Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихологических расстройств Психология инвалидности icon

Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихологических расстройств Психология инвалидности





Скачать 405.09 Kb.
НазваниеКонцепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихологических расстройств Психология инвалидности
Дата конвертации08.06.2013
Размер405.09 Kb.
ТипДокументы
Тематика контрольных работ для студентов
заочной формы обучения факультета психологии



КАФЕДРА ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ



КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  1. Понятие и критерии психического и психологического здоровья

  2. Работа клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях

  3. Теоретические основания и основные методологические проблемы клинической психологии

  4. Норма и патология, здоровье и болезнь

  5. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств

  6. Построение клинико-психологического исследования

  7. Нарушения ощущений и восприятия

  8. Нарушения произвольных движений и действий

  9. Нарушения памяти

  10. Нарушения мышления

  11. Нарушения эмоциональной сферы

  12. Пограничные психические состояния

  13. Расстройства личности

  14. Психосоматические расстройства

  15. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихологических расстройств

  16. Психология инвалидности

  17. Психотические расстройства при шизофрении

  18. Психотические расстройства при эпилепсии

  19. Психотические расстройства при маниакально-депрессивном синдроме

  20. Острые реактивные психозы

  21. Подострые и хронические реактивные психозы

  22. Психогении: определение, этиология, патогенез, клинико-психологические проявления

  23. Психопатии: клинико-психологические особенности возбудимой, шизоидной, неустойчивой психопатий

  24. Клинико-психологические особенности типов психопатий: гипертимной, циклоидной, лабильной.

  25. Клинико-психологические особенности типов психопатий: астеноневротической, сенситивной психастенической

  26. Клинико-психологические особенности типов психопатий: шизоидной, эпилептоидной, истероидной, конформной


^ ФИЗИОЛОГИЯ ВНД


  1. Исторические предпосылки возникновения физиологии ВНД в России.

  2. Развитие представлений о рефлексе в трудах И. Н. Сеченова.

  3. Жизнь и научная деятельность И. П. Павлова

  4. Современные направления исследований в физиологии ВНД.

  5. Эксперименты по выявлению локализаций функций в коре головного мозга.

  6. Развитие нервной системы и головного мозга в филогенезе.

  7. Примеры безусловных рефлексов у животных. Безусловные рефлексы у человека.

  8. Инстинкты у животных. Инстинкты у человека. Соотношение безусловных и условных рефлексов в поведении.

  9. Динамический стереотип, его значение в жизни животных и человека. Примеры выработки динамического стереотипа у человека и животных.

  10. Выработка условных рефлексов у животных с нарушенными функциями коры.

  11. Методики выработки условных рефлексов в лаборатории И. П. Павлова.

  12. Методы дрессировки домашних животных. Выработка необходимых навыков.

  13. Роль положительного и отрицательного подкрепления при воспитании человека.

  14. Различные способы угашения нежелательного поведения у животных. Способы улучшения нежелательного поведении у человека.

  15. Сон как процесс внутреннего торможения. Взаимодействие разных видов внутреннего торможения.

  16. Причины нарушений процесса обучения у человека и животных.

  17. Память как основа процесса обучения. Нарушения памяти и их причины. Способы улучшения памяти.Системы головного мозга, ответственные за память.

  18. Методы изучения функциональных состояний.

  19. Сны, их функции, механизмы возникновения. Бессонница, связанная с задержкой фазы сна.

  20. Общий адаптационный синдром Селье.

  21. Связь психического стресса с психосоматическими заболеваниями.

  22. Становление термина «мотивация» в отечественной физиологии (теории И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина).

  23. Физиологические теории мотивации.

  24. Роль биологических мотиваций в поведении. Связь потребностей и мотивации с возникновением эмоции.

  25. Методы изучения биоритмов у живых организмов. Примеры биоритмов различных видов у человека. Биоритмы и психические нарушения.Функции биологических часов.

  26. Структуры мозга, ответственные за мышление и речь.

  27. Опыты по исследованию полушарий с расщепленным мозгом.

  28. Связь левого полушария с речью.Роль языка в происхождении сознания.

  29. Избирательные реакции нейронов на отдельные особенности зрительных стимулов.


НЕЙРОИММУНОПАТОЛОГИЯ

    1. Дайте определение понятию «иммунитет». Нежелательные последствия иммунитета.

    2. Стадии фагоцитоза.

    3. Тромбоцит: происхождение, строение, функции.

    4. Т-лимфоциты. В-лимфоциты.

    5. Иммунологическая память.

    6. Дайте определение понятию «естественная резистентность».

    7. Ранний индуцибельный ответ.

    8. Моноцит: происхождение, строение, функции.

    9. Тимус: особенности строения, функции.

    10. Дайте определение понятию «адаптивный иммунный ответ».

    11. Гранулоциты: типы клеток, особенности строения, функции.

    12. Селезенка: особенности строения, функции.

    13. Факторы естественного иммунитета.

    14. Макрофаг: происхождение, строение, функции.

    15. Острое воспаление.

    16. Плазматическая клетка.

    17. ВИЧ.

    18. Лимфатический узел: строение, функции.

    19. Эритроцит: происхождение, строение, функции.

    20. Субпопуляции Т-лимфоцитов.

    21. Структура и функции антител.

    22. Иммуноглобулины класса М и А.

    23. Профессиональные фагоциты.

    24. Вирус герпеса.

    25. Гиперчувствительность. Аллергия.

    26. Иммуноглобулины класса G и Е.

    27. Принцип активной иммунизации.

    28. Вирусы гепатита.

    29. Цитотоксический лимфоцит.

    30. Красный костный мозг.

    31. Понятие аутоиммунитета (с примерами).

    32. Механизм распознавания и переработки антигена.

    33. Дайте определение понятию «иммунодефицит».

    34. Структура и функции антител.

    35. Иммунитет к гельминтам.

    36. Микроглия головного мозга.

    37. Последствия иммунодефицитов.

    38. Примеры аутоиммунитета.

    39. Лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми оболочками.


^ «ОСНОВЫ СЕКСОПАТОЛОГИИ»


  1. Предмет и задачи сексопатологии, связь сексопатологии с другими дисциплинами. Основные этапы становления сексопатологии.

  2. Биолого-эволюционный, психологический и социологический подходы в сексологии. Особенности обследования сексологических больных. Норма и патология в сексопатологии. Методы сексологического обследования.

  3. Анатомия мужских половых органов. Физиология мужских половых органов. Сперматогенез.

  4. Анатомия женских половых органов. Физиология женских половых органов. Менструальный цикл.

  5. Общие закономерности психосексуального развития. Половозрастные особенности во внутриутробном периоде. Половозрастные особенности в дошкольном периоде. Половозрастные особенности в младшем школьном возрасте.

  6. Половозрастные особенности в подростковом возрасте. Признаки полового созревания мальчика. Признаки полового созревания девочки. Медико-половое воспитание: определение, методы. Медико-половое воспитание в ясельном возрасте. Медико-половое воспитание в дошкольном возрасте.

  7. Медико-половое воспитание в подростковом возрасте. Медико-половое воспитание в старшем школьном возрасте. Феноменология сексуальной сферы мужчин. Феноменология сексуальной сферы женщин.

  8. Участие лимбической системы в обеспечении сексуальных функций (миндалевидный и гипоталамо-гипофизарный комплекс). Роль преоптической области переднего гипоталамуса в обеспечении половых функций. Гонадотропная функция передней доли гипофиза.

  9. Роль периферических желез внутренней секреции в обеспечении половых функций.

  10. Влияние гормонов передней доли гипофиза на обеспечение половых функций.

  11. Андрогенная недостаточность.

  12. Нарушение дифференцировки пола.

  13. Агенезия гонад (без соматических уродств, синдром Шерешевского-Тернера).

  14. Синдром двуполых гонад (истинный гермафродитизм).

  15. Синдром дисгенезии яичек и гипогонадизм.

  16. Представления о психической составляющей обеспечения половых функций.

  17. Факторы, составляющие структуру общего брачного потенциала (физический, материальный, культурный, сексуальный и психологический).

  18. Терапевтическая функция семьи. Этапы семейной психотерапии.

  19. Сексуальные расстройства при нарушениях функции яичников.

  20. Тестикулярная недостаточность: причины, психологический статус.

  21. Адипозогенитальная дистрофия.

  22. Психологические аспекты бесплодия.

  23. Причины половых расстройств у мужчин и женщин, психосоциальные факторы.

  24. Психосексуальные расстройства при неврологических заболеваниях.

  25. Психосексуальные расстройства при эндокринных заболеваниях и болезнях сердца.

  26. Физиологические эффекты алкоголя (острое и хроническое действие) на сексуальную сферу женщин.

  27. Физиологические эффекты алкоголя (острое и хроническое) на сексуальную сферу мужчин.

  28. Влияние наркотических веществ на сексуальную сферу мужчин и женщин.

  29. Психосексуальные расстройства при различных формах умственной отсталости.

  30. Психосексуальные расстройства при маниакально-депрессивном психозе.

  31. Воздействие лекарственных препаратов на сексуальную сферу.

  32. Сексуальная ориентация и сексуальная идентификация, половые роли.

  33. Гомо- и бисексуальность: определение, исторический аспект, биологические теории.

  34. Физиологические эффекты алкоголя (острое действие на сексуальную сферу мужчин).

  35. Острое действие алкоголя на сексуальную сферу женщин.

38.Хроническое действие алкоголя на сексуальную сферу мужчин.

39.Хроническое действие алкоголя на сексуальную сферу женщин.

40.Влияние амфетаминов и кокаина на сексуальную сферу.

41.Влияние марихуаны, героина и морфина на сексуальную сферу.

42.Психосексуальные расстройства при слабой и умеренной формах

умственной отсталости.

43.Психосексуальные расстройства при сильно выраженной степени умственной отсталости.

44.Проблемы и аспекты психосексуальной адаптации умственно отсталых людей.

45.Психосексуальные расстройства при депрессивном синдроме маниакально-депрессивного психоза.

46.Маниакальный синдром маниакально-депрессивного психоза: особенности психосексуальных отклонений, социальная опасность.

47.Воздействие лекарственных препаратов на сексуальную сферу.

48.Воздействие анаболических стероидов на сексуальную сферу.

49.Современные взгляды на теории гомосексуализма, психологические теории.

50.Типология и психологический портрет гомосексуалов.

51.Нарушения стереотипа полового поведения (трансформация полоролевого поведения).


^ ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОГИГИЕНА


  1. Направленность дисциплин психопрофилактики и психогигиены; основные понятия дисциплин психопрофилактики и психогигиены; общность и различия дисциплин психопрофилактики и психогигиены; междисциплинарный характер психопрофилактики и психогигиены.

  2. Вклад отечественных ученых в развитие психопрофилактики и психогигиены.

  3. Задачи психогигиены ;методология психогигиены.

  4. Задачи и методология первичной, вторичной и третичной психопрофилактики.

  5. Психологическое и психическое здоровье: определение, понятия.

  6. Категории нормы и нарушения психического и психологического здоровья.

  7. Причины нарушений психического и психологического здоровья.

  8. Проблемы психогигиены в сохранении, укреплении и улучшении психического и психологического здоровья.

  9. Содержание понятий «пограничные психические расстройства»; отличие понятий «пограничные психические расстройства» от понятий «пограничные расстройства личности».

  10. Невротический уровень нарушений психической деятельности или поведения при пограничных психических расстройствах.

  11. Проявление ослабленной активности системы психической адаптации.

  12. Психическая профилактика пограничных психических расстройств; использование метода психотерапии при пограничных психических расстройствах.

  13. Роль эмоций в информационном взаимодействии организма со средой; расстройства эмоциональной сферы; причины возникновения эмоциональных нарушений.

  14. Тревожные расстройства.

  15. Расстройства настроения.

  16. Психопрофилактика нарушений эмоциональной сферы; использование методов психотерапии при психопрофилактике нарушений эмоциональной сферы.

  17. Методические подходы к определению понятий «расстройства личности».

  18. Концепция личности как системы отношений индивида с окружающей средой.

  19. Задачи психопрофилактики в преодолении социальной дезадаптации у пациентов с проявлениями различных видов личностных расстройств.

  20. Возможности использования методов психотерапии в преодолении социальной дезадаптации у пациентов с проявлениями различных видов личностных расстройств.

  21. Основные понятия психосоматической концепции психосоматических расстройств (З. Фрейд).

  22. Основные понятия теории личностных профилей (Данбар, 1935).

  23. Теория психосоматической специфичности (Ф. Александер, 1950).

  24. Типы соматических расстройств, связанных с психогенными факторами.

  25. Понятие о теориях, возникших на основе теории психосоматической специфичности: теория потерь, концепция алекситимии.

  26. Биопсихосоциальная модель болезни (Д. Эегель).

  27. Концепция субъективной картины болезни (А.Р. Лурия, 1977).

  28. Уровни субъективной внутренней картины болезни (В. Николаева, 1987).

  29. Психопрофилактика психосоматических расстройств; использование методов психотерапии при психопрофилактике психосоматических расстройств.

  30. Физиологические типы реагирования на стрессы.

  31. Патологические типы реагирования на стрессы.

  32. Психологические адаптивные формы поведения.

  33. Формы поведения, ориентированные на самозащиту.

  34. Психологическая профилактика реактивных состояний; использование методов психотерапии при психологической профилактике реактивных состояний.


Диагностика пограничных психических состояний (пПС)


  1. ППС как невротический уровень нарушений психической деятельности и поведения; отличительные клинические признаки ППС.

  2. Определение ППС, классификация; методология изучения невротических нарушений.

  3. Группы риска развития пограничных психических расстройств; факторы риска развития пограничных психических расстройств.

  4. Нейрофизиологическая схема механизмов развития психической дезадаптации.

  5. Роль эмоциональных факторов в развитии психической дезадаптации; эмоциональный стресс и его место в психических нарушениях.

  6. Ослабление системы психической адаптации – основа патогенеза ППС.

  7. Характерные отличия в клинических проявлениях невротических и психотических расстройств.

  8. Неврастения: понятия, классификация; виды неврастении.

  9. Причины психоневрозов по Фрейду.

  10. Роль внутриличностного бессознательного конфликта по З. Фрейду.

  11. Определение неврастении по В.А. Гиляровскому.

  12. Психодинамические концепции неврозов.

  13. Критические возрастные периоды развития неврозов.

  14. Взгляды представителей различных направлений на природу истерических неврозов.

  15. Концепции развития истерических неврозов; классификация истерических неврозов; дифференциальная диагностика истерического припадка от эпилептического припадка.

  16. Психотерапевтические подходы к коррекции истерических неврозов; психотерапевтические подходы к профилактике истерических неврозов.

  17. Концепции различных психологических школ и направлений о этиопатогенезе неврозов навязчивых состояний.

  18. Дифференциальная диагностика проявлений неврозов навязчивых состояний от психотических расстройств (шизофрения, реактивные психозы, МДП и др.)

  19. Методические подходы к проведению психотерапевтической профилактики.

  20. Появление и развитие неврозов навязчивых состояний.

  21. Группы риска развития психастении; факторы риска развития психастении.

  22. Психастения; ведущие клинико-психологические симптомы

  23. Дифференциальный диагноз с астеническими проявлениями при психотических нарушениях (шизофрения).

  24. Методические подходы к проведению психотерапевтической коррекции психастенических состояний у школьников.

  25. Методические подходы к проведению профилактики психастенических состояний у школьников.

  26. Задачи и методология дифференциально-диагностических приемов по раннему выявлению психической дезадаптации.

  27. Задачи и методология дифференциально-диагностических приемов по своевременной профилактике психической дезадаптации.

  28. Задачи педагогов, воспитателей и родителей по организации и проведению психолого-педагогической коррекции невротических нарушений психической деятельности и поведению.

  29. Методология психологической коррекции невротических нарушений психической деятельности в свете различных психотерапевтических школ.

  30. Методические приемы профилактики и коррекции учащихся в условиях современной технологической среды: когнитивная.

  31. Методические приемы профилактики и коррекции учащихся в условиях современной технологической среды: поведенческая.

  32. Методические приемы профилактики и коррекции учащихся в условиях современной технологической среды: психодинамическая.

  33. Методические приемы профилактики и коррекции учащихся в условиях современной технологической среды: личностно-ориентированная.

  34. Методические приемы профилактики и коррекции учащихся в условиях современной технологической среды: эмоционально-стрессовая.


ПСИХОТЕРАПИЯ

  1. Норма и отклонения в физическом, психическом, моторном интеллектуальном развитии человека. Понятия – первичный, вторичный дефект. Типы дефектов.

  2. Генетические основы патологического поведения. Нейроиммуннопатология.

  3. Нервно-психическая деятельность. Психические дизонтогенез.

  4. Классификация и характеристика основных категорий с дефектами развития.

  5. Экзогенные и эндогенные факторы, вызывающие нарушение психических функций.

  6. Понятие умственно отсталые дети. Олигофрения и деменция. Олигофрения как психическое недоразвитие.

  7. Мышление и воображение, память, восприятие, двигательная сфера умственно отсталых детей.

  8. Диагностика умственной отсталости у школьников разного возраста. Психотерапевтическая коррекция умственно отсталых детей.

  9. Эмоционально-волевая сфера умственно отсталых детей; диагностика и психотерапевтическая коррекция нарушений.

  10. Систематика задержанного психического развития (ЗПР): виды, причины. Структура дефекта при ЗПР.

  11. Состояние мыслительных операций при ЗПР. Обратимость дефекта при ЗПР. Личность и деятельность детей с ЗПР.

  12. Способы диагностики и коррекции задержки психического развития у детей и подростков.

  13. Диагностика и коррекция нарушений зрения, степень снижения зрения. Причины. Психологические особенности слабовидящих детей, трудности при обучении в условиях общеобразовательной школы.

  14. Нарушение слуха. Причины и степени снижения слуха. Психологические основы обучения слабослышащих детей в условиях общеобразовательной школы.

  15. Этиология нарушений речи, классификация. Психология заикания, алалии, афазии. Диагностика и коррекция.

  16. Психология нарушений речи у детей с умственной отсталостью; диагностика и коррекция.

  17. Психология нарушений речи у детей с задержкой психического развития; диагностика и коррекция.

  18. Формы психопатии. Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями: диагностика, коррекция.

  19. Эмоционально-личностное нарушения развития у детей: диагностика и коррекция.

  20. Ранний детский аутизм; причины и проявления. Способы диагностики и коррекции нарушений общения.

  21. Дети с нарушением движений (детский церебральный паралич). Особенности психического развития, возможности психотерапевтической коррекции.

  22. Минимальная мозговая функция. Гипоактивные и гиперактивные дети. Подходы к психотерапевтической коррекции.

  23. Общая характеристика детей, родившихся в условиях семейного алкоголизма: личность и поведение, комплексная диагностика и коррекция нервно-психических нарушений.

  24. Школьная дезадаптация; диагностика и психотерапевтическая коррекция.

  25. Психотерапевтическое консультирование родителей и их детей с отклонениями в развитии.

  26. Систематика и факторы риска развития при невротических расстройствах школьников.

  27. Эмоциональные стрессовые расстройства у детей и подростков: диагностика и коррекция.

  28. Особенности личностного профиля при наличии преневротических расстройств; принципы профилактики, диагностики и коррекции.

  29. Методы диагностики и отведения ситуаций угрозы.

  30. Организация психотерапевтической помощи в коррекционных учреждениях.

  31. Психопрофилактика и психотерапия непсихотических психогенных нарушений.

  32. Психопрофилактика и психотерапия неврозов у школьников.

  33. Психопрофилактика и психотерапия суицидальных проявлений, депрессивных состояний.

  34. Психопрофилактика и психотерапия психогений и соматогений.

  35. Возрастные особенности проявлений шизоидной и эпилептоидной психопатий; диагностика, психотерапевтическая коррекция.

  36. Возрастные особенности психопатологических расстройств: галлюцинации, нарушение сознания, бред, маниакальные состояния, депрессия.

  37. Психопатология подросткового возраста: проявление, диагностика, методы обследования, принципы организации психиатрической помощи.

  38. Распространенность непсихотических нарушений и их место в нозологической системе разных возрастных групп.

  39. Острые аффективные реакции у подростков: распространенность, диагностика, течение, коррекция.

  40. Психотерапевтическая коррекция психопатий в школьном возрасте.

  41. Вялотекущая шизофрения: возрастные особенности клиники, диагностики, лечения, реабилитация.

  42. Прогредиентная шизофрения: возрастные особенности клиники, диагностики, лечения, подходы к психотерапевтической коррекции.

  43. Психозы: возрастные особенности клиники, диагностики, подходы к психотерапевтической коррекции.

  44. Психические нарушения при эпилепсии: возрастные особенности клиники, диагностики, подходы к психотерапевтической коррекции.

  45. Индивидуальная сказкотерапия. Проблемные сказки, проективные рисунки как методы психотерапевтической коррекции.

  46. Работа с психотерапевтическими сказками в группе как метод психотерапевтической коррекции.

  47. Игровая психотерапия в системе коррекционных мероприятий с детьми и подростками.

  48. Профессиональная этика и деонтология психотерапевта.


НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

  1. История развития нейропсихологии.

  2. Учение о функциональных системах.

  3. Направления исследования высших психических функций.

  4. Строение мозговой коры в топографически различных участках.

  5. Иерархическое строение коры головного мозга.

  6. Проявление и значение функциональной ассиметрии и специализации полушарий мозга.

  7. Медиобазальные отделы коры и их роль в регуляции психических состояний.

  8. Нейропсихологические методы исследования зрительной функции.

  9. Нейропсихологические методы исследования слуховой функции.

  10. Лобные доли и регуляция состояний активности.

  11. Лобные доли и регуляция движений и действий.

  12. Лобные доли и регуляция мнестических и интеллектуальных действий.

  13. Функциональная организация лобных долей и варианты лобного синдрома.

  14. Постцентральные зоны коры и афферентная организация движений.

  15. Премоторные зоны коры и афферентная организация движений.

  16. Элементарные двигательные расстройства.

  17. Нейропсихологическое исследование двигательных функций.

  18. Нарушение восприятия при локальных поражениях мозга.

  19. Психологическое строение внимания.

  20. Проблема амнезий.

  21. Исследование экспрессивной, импрессивной речи.

  22. Исследование внутренней речи, письменной речи и чтения.

  23. Психологическое строение мышления.


ПАТОПСИХОЛОГИЯ

  1. Связь патопсихологии и клинической психологии.

  2. Связь патопсихологии и психопатологии.

  3. Теоретические основы патопсихологии.

  4. Значение патопсихологии для общепсихологической теории.

  5. Деонтологический аспект деятельности патопсихолога.

  6. Принципы патопсихологического экспериментального исследования.

  7. Беседа в структуре патопсихологического эксперимента.

  8. Наблюдение в структуре патопсихологического эксперимента.

  9. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования.

  10. Исследования нарушений мотивационного компонента перцептивной деятельности.

  11. Патопсихологическая оценка нарушений восприятия.

  12. Корсаковский синдром.

  13. Прогрессирующая амнезия.

  14. Патопсихологические нарушения интеллекта.

  15. Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта.

  16. Патопсихологическая оценка нарушений мышления.

  17. Патопсихологический анализ нарушений умственной работоспособности при психических заболеваниях.

  18. Патопсихологическая оценка нарушений внимания и сенсомоторных реакций.

  19. Понятие об эмоциях. Классификация.

  20. Патопсихологическая оценка нарушений эмоций.

  21. Патопсихологическая оценка нарушений личности.

  22. Невротические синдромы.

  23. Галлюцинаторные синдромы.

  24. Бредовые синдромы.

  25. Синдромы интеллектуальных расстройств.

  26. Криминогенное значение патопсихологических симптомокомплексов.


^ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  1. Понятие об индексе повреждения головного мозга.

  2. Социальные факторы риска возникновения недостатков в психофизическом и личностно-социальном развитии.

  3. Динамика психического развития в условиях недостаточности функций.

  4. Общие закономерности отклоняющегося развития.

  5. Причины умственной отсталости.

  6. Проявления при дезонтогенетических расстройствах, возникающих вследствие ранних органических повреждений или недоразвития структур головного мозга.

  7. Социально-педагогические условия жизни умственно отсталых детей на современном этапе развития общества.

  8. Характеристика психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте.

  9. Характеристика детей с ЗПР в школьном возрасте.

  10. Условия, обеспечивающие всестороннее, комплексное психическое развитие детей с нарушением слуха.

  11. Причины успешного развития словесной речи у глухих детей к концу дошкольного возраста.

  12. Отличия разговорной жестовой речи от калькулирующей жестовой речи.

  13. Основные направления работы по совершенствованию межличностных отношений детей и подростков с нарушенным слухом.

  14. Жестовая речь глухих.

  15. Особенности психического развития глухих детей, имеющих различные нарушения развития.

  16. Особенности психического развития слабослышащих детей.

  17. Роль анализаторов в ориентации слепых людей.

  18. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения.

  19. Осязание, и его значение для людей, лишенных зрения.

  20. Представления у слепых и слабовидящих.

  21. Пространственные представления, и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих.

  22. Психологическая реабилитация лиц с нарушением зрения.

  23. Лингвистическая характеристика речи.

  24. Сравнительная характеристика детей с речевой патологией и детей с ранним детским аутизмом.

  25. Уровни двигательной системы человека.

  26. Олигофрения у детей с детским церебральным параличом.

  27. Нейроонтологический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с детским церебральным параличом.

  28. Развитие отдельных психических процессов у дошкольников и младших школьников.

  29. Основные направления работы психолога с семьей.



СУИЦИДОЛОГИЯ


  1. Понятие о суицидологии. Обзор мировой и российской статистики в распространенности суицидов.

  2. Эвтаназия.

  3. Основные теории самоубийства. Побочные суицидологические концепции.

  4. Принципы анонимного телефонного консультирования.

  5. Внутренние суицидальные проявления.

  6. Особенности проявления суицида у военнослужащих.

  7. Внешние формы суицидального поведения и типы личностного смысла.

  8. Поственция суицида.

  9. Постсуицидальные состояния (четыре типа).

  10. Суицидальная интервенция.

  11. Типы личностных реакций, обладающих суицидоопасностью.

  12. Превенция суицида.

  13. Причины суицидального поведения. Религиозный фактор. Категория жизненного смысла.

  14. Структура суицидального кризиса.

  15. Классификация мотивов суицида.

  16. Судебно-медицинская экспертиза самоубийств.

  17. Предвестники суицида.

  18. Антисуицидальные факторы личности.

  19. Признаки суицидального риска.

  20. Категория смерти. Виды смерти. Этапы переживания смерти по Э. Росс.

  21. Общие черты суицида.

  22. Психические расстройства и суицид. Классификация самоубийств по Дюркгейму для психических больных.

  23. Суицид как форма девиантного поведения.

  24. Медицинские аспекты суицидального поведения.

  25. Непрямое самоубийство. Виды непрямого суицида.

  26. Особенности суицида в органах внутренних дел.

  27. Социально-демографические факторы суицида.

  28. Особенности проявления суицида у военнослужащих.

  29. Медицинские факторы суицидального риска.

  30. Подростковый суицид и акцентуации характера.

  31. Природные и индивидуальные факторы суицидального риска.

  32. Подростковые суицидоопасные синдромы.

  33. Психологический смысл самоубийств.

  34. Психологический смысл подросткового суицида.

  35. Психодиагностика суицидального риска. Признаки эмоциональных поведенческих нарушений.

  36. Социально-семейные аспекты подросткового суицида.

  37. Восприимчивость к суициду.

  38. Особенности возрастного суицида: детского, подросткового возраста, молодого, среднего и старшего поколения.


^ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

  1. Предмет и задачи возрастной психофизиологии.

  2. Закономерности онтогенетического развития.

  3. Критические и сенситивные периоды развития мозговых механизмов психической деятельности в онтогенезе.

  4. Морфологические методы возрастной психофизиологии.

  5. Функциональные методы возрастной психофизиологии.

  6. Физиология нейрона: строение, принцип работы.

  7. Понятие рецептора, виды рецепторов.

  8. Синапс: строение, виды.

  9. Созревание мозга: нейронная организация коры больших полушарий в онтогенезе.

  10. Закономерности структурного созревания мозга.

  11. Становление процессов восприятия в разные возрастные периоды.

  12. Онтогенетическое развитие внимания и памяти.

  13. Онтогенетическое развитие мозговой организации речи.

  14. Психофизиологические особенности мышления в разные возрастные периоды.

  15. Психофизиологическая характеристика периода новорожденности.

  16. Основные психофизиологические преобразования ребенка первого года жизни.

  17. Психофизиологические новообразования периода раннего детства.

  18. Психофизиология дошкольного возраста.

  19. Психофизиологические преобразования в старшем дошкольном возрасте, обуславливающие готовность к обучению в школе.

  20. Функциональные возможности мозга к началу обучения в школе.

  21. Специфика функционального состояния мозга в начале подросткового возраста.

  22. Подростковый возраст – критический этап развития мозговой организации психических процессов.

  23. Психофизиология взрослого, старение мозга.


ДЕФЕКТОЛОГИЯ


  1. Предмет, задачи, методы дефектологии.

  2. Методы профилактики и коррекции отклонений в психическом развитии детей.

  3. Закономерности психического развития человека.

  4. Диагностика и коррекция при умственной отсталости.

  5. Виды отклоняющегося развития.

  6. Диагностика и коррекция детей с нарушениями слуха.

  7. Психология умственно отсталого ребенка.

  8. Диагностика и коррекция детей с нарушениями зрения.

  9. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в развитии.

  10. Диагностика и коррекция слепоглухонемого ребенка.

  11. Психология детей с нарушениями слуха.

  12. Диагностика и коррекция детей с нарушениями речи.

  13. Психология детей с нарушениями зрения.

  14. Диагностика и коррекция детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.

  15. Психология детей с нарушениями речи.

  16. Диагностика и коррекция детей с синдромом раннего детского аутизма.

  17. Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.

  18. Диагностика и коррекция детей с дисгармоническим складом личности.

  19. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма.

  20. Диагностика и коррекция слепоглухонемого ребенка.

  21. Психология детей с дисгармоническим складом личности.

  22. Диагностика и коррекция детей со сложными нарушениями развития.

  23. Психология слепоглухонемого ребенка.

  24. Диагностика и коррекция детей с синдромом раннего детского аутизма.

  25. Психология детей со сложными нарушениями развития.

  26. Диагностика и коррекция детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.

  27. Основы психологической диагностики.

  28. Диагностика и коррекция при умственной отсталости.

  29. Психологическая служба в специальных коррекционных образовательных учреждениях.

  30. Диагностика и коррекция детей с нарушениями слуха.


^ ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

  1. Клетка: строение, химический состав, функции.

  2. Безусловные рефлексы, виды, значение.

  3. Организм человека – единая целостная система.

  4. Типы высшей нервной деятельности.

  5. Основные закономерности роста и развития организма. Понятие об онтогенезе.

  6. Система органов пищеварения: ее строение, функции, возрастные особенности.

  7. Возрастные особенности процессов адаптации организма детей и подростков к действию факторов окружающей среды.

  8. Торможение условных рефлексов.

  9. Ткани, виды и функции.

  10. Эндокринная система. Гормоны, их роль. Возрастные особенности.

  11. Нервная система: строение и функции.

  12. Кожа, строение и функции.

  13. Строение и функции нейрона.

  14. Кровь, ее состав, свойства и функции. Группы крови и резус – фактор.

  15. Головной мозг, его отделы, строение и функции.

  16. Строение и функции легких. Газообмен в легких.

  17. Кора головного мозга, ее строение и функции.

  18. Скелет, его строение и функции. Состав и строение костей.

  19. Рефлекс и рефлекторная дуга. Классификация рефлексов.

  20. Мышцы, строение и функции. Работа мышц. Возрастные особенности.

  21. Спинной мозг, строение и функции.

  22. Лимфатическая система, строение и функции.

  23. Зрительная сенсорная система: строение, возрастные особенности.

  24. Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности.

  25. Слуховая и вестибулярная сенсорные системы: строение, возрастные особенности.

  26. Строение сердца, его функции. Цикл работы сердца.

  27. Вкусовая и обонятельная сенсорные системы: строение, возрастные особенности.

  28. Гипоталамус, гипофиз, надпочечники: строение, функции.

  29. Мочевыделительная система: строение, функции, возрастные особенности.

  30. Вегетативная нервная система, ее функции.

  31. Свойства высшей нервной деятельности, сон, память, эмоции.

  32. Половая система: строение, функции, возрастные особенности.

  33. Возрастные особенности кровеносной системы.

  34. Условные рефлексы: механизм их образования. Динамический стереотип.

  35. Эмбриогенез: определение, этапы.

  36. Щитовидная, околощитовидные, половые железы: расположение, строение, функции.

  37. Дыхательная система, ее функции, строение и возрастные особенности.


НЕВРОЛОГИЯ

  1. Предмет и задачи неврологии; связь неврологии с другими науками.

  2. Краткая история развития неврологии.

  3. Физиологические закономерности филогенеза нервной системы.

  4. Физиологические закономерности эмбриогенеза нервной системы.

  5. Функциональная анатомия головного мозга (большие полушария головного мозга).

  6. Функциональная анатомия головного мозга (подкорковая область).

  7. Функциональная анатомия головного мозга (ствол мозга).

  8. Функциональная анатомия спинного мозга.

  9. Функциональная анатомия вегетативной нервной системы.

  10. Чувствительность и её нарушения.

  11. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.

  12. Высшие корковые функции.

  13. Основные методы исследования функций нервной системы.

  14. Дополнительные методы исследования функций нервной системы.

  15. Основные неврологические синдромы.

  16. Понятие о диагнозе и дифференциальном диагнозе.

  17. Основные этапы нормального психомоторного развития детей.

  18. Синдром Шершевского-Тернера. Определение. Клиника. Психический статус. Профилактика.

  19. Синдром Клайнфельтера. Клиника. Психический статус. Профилактика.

  20. Болезнь Дауна. Клиника. Психический статус. Профилактика.

  21. Синдромы полисомии Х-хромосомы. Клиника. Психический статус. Профилактика.

  22. Наследственные заболевания нервной системы. Определение. Клинические проявления. Психологический статус. Коррекция. Профилактика.

  23. Детский церебральный паралич. Определение. Причины. Диагностика. Профилактика.

  24. Синдромы двигательных нарушений при ДЦП.

  25. Синдромы речевых нарушений при ДЦП.

  26. Сенсорные нарушения при ДЦП.

  27. Синдромы нарушения высших корковых функций при ДЦП.

  28. Заболевания периферической нервной системы. Определение. Причины. Классификации заболеваний. Клинические проявления. Диагностика. Профилактика.

  29. Невриты. Определение. Причины. Клинические проявления. Диагностика. Профилактика.

  30. Невралгии. (Невралгия тройничного нерва). Определение. Причины. Клинические проявления. Диагностика. Профилактика.

  31. Опоясывающий лишай. Определение. Причины. Клинические проявления. Диагностика. Профилактика.

  32. Полиневриты и полирадикулоневриты. Определение. Причины. Клинические проявления. Диагностика. Профилактика.

  33. Плекситы. Определение. Причины. Клинические проявления. Диагностика. Профилактика.

  34. Радикулиты. Определение. Причины. Клинические проявления. Диагностика. Профилактика.

  35. Гидроцефалия. Определение. Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Профилактика.

  36. Микроцефалия. Определение. Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Профилактика.

  37. Мышечные дистрофии. Определение. Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Профилактика.

  38. Инфекционные заболевания нервной системы. Определение. Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика Профилактика.

  39. Менингиты. Определение. Причины. Классификация. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Профилактика.

  40. Энцефалиты. Определение. Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Профилактика.

  41. Арахноидиты. Определение. Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Профилактика.

  42. Лейкоэнцефалиты. Определние. Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Профилактика.

  43. Полиомеилет. Определение Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Профилактика.

  44. Травмы головного мозга. Определение. Классификация. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика.

  45. Травмы спинного мозга. Определение. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика.

  46. Расстройства кровообращения головного и спинного мозга. Причины. Клинические проявления, Психический статус. Диагностика. Профилактика.

  47. Эпилепсия. Определение. Причины. Классификация. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Профилактика.

  48. Неврозы. Определение. Причины. Классификация. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Коррекция. Профилактика.

  49. Психогенные шоковые реакции. Определение. Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Коррекция. Профилактика.

  50. Неврастения. Определение. Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Коррекция. Профилактика.

  51. Невроз страха. Определение. Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Коррекция. Профилактика.

  52. Невроз навязчивых состояний. Определение. Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Коррекция. Профилактика.

  53. Ночное недержание мочи. Определение. Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Коррекция. Профилактика.

  54. Нервная анорексия. Определение. Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Коррекция. Профилактика.

  55. Речевые неврозы. Определение. Причины. Клинические проявления. Психический статус. Диагностика. Коррекция. Профилактика.

  56. Поражения оболочек мозга и изменения спинномозговой жидкости.

  57. Современные методы лечения заболеваний нервной системы.

  58. Деонтология в неврологии.


^ КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ


  1. Типы высших учебных заведений и особенности руководства ими.

  2. Основные подразделения вуза

  3. Структура факультета вуза в системе высшего образования.

  4. Должности руководящего и профессорско-преподавательского состава в вузе. Квалификационные требования к преподавателям вуза.

  5. Основные особенности учебной деятельности в высшей школе. Виды учебных занятий. Формы контроля за усвоением знаний.

  6. Психологические особенности студенческого возраста.

  7. Нетрадиционные учения и направления в психологии.

  8. Учебный план подготовки психологов и его составляющие.

  9. Общепрофессиональные дисциплины в подготовке психологов различных специальностей.

  10. Дисциплины специализации в подготовке психологов разных сфер деятельности.

  11. Особенности подготовки психологов в высших учебных заведениях России. Формы подготовки психологов в высших учебных заведениях (Подготовка психологов на базе высшего образования. Вечерние и очно-заочные формы подготовки).

  12. Подготовка психологов за рубежом. Основные специализации и квалификационные и требования в деятельности психолога.

  13. Основные сферы деятельности профессионального психолога и их взаимосвязь.

  14. Классификация видов деятельности в психологической профессии.

  15. Модель деятельности практического психолога.

  16. Научно-исследовательские психологические институты и научные исследования в психологии.

  17. Профессиональные объединения и общества психологов.

  18. Психологические журналы и научная периодика в работе психолога.

  19. Новые информационные технологии в работе психолога.

  20. Психологическая служба в системе народного образования – история создания и основные задачи

  21. Психологическая диагностика в работе школьного психолога.

  22. Психологическое консультирование в работе школьного психолога.

  23. Психологическая коррекция в работе школьного психолога.

  24. Психологическое просвещение в работе школьного психолога.

  25. Работа психолога-методиста в управлении народного образования.

  26. Структура и функции центра психологической помощи в системе народного образования.

  27. Основные направления работы психологической службы в системе здравоохранения.

  28. Права и обязанности психолога в учреждении.

  29. Формы ответственности психолога за результаты профессиональной деятельности.

  30. Нормативы профессиональной нагрузки психолога.

  31. Основные формы документации в работе психолога.

  32. Оборудование кабинета и рабочего места психолога

  33. Социально-психологические проблемы взаимоотношений психолога с другими работниками учреждения.

  34. Самообразование психолога и послевузовское повышение квалификации.

  35. Требования к личности психолога и общепрофессиональные психологические ценности

  36. Развитие профессионального самосознания психолога.

  37. Проблема профессионального «сгорания» в работе психолога

  38. Основные положения этического кодекса деятельности психологов.

  39. Нормы этического кодекса психолога в отношениях с клиентами

  40. Нормы этического кодекса психолога в отношениях с коллегами психологами

  41. Нормы этического кодекса психолога в области профессиональной компетентности


Литература:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Междунар. пед. академия, 1995.

  2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.

  4. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М.: 2002.

  5. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие. − М.: Гардарики, 2004. − 190 с.

  6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М.: Педагогика, 1991.

  7. Егорычева И.Д. Центр социально-психологической помощи подросткам как образовательное учреждение. Цели, задачи, особенности организации, некоторые итоги работы. //Мир психологии. – 1998, №1. – С.260-277.

  8. Климов Е.А. Сообщество психологов России //Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С.118-124.

  9. Косарецкий С.И. Психолого-педагогические и медико-социальные центры России //Народное образование. – 2001. – № 5. – С.236-241.

  10. Красило А.П., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1995.

  11. Леви Т.С. К вопросу о взаимодействии психолога и педагогического коллектива //Журнал практического психолога. – 1997. – № 1. – С. 5-8.

  12. Лежнина Л.В. Организационные и содержательные аспекты работы педагога-психолога на этапе вхождения в профессию. //Психолог в детском саду. – 1999. – №3-4. – С. 132-138.

  13. Литвак М.Е. Профессия – психолог. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 352 с.

  14. Лукьянова М.И. Взаимодействие школьного психолога с учителями – основа развития их компетентности //Психологическая наука и образование. – 1999. – №3-4.

  15. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2000. – № 1.

  16. Марголис А.А. Соотношение процессов подготовки психолога и особенностей профессиональной деятельности. //Психологическая наука и образование. − 2003. − № 2.

  17. Минигалиева М.Р. Проблема ответственности психолога-консультанта. //Мир психологии, 2001, №2. – С.253- 262.

  18. Модель комплексной службы практической психологии Юго-Западного территориального округа г. Москвы //Вопросы психологии. – 1995. – №5.

  19. Николаева А.Б. Психология и психологи //Психологическая наука и образование. 2000, №1, С.86-88.

  20. Павлова Т.А. Введение в психологическую профессию: Учеб.-метод. пособие для студентов факультетов психологии. – Брянск: Изд-во БГУ, 2004.

  21. Пряжников Н.С. Проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условиях. //Психологическая наука и образование. − 2003. − № 1.

  22. Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы /Под ред. Б.Б. Коссова. – М., 1993.

  23. Психологическая служба школы. /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Междунар. пед. академия, 1995.

  24. Рабочая книга практического психолога: Модель, алгоритм, технология эффективной профессиональной деятельности. /Под ред. Л.Г. Лаптева. – М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996.

  25. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

  26. Рубцов В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития. //Вопросы психологии. − 2003. − № 6.

  27. Рубцов В.В., Малых С.Б., Кобозева В.Г. Анализ развития службы практической психологии образования Москвы. //Психологическая наука и образование. − 2002. − № 2.

  28. Рубцов В.В., Славина Л.К., Малых С.Б. Система психологической поддержки образования. //Психологическая наука и образование. – 1999. – № 1. – С. 5-33.

  29. Самоукина Н.А. Работа социального психолога в банковской системе.//Вопросы психологии, 1997, №4.

  30. Сапогова Е.Е. Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух //Журнал практического психолога. – 1997. – № 6. – С.3-12.

  31. Степанова М.А. Профессия – практический психолог. //Вопросы психологии. – 2001, № 5, С.80-85.

  32. Степанова М.А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие. //Вопросы психологии. – 2003. – № 4.

  33. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. – М., 1988.

  34. Федерация психологов образования России. //Вопросы психологии. − 2004. − № 2.

  35. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы. //Вопросы психологии. 2001, № 1, С.97-106.

  36. Шуман В. Специфика деятельности школьного психолога //Народное образование. – 2001, № 5. – С. 198-202.

  37. Я работаю психологом. /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Сфера, 1999.

Список нормативных документов:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М.: 2000.

  2. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.03.95 г. //Вопросы психологии. – 1995. – № 4. – С. 151-153.

  3. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 //Школьный психолог. – 2001. – № 44.

  4. Педагог-психолог, должностная инструкция //Директор школы. – 1999. – № 6. – С. 99-103.

  5. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. //Вестник образования. – 1999. – № 12. – С. 88-91.

  6. Решение коллегии Министерства образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации» (извлечения). //Вопросы психологии. – 1995. – № 4. – С. 151-153.


^ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ


  1. Разработайте план-конспект занятия для студентов-психологов по профессиональному самовоспитанию преподавателя психологии.

  2. Разработайте план-конспект занятия для студентов-психологов по развитию коммуникативных умений и навыков.

  3. Разработайте план-конспект занятия по психологии для дошкольников на тему: «Как научиться быть внимательным?».

  4. Разработайте план-конспект занятия по психологии для родителей дошкольников на тему: «Как подготовить ребенка к обучению в школе?».

  5. Разработайте план-конспект занятия по психологии для воспитателей дошкольных учреждений: «Психологические особенности детей дошкольного возраста».

  6. Разработайте план-конспект занятия по психологическому просвещению для учащихся начальных классов средней школы на одну из предложенных тем: «Правила запоминания», «Что такое мышление?», «Как управлять своими эмоциями?».

  7. Разработайте план-конспект занятия по психологическому просвещению для родителей младших школьников: «Как помочь ребенку быть успешным в учении».

  8. Разработайте план-конспект занятий по психологическому просвещению с младшими подростками на одну из тем: «Учись управлять собой», «Возможности самовоспитания», «Барьеры общения».

  9. Разработайте план-конспект занятия по психологическому просвещению для родителей младших подростков на тему: «Психологические особенности подросткового возраста».

  10. Разработайте план-конспект занятия для педагогов, работающих с подростками на тему: «Учитель и проблемы дисциплины».

  11. Разработайте план-конспект занятия для старших подростков на одну из тем: «Что такое дружба?», «Проблемы взаимопонимания», «Секреты невербального общения», «Виды и стили общения».

  12. Разработайте план-конспект индивидуального занятия по психологии со старшими подростками по проблеме самопонимания.

  13. Разработайте план-конспект занятия по психологическому просвещению родителей старших подростков на тему: «Причины конфликтов во взаимоотношениях с подростками».

  14. Разработайте план-конспект занятия по психологическому просвещению старшеклассников по вопросу профессионального самоопределения.

  15. Разработайте план-конспект урока-дискуссии со старшеклассниками на тему: «Что мешает открытому общению?».

  16. Разработайте план-конспект занятия по психологическому просвещению родителей старшеклассников на тему: «Стили семейного воспитания».

  17. Разработайте план-конспект проблемной лекции по психологии на тему: «Психологические особенности современных студентов».

  18. Разработайте план-конспект занятия по психологии для студентов в форме лекции «вдвоем» на тему: «Достоинства и недостатки современной лекции».

  19. Разработайте план-конспект занятия по психологии для студентов-психологов в форме лекции «пресс-конференции» на тему: «Современные формы организации самостоятельной работы студентов».

  20. Разработайте план-конспект семинарского занятия для студентов на тему: «Перспективы развития высшего образования».

  21. Разработайте план-конспект практического занятия для студентов на тему: «Виды учебных задач по психологии, их разработка».

  22. Разработайте план-конспект лабораторного занятия для студентов вуза на тему: «Разработка воспитательного пространства вуза».

  23. Разработайте план-конспект лабораторного занятия для студентов вуза на тему: «Разработка тестовых заданий по психологии для студентов вуза».

  24. Разработайте план-конспект практического занятия по методике преподавания психологии с различными видами контроля.

  25. Разработайте план-конспект практического занятия по психологии для студентов-психологов на тему: «Методика руководства выполнением курсовых и выпускных квалификационных работ».

  26. Разработайте план-конспект проведения занятия для психологов в системе повышения квалификации работников образования на тему: «Профессиональное самовоспитание психолога».

  27. Разработайте план-конспект проведения занятия по психологии для руководителей и персонала государственных и частных предприятий на тему: «Деловое общение».

  28. Разработайте план-конспект проведения занятия по психологии для руководителей коммерческих фирм, людей работающих в сфере обслуживания на тему: «Конструктивное преодоление конфликтов».


^ МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

  1. Ведущие классификации групповых методов работы психолога.

  2. Общая характеристика методов активного социально-психологического обучения.

  3. Преимущества групповой работы практического психолога в сравнении с индивидуальной.

  4. Предмет и задачи курса «МАСПО».

  5. Характеристика механизмов и методов психологического воздействия на личность.

  6. Тренинговая группа и ее особенности.

  7. Фазы развития группы.

  8. Понятия «социально-психологическая компетентность» и «коммуникативная компетентность». Их связь и различия.

  9. Ведущие психологические механизмы деятельности группы.

  10. Структура и составляющие компоненты понятия «коммуникативная ситуация».

  11. Психология групповой работы в психоаналичической терапии.

  12. Технология групповой работы в бихевиоральной психотерапии.

  13. Технология групповой работы в гуманистической психотерапии.

  14. Руководитель тренинговой группы и его функции.

  15. Личность и профессиональные навыки руководителя группы.

  16. Проблемы подготовки руководителя группы в активном социально-психологическом обучении.

  17. Групповая дискуссия как метод активного социально обучения.

  18. Достоинствам недостатки метода групповой дискуссии.

  19. Классификация дискуссионных методов в активном социально - психологическом обучении.

  20. Правила проведения и приёмы активизации групповой дискуссии.

  21. Распределение ролей в групповой дискуссии.

  22. Этапы изменения установок в ходе групповой дискуссии.

  23. Психологические функции групповой дискуссии.

  24. Границы применения метода групповой дискуссии.

  25. Имитационные игры как базовой метод активного социально -психологического обучения.

  26. История применения игровых методов в психологическом воздействии на личность.

  27. Классификация имитационных игр (по критерию выполнения ролей; по целям и задачам игры; по сферам воздействия на личность; по времени отражения).

  28. Методические приёмы активизации деловой игры.

  29. Отличия операционных и ролевых игр в практике активных методов обучения.

  30. Психодрамма Дж. Морено. Основные структурные элементы психодраммы.

  31. Психологические эффекты игровой деятельности.

  32. Классификация деловых игр.

  33. Основные функции и области применения имитационных игр в групповых активных методах обучения.

  34. Классификация социально - психологического тренинга по прикладным целям организации группы.

  35. Классификация социально - психологического тренинга по характеру воздействия на личность.

  36. Классификация социально - психологического тренинга по принадлежности к различным теоретическим ориентациям и психологическим школам.

  37. История становления Т - группы.

  38. Основные принципы работы Т - группы.

  39. Понятие о группах как базовой форме организации тренинга (Т - группы; Е - группы и S - группы).

  40. Социально - психологический тренинг и его классификации.

  41. Тренинг сенситивности и его классификации.

  42. Границы воздействия социально - психологического тренинга на формирование личности участников.

  43. Коммуникативные навыки, усваиваемые в Т - группах.

  44. Ведущие принципы организации социально - психологического тренинга.

  45. Общая характеристика тренингов личностного роста.

  46. Теоретические основы поведенческих тренингов.

  47. Приёмы из упражнения работы с группой в поведенческих тренингах.

  48. Тренинг ассертивностн как ведущее направление поведенческих тренингов.

  49. Особенности групповой психологической работы с подростками.

  50. Ведущие типологии упражнений, используемые в тренинге личностного роста с подростками.

  51. Активное слушание как коммуникативный навык.

  52. Т-группы как направление социально-психологического тренинга.

  53. Обратная связь в работе Т-г8руппы.

  54. Передача эмоций как коммуникативный навык.

  55. Самопрезентация участников как основное теоретическое понятие работы Т-группы.

  56. Характеристика состава тренинговой группы (качественные, социально-демографические и психологические характеристики).

  57. Общая характеристика методов тренинга в групповой работе психолога.

  58. Общая характеристика ведущих принципов социально-психологического тренинга.

  59. Принципы тренинговой среды.

  60. Принципы поведения участников тренинга.

  61. Организационные принципы социально-психологического тренинга.

  62. Этические принципы тренинга.

  63. Принципы работы руководителя группы тренинга.

  64. Особенности проведения психотехнических игр.

  65. Роль настольных психологических игр для подростков в развивающей работе школьного психолога.


^ КАФЕДРА РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ


ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

  1. Основные инструменты графической программы CorelDraw.

  2. Принципы актуализации предмета и предметной среды.

  3. Основные свойства восприятия изображения.

  4. Смысловой и оптический центры художественного изображения.

  5. Выразительные средства в изобразительном искусстве.

  6. Принципы гармонизации композиции полиграфического изображения.

  7. Числа Фибоначчи как средство создания гармоничной композиции.

  8. Симметрия и асимметрия как средство организации композиции.

  9. Цвет и его роль в изобразительном искусстве и рекламе.

  10. Иллюстрация в рекламе: виды и принципы использования

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихологических расстройств Психология инвалидности iconМедико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению 19. 00. 10 коррекционная психология 19. 00. 04 медицинская психология

Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихологических расстройств Психология инвалидности iconКурс лекций по психологии и педагогике Часть II
Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения психическая сущность и биологическая основа. Восприятие...

Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихологических расстройств Психология инвалидности iconКонцепция факторов риска и первичной профилактики болезней основа обеспечения здоровья отдельным лицам, семьям, обществам. 5

Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихологических расстройств Психология инвалидности iconКонцепция факторов риска и первичной профилактики основа обеспечения здоровья отдельных лицам, семьям, обществу. Виды профилактики: первичная, вторичная, третичная. Роль медработника по их реализации

Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихологических расстройств Психология инвалидности iconКонцепция факторов риска и первичной профилактики основа обеспечения здоровья отдельным лицам, семьям, обществу. Виды профилактики: первичная, вторичная, третичная. Роль медработника по их реализации

Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихологических расстройств Психология инвалидности iconКонцепция факторов риска и первичной профилактики основа обеспечения здоровья отдельных лицам, семьям, обществу. Виды профилактики: первичная, вторичная, третичная. Роль медработника по их реализации

Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихологических расстройств Психология инвалидности iconПроверочный тест одной из основных задач специальной психологии является… 1 психологическая подготовка ребенка к хирургическому вмешательству 2 психологическая диагностика отклонений в развитии

Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихологических расстройств Психология инвалидности iconИнструкция о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья глава 1
Мрэк), медицинские критерии и другие условия установления группы инвалидности у лиц старше 18 лет, категории «ребенок-инвалид» с...

Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихологических расстройств Психология инвалидности iconБиологические знания как основа культуры здоровья обучающихся

Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихологических расстройств Психология инвалидности iconПушкина Т. П. Медицинская психология Т. П. Пушкина Медицинская психология Медицинская психология. (Методические указания)
Медицинская психология. – (Методические указания). /Автор-составитель Т. П. Пушкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии...

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина