Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития icon

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития





НазваниеАнатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития
страница1/15
Дата конвертации06.05.2013
Размер3.47 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




ВВЕДЕНИЕ

Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития.

Целью предмета является изучение строения органов и систем человека, особенностей строения тела человека в сравнении с животными, выявление возрастной, половой и индивидуальной изменчивости анатомических структур, изучение адаптации формы и строения органов к меняющимся условиям функции и существования.

Изучая строение отдельных органов и систем, анатомия рассматривает организм человека как единое целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних факторов на протяжении всей эволюции.

Такое функционально-анатомическое, эволюционное и каузальное (причинное) рассмотрение фактических данных о морфологических особенностях организма человека имеет огромное значение для клиники, так как способствует пониманию природы здорового и больного человека.

Настоящий учебно-методический практикум составлен на основе типовой учебной и рабочей кафедральной программ по анатомии человека с кредитно-модульной системой организации учебного процесса и направлен на оказание помощи студентам и преподавателям в организации и обеспечении наиболее рационального унифицированного подхода к изучению и преподаванию дисциплины по спланхнологии и сердечнососудистой системе.

Он содержит учебно-методические материалы по восьми разделам: анатомии пищеварительной, дыхательной, мочевой, мужской и женской половых, эндокринной систем, сердца и артериальной, венозной, лимфатической и иммунной систем. Отражены актуальность темы, цель обучения, перечень необходимых знаний и умений. Каждая методическая разработка содержит подробный перечень вопросов исходного уровня знаний и контрольные вопросы по узловым моментам, которые студент должен усвоить в процессе подготовки и проведения занятия по данной теме. В разделе «Самостоятельная работа студентов» представлены этапы ее теоретического изучения. Каждый раздел завершается итоговым занятием с подробным перечнем вопросов устного опроса. Тесты и ситуационные задачи для контроля студенты могут найти в изданных методических пособиях кафедры «Спланхнология», «Сердечно-сосудистая система», «Краткий справочник артерий», «Лимфатическая система», «Органы внутренней секреции» а также на WEB-сайте университета.

Электронный или печатный варианты ситуационных задач и тестов студент также может получить индивидуально в кафедральном компьютерном классе. В конце методического пособия прилагается список основной, рекомендуемой и дополнительной литературы.

Учебное пособие рекомендовано к печати ЦМК и редакционно-издательским Советом Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского.


^ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

КОНВЕРТАЦИЯ КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА В ОЦЕНКУ ПО ШКАЛЕ ECTS И ПО ТРАДИЦИОННОЙ (ЧЕТЫРЕХБАЛЬНОЙ) СИСТЕМЕ


Студентов, закончивших изучение анатомии человека, с учетом количества баллов, набранных ими по дисциплине, ранжируют по шкале ЕСTS и традиционной четырехбальной системе следующим образом:


^ Оценка ECTS

Статистический показатель

Оценка по четырехбальной системе

А

^ 200-185 баллов

(наилучшие 10 % студентов)

«5»

В

184-165 баллов

(следующие 25 % студентов)

«4»

С

164-135 баллов

(следующие 30 % студентов)

D

134-110 баллов

(следующие 25 % студентов)

«3»

E

109-88 баллов

(последние 10 % студентов)

FX, F

Неуспевающие студенты

«2»


Ранжирование с присвоением оценок «A», «B», «C», «D», «E» проводят для студентов данного курса, успешно завершивших изучение дисциплины.

Для тех студентов, которые хотят улучшить успеваемость по дисциплине по шкале ECTS, окончательный контроль подготовки осуществляют дополнительно по завершению изучения дисциплины комиссионно в соответствии с конечными и конкретными целями дисциплины.

Оценки FX, F («2») выставляют студентам, которым не засчитан хотя бы один модуль по дисциплине после завершения ее изучения.

Оценку FX выставляют студентам, которые набрали минимальное количество баллов за текущую учебную деятельность, но которым не засчитан хотя бы один итоговый модульный контроль. Эта категория студентов имеет право на пересдачу итогового модульного контроля по утвержденному графику во время каникул не больше двух раз.

Оценку F выставляют студентам, которые посетили все аудиторные занятия модуля, но не набрали минимальное количество баллов за текущую учебную деятельность и не были допущены к итоговому модульному контролю. Эта категория студентов имеет право на повторное изучение модуля.


^ ОЦЕНИВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.


Оценка по дисциплине выставляется лишь тем студентам, которым засчитаны все модули. Студенты, которым не засчитан хотя бы один итоговый модульный контроль, имеют право на его пересдачу по утвержденному графику во время зимних или летних каникул (до 1 июля текущего года) в течение двух недель после завершения учебного года. Повторная сдача итогового модульного контроля разрешается не более двух раз.

Студент, который по двум и более модулям дисциплины получил дважды неудовлетворительные оценки (на итоговом модульном контроле по расписанию группы и на 1-й пересдаче модуля), в конце изучения предмета во время зимних каникул должен сдать комиссии зачет по всему объему дисциплины.


^ Структура оценивания по II модулю


Модуль 2

Спланхнология. Анатомия эндокринной,

сердечно-сосудистой и иммунной системы

Смысловых модулей 8

Тематических занятий 27

Тематические

занятия

Индивидуальная

работа

Итоговый

контроль

Цена 1 занятия – 4 балла.

Максимальное к-во баллов – 108 б.

Минимальное к-во баллов – 54 б.

Максимальное к-во баллов – 12 б.

Максимальное к-во баллов – 80 б.


Минимальное к-во баллов – 50 б.

«5» - 4

«4» - 3

«3» - 1-2

«2» - 0

1-е – 12 б.

2-е – 9 б.

3-е – 7 б.

Участие – 5 б.

Теоретический контроль - 20 б

Практические навыки -60 б

Общая сумма: 108+12+80=200 б.


Примечание:

Максимально возможное количество набранных баллов по модулю – 200. Из них:

108 баллов – текущая успеваемость (сумма за все тематические занятия).

12 баллов – индивидуальная работа (конкурсы УИРС, изготовление натуральных препаратов, предметная олимпиада).

80 баллов – итоговый контроль (тестовый контроль, практические навыки, устный ответ).

Минимальная оценка по модулю – 104 балла. Из них:

54 балла – текущая успеваемость.

50 баллов – итоговый контроль.

Т\к – тестовый контроль.

Пр\н – практические навыки.


^ II. РАСШИРЕННЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

(РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ)

МОДУЛЬ 2

СПЛАНХНОЛОГИЯ.

АНАТОМИЯ ЭНДОКРИННОЙ, СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ИММУННОЙ СИСТЕМ.


Тема 6. Введение в спланхнологию.

Функциональная анатомия пищеварительного тракта.

1. Функциональное значение, классификация, принципы строения внутренних органов.

2. Схема описания внутренних органов.

3. Фило- и онтогенез пищеварительной системы, ее классификация.

4. Типовое строение пищеварительной трубки и его особенности по отделам.

5. Органы полости рта: язык, зубы.

6. Анатомия глотки; лимфоэпителиальное кольцо.

7. Анатомия пищевода, его сужения, топографические особенности по отделам.

8. Морфофункциональные особенности желудка, кишечника по отделам.

9. Морфологические отличия тонкой кишки от толстой.

10.Возрастные особенности, варианты и пороки развития органов пищеварительного тракта.


Тема 7. Железы пищеварительной системы. Брюшина.

1. Классификация пищеварительных желез.

2. Морфофункциональная характеристика крупных желез полости рта.

3. Анатомия печени: топография, строение, особенности кровообращения.

4. Место выработки и пути выведения желчи.

5. Анатомия поджелудочной железы, ее функции.

6. Брюшина, ее строение, образования, ход. Отношение органов к брюшине. Понятие полости брюшины.

7. Возрастные особенности, варианты и пороки развития пищеварительных желез.

8. Клинические методы исследования органов пищеварительной системы.


Тема 8. Функциональная анатомия дыхательной системы.

1. Фило- и онтогенез дыхательной системы.

2. Общий план строения дыхательной системы, ее функции.

3. Морфофункциональная характеристика верхних дыхательных путей.

4. Морфофункциональная характеристика легких, ацинус.

5. Плевра, плевральные мешки.

6. Особенности кровоснабжения легких.

7. Средостение, классификация.

8. Возрастные особенности, варианты и пороки развития органов дыхательной

9. Клинические методы исследования органов дыхательной системы.


Тема 9. Функциональная анатомия мочевой системы.

1. Фило- и онтогенез органов мочевой системы. Аномалии, связанные с развитием.

2. Общий план строения мочевой системы, ее функции.

3.Морфофункциональная характеристика почки: функции, строение, топография, фиксирующий аппарат, структура, особенности кровоснабжения.

4.Строение нефрона, образования первичной и окончательной мочи. Пути выведения мочи.

5. Мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

6. Возрастные особенности, варианты и пороки развития органов мочевой системы.

7. Клинические методы исследования органов мочевой системы.


Тема 10. Функциональная анатомия половой системы. Промежность.

1. Онтогенез мужских и женских половых органов.

2. Строение и функции мужских внутренних половых органов.

3. Строение и функции мужских наружных половых органов.

4. Образование и пути выведения семени.

5. Строение и функции женских внутренних половых органов.

6. Строение и функции женских наружных половых органов.

7. Анатомическое и клиническое понятие промежности.

8. Строение мочеполовой и тазовой диафрагм. Половые отличия.

9. Возрастные особенности, варианты и пороки развития половой системы, методы их

диагностики.

Тема 11. Морфофункциональная характеристика органов эндокринной системы.

1. Филогенез регуляторной функции организма.

2. Морфологические признаки эндокринных органов.

3. Методы исследования деятельности желез (экспериментальные и функциональные).

4. Факторы, влияющие на деятельность эндокринной системы (экзо- и эндогенные).

5. Понятие о гормонах, их классификации.

6. Классификация желез (анатомическая, эволюционная, физиологическая).

7. Схема регуляции эндокринной деятельности желез.

8. Схема описания органов эндокринной системы.

9. Морфофункциональная характеристика различных эндокринных желез. Гипер- и гипофункция желез – их клинические признаки.

10. Понятие о паракринных железах.

11. Возрастные особенности, варианты и пороки развития эндокринных органов,

методы их диагностики.


Тема 12. Функциональная анатомия сердца.

1. Понятие сердечно-сосудистой системы, ее функции.

2. Фило- и онтогенез сердца, его функции.

3. Анатомическое строение сердца, характеристика его полостей, клапанного аппарата. Перикард, перикардиальная полость.

4. Топография сердца.

5. Гистологическое строение стенки сердца.

6. Проводящая система сердца, механизм его работы.

7. Круги кровообращения.

8. Кровоснабжение, венозный отток и иннервация сердца.

9. Возрастные особенности, пороки сердца и их клинические проявления.

10. Клинические методы исследования сердечной деятельности.


Тема 13. Функциональная анатомия сосудистой системы. Артериальная система.

1. Сосудистая система человека, ее части, функции.

2. Фило- и онтогенез главных артериальных стволов кровеносной системы человека.

3. Классификация артерий.

4.Морфофункциональная характеристика артерий разного калибра. Микроциркуляторное русло.

5. Схема описания артерий.

6.Артериальные анастомозы.

7. Понятие о коллатеральном и редуцированном кровообращении.

8. Возрастные особенности, варианты и аномалии артериальных стволов.

9.Клинические методы исследования артериального русла.


Тема 14. Морфофункциональная характеристика венозной системы.

1. Понятие о венах.

2. Фило- и онтогенез вен.

3. Классификации вен.

4. Схема описания вен.

5. Понятие о системах верхней и нижней полых вен и воротной вены.

6. Кава-кавальные и портокавальные анастомозы.

7. Особенности кровообращения плода.

8. Возрастные особенности, варианты и аномалии вен, и их клинические проявления,.

9. Клинические методы исследования венозной системы.


Тема 15. Функциональная анатомия лимфатической и иммунной систем.

1.Общая характеристика лимфатический системы, как части сосудистой системы человека.

2.Фило- и онтогенез лимфатической системы.

3.Возрастные особенности и варианты формирования лимфатического русла и органов иммуногенеза.

4.Функции лимфатической системы.

5. Морфофункциональная характеристика составляющих лимфатической системы:

- особенности лимфатических капилляров, сосудов;

- классификация лимфоузлов, их строение;

- лимфатические стволы, формирование лимфатических протоков;

6.Факторы движения лимфы.

7.Общие принципы лимфооттока от туловища и внутренних органов.

8.Клиническое значение лимфоотока от органов. Пути метастазирования злокачественных новообразований.

9. Понятие об иммунитете. Клеточный и гуморальный иммунитет.

10.Фило- и онтогенез органов иммунной системы.

11.Центральные органы иммуногенеза (костный мозг, тимус).

12.Периферические органы иммуногенеза (лимфатические узлы, миндалины, лимфоидные узелки).

13.Морфофункциональная характеристика селезенки.

14.Современные методы исследования состояния иммунитета и лимфопоэза.


^ III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МОДУЛЬ 2.


СПЛАНХНОЛОГИЯ.

АНАТОМИЯ ЭНДОКРИННОЙ,СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ИММУННОЙ СИСТЕМ.


Смысловой модуль 5. Анатомия пищеварительной системы

Тема 1. Обзор строения пищеварительной системы. Анатомия ротовой полости и ее производных: язык, небо, зубы, десна. Слюнные железы.

Тема 2. Анатомия глотки, пищевода, желудка.

Тема 3. Анатомия кишечника.

Тема 4. Анатомия печени и поджелудочной железы.

Тема 5. Обзор брюшной полости. Анатомия брюшины.


Смысловой модуль 6. Анатомия дыхательной системы.

Тема 6. Обзор строения дыхательной системы. Анатомия наружного носа, носовой полости, придаточных пазух, гортани.

Тема 7. Анатомия трахеи, главных бронхов, легких. Плевра. Средостение.


Смысловой модуль 7. Анатомия мочевой системы.

Тема 8. Анатомия органов мочевой системы.


Смысловой модуль 8. Анатомия мужской и женской половых систем.

Тема 9. Анатомия мужских половых органов.

Тема 10. Анатомия женских половых органов. Промежность.

Смысловой модуль 9. Анатомия органов эндокринной системы.

Тема 11. Анатомия органов эндокринной системы. Тестовый контроль по спланхнологии и эндокринной системе.

Тема12.Закрепление практических навыков и обобщение материала по спланхнологии и эндокринной системе.


Смысловой модуль 10. Анатомия сердца и артериальной системы.

Тема13.Характеристика сердечно-сосудистой системы. Круги кровообращения. Микроциркуляторное русло. Анатомия сердца: топография, внешнее строение.

Тема14. Внутреннее строение, клапаны сердца. Проводящая система сердца. Артерии и вены сердца. Перикард.

Тема 15. Аорта. Ее отделы,ветви дуги аорты.Общая, наружная и внутренняя сонные артерии, их ветви.

Тема 16. Подключичная и подмышечная артерии.

Тема 17. Артерии свободной верхней конечности.

Тема 18. Грудной и брюшной отделы аорты, их ветви.

Тема 19. Подвздошные артерии и их ветви.

Тема 20.Артерии свободной нижней конечности.

Тема 21.Итоговое занятие. Закрепление практических навыков и обобщение материала по анатомии сердца и артериальной системе.


Смысловой модуль 11. Анатомия венозной системы.

Тема 22. Обзор венозной системы. Система верхней полой вены.

Тема 23. Система нижней полой вены. Воротная вена.

Тема 24. Венозные анастомозы. Кровообращение плода.


Смысловой модуль 12. Анатомия лимфатической и иммунной систем.

Тема 25. Анатомия лимфатической и иммунной систем. Селезенка.

Тема 26. Лимфоотток от органов и тканей организма. (Тестовый контроль по венозной, лимфатической и иммунной системам).

Тема 27. Итоговое занятие. Закрепление практических навыков и обобщение материала по анатомии венозной, лимфатической и иммунной системам.

Тема 28. Итоговый контроль усвоения модуля 2.

Вопросы для собеседования по итоговому модульному контролю усвоения теоретических знаний и овладения практическими навыками, тесты, ситуационные задачи можно получить в печатном и электронном вариантах в компьютерном классе или студенческой библиотеке кафедры (или смотри на внутреннем WEB-сайте университета).


^ IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Внутренности (viscera s. splancha) – это органы, залегающие в полостях тела (грудной, брюшной, тазовой). Сюда относятся системы: пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная и половая. Эти органы закладываются в вентральной части тела зародыша. В результате филогенеза органы растительной жизни (внутренности) у высших позвоночных и человека представлены четырьмя трубками, сообщающимися отверстиями с внешним миром: 1) пищеварительная; 2) дыхательная; 3) мочевая; 4) половая.

По строению внутренние органы делятся на паренхиматозные (плотные) и трубчатые (полые). Паренхиматозные органы построены из различной функциональной ткани (паренхимы) и соединительной ткани, образующей остов, или строму. Это - печень, поджелудочная железа, легкие, почки и др. Трубчатые органы (полые) имеют вид трубок большего или меньшего диаметра и длины. К ним относятся пищевод, желудок, кишка, трахея, мочеточники и др. Стенки этих органов состоят из 4-х слоев: слизистой оболочки, подслизистого слоя, мышечной оболочки и соединительнотканной (адвентиции или серозной).

Стенки грудной, брюшной и тазовой полостей выстланы серозными оболочками (плевра, перикард, брюшина), которые переходят также и на большую часть внутренностей, содействуя, отчасти, фиксации их положения.

При изготовлении препаратов внутренних органов необходимо заботиться о сохранении нормальной величины и формы органа, для чего нужно правильно их консервировать. Лучшим способом консервации считается введение консервирующей жидкости в сосудистое русло органа и последующее сохранение органа в этой же жидкости в подвешенном состоянии. При изготовлении препаратов полых внутренних органов (желудок, мочевой пузырь и т.п.) следует внимательно следить за сохранением формы органа. При препаровке следует обращать внимание на характеристику рельефа слизистой оболочки и строение стенки полых органов. По возможности стенку таких органов следует отпрепарировать со ступенчатым обнажением каждого слоя.


^ СМЫСЛОВОЙ МОДУЛЬ 5

АНАТОМИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ТЕМА 1

ОБЗОР СТРОЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

АНАТОМИЯ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫХ:

^ ЯЗЫК, НЕБО, ЗУБЫ, ДЕСНЫ. СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ.


Рассматриваемые вопросы.

Ротовая полость: ее части. Стенки преддверия рта и собственно ротовой полости, их сообщения. Зубы; классификация. Общее строение зубов. Постоянные зубы: их формула, характеристика каждого вида зубов, сроки прорезывания. Молочные зубы: формула, особенности строения, сроки прорезывания. Периодонт, пародонт. Десны. Прикусы, окклюзии. Рентгеноанатомия зубов. Твердое, мягкое небо, их строение. Язык: части, мышцы, сосочки. Малые слюнные железы: классификация, топография, строение. Большие слюнные железы: топография, строение, протоки.


^ Актуальность темы.

Пищеварительная система представляет собой комплекс органов, функция которых заключается в механической и химической обработке пищевых продуктов, всасывании питательных и выделении оставшихся непереваренными составных частей пищи. Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта (канала) и пищеварительных желез. Строение пищеварительного канала определяется качеством пищи, потребляемой человеком. Пищеварительный канал имеет длину 8-10 м и состоит из следующих отделов: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишки.

Полость рта ограничена стенками, образованными различными тканями, содержит в себе мышечный орган – язык, в нее открываются протоки крупных и мелких слюнных желез, поэтому функции полости рта многообразны: механическая обработка пищи, начальное переваривание углеводов, формирование членораздельной речи и др. Многие заболевания ЖКТ связаны с дефектом зубо-челюстного аппарата, замедлением сроков прорезывания зубов, патологическими процессами слюнных желез, нарушением вкусовосприятия.

Патологические виды прикусов приводят к нарушениям артикуляции речи. Воспалительные процессы лимфоидных образований полости рта приводят к снижению иммунной защиты организма. Поэтому знания анатомического строения структур ротовой полости и зубочелюстного аппарата необходимо студентам для последующего усвоения материала на кафедрах стоматологии, отоларингологии, терапии, гастроэнтерологии и др. клинических дисциплин.


^ Учебно-целевые задачи.

Научить студентов находить отделы пищеварительного тракта, и в частности стенки полости рта и ее части (преддверие и собственно полость рта), изучить их строение. Изучить строение и функцию зубочелюстного аппарата, слюнных желез, языка.


Студент должен знать:

1. Латинскую терминологию данной темы.

2. Функции и принципы строения пищеварительной системы.

3. Основные стадии развития пищеварительной системы.

4. Отделы пищеварительного тракта.

5. Строение стенок ротовой полости.

6. Строение и функцию слюнных желез.

7. Строение и функцию языка.

8. Строение и функцию зубо-челюстного аппарата.

9. Виды физиологических и патологических прикусов.

Студент должен уметь:

1. Описать орган по следующей схеме:

– русское, латинское (греческое) название;

– источник развития;

– топография (голо-, скелето-, синтопия);

– внешние морфологические данные: форма, конфигурация, размеры, плотность (консистенция, масса);

– анатомическое строение: части, отделы, края, поверхности, полюса, борозды;

– гистологическое строение (структурные элементы – доли, сегменты, дольки, ацинусы и др.);

– функция, данные прижизненных методов исследования: рентгеноанатомия, УЗИ, компьютерная и магнитно-резонансная томография;

2. Назвать и показать стенки ротовой полости на сагиттальном распиле головы и черепе.

3. Показать все образования ротовой полости на сагиттальном распиле головы.

4. Находить отверстия выводных протоков крупных слюнных желез.

5. По характерным признакам определить виды зубов и принадлежность их к правой или левой половине альвеолярной дуги.


^ Самостоятельная работа студентов.

В течение самостоятельной работы студенты с помощью атласа, учебника, таблиц, черепа и влажного препарата изучают общий план строения пищеварительной системы, ее функции, источник и стадии развития. Затем переходят к изучению начального отдела ЖКТ – полости рта, зубов и слюнных желез. Определяют, что ротовая полость состоит из двух частей: преддверия, ограниченного снаружи губами и щеками и изнутри зубами и деснами и собственно ротовой полости, имеющей пять стенок:

Стенки собственно ротовой полости:

1. Верхняя – небо (твердое и мягкое)

2. Нижняя – диафрагма рта.

3. Передняя и боковые – десны и зубные ряды.

4. Задняя – зев, который сверху ограничен небной занавеской, снизу – корнем языка, по бокам – небно-язычными дужками, за которыми залегают небные миндалины.

Твердое небо составляет передние 2/3 верхней стенки и образовано сросшимися между собой небными отростками верхних челюстей и горизонтальными пластинками небных костей.

Мягкое небо, которое образует заднюю треть верхней стенки ротовой полости, образовано складкой слизистой оболочки с залегающими в ней мышцами. Мышцы мягкого неба: небно-глоточная, небно-язычная, поднимающая небную занавеску, напрягающая небную занавеску, язычок.

Затем студенты изучают зубы, которые являются окостеневшими сосочками слизистой оболочки и служат для механической обработки пищи. Студенты узнают, что зуб состоит из коронки, шейки и корня.

Полость зуба заполнена мягкой тканью – пульпой. Твердая часть зуба образована дентином, который покрыт эмалью (в области коронки) или цементом (корень). Соединительная ткань, окружающая корень и обеспечивающая фиксацию зуба в альвеоле, называется периодонтом. Все ткани, окружающие шейку и корень зуба, с включением десны, альвеолы и образующий ее участок альвеолярного отростка челюсти рассматриваются как цельная анатомическая и функциональная система под названием парадонт.

Зубочелюстной сегмент включает: 1) зуб; 2) зубную альвеолу и прилегающую к ней часть челюсти, покрытую слизистой оболочкой; 3) связочный аппарат, фиксирующий зуб к альвеоле; 4) сосуды и нервы.

Студент знакомится с различными видами зубов: резцами, клыками, малыми и большими коренными зубами. Определяет их характерные особенности. Изучает формулы молочных (2102) и постоянных (2123) зубов. Обращает внимание на сроки прорезывания и смены зубов. Необходимо обратить внимание на поверхности зубной коронки. Их пять: вестибулярная, язычная, контактная (мезиальная и дистальная) и жевательная для коренных зубов (для резцов и клыков - это резцовый край).

Для установления принадлежности зуба к правой или левой половине альвеолярной дуги служат три признака зуба: признак корня, угла коронки и кривизны коронки. Для определения принадлежности зуба к верхней или нижней челюсти используют форму зубной коронки и количество корней зуба.

Положение зубных рядов при их смыкании называется окклюзией.

Положение зубных дуг в центральной окклюзии (срединное смыкание зубных рядов) называется прикусом. Существуют физиологические и патологические виды прикусов. К физиологическим прикусам относятся: ортогнатия, прогения, бипрогнатия и прямой. К патологическим - крайние степени физиологических прикусов (прогнатии и прогении), а также открытый, закрытый и перекрестный прикусы.

При изучении строения языка студент должен знать его части: корень, с помощью которого язык прикреплен к нижней челюсти и подъязычной кости, тело и верхушка. Язык – это мышечный орган. Мышцы делятся на две группы: собственные (верхняя и нижняя продольные, вертикальная и поперечная) и имеющие скелетное прикрепление (шилоязычная, подбородочно-язычная и подъязычно-язычная). Одна из основных функций языка – это распознавание вкусовых особенностей пищи.

Этот процесс осуществляют сосочки языка.

Тактильные:1.Нитевидные; 2. Конусовидные.

Вкусовые:3.Грибовидные; 4. Желобовидные; 5. Листовидные.

Нужно знать преимущественную локализацию сосочков (топографию) на языке. Лимфоидное образование заднего отдела спинки языка образует язычную миндалину. В полость рта открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных (серозных), поднижнечелюстных (смешанных) и подъязычных (слизистых). По своему строению околоушная железа является сложной альвеолярной, поднижнечелюстная и подъязычная – сложными альвеолярно-трубчатыми. На влажном препарате студент учится находить выводные протоки этих желез, препарировать мышцы языка, мягкого неба, слюнные железы.

По мере рассмотрения материала студент осваивает правильное произношение латинских и греческих терминов.


^ Особенности детского возраста.

У новорожденных в области угла рта и по заднему краю красной каймы губ имеются особые выросты – эпителиальные ворсинки, которые способствуют удержанию соска матери. В толще щек у ребенка имеются значительное скопление жировой ткани, так называемое жировое тело щеки, которое уменьшает воздействие атмосферного давления на нее во время акта сосания. Слизистая оболочка твердого неба бедна железами.

Молочные зубы у ребенка появляются на 6-8 месяце в следующей последовательности: медиальные резцы, латеральные резцы (7-9 месяцев), первые коренные (12-15 месяцев), клыки (16-20 месяцев), вторые коренные (20-24 месяцев). Молочных зубов всего 20. Их зубная формула 2012/2102. Молочные зубы меньше размерами, имеют меньше бугорков и расходящиеся корни, между которыми лежат зачатки постоянных зубов.

Смена молочных зубов на постоянные начинается с 6-ти лет. Она заканчивается заменой каждого молочного зуба постоянным и прорезывании новых добавочных зубов. К 12-13 годам прорезывание постоянных зубов заканчивается, за исключением третьего коренного зуба (зуб мудрости), который прорезывается к 18-20 годам.

Язык занимает всю полость, выступая в преддверие рта. Сосочки хорошо выражены, язычная миндалина развита слабо. Слюнные железы развиты тоже слабо. Их интенсивный рост начинается после 4-х месяцев в течение первых двух лет жизни.

Небные миндалины относительно больших размеров, выступают из миндальных ямок.


Вопросы итогового контроля:

1. Назовите отделы ЖКТ, источники их развития.

2. Назовите стенки преддверия рта и собственно ротовой полости.

3. Назовите мышцы мягкого неба.

4. Опишите строение зуба, перечислите поверхности зубной коронки.

5. Охарактеризуйте молочные и постоянные зубы, их формулы и сроки прорезывания.

6. Охарактеризуйте физиологические и патологические виды прикусов.

7. Назовите слюнные железы, их локализацию и функции, гистология, строение.

8. Расскажите строение языка и его функции. Мышцы языка.

9. Особенности детского возраста.

10. Охарактеризуйте аномалии и пороки развития.

11. Обзорная оценка результатов клинических методов исследования.


Программа самостоятельной подготовки.


Учебные задания

Конкретизация заданий

1. Изучение общей характеристики пищеварительной системы.

1. Стадии развития пищеварительной системы.

2. Изучить все отделы пищеварительного тракта.

2. Изучение стенок полости рта.

1. Найти верхнюю, нижнюю, заднюю, переднюю и боковые стенки преддверия рта и собственно полости рта, рассмотреть их строение.

3. Изучение зубов.

1. Изучить строение зуба, его части, твёрдую основу зуба.

2. Определить виды зубов и их характерные особенности.

3. Изучить поверхности коронки.

4. Перечислить составные части зубочелюстного сегмента.

5. Написать формулу молочных и постоянных зубов.

6. Описать физиологические и патологические виды прикусов.

4. Изучение языка.

1. Изучить анатомию языка.

2. Изучить строение слизистой оболочки языка.

3. Изучить мышцы языка.

5. Изучение слюнных желёз.

1. Определить местоположение малых и крупных слюнных желёз.

2. Найти отверстия выводных протоков крупных слюнных желёз.

По всем пунктам самостоятельной подготовки сделать записи в рабочих тетрадях (написать словарь анатомических терминов, зарисовать схемы мышц языка, зубов, крупных слюнных желез).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития iconАнатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития iconАнатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития iconГр. Anatemno-рассекаю это наука, которая изучает строение и форму тела человека, всех его частей и органов в связи с их функцией, развитием и влиянием на н

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития iconТест: «органы чувств» Как называется наука, изучающая работу органов человека: а физиология
Кожа не просто покрытие человека, это активный (орган) с многообразными функциями

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития iconПояснительная записка Анатомия человека наука о строении тела человека, его органов и систем
П. Г. Пивченко, зав кафедрой нормальной анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», д-р...

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития iconПояснительная записка Анатомия человека наука о строении тела человека, его органов и систем
П. Г. Пивченко, зав кафедрой нормальной анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», д-р...

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития iconПрактическая работа №2 Тема: «Строение и функции скелета человека»
Цель: выявить особенности строения скелета человека в связи с выполняемыми функциями

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития iconИтоговый тест по биологии. 8 класс Анатомия-наука, изучающая строение организма, его органов и систем органов

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития iconНаука, изучающая закономерности развития и течения патологического процесса (отравления), вызванного воздействием на организм человека или животных ядовитых ве

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития iconТема: Общая остеология. Обзор скелета. Понятие о плоскостях. Начальная терминология Анатомия наука который изучает строение человеческого организма, принципы его развития, функцию органов во взаимодействии с внешней средой

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина