В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках icon

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках





Скачать 101.66 Kb.
НазваниеВ. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках
Дата конвертации28.01.2013
Размер101.66 Kb.
ТипДоклад
Доклад на Международной конференции: Философия экологического образования. (Москва. 16-18 января 1996г.)


ОБ ЭВОЛЮЦИОННОЙ БЛИЗОРУКОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ.

(От экологической религии к экологической науке)

В.А.Геодакян


1. Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках которых ясно сформулированы хотя бы цели и задачи. Иначе, разговоры об экологическом образовании, по крайней мере, преждевременны. А имеем ли мы такие концепции? Думаю, что нет.

2. Я хочу обсудить проблему цели экологических концепций. Из чего должны исходить эти цели? На что должны быть направлены экологические усилия? К чему мы должны стремиться в идеале? Короче говоря, как ответить на вопросы: что такое хорошо? и, что такое плохо?, в экологическом плане? Кроме того, хочу показать каким образом могут быть использованы для экологических целей некоторые положения, разработанных мной изоморфных теорий половой, латеральной и хромосомной дифференциаций (главным образом, первой).

3. Когда говорим хорошо, или плохо, надо уточнить - для кого? В какой степени экология должна исходить из интересов человека, а в какой - учитывать интересы других видов, “братьев меньших” (проблема “горизонтального эгоизма”)? В какой степени из интересов живущего поколения людей, или будущих поколений потомства (проблема “вертикального эгоизма”)? Эти интересы, часто альтернативны, так же как и проблемы: исчерпаемых ресурсов, частоты смены поколений, длительности жизни и т.д., требующих “справедливых и разумных оптимумов”. Трудно представить, что грядущие поколения будут в восторге от таких успехов нашей медицины, геронтологии, трансплантации органов, генной инженерии, которые обеспечат живущим мафусаилов век, соответственно сократив их (потомков) шансы появиться на свет. Другая важная проблема, отношение живой системы с ее экологической нишей. Нет четкого понимания того, что утрата экологической ниши означает неизбежную утрату вида. Что нет никакой возможности сохранить исчезающий вид (или воссоздать из криогенных банков гамет исчезнувший вид), если исчезла экологическая ниша этого вида. Сначала нужно создать экологическую нишу, потом уже вид. Думаю, проблемы, связанные с целью экологии, больше заслуживают внимания философов и должны быть более приоритетны для них, чем философия экологического образования. Я же буду обсуждать здесь только один аспект проблемы - эволюционный.

4. Все экологические концепции, при определении цели, исходят из статической картины мира. Считается само собой разумеющимся, что необходимо сохранить, во что бы то ни стало, статус кво - существующее состояние вещей. Температуру, давление, концентрации кислорода, озона, углекислого газа в атмосфере, pH и концентрацию солей в океане, в почве, разнообразие и видовой состав биоценозов и т.д. При этом образовалась система, научно-необоснованных догм, справедливость которых, как это ни странно, ни у кого не вызывает сомнений. Например, считается, что рост концентрации углекислого газа и озона в атмосфере - это плохо; чем больше разнообразие видов, тем лучше; если появляется новый вид - это хорошо, а исчезает, существующий - это плохо и т.д. Совершенно не учитывается, во-первых, фактор эволюции, то обстоятельство, что как среда, так и живые системы непрерывно эволюционируют: эволюционируют виды, одни виды замещают другие, меняется видовой состав ценозов, и т.п. Во-вторых, не учитывается существование регуляторных отрицательных обратных связей, автоматически поддерживающих оптимумы многих важных параметров живой системы и ее экологической ниши, скажем, численность популяции, ее соотношение полов, дисперсию, половой диморфизм, плодовитость, смертность и др. Знание и учет этих регуляторных механизмов позволит нам освободиться от некоторых распространенных экологических мифов-пугал, таких как опасность демографического взрыва, может, потепления климата (СО2) , озоновых дыр и т.д.

5. Я считаю, что правильная экологическая концепция должна исходить из динамической картины мира, учитывать эволюцию как среды, так и живых систем. Исходить из того, что основой философии биологии (живого) был и остается дарвиновский адаптогенез, согласно которому, все начинается с эволюции среды, а эволюция живых систем следует в ответ на нее. Поскольку среда всегда больше системы, то направление эволюции среды диктует направление эволюции живой системы.

6. Но глобальные изменения среды, такие как, смена восстановительной атмосферы земли (CH4 , NH3) на окислительную (О2 , N2 ), ледниковые периоды, извержения вулканов, землетрясения, ураганы, цунами, лесные пожары, эпидемии и т.д., от нас не зависят и мы вынуждены, эволюционируя в нужном направлении, адаптироваться к ним. Стало быть экология должна учитывать направление эволюции, с тем, чтобы экологические усилия были согласованы с ним. Иначе экология рискует “бороться” против эволюции, а это принесет только вред.

7. Поясню, наглядно, эту мысль воображаемой ситуацией. В настоящее время, видимо, следует считать общепризнанным, что на первичной планете была восстановительная атмосфера, состоящая, в основном, из гидридов углерода, азота и кислорода, т.е. из метана, аммиака и воды. Заселяли планету в ту пору, главным образом, примитивные, с малоэффективной энергетикой, анаэробные организмы, для которых, появляющийся в результате жизнедеятельности растений свободный кислород (атмосферный, или растворенный в воде) был губительным ядом. Если анаэробные организмы тогда придерживались бы, как мы сейчас, экологической концепции сохранения, и могли бы предотвратить появление кислорода, то аэробные организмы, т.е. все высшие формы жизни, не смогли бы возникнуть!

8. Следовательно, экологическая концепция должна исходить из динамической картины мира. Не сохранять статус кво, а не препятствовать, а еще лучше, способствовать естественной эволюции. А для этого необходимо, по крайней мере, знать направление эволюции.

9. Существуют три классических источника эволюционных суждений: палеонтология, эмбриология и сравнительная морфология. Все они имеют существенные ограничения. Например, ни один из них не в состоянии определить направление эволюции, самых интересных для нас, сугубо человеческих признаков, таких как, психологические или интеллектуальные. Такую возможность дают, разработанные мной, две, изоморфные между собой, эволюционные теории: половой и латеральной дифференциации [1-3]. В чем суть этих теорий?

10. Поскольку эволюция идет методом “проб и ошибок”, то выгоднее пробовать не на целой системе, а только на ее части. Для этого необходимо разделить систему на две подсистемы и обеспечить их асинхронную эволюцию, так, чтобы одна из них начинала и кончала эволюцию раньше, чем вторая. Временной сдвиг в эволюции подсистем - эволюционный дихронизм - создает эволюционный диморфизм: две формы одного и того же признака: старую и новую, по которым можно определить направление эволюции этого признака. Иными словами, асинхронная эволюция создает между подсистемами две “дистанции”. По хронологической оси: арьергард - авангард. А по морфо-экологической оси: консервативную (удаленную от среды) и оперативную, или экологическую (более тесно контактирующую со средой). Согласно теорий, экологическими подсистемами являются: для половой дифференциации - мужской пол, а для латеральной - левое полушарие мозга и правая сторона тела. Следовательно, предлагаются два новых, мощных инструмента исследования эволюции, два “компаса” эволюции: половой и латеральный диморфизмы.

11. Если говорить о Теории асинхронной эволюции полов (ТАЭП), то в ее рамках были сформулированы десять четких правил, и среди них, специальное Экологическое правило дифференциации полов (ЭПДП). Это правило связывает основные характеристики раздельнополой популяции: соотношение полов (СП, долю мужских особей), дисперсию полов (ДП, отношение разнообразия мужских и женских особей по данному признаку) и половой диморфизм (ПД, отношение среднего генотипа мужских и женских особей по этому признаку), с одной стороны с условиями среды, а с дргой стороны, с эволюционной пластичностью (ЭП) этого признака. В оптимальных, стабильных условиях среды, когда нет необходимости в высокой эволюционной пластичности, основные характеристики уменьшаются и имеют минимальное значение, т.е. падает рождаемость (одновременно и смертность) мальчиков, сокращается их разнообразие и разница между мужским и женским полом. Все это снижает эволюционную пластичность популяции. В экстремальных же условиях, изменчивой среды, когда для быстрой адаптации требуется высокая эволюционная пластичность, идут обратные процессы: растут одновременно рождаемость и смертность (т.е. “оборачиваемость”) мужского пола, его разнообразие, четче становится половой диморфизм. Все это повышает эволюционную пластичность популяции. Следовательно, изменения среды отражаются, прежде всего на экологической подсистеме - на мужском поле. Поэтому резкие изменения половых характеристик популяции - это своего рода сигнал SOS, предупреждающий об экологическом неблагополучии. Можно привести много примеров, подтверждающих эту закономерность. Например. Описано, что у вымирающего племени “генетическая смерть” наступает раньше, чем физическая, так как перед концом в племени рождаются одни мальчики, в результате чего остаются одни мужчины. Живой ископаемой рыбы латимерии было обнаружено всего 22 экземпляра, среди которых оказалась только одна самка! В 70гг., в связи с гибелю Арала, рождаемость мальчиков в Каракалпакии за 10 лет подскочило на целых 5 % ! В те же годы в Литературной газете появилась статья видного нашего демографа Б.Урланиса “Берегите мужчин!”, в которой сообщалось, что средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране на 7,4 года короче, чем женщин. Объяснив эту разницу социальными причинами, в частности наличием женских консультаций и отсутствием - мужских, автор, чтобы выровнять длительности жизни мужчин и женщин, в конце статьи предлагал покрыть всю страну “густой сетью мужских консультаций”! В настоящее время эта разница составляет уже 15 лет! И Россия является рекордсменом по этой характеристике. Она отражает экологическую ситуацию в нашей стране. Но ее ликвидировать нельзя, так как она полезна популяции, иначе за экологическую информацию будет платить женский пол. А этого допустить нельзя.

12. Если в качестве признака рассматривать отношение (реакцию) организма на вредный фактор среды, то ЭПДП можно применить и в области патологии. Любой губительный, в начале, для популяции фактор среды, в результате адаптации, путем отбора и эволюции, постепенно становится всего лишь вредным для нее, потом индиферентным, или безразличным, со временем становится полезным, и в конце концов, необходимым. Такая картина наблюдается при длительном воздействии антибиотиков на бактерии, инсектицидов на насекомых, и других аналогичных ситуациях. Согласно ТАЭП, экологический пол (мужской), будучи эволюционным авангардом популяции, в своем переходе по адаптационному ряду: губительный вредный индиферентный полезный необходимый, опережает женский пол, т.е., в принципе, фактор, который уже стал полезным, или необходимым для мужского пола, может оставаться еще вредным, или губительным - для женского. Поэтому эпидемиологическое соотношение полов (ЭСП) - соотношение больных мужчин и женщин, в приведенном ряду изменяется закономерно. Оно максимально в начале ряда (в губительной стадии адаптации), и падает до минимума - в конце (в стадии необходимости). Стало быть, если по какой либо болезни ЭСП  1 (“мужские” болезни: подагра, рак гортани, языка, пищевода, легких, прямой кишки и т.д.), это значит, что появился новый губительный фактор среды, мужской пол ведет “авангардные бои”, “разведку боем” в поиске новых путей эволюционного развития. Говоря шахматной терминологией, это дебютная фаза партии со средой, которую играет (и жертвует) в основном мужской пол. (Например, по раку гортани, или легких в некоторых странах ЭСП = 25 - 30!). Если ЭСП  1 (мужчины и женщины болеют в равной пропорции), это значит, что фактор среды стал для популяции индиферентным, безразличным, нейтральным. Популяция в целом адаптировалась. При этом, адаптация мужского пола генотипическая, он претерпел соответствующий отбор и приобрел новое распределение генотипов, в то время как адаптация женского пола фенотипическая, модификационная. Она достигается за счет более широкой, чем у мужского пола, нормы реакции. Стало быть, по шкале адаптации: губительный-необходимый, между мужским и женским полом устанавливается определенная “дистанция” (скажем, если фактор среды для мужского пола уже полезный, для женского - еще вредный). Это соответствует миттельшпилю шахматной партии, которую играют оба пола, с той лишь разницей, что мужской пол за новую информацию сражается со средой, с тем, чтобы в дальнейшем передать эту информацию женскому полу, минуя отбор, бескровным (генетическим) путем. Если же ЭСП  1 (“женские”, не гинекологические! болезни: холециститы, ожирение с диабетом, опухоли тироидной железы и др.), оно означает, что фактор среды для мужского пола стал уже полезным или необходимым, а для женского пола он еще продолжает оставаться губительным или вредным (скажем, мужская печень, приобретя соответствующие ферменты, уже “научилась” безболезненно утилизировать калории алкоголя, в то время как женская - еще не имея их, отравляется, и в 10 раз чаще поражается алкогольным циррозом печени). Это соответствует шахматному эндшпилю, которую играет в основном женский пол: “арьергардные бои” при сдаче старых эволюционных позиций.

13. Такая трактовка легко объясняет целый ряд, до того не понятных эпидемиологических явлений и предсказывает новые закономерности. Например, связь между заболеваемостью, тяжестью болезни и ЭСП. Для “мужских” болезней (рак желудка, по многим странам, рак кожи) с ростом заболеваемости ЭСП падает, а для “женских” (эндемический, диффузный токсический зоб, холецистит) наоборот, с ростом заболеваемости ЭСП растет [4]. Из этой закономерности можно сделать некоторые, очень интересные, эпидемиологические выводы. Например, разные значения ЭСП по СПИДу в разных популяциях теория позволяет связать с длительностью “знакомства” данной популяции с этой инфекцией. Если для Азии ЭСП 15, при минимальной численности больных, для Америки и Европы 10, а для Африки 1, при максимуме инфицированных, то теория позволяет считать, что африканский СПИД “старше” американского и европейского , а самый “молодой” СПИД - азиатский. И чем выше ЭСП, тем более тяжелая, форма болезни наблюдается у женщин. Кроме того, высокие значения ЭСП говорят о том, что причину заболевания следует искать в изменениях среды, а саму болезнь следует трактовать как “авангардные бои”. В то время как, низкие значения ЭСП говорят о том, что причину нужно искать в половом диморфизме (признак, который уже есть у мужского пола, но еще нет у женского), а болезнь следует трактовать как “арьергардные бои”. И в этом случае, соответственно, более тяжелая форма болезни наблюдается у мужчин. Иными словами, максимальная заболеваемость имеет место при ЭСП = 1, при этом у обоих полов минимальная тяжесть болезни. А минимальная заболеваемость наблюдается для ЭСП  1 и ЭСП  1 , при этом в обоих случаях у титульного пола (с более высокой заболеваемостью) легче протекает болезнь, т.е. для каждого пола страдать “чужой” болезнью хуже, чем “своей”.

14. Итак, предлагается: (1) новая экологическая концепция, нацеленная не на сохранение статуса кво, а на сохранение возможности естественной эволюции; (2) два новых метода (“компаса”) определения направления эволюции прогрессивных форм: полового диморфизма для раздельнополых и латерального диморфизма для билатеральных; (3) экологическое правило дифференциации полов для нормы, три индикатора качества экологической ниши раздельнополой популяции: СП, ДП, ПД; (4) правила половой и латеральной эпидемиологии для области патологии, связь ЭСП с заболеваемостью и тяжестью болезни.


Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова, Институт человека РАН. Москва.


Литература

1. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека. В: Человек в системе наук. М. : Наука, 1989, с.171-189.

2. Геодакян В.А. Эволюционная теория пола. Природа. 1991, № 8, с. 60-69.

3. Геодакян В.А. Асинхронная асимметрия. Журн.ВНД. 1993. Т.43, № 3, с. 543-561.

4. Большая медицинская энциклопедия. Соответствющие статьи.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconКаковы первые признаки компьютерной зависимости у детей и подростков? Что нужно родителям делать в том случае, если у ребенка проявляются симптомы такого рода з
Синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция и зависимости от компьютерных игр. Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты,...

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconНичего случайного в мире подлунном нет. Во всем, если хорошенько подумать, видны проявления действий сверхразума. Это полностью следует, и отнести к тому миру
По мере увеличения количества используемых камней, люди определили, какой камень следует человеку носить, исходя из того, под каким...

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconЛабораторная диагностика генитальных инфекций
Если в отношении основных венерических болезней (сифилис, гонорея) существуют достаточно твердые диагностические критерии, то в отношении...

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconБлизорукость! Если верить статистическим данным, то только в одной нашей стране миллионы близоруких. А в мире страшно даже произнести, их около миллиарда. Двадцатый век, в который мы рождены, и двадцать первый, где живем и работаем – век науки и техники. На человека обрушился поток самой разнообразн

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках icon5. Рыбчинский Анатолий Вопросы реформирования функций прокуратуры в системе государственных
Подобные реформы затронули и основы деятельности органов прокуратуры. Можно говорить о том, что происходит переосмысление роли прокуратуры...

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconС. К. Шойгу уважаемый гражданин
Мы будем благодарны, если Вы найдете время ознакомиться с этой Памяткой и особенно признательны, если Вы ознакомите с нею Ваших родных,...

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconКурс лекций Мозырь 2004 содержание тема Введение в учебный курс «философии» 4 Лекция Философия как феномен культуры 4 Что такое философия? Специфика философского знания 4

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconЕсли нет в еде порядка, Увлекаться если сладким, Надо всем запомнить впредь – можно тяжко заболеть…

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconВыберите и передайте на первый стол тот смайлик, который определяет ваше отношение к уроку (если понравился урок с улыбкой, если нет злой)

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconУниверсальная схема оказания первой помощи на месте происшествия
Если нет сознания, но есть пульс на сонной артерии повернуть на живот и очистить ротовую полость

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина