Программа и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 4 курса, специальность «лечебное дело» icon

Программа и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 4 курса, специальность «лечебное дело»





НазваниеПрограмма и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 4 курса, специальность «лечебное дело»
страница1/5
Дата конвертации12.04.2013
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
Программа и контрольные вопросы

к практическим занятиям

по топографической анатомии и оперативной хирургии

для студентов 4 курса,

специальность «лечебное дело»


Топографическая анатомия

и оперативная хирургия головы

Занятие № 1

Общие данные


Границы. Отделы.

Мозговой отдел головы


Свод и основание черепа. Деление свода на области (топографо-анатоми­ческая и клиническая классификации).

Топография лобно-теменно-затылочной области


Границы. Слои. Сосуды и нервы, особенности их топографии. Характер кровотечения при ранении мягких тканей. Три слоя клетчатки. Прикладное значение особенностей ее строения и расположения. Скальпированные раны. Костная основа области. Толщина и строение костей. Особенности кровотечения из них. Три яруса вен свода черепа. Физиологическое и прикладное значение связей между ними.

Топография височной области


Границы. Слои. Сосуды и нервы. Слои жировой клетчатки и их связи с соседними областями. Особенности строения чешуи височной кости. Топография средней артерии твердой мозговой оболочки, ее ветвей. Эпидуральные гематомы.

Схема черепно-мозговой топографии Крëнлейна


Проекция роландовой и сильвиевой борозд, средней артерии твердой мозговой оболочки и ее ветвей. Стереотаксический метод энцефалографии.

Оболочки головного мозга


Оболочки головного мозга (твердая, паутинная и мягкая). Пазухи твердой мозговой оболочки.

^ Операции на черепе и головном мозге

Принципы первичной хирургической обработки черепно-мозговых ранений


Подготовка больного. Выбор разреза, направление его, глубина. Приемы остановки кровотечения.

Техника операции. Разрез мягких тканей. Обработка костной раны. Характер повреждения наружной и внутренней пластинок кости. Объем хирургического вмешательства при непроникающих и проникающих ранениях черепа. Приемы, рекомендуемые для удаления мозгового детрита, кровяных сгустков, мелких инородных тел. Ушивание раны при непроникающих и проникающих ранениях.

Общие принципы трепанации свода черепа


Методы трепанации. Способы костнопластической трепанации, их сравнительная оценка.

Техника костнопластической трепанации черепа


Форма выкраиваемого лоскута, направление его основания. Глубина разреза. Состав первого лоскута в лобно-теменно-затылочной и височной областях. Выкраивание второго лоскута. Состав его в лобно-теменно-затылочной и височной областях. Техника собственно трепанации. Специальный инструментарий. Преимущества использования проволочной пилы. Приемы остановки кровотечения из диплоэтических вен. Способы рассечения твердой мозговой оболочки. Методы остановки кровотечения при ранениях средней артерии твердой мозговой оболочки, венозных синусов и сосудов мозга.

Декомпрессивная трепанация черепа


Показания. Цель операции. Место выполнения трепанации. Техника операции по Кушингу. Форма разреза кожи, височной фасции и мышцы. Размеры скелетирования кости. Метод трепанации черепа. Люмбальная пункция (причины обязательности ее выполнения). Форма разреза твердой мозговой оболочки. Ушиваемые ткани.

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Перечислите области свода черепа.

  2. Укажите границы лобно-теменно-затылочной области.

  3. Назовите три слоя клетчатки лобно-теменно-затылочной области.

  4. Какой слой клетчатки лобно-теменно-затылочной области пронизан фиброзными перемычками?

  5. Чем обусловлена возможность образования скальпированных ран свода черепа?

  6. В каком слое проходят и какое направление имеют сосуды и нервы свода черепа?

  7. Перечислите сосуды и нервы:

а) лобной области;

б) теменной области;

в) затылочной области.

  1. Чем обусловлена интенсивность кровотечения при ранении мягких тканей свода черепа?

  2. В каком слое свода черепа гематомы:

а) набухают в виде "шишки";

б) носят распространенный характер;

в) имеют форму кости?

  1. Назовите три яруса вен свода черепа.

  2. Какие постоянные венозные выпускники связывают внечерепную систему вен:

а) с верхним сагиттальным синусом;

б) с поперечным или сигмовидным синусом?

  1. Почему при воспалительных процессах мягких тканей свода черепа инфекция может перейти на мозговые оболочки?

  2. Укажите границы височной области.

  3. Назовите три слоя клетчатки височной области.

  4. Какой слой клетчатки височной области:

а) замкнутый;

б) сообщается с клетчаткой подвисочной ямки и лица?

  1. Назовите основной сосудисто-нервный пучок височной области.

  2. В точках пересечения каких линий схемы Крëнлейна проецируется:

а) ствол средней оболочечной артерии;

б) передняя ветвь средней оболочечной артерии;

в) задняя ветвь средней оболочечной артерии?

  1. Как проецируются по схеме Крëнлейна:

а) роландова борозда;

б) сильвиева борозда?

  1. Каковы особенности анатомического строения чешуи височной кости?

  2. Назовите особенности топографии средней оболочечной артерии в полости черепа.

  3. Почему ушибы височной области часто сопровождаются образованием внутричерепных гематом?

  4. В какую венозную пазуху впадает большая вена мозга (вена Галена)?

  5. В какую пазуху впадают глазничные вены?

  6. Как проецируются на своде черепа:

а) верхняя сагиттальная пазуха;

б) поперечные пазухи;

в) место слияния венозных пазух?

  1. Какие ранения головы относятся к проникающим?

  2. Перечислите методы вскрытия полости черепа.

  3. При каком костнопластическом способе трепанации выкраиваются два раздельных лоскута? Каков их состав в разных областях?

  4. Почему при трепанации черепа по Кушингу твердая мозговая оболочка не зашивается?

  5. Как останавливается кровотечение:

а) из мягких тканей;

б) из кости;

в) из сосудов твердой мозговой оболочки;

г) из сосудов мозга?

  1. Перечислите способы остановки кровотечения из венозных пазух:

а) сохраняющие просвет синуса;

б) ликвидирующие просвет синуса.

Занятие № 2

Лицевой отдел головы

Общие данные


Области. Боковая область лица и составляющие ее области. Слои. Кровоснабжение лица. Вены лица (поверхностная и глубокая сети; составляющие их вены). Важнейшие венозные анастомозы и их прикладное значение.

Лимфатические сосуды лица. Регионарные лимфатические узлы.

Двигательные нервы. Лицевой нерв (его топография, ветви). Третья ветвь тройничного нерва (двигательные ветви).

Иннервация кожи лица. Проекция костных отверстий.

Топография щечной области


Границы. Слои. Связь подкожной жировой клетчатки через жировой комок Биша с соседними областями. Мимические мышцы. Кровеносные сосуды и нервы.

Топография околоушно-жевательной области


Границы. Слои. Собственная фасция, ее топография. Строение капсулы околоушной железы. Положение железы, ложе. Слабые места в капсуле железы. Топография сосудов и нервов, проходящих в толще железы (прикладное значение). Топография выводного протока железы.

Топография глубокой области лица


Анатомическое понятие области. Костная основа ее. Клетчаточные промежутки; мышцы, их образующие; содержимое (сосуды и нервы). Прикладное значение сосудов и нервов в стоматологической практике.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 4 курса, специальность «лечебное дело» iconПрограмма и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 3 курса, специальность «Лечебное дело»

Программа и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 4 курса, специальность «лечебное дело» iconПрограмма и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 4 курса, специальность «Педиатрия»

Программа и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 4 курса, специальность «лечебное дело» iconПрограмма и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 3 курса, специальность «Педиатрия»

Программа и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 4 курса, специальность «лечебное дело» iconТемы для самостоятельной работы по топографической анатомии и оперативной хирургии специальность «Лечебное дело»

Программа и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 4 курса, специальность «лечебное дело» iconМетодические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета Донецк, 2012

Программа и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 4 курса, специальность «лечебное дело» iconЭкзаменационные вопросы по топографической анатомии и оперативной хирургии раздел 1
Краткие сведения о развитии топографической анатомии и оперативной хирургии. Выдающиеся отечественные представители этих дисциплин....

Программа и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 4 курса, специальность «лечебное дело» iconВопросы к зачету по оперативной хирургии и топографической анатомии для студентов 2 курса

Программа и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 4 курса, специальность «лечебное дело» iconКонтрольные тесты По курсу оперативной хирургии и топографической анатомии для студентов педиатрического факультета Ставрополь 2010

Программа и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 4 курса, специальность «лечебное дело» iconКонтрольные тесты По курсу оперативной хирургии и топографической анатомии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2004

Программа и контрольные вопросы к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 4 курса, специальность «лечебное дело» iconПрограмма-план практических занятий по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 2-го курса стоматологического факультета на весенний семестр практическое занятие №1

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина