Лекции: Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5-9 классов Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге icon

Лекции: Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5-9 классов Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге





НазваниеЛекции: Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5-9 классов Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге
страница1/7
Дата конвертации31.01.2013
Размер1.11 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7
Лекция «Альтернативные программы формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений».

1.12.2011 9.00-10.20


План лекции:

1. Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5–9 классов

2. Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге

3. Содержание альтернативных программ по дорожной безопасности.


1. Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5–9 классов

^ 1. Отбор содержания обучения по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5–9 классов должен подчиняться дидактическим принципам, реализация которых позволяет сделать учебный процесс личностно значимым для каждого ученика.

  • принцип природосообразности, обеспечивающий меру трудности содержания обучения для каждого ученика, с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений, уровня психического развития и этапа обучения;

  • принцип педоцентризма, который предполагает отбор наиболее актуальных для ребенка данного возраста знаний и умений. Для школьника весьма актуальными и необходимыми для сохранения жизни и здоровья являются знания и умения, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире и в себе, выделять из окружающих предметов те, которые имеют непосредственное отношение к оценке ситуации дорожного движения. В зону актуальности попадают знания, расширяющие возможности правильно взаимодействовать с объектами окружающего мира (транспорт, пешеходы, водители, знаки и пр.);

  • принцип учета актуальных для детей подросткового возраста деятельностей. Этот принцип предполагает целесообразное использование в рамках обучения деятельности учебного и личностного общения, практической деятельности, интеллектуальной деятельности, а также игры, которая связана с анализом различных учебных и практических ситуаций дорожного движения и БДД;

  • принцип обогащения предметно-пространственной среды предполагает предоставление ученику возможности изучать все, что связано с дорожным движением и правилами поведения на дорогах и улицах, в рамках непосредственной деятельности в образовательном учреждении и за его пределами. Ученик-подросток должен получить возможность самостоятельно обогащать среду образовательного учреждения продуктами собственной деятельности: учебной, поисково-исследовательской, трудовой художественной и пр. В образовательном учреждении должна быть собрана библиотека, фото-видеотека соответствующей тематики. В школе должна быть организована спортивно-игровая площадка, на которой могут проходить практические занятия по освоению правил дорожного движения;

  • принцип воздействия на эмоциональную и интеллектуальную сферы ученика означает широкое использование непосредственных наблюдений в окружающем мире (регулируемый и нерегулируемый перекресток, знаки дорожного движения, дорожная разметка и пр.), анализа реальных и имитативных дорожных ситуаций, широкое применение наглядности, образы и герои которых вызывали бы у детей положительное эмоциональное состояние и желание оценить ситуацию, в которой они находятся;

  • культурологический принцип обеспечивает введение учащегося в широкий круг представлений из разных областей действительности, развитие его кругозора, эрудиции и познавательных интересов, касающихся дорожного движения, транспорта и правил поведения на улицах и дорогах;

  • принцип учета межпредметных связей требует прослеживания вклада каждого учебного предмета в формирование умений и навыков безопасного поведения на дорогах, способов деятельности в опасных ситуациях, а также интеграции учебной и внеучебной деятельности.

К числу основных компонентов безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания, относятся:

- предвидение опасности,

- уклонение от опасности,

- преодоление опасности.

^ Предвидение опасности предполагает знания человека многообразия ее источников. Угроза может исходить:

- от собственного Я: себя, среды обитания, других людей;

- от среды обитания: природной, техногенной, социальной (других людей), в военной обстановке.

«Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание, осторожность как средство защиты».

^ Уклонение от опасности предполагает:

- Представление о возможном характере развития опасной ситуации

- Знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности;

- Правильную оценку ситуации.

^ Преодоление опасности предполагает:

  • Умелое поведение в опасных ситуациях;

  • Знание способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями);

  • Влияниями навыками само - и взаимопомощи.

Показатели, отражающие уровень сформированности безопасного пеоведения ребёнка:

  • Знания ребенка о правилах безопасного поведения, (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

  • Умение действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

  • Отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).

Современное решение проблемы безопасности дородного движения заключается в:

- в усилении внимания к проблеме безопасности дорожного движения со стороны пешеходов, в частности детей;

- в создании многоуровневой системы подготовки – от уголков по безопасности, учебных площадок до учебно-методических центров по изучению детьми, а также педагогическим составом общеобразовательных и дошкольных учреждений основ безопасности дорожного движения;

- в моделировании в учебных условиях (виртуальных и практических) конкретных ситуаций автодорожного и пешеходного движения, в событиях и действиях, максимально приближенных к обстановке на улицах города;

- в создании нового типа образовательного учреждения – специализированных детских автогородков по обучению дорожной безопасности, включающего многоуровневую подготовку детей разного возраста от теоретического уровня до практических навыков в специализированных игровых и обучающих пространствах, специально созданных модельных ситуациях реального города.


^ 2. Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге

Организация обучения в системе дополнительного образования организуется с учетом следующих принципов:

- концентричности построения содержания на каждом возрастном этапе;

- дифференцированного подхода к обучению в соответствии с возрастными особенностями школьников;

- комплексный подход к развитию сенсорно-перцептивных, когнитивных функций, важных для формирования безопасного поведения в условиях специально организуемой среды;

- интерактивности обучения;

- мобильности пространственной деятельности и оборудования, учитывающих высокую двигательную активность детей;

- социализации личности - воспитание понятий ценности личности, семьи, школы, общества, нации и национальной безопасности;

- социальности предметно-пространственной среды – отражение, по возможности, в модели городской среды не только структуры автомобильного и пешеходного пространства, но и реальных ключевых объектов городской среды, окружающих в повседневности детей: «школа», «дом», «больница» и т. д.;

- концепции безопасности личности – создание устойчивых умений, приемов и навыков, обеспечивающих безопасность существования ребенка в любой ситуации.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Лекции: Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5-9 классов Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге iconПравила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе
Чрезвычайных ситуаций в нашей жизни встречается много. Каждый человек в течение жизни попадает в такую ситуацию. Главное не растеряться...

Лекции: Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5-9 классов Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...

Лекции: Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5-9 классов Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге iconПравила безопасного поведения в быту

Лекции: Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5-9 классов Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Лекции: Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5-9 классов Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге iconКонспект лекции на тему: «принципы абдоминальной хирургии. Кишечные швы» для студентов 2-ого курса медицинских факультетов Актуальность

Лекции: Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5-9 классов Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге iconОрганизационная структура стоматологической службы. Методы обследования челюстно-лицевой области. Аномалии формирования и деформации зубов и прикуса. Этиология, клиника, принципы лечения и профилактика

Лекции: Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5-9 классов Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге iconМетодика изучения особенностей недоразвития психологических предпосылок формирования письменной речи (чтения и письма) у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы

Лекции: Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5-9 классов Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге iconArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель 2011 Выражение благодарности

Лекции: Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5-9 классов Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге iconКритерии и инструментарий оценки результатов деятельности по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа жизни

Лекции: Принципы отбора содержания по программам формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5-9 классов Принципы обучения правилам безопасного поведения на дороге iconТехнология формирования иноязычных фонетических навыков
Большую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся играют языковые навыки, на сформированности которых базируется речевая...

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина