Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея icon

Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея





НазваниеУчебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея
страница1/4
Дата конвертации16.04.2013
Размер0.55 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4
Д.Л. Белоусов


ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ

ОРГАНОВ


Учебное пособие по общей биологии

для учащихся 11 класса

естественнонаучного лицея





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №13»


Д.Л. Белоусов


ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ

ОРГАНОВ


Учебное пособие по общей биологии

для учащихся 11 класса

естественнонаучного лицея


Троицк, 2009 г.


ББК 28.0 я7

УДК 373.167.1:57

Б 47


Белоусов Д.Л. Эволюция систем органов. Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея. - Троицк, 2009. – 40 с.: ил.


В пособии содержатся фактические материалы, необходимые для изучения сложного раздела «Общей биологии» - эволюции животного мира. Все темы пособия нацелены на развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках. Контрольно-обобщающий тест, представленный в конце пособия, позволит качественно проконтролировать усвоение учебного материала.


Одобрено и рекомендовано к изданию методической комиссией естественнонаучной кафедры МОУ «Лицей №13»


Рецензент: Бурков П.В., кандидат ветеринарных наук, доцент УГАВМ

Введение.

В данной работе дается краткий сравнительный обзор основных систем органов животных, так как способность живых существ к жизни в различных условиях внешней среды является результатом эволюции их систем органов.

Сравнительное изучение систем органов помогает раскрыть конкретные пути эволюции органического мира и объяснить особенности строения тела основных типов животных. Данные сравнительной анатомии выявляют родственные связи между различными группами организмов и основные направления эволюции.

^
Работа рассчитана на самостоятельную работу учащихся на уроке.

Методические указания.

Пособие состоит из 9 параграфов, каждый из которых содержит сравнительный обзор одной из систем органов у различных типов животных. В конце параграфа приводятся задания для самостоятельной работы, которые предусматривают изучение текста и рисунков параграфа, заполнение таблиц сравнительной характеристики систем органов, выполнение рисунков. После задания приведены вопросы для самоконтроля, на которые необходимо давать письменные ответы в тетради. В качестве дополнительного учебного пособия рекомендуется использовать учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000.- §36 – 45.

Контроль за степенью усвоения учебного материала осуществляется в виде устного опроса и регулярных проверок тетрадей.

В конце изучения раздела «Эволюция систем органов» приводится зачетный тестовый контроль, содержащий 20 вопросов (см. приложение).
^

§1. Сравнительный обзор покровов тела.


Покрову тела выполняют роль защиты от вредных воздействий, функцию восприятия раздражений, а также принимают участие в обмене веществ, нередко являясь дополнительным органом дыхания и выделения. Они образованы эпидермисом эктодермального происхождения и соединительной тканью, являющейся производным мезодермы.

У беспозвоночных покровы тела образованны преимущественно эктодермой и ее производными. Эволюция шла от мерцательного эпителия (как у турбеллярий, у которых он выполняет функцию примитивных органов движения) к плоскому, лишенному мерцательных выростов (сосальщики, ленточные, круглые, кольчатые черви).

У некоторых беспозвоночных поверхностный слой эпителия приобретает строение более или менее плотной кутикулы. У членистоногих тело покрыто толстым слоем хитинизированной кутикулы. Пропитывание хитина известью привело к образованию плотного панциря (ракообразные).

В эпидермисе обычно рассеяны железы (одно - и многоклеточные), которые при раздражении могут погружаться в подлежащую массу ткани, сохраняя в эпидермисе суженный выводной канал.

Соединительно-тканный слой кожи у беспозвоночных не очень развит. Исключение составляют иглокожие.

Характерная черта хордовых - наличие в коже двух слоев: верхнего (эктодермального) эпидермиса и нижнего (мезодермального) - кориума. Эволюция кожных покровов у хордовых шла по пути перехода от однослойного эпителия к многослойному.

У ланцетника тело покрыто однослойным эктодермальным цилиндрическим эпителием и кутикулой. Под эпидермисом лежит тонкая опорная пластинка, а под ней слабовыраженный слой студенистой соединительной ткани.

Эпидермис, в свою очередь, делится на два слоя. Нижний, камбиальный, служит для воспроизведения новых слоев клеток, верхний выполняет защитную функцию. Верхний слой, у большинства наземных форм, за счет ороговевших клеток образует роговые щитки, чешуйки, перья, волосы, ногти, когти, копыта и полые рога.

Задание:

1) Прочитайте параграф (§36 учебника). 2) Заполните соответствующую графу таблицы №1: «Сравнительная характеристика строения систем органов основных типов животных» (сводная таблица)

Таблица №1

Основные типы и классы животных

Системы органов

Покровы тела

Скелет

Кровеносная

Дыхательная

Пищеварительная

Выделительная

Нервная

Эндокринная




























Таблицу сделайте на развороте двух страниц.

^ Подумайте и ответьте (ответы записать тетрадь): 1) Что характерно для покрова хордовых? 2) Чем покрыто тело членистоногих? 3) Какова причина развития в коже земноводных многочисленных желез? 4) Назовите производные эпидермиса: а) у птиц; б) у млекопитающих. 5) Чем отличается эпидермис млекопитающих от птиц? 6) Назовите основные черты эволюции покровов тела?

^

§2. Сравнительный обзор строения скелета.


Опорные образования, придающие телу беспозвоночных определенную форму, чрезвычайно разнообразны и могут иметь как мезо-, так и экто- и энтодермальное происхождение.

Огромная группа одноклеточных живых существ для передвижения используют жгутики. Короткие и многочисленные жгутики называются ресничками. У инфузорий их число превышает 10 тыс. Иначе, чем жгутиковые, движется амёба. Выдвигая ложноножки (временные выпячивания на теле клетки) по направлению движения, она плавно «перетекает» с места на место.

Эпителиально-мускульные клетки кишечнополостных содержат мышечные волокна. Гидра может медленно передвигаться с места на место, поочерёдно «ступая» то подошвой, то щупальцами. Такое движение можно сравнить с медленным кувырканием через голову. Для медуз характерен реактивный способ движения, при котором перемещение осуществляется за счет выталкивания воды из-под купола при сокращении стенок зонтика.

Покровы тела плоских червей покрыты ресничками, благодаря которым они могут передвигаться. Под кожными покровами располагаются несколько слоёв мышц . Тело круглых червей одето снаружи плотной многослойной оболочкой, под которой находится сросшийся с ней слой мышц. Эти мышцы только продольные, поэтому черви могут изгибать свое тело, но не способны втягивать или укорачивать его. Способ передвижения - круговые движения. Тело кольчатых червей, в отличие от круглых червей, поделено кольцевыми перетяжками на 100-180 члеников. На каждом членике сидят маленькие упругие щетинки, которыми червь цепляется при движении за неровности почвы. Способ передвижения - поочерёдное сокращение кольцевых и продольных мышц: при сокращении кольцевых мышц тело червя становится длинным и тонким, а при сокращении продольных - укорачивается и утолщается.

У брюхоногих моллюсков мускулистая нога занимает всю брюшную сторону тела. Скользя подошвой ноги по водным предметам, осуществляет передвижение. Двустворчатые моллюски имеют клиновидную ногу. При передвижении двустворчатые выдвигают вперед ногу и закрепляются ею в грунте, а затем подтягивает тело. Головоногие используют реактивный способ перемещения, путём засасывания и выталкивания воды ( до 50 км/ч.).

Органы и структуры движения у членистоногих представлены членистыми конечностями, крыльями, плавательными конечностями, поперечно-полосатыми мышцами. У ракообразных 5 пар ходильных ног; у паукообразных – 4 пары, а у насекомых – 3 пары ходильных ног и 2 пары крыльев.

Хитиновый панцирь членистоногих является не только защитным образованием, но и местом прикрепления мускулатуры.

Скелет позвоночных образован костной тканью и делится на осевой скелет (позвоночник), скелет головы, скелет передних и задних конечностей и их поясов. Функция скелета хордовых заключается, во-первых, в защите органов от механических воздействий и, во-вторых, в том, чтобы служить опорой для органов передвижения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея iconД. Л. Белоусов, учитель биологии моу «Лицей №13», г. Троицк, Челябинской области
Тема: Обобщение опыта развития теоретического естественнонаучного мышления учащихся в условиях новой концепции биологического образования...

Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея iconАвторская программа Александровой Анны Викторовны гоу спо «Курганский педагогический колледж» Учебное пособие
Учебное пособие: Анатомия и физиология детей и подростков: учеб пособие для студ пед вузов / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. 5-е изд.,...

Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея iconУчебное пособие для студентов лечебного, медико-профилактического факультетов и факультета иностранных учащихся медицинских вузов Санкт-Петербург

Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея iconЭлектронное учебное пособие «Внутренняя среда организма. Кровь» это совокупность теоретического и практического материала. Данное учебное пособие может использоваться студентами всех специальностей для самостоятельного изучения раздела

Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея iconКонспект интегрированного урока по биологии и физкультуре для 8 класса Этот урок был разработан и проведён в сотрудничестве с учителем биологии Е. Ю косьяновой

Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея iconУчебное пособие для студентов заочного отделения Факультета менеджмента и высшего сестринского образования Казань, 2002
Учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения студентами заочного отделения факультета мвсо, а также может использоваться...

Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея iconЭкзаменационные билеты по биологии для 9 класса (2006 г.)

Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея iconУчебного курса, предмета по биологии для 8-го класса

Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея iconЭкзаменационные вопросы по анатомии для учащихся 9-го медицинского класса для подготовки к сдаче экзаменов зимней сессии 2011г

Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея iconПрограмма элективного курса «анатомия и физиология человека» для учащихся 10 класса

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина