исследование остроты зрения проводят с соблюдением стандартных условий (освещенность таблиц 700 лк, освещенность в помещении на уровне 0,8 м от пола не менее 75 лк при лампах накаливания и не менее 150 лк при люминесцентных лампах, контраст знаков с полем таблицы не менее 80%).

^ 2.1.1. Исследование состояния зрения учащихся

школы в динамике 3 лет

За критерии оценки были взяты показатели остроты зрения учащихся школы. Исследование основывалось на данных карты индивидуального развития учащихся. Для исследования были взяты показатели остроты зрения учащихся школы в динамике 3-х лет. Использовались данные медицинских осмотров, проводимых в переломные возрастные периоды, а также проведенные обследования в рамках выполнения данной работы.

Таблица 1

^ Учебный. год

Школа

Кол-во человек

Кол-во уч-ся с нарушением зрения

^ Процент нарушения зрения, %

2006-2007 г.

427

28

6,6

2007-2008 г.

442

32

7,2

2008-2009 г.

450

48

10,6



Вывод: Таким образом, мы видим, что в процессе обучения в школе процент учащихся с нормальным зрением падает с 93,4 до 89,7%. Наибольший спад показателя остроты зрения учащихся отмечается за последний год, когда происходит активная информатизация учебных кабинетов (только в двух учебных кабинетах отсутствует аппаратура для просмотра презентаций и др. ТСО).


^ 2.1.2. Исследование остроты зрения учащихся

За критерии оценки были взяты показатели остроты зрения. Исследование основывалось на данных полученных в результате выполнения практической части данной работы. Для исследования были взяты классы следующих параллелей: первый, четвертый, восьмые, одиннадцатые. Определения остроты зрения проводились по описанной методике с двумя повторами. Средние показатели приводятся в таблице.

Таблица 2

Класс

Общее кол-во учащихся

Кол-во уч-ся с нормальным зрением (1-1)

^ Кол-во уч-ся с незначительным снижением зрения (0.9-0,8)

Кол-во уч-ся с значительным снижением зрения (0,7-0.1)

1»а»

28

23 82%

3 11%

2 7%

4»а»

23

15 65%

5 22%

3 13%

8»а»

24

17 70%

4 17%

3 13%

8»б»

19

9 47%

5 26%

5 26%

11»а»

20

10 50%

4 20%

6 30%

11»б»

22

9 41%

6 27%

7 32%


Выводы: у учеников начальных классов количество детей с нормальным зрением составляет 82% (1-й класс), 65% (4-й класс); учеников с пониженным зрением 19% (1-й класс), 35% (4-й класс). В среднем звене (8-е классы) количество детей с нормальным зрением составляет 70% (8а класс), 47% (8б класс); учеников с пониженным зрением 30% (8а кл.), 52% (8б кл.).

В старшем звене наихудшее положение в 11б классе - классов количество детей с нормальным зрением составляет 41%, а с пониженным зрением – 59%; в 11а классе 50% и 50% соответственно.

^ 2.2 Анкетирование учащихся

Анкетирование проводилось среди учеников 5-х, 7-х, 8-х классов. Целью анкетирования было выявление причин ухудшения зрения у детей. Были предложены следующие вопросы анкеты:

^ 2.2.1 Вопросы анкеты:

1. Всегда читаю сидя.

2. Делаю перерывы во время чтения

3. Слежу за посадкой при письме.

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

5. Делаю гимнастику для глаз.

6. Часто бываю на свежем воздухе.

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

8. Смотрю передачи по телевизору не более 1-3 часов в день.

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

      1. Результаты анкетирования

Таблица 3

вопроса

5а класс

5б класс

7а класс

7б класс

8а класс

8б класс

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1

13

11

18

9

13

6

12

12

5

17

8

11

2

19

5

19

8

12

7

20

4

18

4

18

1

3

10

13

7

20

3

16

12

12

4

18

8

11

4

24

0

25

2

18

1

23

1

11

11

16

3

5

7

17

0

27

8

11

7

17

3

19

3

16

6

20

4

21

6

16

3

22

2

18

4

17

2

7

24

0

27

0

19

0

21

3

20

2

15

4

8

0

24

1

26

2

17

9

15

18

4

5

14

9

8

16

5

22

16

3

13

11

18

4

13

6

10

12

12

3

24

10

9

1

23

2

20

1

18


Выводы: проведённое анкетирование позволило выявить:

  • подавляющее большинство учеников не следят за посадкой во время чтения и письма;

  • уделяется недостаточно внимания профилактике утомляемости глаз;

  • большинство учеников проводят перед экранами телевизоров и компьютеров более 3 часов в день;

  • не защищают глаза при опасных видах работ;

  • большая часть учеников не регулярно проверяет зрение у врача;

  • при этом подавляющее большинство учеников много времени проводят на свежем воздухе и регулярно употребляют растительную пищу.



3. Заключение

Выводы и предложения

Известно, что 90% всей информации люди получают через глаза. Потерять зрение – это все равно, что потерять полжизни. Искусственные руки помогают искалеченному человеку в работе, протезы вместо ног дают возможность безногому передвигаться. Но когда человек ослепнет, искусственные стеклянные глаза ему не помогут. Технический уровень современных мониторов не позволяет полностью исключить существование вредных воздействий.

^ Зрение – очень слабозащищенная система; нарушить ее деятельность легко, восстановить подчас проблематично. Незнание или непонимание этого ведет к тому, что к словосочетанию «профилактика заболеваний» многие из нас относятся как к чему-то необязательному, лишнему, необходимому лишь врачам и отнимающему время у нас, занятых людей. Однако, следить за состоянием нашего зрения должны не только специалисты, но, что важнее,- мы сами. И это совсем не сложно, если знать и понимать строение и функции глаза, а также соблюдать несложные правила.

Поэтому, мы считаем, что необходимо, прежде всего, провести в школе информационную работу с учащимися, а также с учителями и родителями. Обучить их элементарным правилам, которые помогут сохранить зрение. На уроках проводить специальные упражнения для глаз или релаксацию, которые помогут снять мышечное напряжение. Соблюдать требования, предъявляемые к оформлению презентаций, нормы аудио-визуальной нагрузки при использовании технических средств, длительности просмотра презентаций. А также, необходимо следить за состоянием санитарно-гигиенических условий в учебных классах.


Список литературы


^ 1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. Москва, 1987

2. Анатомия человека. « Физкультура и спорт». Москва, 1977

3. Бейтс У. Г. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. «Полина»,1990

^ 4. Белов В. И. Энциклопедия здоровья. Москва, 1993

5. Боярова О., Кольбенова А. Детская литература. Москва, 1967

6. Гуминский А. А., Леонтьев Н. Н., Маринова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. Москва «Просвещение»,1990

7. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене. Москва, «Просвещение», 1978

8. Колесов Д. В. Биология. Человек. 8 класс. «Дрофа», 2000

9. Корбертт М. Д. Как приобрести хорошее зрение без очков. «Полина»,1990

10. Коростылёв Н. Б. От «А» до «Я». Москва, Медицина, 1987

11. Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. Москва «Просвещение», 1974


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Исследовательская работа Оценка состояния зрения учащихся iconНаучно-исследовательская работа по физике «Оценка факторов отрицательно влияющих на зрение школьника»

Исследовательская работа Оценка состояния зрения учащихся iconИсследовательская работа Физика и зрение учащихся

Исследовательская работа Оценка состояния зрения учащихся iconНаучно-исследовательская работа «Дефекты зрения» Автор: ученица 11 Акласса моу «сош №6»

Исследовательская работа Оценка состояния зрения учащихся iconДинамическая оценка функционального состояния органа зрения у школьников начальных классов средней школы

Исследовательская работа Оценка состояния зрения учащихся iconМуниципальный Конкурс учебно-исследовательских работ учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений Березовского района Учебно-исследовательская работа

Исследовательская работа Оценка состояния зрения учащихся iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию
Особенности периода новорожденности. Пограничные состояния новорожденных. Оценка состояния новорожденного

Исследовательская работа Оценка состояния зрения учащихся iconНаучно-исследовательская работа

Исследовательская работа Оценка состояния зрения учащихся iconОценка состояния здоровья детей в динамике за 3 года

Исследовательская работа Оценка состояния зрения учащихся iconИсследовательская работа «Физические свойства в жизни кошки»

Исследовательская работа Оценка состояния зрения учащихся iconПроектно-исследовательская работа Быть красивой во вред здоровью

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина