Лекция 5 icon

Лекция 5





Скачать 337.88 Kb.
НазваниеЛекция 5
Дата конвертации31.01.2013
Размер337.88 Kb.
ТипЛекция
Лекция 5
Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве


План.

1. Физическое и моторное развитие

2. Когнитивное развитие

3. Речь и грамотность

4. Научение и мышление в процессе школьного обучения

5. Нарушения и расстройства развития


Среднее детство — в западных странах период жизни детей от 6 до 12 лет, важный период, когда они усваивают и усовершенствуют различные навыки: от чтения и арифметики до игры в мяч и танцев. Это время испытания ребенком своих сил, решения сложных задач, возникающих как результат вызова самому себе, как следствие взаимодействия с окружающей средой.


1. ^ Физическое и моторное развитие

Среднее детство — время, когда дети совершенствуют свои двигательные способности и становятся более независимыми. Впервые командные виды спорта приобретают особое значение благодаря улучшению координации движений.

^ Физический рост и морфо-функциональные изменения. Происходит более медленный и плавный рост. Шестилетний ребенок в среднем весит 20,5 кг, а рост его равен 106 см. С момента поступления детей в школу наступает период равномерного роста, который длится примерно до 9 лет у девочек и до 11 лет у мальчиков, т. е. до того времени, когда начинается пубертатный скачок роста. Не все дети взрослеют с одинаковой скоростью. Рост определяется динамическим взаимодействием таких факторов, как среда, питание, половые различия и генетические факторы. Эти различия могут оказывать влияние на образ тела ребенка и его Я-концепцию в целом, что является еще одним примером взаимодействия процессов физического, социального и когнитивного развития.

^ Созревание скелета. В среднем детстве происходит удлинение костей по мере увеличения тела в продольном и поперечном размерах. Этот процесс может иногда сопровождаться усиливающимися болями. Онемение конечностей и ноющая боль в костях особенно часто беспокоят ночью и могут доставлять ребенку неприятные переживания. В любом случае, детям нужно объяснить, что это нормальная реакция организма на процесс роста. Скелет и связки ребенка младшего школьного возраста еще окончательно не созрели и поэтому большие нагрузки на тренировках могут привести к серьезным травмам.

Начиная с 6 или 7 лет дети теряют свои молочные зубы. Два бросающихся в глаза признака среднего детства: беззубая улыбка 6-летнего ребенка и «бобровые клыки» 8-летнего.

^ Жировые и мышечные ткани. Мальчики и девочки в течение среднего детства примерно равны по физической силе.

Развитие головного мозга. Между 6 и 8 годами передний мозг испытывает небольшой скачок роста. К 8 годам мозг ребенка составляет 90% от величины взрослого. В эти годы более явной становится латерализация полушарий головного мозга.

^ Развитие двигательных навыков

Грубая моторика. Многочисленные исследования говорят о значительном прогрессе моторного развития в этот период. В возрасте 7 лет мальчик может бросить мяч примерно на 10,5 м. К 10 годам это расстояние увеличивается вдвое, а к 12 — втрое. Точность броска при этом также повышается. У девочек наблюдается аналогичный прогресс в умении бросать и ловить мяч, но дальность его полета при этом меньше, чем у мальчиков (Williams, 1983). Однако межполовые различия двигательных навыков до начала полового созревания в большей степени обусловлены обстоятельствами жизни и культурными ожиданиями, чем реальными физическими особенностями (Cratty, 1986; Nichols, 1990).

^ Мелкая моторика. Также быстро развивается на протяжении среднего детства, на базе из тех навыков, которым детей научили в детских садах и яслях. В группах подготовки к школе педагоги помогают детям овладеть навыками письма, предоставляя им возможность рисовать карандашами и красками, вырезать из бумаги, лепить из глины и пластилина различные фигуры. В процессе этих занятий дети узнают, как рисовать окружности, квадраты и, наконец, треугольники. Каждая усложняющаяся геометрическая фигура требует более совершенной зрительно-моторной координации, которой детям необходимо достичь, прежде чем они начнут учиться писать. Большинство необходимых для письма навыков мелкой моторики развивается на 6-7-м году жизни ребенка. Однако некоторые совершенно нормальные дети не способны нарисовать ромб или освоить написание отдельных букв вплоть до 7-летнего возраста.

Совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении этого периода, способствует развитию у них чувства «я могу» и позволяет оценить себя по достоинству, что, безусловно, важно для психического здоровья. Кроме того, умение хорошо владеть своим телом способствует признанию со стороны сверстников.

^ Физическое развитие в среднем детстве

5-6 лет

7-8 лет

9-10 лет

11 лет

• Устойчивое увеличение роста и веса


Устойчивое увеличение роста и веса


• Скачок роста у девочек



•Девочки обычно обгоняют мальчиков в росте и весе

• Устойчивый рост физической силы у мальчиков и девочек



• Устойчивый рост физической силы у мальчиков и девочек



•Увеличение физической силы девочек, сопровождаемое снижением гибкости

• Скачок роста у мальчиков



• Растущее осознание положения тела, его основных движений

• Более полное использование возможностей всех частей тела


• Осознание и развитие всех частей и систем тела


• Точность реакции при перехвате движущихся объектов

• Более полное использование возможностей всех частей тела

Совершенствование грубой моторики

Совершенствование грубой моторики



• Способность объединять моторные навыки в связные сложные действия

• Дальнейшее повышение связности и гибкости сложных действий



• Неспособность связывать отдельные моторные навыки в единое целое действие

• Повышение вариативности использования освоенного действия, но еще без увязывания с другими действиями

• Улучшение способности сохранять равновесие

• Дальнейшее улучшение навыков мелкой моторики

• Дальнейшее повышение вариабельности исполнения освоения действий

^ Здоровье, физическая форма и несчастные случаи

Среднее детство — один из самых здоровых периодов в жизни человека. Большинство школьников лучше знают и чаще применяют правила личной гигиены, здорового образа жизни. Однако, в это время у детей довольно часто развивается миопия (близорукость), в результате которой 25% учеников 6-х классов из средних слоев общества носят очки или контактные линзы..

Было высказано предположение, что незначительные заболевания, такие как простуда, играют положительную роль в психологическом развитии детей (Par-melee, 1986). Благодаря таким заболеваниям ребенок учится преодолевать стрессы. Кроме того, у него развивается более реалистичное понимание того, что значит «быть больным», и повышается уровень эмпатии к тем, кто болеет.

^ Избыточный вес — распространенная проблема среднего детства в развитых и в некоторых развивающихся странах. Это вес, превышающий нормальный вес 95% детей того же возраста. В середине 90-х годов XX века почти 14% американских детей в возрасте от 6 до 11 лет попали в эту категорию, что является существенным увеличением по сравнению с серединой 60-х годов, когда это число составляло всего 5% (NCHS, 1999). Около 70% детей, имеющих лишний вес в возрасте от 10 до 13 лет, вырастая и становясь взрослыми, продолжают страдать от полноты (Epstein & Wing, 1987). Чрезмерные жировые отложения увеличивают вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний, повышения артериального давления, диабета и других многочисленных медицинских проблем.

Важную роль в развитии ожирения играют генетические факторы. Факторы окружающей среды также имеют большое значение, что можно наблюдать в ситуации повышения случаев излишнего веса среди американских (США) детей. Одним из значимых факторов здесь является количество времени, проводимого перед телевизором (Flodmark, 1997). Подобный эффект на детей оказывают домашние компьютеры. Еще одним важным фактором является поощрение родителями переедания. Позже родители могут поощрять ребенка принимать пищу в качестве способа совладания с фрустрацией и тревогой.

Однако даже при избыточном весе ребенка не следует прибегать к разнообразным способам быстрого похудания. Детям необходима сбалансированная питательная диета для поддержания соответствующего энергетического уровня и нормальных темпов роста. Вместо попыток быстрого снижения веса у ребенка, надо прививать ему привычки здорового питания.

Сверстники могут отвергать таких товарищей из-за нетипичной внешности и неловкости движений. В результате такого неприятия у детей, страдающих ожирением, может сформироваться негативный образ Я, еще больше отбивающий у них желание играть со сверстниками или заниматься физической деятельностью, в том числе спортом, что могло бы способствовать снижению их веса.

Физическая форма — оптимальное функционирование сердца, легких, мышц и кровеносных сосудов, не требующее от ребенка выдающихся спортивных результатов. Но для достижения и поддержания формы нужно заниматься спортом и физическими упражнениями, которые обеспечивают четыре главных аспекта физического здоровья: гибкость, выносливость, силу и нормальное функционирование сердечно-сосудистой системы.

Физическое воспитание определяют как процесс тщательно спланированных и выполняемых под руководством учителя занятий физическими упражнениями, которые развивают двигательные способности и качества ученика, умение умело их использовать (Nichols, 1990). Интересы здоровья нации требуют, чтобы на уроках физкультуры учащиеся не менее 50% времени посвящали тем видам физической деятельности, которой они могли бы заниматься в течение всей жизни, например занятиям бегом и плаванием.

^ Несчастные случаи и травмы. По мере развития координации движений, увеличения роста, веса и силы детей их занятия становятся все более опасными. Они увлекаются скалолазанием и лазаньем на деревья, велосипедом, скейтбордом и роликами. Способность детей травмировать себя превосходит их способность предвидеть последствия своих действий или контролировать свое поведение (Achenbach, 1982).

Несчастные случаи, особенно связанные с автомобильным транспортом, становятся причиной детской смертности чаще, чем остальные семь распространенных причин вместе: пневмония/грипп, болезни сердца, врожденные аномалии, рак, самоубийства и убийства. Почти половина всех детских смертей происходит в результате несчастных случаев. Кроме того, они являются основной причиной детской инвалидности.


^ 2. Когнитивное развитие

Мышление 12-летнего ребенка существенно отличается от мышления 5-летнего. Это различие обусловлено не только большим объемом знаний, накапливаемых к 12 годам, но и различиями в способах мышления, обработки информации. Согласно теории Пиаже, учащийся начальной школы находится на стадии развития интеллекта, соответствующей уровню конкретных операций.

Мышление становится менее интуитивным и эгоцентричным, постепенно превращаясь в логическое. Мышление детей становится обратимым, более гибким и сложным. Дети способны устанавливать причинно-следственные связи, особенно если конкретный объект находится прямо перед ними. Возникающая у детей способность мысленно выходить за пределы ситуации или состояния создает фундамент для систематического рассуждения на уровне конкретных операций, а несколько позже — на уровне формальных операций.

^ Свойства дооперационального и конкретно-операционального мышления.

Стадия

Возраст

^ Особенности детского мышления

Дооперацио-нальная

От 2

до 5-7 лет

Ригидность и статичность

Необратимость

Сосредоточенность на «здесь и сейчас»

Центрированность на одном измерении

Эгоцентричность

Сосредоточенность на бросающихся в глаза признаках

Интуитивность

Стадия конкретных операций

От 5-7 до 12 лет

Гибкость

Обратимость

Выход за пределы «здесь и сейчас»

Многомерность

Меньшая эгоцентричность

Способность делать логические выводы (умозаключения)

Поиск причинно-следственных связей

Вспомним эксперимент Пиаже на осознание инвариантности объема жидкости. В противоположность этому дети, достигшие стадии конкретных операций, прекрасно понимают, что оба сосуда содержат равное количество жидкости. Они начинают иначе размышлять о состояниях и превращениях вещей и потому способны запомнить, как жидкость выглядела до того, как ее влили в узкий сосуд. Они также понимают, что изменение одного параметра, такого как высота, может компенсироваться изменениями другого, такого как ширина. Соответственно их мышление является обратимым и децентрированным.

Кроме того, дети, достигшие стадии конкретных операций, понимают, что различия между похожими объектами можно измерить. Задача Пиаже со спичками. Дети на стадии конкретных операций ясно понимают, что верхняя, ломаная, линия из 6 спичек, длиннее, чем нижняя, прямая, из 5.

Дети, достигшие уровня конкретных операций, способны теоретически рассуждать о мире, в котором живут. Они размышляют о том, что может произойти в ближайшем будущем, и ожидают наиболее вероятные события; строят догадки по поводу определенных условий и в дальнейшем проверяют свои предположения. Однако их способность теоретизировать распространяется только на конкретные объекты и социальные отношения, которые доступны наблюдению и проверке. Дети не строят теорий об абстрактных понятиях, намерениях или отношениях до тех пор, пока не достигнут стадии формальных операций, что обычно происходит в возрасте 11-12 лет.

Согласно Пиаже, дети приобретают эту более сложную и тонкую форму мышления в процессе активного исследования физической среды, задавая себе вопросы и в основном находя на них ответы.

Понимание основных принципов теории когнитивного развития Пиаже облегчает разработку эффективных уроков и их организацию в логическую последовательность. Теория Пиаже рассматривает научение как компонент когнитивного развития.

Ребенок приобретает уверенность в своих силах и способностях, справляясь с очередной задачей, открывая для себя новую закономерность, он учится на практике — так же, как и взрослые (Gronlund, 1995). Учителя при обучении детей младшего возраста слишком часто прибегают к рассказу вместо показа. Это, как правило, приводит к тому, что многие излагаемые ими темы вырываются из контекста реальной жизни. Они сообщают детям правила и факты для механического запоминания, не вызывая желания разобраться в них.

^ Информационный подход к когнитивному развитию

Память. На ранних этапах периода конкретных операций (в возрасте между 5 и 7 годами) способность перечислить предметы по памяти значительно повышается. В это время большинство детей начинают осознанно ставить себе задачу запомнить определенную информацию. Они смотрят на запоминаемый материал и повторяют несколько раз про себя то, что хотят запомнить. Позднее они группируют материал по категориям, а еще через некоторое время могут даже создавать небольшие рассказы и зрительные образы, помогающие лучшему запоминанию. Иными словами, учащиеся начальных классов усваивают различные стратегии и техники, способствующие лучшему запоминанию, которые называются процессами контроля:

1.Повторение. Сначала дети просто повторяют каждое запоминаемое слово, несколько раз произносят его про себя. Примерно в возрасте 9 лет они начинают повторять слова группами, а не по одному слову. Это совершенствует процесс передачи информации в долговременную память.

2. Структурирование - умение организовать запоминаемый материал. Если ученики 1-3-х классов склонны связывать слова посредством простых ассоциаций в зависимости от близости расположения слов в предъявленном списке, то дети старшего возраста организуют слова в группы по общим признакам, например яблоки, груши и виноград — это «фрукты». До 9-летнего возраста они редко пользуются этой стратегией по собственной инициативе

3. Семантическая обработка. Часто могут вспомнить не только фактически сказанное, но и то, что сами логически выводят из запомненной фразы. В серии исследований, проведенных Скоттом Пэрисом и его коллегами, детям предлагали для запоминания предложения типа: «Ее подруга подметала пол». Затем их спрашивали, был ли у подруги веник. Для детей 11 лет не составило труда логическим путем прийти к выводу о наличии у нее веника, тогда как 7-летние дети не могли сказать ничего определенного.

^ 4. Создание умственных образов. Детей можно научить запоминать необычный материал, создавая на его основе умственный образ. Ребенку старшего возраста легче создать такие образы, чем малышу, причем они у него отличаются большей яркостью и лучше запоминаются (Siegler, 1986).

5. Извлечение информации. Часто дети, пытаясь написать слово, вынуждены подыскивать необходимые буквы, выбирая из тех, что хранятся у них в памяти. Они могут знать, с какой буквы начинается слово, но иногда им нужно озвучить несколько возможных вариантов его продолжения.

^ 6. Создание сценариев. Событие, которое происходит вновь и вновь, нет необходимости каждый раз сохранять в памяти отдельно. Его можно хранить в виде стандартной последовательности постоянных событий вместе с ячейками для изменяемых элементов. Например, сценарий «Утро школьного дня» может содержать типичные, регулярно происходящие события: подъем, одевание, завтрак и дорога до школы. Ячейки могут заполняться такими изменяемыми пунктами, как надеваемая одежда, меню завтрака или транспорт, используемый, чтобы добраться до школы.

Метапознание - сложные интеллектуальные процессы, позволяющие детям осуществлять текущий контроль за своими мышлением, памятью, знаниями, целями и действиями; другими словами, метапознание — это «мышление о мышлении». В период среднего детства дети развивают метакогнитивную способность, которой пользуются при планировании своих действий, принятии решений и выборе эффективных стратегий памяти.

Способность контролировать свои процессы мышления и памяти появляется примерно в 6 лет и более полно проявляет себя между 8 и 10 годами. Подобно другим аспектам когнитивной способности, метакогнитивные навыки продолжают развиваться в течение всего среднего детства, а также подросткового и юношеского периодов.

^ Компоненты успешного интеллекта по Стернбергу

Определение успешного интеллекта

• Способность достигать успеха в жизни

• Согласно личным стандартам и нормам

• В рамках данного социокультурного контекста

^ Типы навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта

• Аналитические

• Креативные (творческие)

• Практические

^ Употребление навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта

• Адаптация к окружающим условиям

• Формирование окружающих условий

• Выбор окружающих условий

^ Механизмы использования навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта

• Обращение своих сильных сторон себе на пользу

• Коррекция своих слабых сторон

• Компенсация своих слабых сторон


^ 3. Речь и грамотность

Среднее детство — это время, когда дети совершенствуют навыки устной речи. По мере того как продолжает расширяться их словарный запас, они овладевают все более сложными грамматическими структурами и более тонким словоупотреблением. Например, дети начинают понимать и употреблять страдательный залог, хотя они еще не очень уверенно владеют синтаксисом. Они также понимают, что предложение такого типа, как: «За Джоном присматривали, когда он играл на пляже», предполагает участников, которые прямо не названы.

Грамотность. Хотя развитие устной речи в течение этого периода буквально бросается в глаза, оно часто отходит на второй план перед развитием грамотности — навыков чтения и письма. Чтение требует усвоения фонетики и приобретения навыков декодирования алфавита, а письмо — совершенствования навыков мелкой моторики, необходимых для написания букв. Однако существует много других аспектов этих процессов. Чтение включает также восприятие письменного или печатного текста, а письмо — передачу мыслей в письменной форме. И чтение, и письмо — это формы символической коммуникации, предполагающие, помимо прочего, наличие внимания, восприятия, памяти и других когнитивных процессов.

Признание взаимосвязи между процессами овладения устной и письменной речью привело к пониманию грамотности с точки зрения целостности речи (Fields, Spangler, 1995). Вместо поиска момента, когда у ребенка развивается готовность к освоению чтения и письма, сторонники целостного подхода к речи сосредоточивают свое внимание на концепции эмерджентной (появляющейся) грамотности. Согласно этой концепции, навыки, связанные с овладением устной и письменной речью, развиваются на протяжении ряда лет, начиная с младенчества и постепенно совершенствуясь (Teale, Sulzby, 1986).

Дети выучиваются читать и писать в контексте релевантной социальной ситуации. Они приобретают основы грамотности, взаимодействуя с родителями, братьями и сестрами, учителями и сверстниками. Наибольшим вкладом родителей в этот процесс, например, будут постоянные разговоры с детьми, носящие характер эмоционального общения, а не усилия, направленные исключительно на занятия с ребенком чтением и письмом (Snow, 1993). Учителя помогают детям приобретать новые знания и навыки, необходимые для того, чтобы научиться хорошо читать и писать, а взаимодействия со сверстниками дают ребенку возможность в непринужденной обстановке обсуждать возникающие проблемы и делиться своими мыслями. И, как результат, дети в процессе работы склонны больше вести разговор друг с другом, чем с учителем.

Условия, способствующие развитию грамотности

^ 1. Обогащенная письменной речью среда

• Взрослые, читающие для собственных целей

• Взрослые, пишущие для собственных целей

• Частое чтение вслух

• Опыт письма под диктовку

• Доступ к литературе высокого качества

• Возможность знакомиться со значениями слов и выражений в соответствующем этим значениям контексте

• Возможность знакомиться с функциональными печатными материалами (например, инструкциями), читая которые ребенок может понять, что требуется сделать

• Возможность получать ответы на свои вопросы относительно написанных или печатных материалов

^ 2. Обогащенная устной речью среда

• Языковые модели взрослых

• Взрослые, слушающие детей

• Свободное знакомство с устной речью

• Беседы со сверстниками

• Сюжетно-ролевые игры

• Возможности обогащения словарного запаса

• Доступ к необходимой информации о значении слов

^ 3. Приобретение интересного опыта

• Игры

• Повседневность

• Загородные прогулки

• Исследования природы

4. Опыт символической репрезентации

• Театральные постановки

• Рисование и живопись

• Музыка и танцы

^ 5. Добровольное экспериментирование с письменной речью

• Проведение отдельных линий

• Каракули

• Нефонетическое письмо

• Написание сообщения кому-либо

^ 6. Добровольные пробы сил в чтении

• «Чтение по памяти»

• Чтение с контекстными подсказками

• Поиск письменной формы услышанных слов

^ В целом социальное взаимодействие детей значительно важнее для приобретения грамотности, чем просто овладение элементами письменной речи. Так же как общение или решение различных проблем происходит в конкретной окружающей обстановке, читать и писать дети учатся тоже в социальной среде. Понимание этого факта способствует более широкому взгляду на процесс освоения грамотности. Вместо того чтобы рассматривать его исключительно через призму индивидуальных проблем ребенка, специалисты в области педагогики уделяют в настоящее время больше внимания его отношениям с членами семьи, сверстниками и учителями, которые определяют устройство его социального мира (Daiu-te, 1993).


^ 4. Научение и мышление в процессе школьного обучения

Формальные школы играют определяющую роль в развитии детей (если они доступны для них). Именно здесь ребенок проверяет свои интеллектуальные, физические, социальные и эмоциональные данные и получает возможность определить, насколько он соответствует стандартам, установленным родителями, учителями и обществом в целом. В школе дети приобретают уверенность в своей способности овладевать знаниями о мире и развивать социальные отношения со сверстниками.

Поступив в школу, ребенок сталкивается с рядом требований и ожиданий со стороны нового окружения, причем существует значительное различие между этими требованиями и теми, к которым он привык дома. Дети существенно отличаются по возможности приспосабливаться к новым требованиям, а также по способности к критическому мышлению, по общей академической успеваемости и по помощи, которую родители оказывают им при обучении.

^ Новые требования и ожидания. С началом школьного обучения дети должны приступить к установлению доверительных отношений с незнакомыми взрослыми. В то же время им предоставляется больше независимости. Маленький мальчик уже не может позвать маму и попросить ее: «Надень мне ботинки!» Учитель ожидает, что теперь он способен сделать это сам. Также учитель ожидает, что девочки тоже способны самостоятельно ухаживать за собой. Даже в младших классах сейчас детям приходится конкурировать между собой за внимание и помощь взрослого.

Независимо от того, в какую школу поступает ребенок, всегда существует огромное различие между тем, что ожидается от него дома, и новыми требованиями, предъявляемыми к нему в школе. Чем сильнее это различие, тем труднее будет ребенку приспособиться к новым условиям.

От того, насколько хорошо справился ребенок с новыми формами зависимости, расширением автономии, с необходимостью соблюдать установленную в школе дисциплину, обуздывать свою агрессивность и прислушиваться к голосу совести, будет зависеть его адаптация к школьной жизни. Хотя учителя признают, что внутренние ресурсы первоклассника могут быть весьма ненадежны, от него требуют очень высокой приспособляемости.

^ С первого дня в школе от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Отношения с одноклассниками заключаются в нахождении разумного баланса между сотрудничеством и соперничеством. Подобным образом, отношения с учителем состоят из компромисса между независимостью и послушанием.

^ Формирование умения учиться и мыслить критически. В современном быстро меняющемся мире человеку многому нужно научиться, не хватает лишь одного — времени, чтобы это сделать. Когда новые знания устаревают буквально за одну ночь, люди должны всю жизнь оставаться учениками, способными усваивать огромные потоки поступающей информации. Поэтому многие педагоги стараются не фокусировать внимание учеников на усвоении отдельных не связанных фактов и принципов, а помогают им научиться самостоятельно производить отбор информации и критически ее осмысливать.

Педагоги и психологи рекомендуют разнообразные стратегии обучения, нацеленные на развитие мышления учащихся. По мнению Косты с коллегами, детям необходимо развивать шесть видов умственной деятельности (Costa, 1985).

1. Воспоминание: восстановление в памяти фактов, представлений и понятий.

2. Воспроизведение: следование образцу или алгоритму.

3. Обоснование: связывание частного случая с общим принципом или понятием.

4. Реорганизация: распространение и перенесение знаний в новые ситуации, изобретение оригинальных решений проблем.

5. Соотнесение: связывание вновь приобретенных знаний с усвоенными ранее или с личным опытом.

6. Рефлексия: исследование самой мысли и причин ее появления.

Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности (Costa, 1985). Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами. Их цель — усилить у детей любознательность, стремление исследовать неизвестное, раскрыть связи между понятиями, научить их оценивать альтернативы, создавать и проверять гипотезы.

^ Успех в школе. На успех учащихся влияют многие факторы. Дети со слабым здоровьем или получающие недостаточное питание, озабоченные проблемами в семье или обладающие заниженной самооценкой, часто недостаточно успешно справляются со школьными заданиями. Восприятие себя как компетентного ученика также может иметь заметное влияние на успешность обучения. В одном из проведенных исследований показано, что 20% школьников недооценивают свои реальные способности. Эти дети просто не ожидают от себя многого и удивляются, если их оценки время от времени оказываются высокими.

Мотивация достижения — стремление достичь успеха и превосходства — является приобретенной культурной ценностью. В одних социумах больше ценят уровень образования, в других предпочтение отдают успехам в обществе. Дети, родители которых разделяют ценности, отличающиеся от принятых в школе, часто имеют более слабую мотивацию к выполнению академических задач.

^ Половые различия и успех в школе. На успехи в школе определенное влияние оказывает и пол учащихся. Несмотря на то что в уровне развития интеллекта у разных полов существенных различий не наблюдается (Ki-mura, 1992), на поведение детей, бесспорно, влияют разные социальные ожидания в отношении мальчиков и девочек. Негативный опыт, получаемый в школе и дома, в сочетании с широко распространенными гендерными стереотипами, возможно, вносит больший вклад в появление половых различий в академических достижениях, чем физиология мозга сама по себе.

^ Влияние родителей на успех в школе. Роль родителей в создании условий и стимулировании развития определенных навыков, помогающих детям преуспеть в учении, чрезвычайно важна. Если ребенок происходит из семьи, для которой характерны сложные отношения или его родители вовлечены в криминальную деятельность; в случае, когда его мать страдает каким-либо психическим расстройством или ученику негде заниматься из-за плохих жилищных условий; когда ему приходится жить то в одной приемной или фостерной семье, то в другой, — велика вероятность того, что он будет плохо успевать в школе (Sameroff, Seifer, Baldwin & Baldwin, 1993).

^ Исследователям давно известно, что следующие факторы, относящиеся к родительскому поведению, связаны с успехом детей в школе (Hess, Holloway, 1984).

1. Родители имеют реалистические представления об их текущих достижениях, но при этом верят, что в будущем они обязательно преуспеют в своей карьере. Такие родители помогают ребенку развивать уверенность в себе, поощряя к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома.

2. Отношения родителей и детей отличаются теплотой и любовью. Используемые родителями методы контроля и поддержания дисциплины характерны скорее для авторитетного, чем авторитарного стиля поведения. Дети знают границы дозволенного, но при этом чувствуют себя в безопасности и знают о том, что они желанны и любимы.

3. И, наверное, наиболее важная переменная: родители успевающих в школе детей постоянно общаются с ними. Они читают им книги, внимательно выслушивают их и регулярно разговаривают с ними. Родители поддерживают интерес детей к познанию и исследованию и сами служат ролевыми моделями.

В целом дети, как правило, хорошо учатся, если родители оказывают им поддержку и помогают своими советами.


^ 5. Нарушения и расстройства развития

А. Умственная отсталость. Основные причины умственной отсталости: врожденные генетические аномалии, перенесенные в пренатальном периоде болезни и злоупотребление матерью психоактивными веществами и лекарствами, крайне неполноценное питание женщины в процессе беременности, аноксия при родах, недостаток питания в течение младенчества. Семья и окружающая среда могут либо способствовать интеллектуальному развитию ребенка, либо тормозить его. Умственная отсталость часто остается невыявленной до возраста 5 или 6 лет, времени поступления ребенка в школу.

^ Критерии отнесения ребенка к группе умственно отсталых:

1) показатели интеллектуальной деятельности, выявляемые при помощи тестов IQ, значительно отстают от средних показателей;

2) адаптивное поведение в таких областях, как самообслуживание, самоуправление и общее функционирование дома и в обществе, часто нарушено;

3) данные проявления начинаются до достижения ребенком 18-летнего возраста.

Дети, обладающие легкой психической отсталостью, как правило, являются «обучаемыми» и посещают обычные общеобразовательные школы, хотя часто их определяют в «классы специального обучения». Они могут научиться читать, и многие из них со временем могут закончить по меньшей мере начальную школу, приобрести соответствующие этому уровню социальные навыки. Кроме того, большинство из них могут выполнять некоторую работу, хотя при этом им может требоваться постоянная помощь и поддержка.

Детям, относящимся к категории умеренно умственно отсталых, когда-то неоправданно присвоили ярлык «поддающиеся тренировке» (то есть механическому научению определенным действиям). Однако на самом деле им в определенной степени может пойти на пользу академическое или профессиональное образование. Часто они могут заботиться о себе сами (правда, под присмотром со стороны), ориентироваться и передвигаться в окрестностях своего дома, выполнять работу, не предъявляющую требований, превышающих их умственные и социальные способности.

Детям с серьезной и глубокой умственной отсталостью часто требуется тщательный уход, они способны выполнять лишь самые простейшие задания. Они могут научиться очень ограниченным навыкам самообслуживания, но обычно образование и тренировка навыков, превосходящих уровень дошкольной подготовки, не приносят им пользы. Маловероятно, что в дальнейшем такой ребенок будет способен самостоятельно содержать себя. Их задержка развития часто сопровождается известными неврологическими нарушениями и разнообразными физическими дефектами, а поэтому определяется термином биологическая умственная отсталость. Противоположный термин, задержка психосоциального развития, применим к людям, относящимся к группе легкой и умеренной умственной отсталости, которая, по общему мнению, в большей степени обусловлена социальными факторами и факторами среды, чем неврологическими нарушениями. Однако в действительности приблизительно в 30-40% случаев причину или причины умственной отсталости невозможно определить однозначно {American psychiatric association, 1994).

Существует ли для детей с умственной отсталостью надежда? Да, существует. При получении должной помощи и поддержки, по большей части они, вырастая, могут жить счастливой, продуктивной и во многих отношениях нормальной жизнью. Некоторые люди с серьезной умственной отсталостью могут вступать в брак и иметь нормальных детей.

^ Б. Нарушения способностей к обучению предполагают наличие сложностей, связанных с приобретением неких конкретных академических навыков. Ребенок может обладать средним и даже высоким общим интеллектом, но при этом значительно отставать от сверстников в некоей частной области, например в чтении. Общие достижения в обучении такого ученика часто страдают. Например, ребенок, не умеющий нормально читать, автоматически начинает отставать по всем предметам, а в дальнейшем постепенно приобретает и профессиональные трудности.

По остающимся неясными причинам вплоть до 80% объявленных неспособными к учению детей — мальчики.

В рамках DSM-IV (American psychiatric association, 1994) признается существование трех главных категорий нарушений способностей к обучению: расстройство способностей к чтению (дислексия); расстройство способностей к письму (дисграфия), включающее широкий круг нарушений: от правописаниями почерка до неправильного синтаксиса; расстройство математических способностей (дискалькулия), к которому относится все, связанное с опознаванием математических символов и выполнением математических действий. Дети с расстройствами, относящимися к каждой категории, также обычно отличаются слабыми перцептивными навыками.

День за днем неспособные к учению дети не справляются в классе с тем, что другим, кажется, дается с легкостью. С каждой неудачей такой ребенок все меньше верит в свою способность чему-то научиться, и от этого страдает его самооценка. Иногда эта неуверенность перерастает в чувство безнадежности и беспомощности. Одноклассники меньше общаются с теми, кто не справляется с учебой. Неспособные к учению дети с таким же трудом осваивают социальные навыки, как и учебные (Kavale, Fomess, 1996). Они могут попасть в условия сильной изоляции от сверстников и даже от членов семьи, которые считают, что жизнь с ребенком, неспособным к обучению, чрезмерно наполнена стрессом и напряжением (Dyson, 1996). Некоторые такие дети становятся робкими и замкнутыми, другие — агрессивными. У некоторых обнаруживаются несдержанность и импульсивность, вспышки гнева и раздражения. Уверенность в способности хорошо учиться играет главную роль в самооценке детей в первые годы школьной жизни.

^ В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Крайняя невнимательность, трудности с концентрацией внимания в течение времени, достаточно длительного для того, чтобы успеть решить задачу, и забывчивость характерны для синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Дефицит внимания, в противоположность данному определению, не всегда связан с гиперактивностью, подразумевающей неспособность сохранять спокойствие, неусидчивость, а также импульсивность и отсутствие терпения. Гиперактивность тоже не всегда сопряжена с дефицитом внимания. Однако большинство детей, страдающих этим расстройством, хотя бы в малой степени демонстрируют каждый из его аспектов; в связи с этим и возникло его комбинированное название.

Есть много предположений относительно причин, вызывающих синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В их числе — недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, наследственность, нарушения внутриматочного развития, наркотическая интоксикация (например, кокаином) во время пренатального развития, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов. Многие дети с симптомами неспособности к обучению появились на свет при осложненных родах, а у недоношенных эти симптомы считаются обычными (Buchoff, 1990). Кроме того, результаты изучения однояйцевых и двуяйцевых близнецов позволяют предполагать, что СДВГ имеет серьезные генетические предпосылки (Gillis, 1992).

Подобно тому как существуют разные мнения относительно причин СДВГ, предлагаемые методы его лечения отличаются не меньшим разнообразием. Некоторые дети с симптомами гиперактивности поддавались лечению с помощью риталина — вещества из семейства амфетаминов. Такие дети успокаивались при приеме некоторых стимуляторов, которые обычно повышают уровень активности и возбуждают центральную нервную систему. Столь необычная реакция позволила высказать гипотезу, что такие дети либо испытывают недостаток стимуляции, либо не способны сосредоточить внимание на одной задаче, поскольку стимуляция оказывается одинаковой на всех уровнях. Возможно, свойственный им высокий уровень активности объясняется попыткой найти дополнительные источники внешней стимуляции. Риталин снижал порог чувствительности детей к происходящим вокруг них событиям и позволял сосредоточиться на чем-то одном. Альтернативная гипотеза заключается в том, что, ускоряя нервные процессы, риталин позволяет детям, страдающим СДВГ, лучше контролировать их общее когнитивное поведение, таким образом улучшая их внимание и контроль над собой.

Альтернативной формой помощи детям с СДВГ является особая организация процесса обучения, которая должна осуществляться как в школе, так и дома. В большинстве случаев этот метод направлен на перестройку окружающей ребенка среды путем ее упрощения, уменьшения количества и интенсивности отвлекающих факторов, повышения ясности объяснений и четкости постановки задач. Конкретный план работы зависит от теоретической базы терапевта или педагога. Например, если Крикшенк (Cruickshank, 1977) выступает за обучающую программу, включающую различные учебные задания, выполнение которых требует определенных навыков, то Росс (Ross, 1977) основной упор делает на развитие избирательного внимания. Более современный подход фокусируется на поиске приемлемых и конструктивных выходов для неуемной энергии, часто присутствующей у детей с СДВГ (Armstrong, 1996).

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Лекция 5 iconЛекций педиатрический факультет 1 семестр 1 лекция. Введение в анатомию человека. 2 лекция

Лекция 5 iconЛекция по гистологии. Лекция №6 тема: дыхательная система

Лекция 5 iconУчебный план курса Лекция Введение. Значение физической науки в наши дни. Оптика учение о природе света, световых явлениях и взаимодействии света с веществом. Знакомство с учебными пособиями. Лекция 2

Лекция 5 iconЛекция Основные принципы организации рационального питания в младшем школьном возрасте Правильное питание одна из важнейших составляющих здорового образа жизни, условие для нормального роста и развития ребенка.
Лекция Основные принципы организации рационального питания в младшем школьном возрасте

Лекция 5 iconЛекция 5

Лекция 5 iconЛекция 4

Лекция 5 iconЛекция Человек и биосфера

Лекция 5 iconЛекция 18. Генетика человека

Лекция 5 iconЛекция с использованием компьютерной презентации

Лекция 5 icon№4 Вводная лекция. Понятие о тканях

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина