Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека фтд для специальности 030301. 65 «Психология» факультет icon

Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека фтд для специальности 030301. 65 «Психология» факультет





Скачать 150.68 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека фтд для специальности 030301. 65 «Психология» факультет
Дата конвертации11.04.2013
Размер150.68 Kb.
ТипРабочая программа
Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Университет Российской академии образования

Челябинский филиал


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Отделение психологии


КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета Директор ЧФ УРАО


________________ Цеунов К.С. _______________Усов В.А.

"___" ____________2007г. "___" _____________ 2007г


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


дисциплины АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА____________ ФТД.. 00.


для специальности ______030301.65 «Психология»_______________________________________________

факультет ______ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ_________________________________________________________


кафедра- разработчик ____КЛИНИЧЕСКОЙ^ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ_______________


Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению подготовки специальности ________030301.65 «Психология»___________________________________________________


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социальной психологии

протокол № 1 от "27"сентября 2007 г.


Зав. кафедрой разработчика Горшенина Е.И.


Разработчик программы, преподаватель доктор медицинских наук Буйков В.А.


Челябинск

2007

Анатомия и физиологи человека

Введение


Анатомия и физиология человека относятся к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки психологов, медицинских психологов и врачей.

Анатомия – это наука, которая изучает форму и строение организма, в связи с его функциями, развитием и под воздействием окружающей среды.

Физиология – это наука о закономерных процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма.

Анатомия и физиология человека тесно связана со всеми медицинскими дисциплинами, являясь их основным этапом познания человека в онтогенезе.

Строение тела человека по системам изучает нормальная анатомия.

Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой со скелетом изучает топографическая анатомия.

Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а так же топографию органов связи с необходимостью объяснения особенности телосложения и строение тела человека в зависимости от его возраста.

Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений – общую, специальную и прикладную физиологию.

Общая физиология включает введение, которых касаются основные жизненные процессы, общих направлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирование организма (раздражение, возбуждение, торможение) и его структур на воздействие среды.

Специальная физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечная, нервная и т.д.), органов (печение, сердца, почек и др. ), закономерности объединения их в системе (система дыхания, пищеварения, кровообращения и др.).

Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи ее специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

Физиологию условно принято разделять на нормальную и патологическую. Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивости организма.

Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выявляет общие закономерности появления и развития патологических процессов в орган змее, а так же механизмы выздоровления и реабилитации.


    1. Изучив курс анатомии и физиологии, студенты должны освоить и оперировать основными данными этих основополагающих медицинских дисциплин. Должны знать роль всех анатомических и физиологических образований в жизнедеятельности человека. Последовательно, по мере усвоения деятельности человеческого организма предусматривается рассмотрение от отдельных органов до систем и сигналов.

    2. Требование к уровню подготовки для освоения дисциплины.

Знание по общим анатомо-физиологическим учениям. Информированность студентов по поводу деятельности основных органов и систем, к усвоениям их роли в жизнедеятельности человека на разных этапах его развития.


II. Объем дисциплины

Виды учебной работы

^ Слушатели: студенты очного и заочного форм образования.

Курсы: 1 и 2.


Таблица 1.

Очная форма обучения

Виды учебной работы

Распределение по семестрам

1 семестр

2 семестр

аудиторные часы, в т.ч.

34




- лекции

28




- семинары, практические занятия

6




Виды итогового контроля (экзамен, зачет)

Зачет - 2






Таблица 2


Заочное образование

Виды учебной работы

Распределение по семестрам

1 семестр

2 семестр

студиторные часы, в т.ч.

14




- лекции

8




- семинары, практические занятия

4




Виды итогового контроля (экзамен, зачет)

Зачет - 2






3. Содержание дисциплины «Анатомия и физиология соматической сферы человека»


3.1. Раздел дисциплины и объем занятий по очной форме обучения


Таблица 3.





Наименование темы

Лекции

Практ.

занятия

1

2

3

4

Тема 1

Органы, системы и аппараты органов. Строение клетки. Ткани. Кровь

2




Тема 2

Костная система человека. Виды костей. Скелет туловища. Скелет головы. Кости конечностей.

2




Тема 3

Мышечная система человека. Строение мышц. Физиология мышц.

2




Тема 4

Пищеварительная система. Железы желудочно–пищеварительного тракта. Их роль.

2




Тема 5

Дыхательная система. Газообмен в легких.

2




Тема 6

Мочеполовая система. Физиология образования мочи.

2




Тема 7

Сердечно-сосудистая система. Работа сердца.

2

2

Тема 8

Сосуды малого кровообращения. Сосуды большого круга кровообращения. Лимфатическая система.

2




Тема 9

Эндокринная система. Роль и функции.

2




Тема 10

Органы чувств человека. Зрительный анализатор.

2




Тема 11

Органы чувств человека. Слуховой анализатор. Обоняние и вкусовой анализатор.

2




Тема 12

Кожа. Тактильная, температурная чувствительностью

2




Тема 13

Иммунная система. Ее роль в жизнедеятельности человека.

2

2

Тема 14

Физиологические особенности деятельности желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.

2

2


IV. Тематика лекционного материала (очное образование).

Тема 1–2часа.

Предмет «анатомия и физиология». Задачи изучения. Что изучает анатомия и физиология? Что такое топографическиая, пластическая и патологическая анатомия? Что изучает общая и частная физиология? Что такое прикладная физиология? Что такое нормальная и патологическая физиология?


Тема 2–2часа.

Органы, система и аппараты органов. Общая характеристика особенности строения, роста и развития человека. Строение клетки. Ткани (эпиталиальная, соединительная, мышечная и нервная). Кровь. Функции крови. Состав крови. Формула крови.


Тема 3–2часа.

Костная система человека. Общие сведения о костной системе. Виды костей. Скелет туловища (позвоночный столб, грудина, ребра, грудная клетка). Скелет головы. Кости конечностей (кости верхних и нижних конечностей).


Тема 4–2часа.

Мышечная система. Общие сведения о мышцах. Строение мышцы. Поверхностные и глубокие мышцы спины. Поверхностные и глубокие мышцы груди. Мышцы живота. Мышцы головы. Мышцы верхних и нижних конечностей. Мышцы таза. Физиология мышц.


Тема 5–2часа.

Пищеварительная система. Что такое пищеварительная система? Полость рта и ее составные. Железы рта и ее функции. Общие сведения о глотке и ее функции. Пищевод, его роль и строение. Анатомическое строение желудка. Роль желудка и пищеварения. Строение и роль в пищеварении тонкой кишки. Строение и роль толстой кишки. Пищеварительные железы и физиология пищеварения. Строение и функции печени. Строение и роль поджелудочной железы. Брюшина и ее строение.


Тема 6–2часа.

Дыхательная система. Структура дыхательной системы и ее роль в жизнедеятельности человека. Строение и функции носа. Роль гортани в дыхательной системе. Функции мышц гортани в звукообразовании. Голосовая роль и ее роль. Строение трахеи. Строение бронхов. Образование сегментов. Газообмен в легких.


Тема 7–2часа.

Мочеполовая система. Функции и расположение почек. Внутреннее строение почек. Нефрон. Кровеносная система почек. Физиология образования мочи. Внутренесекреторная функция почек. Строение и функции мочеточников. Строение и функции мочевого пузыря. Строение и функции мочеиспускательного канала. Строение и функции мужских и женских половых органов.


Тема 8–2часа.

Сердечно-сосудистая система. Виды кровеносных сосудов. Строение кровеносных сосудов. Строение и функции сердца. Работа сердца. Автоматизм работы сердца. Сосуды малого круга кровообращения. Сосуды большого круга кровообращения. Вены. Лимфатическая система. Строение, функция3значене костного мозге в кроветворной системе организма. Функции красного костного мозга. Строение и роль селезенки.


Тема 9–2часа.

Эндокринная система. Эндокринная система и ее роль в жизнедеятельности человека. Гипофиз и его роль. Щитовидная железа и ее роль. Паращитовидная железа. Надпочечники. Поджелудочная железа. Половые железы.


Тема 10–2часа.

Зрительные органы чувств человека. Строение глазного яблока. Строение и функции сетчатки глаза. Строение и функции хрусталика. Строение и функции стекловидного тела. Значение слезного аппарата.


Тема 11–2часа.

Слуховой анализатор. Строение и функции наружного уха. Среднее ухо, строение и функции. Строение и функция органа вкуса. Строение и функции органа обоняния.


Тема 12–2часа.

Строение и функции кожи. Физиологические особенности кожных покровов. Тактильная и температурная чувствительность кожи. Волосяной покров и его значения. Выделительная система.


Тема 13–2часа.

Иммунная система и ее роль в жизнедеятельности человека. Специфический иммунитет. Гуморальный иммунитет. Клеточный иммунитет. Роль Г-лимфоцитов. Врожденный иммунитет. Преобразованный иммунитет.


Тема 14–2часа.

Физиологические особенности в деятельности желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. Железы желудочно-кишечного тракта.


IV.I/ Практические и семинарские занятия по анатомии и физиологии.

(очное образование).


Тема 1–2часа.

Дыхательная система. Структура дыхательной системы и ее роль в жизнедеятельности человека. Строение и функции носа. Роль гортани в дыхательной системе. Функции мышц гортани в звукообразовании. Голосовая роль и ее роль. Строение трахеи. Строение бронхов. Образование сегментов. Газообмен в легких.


Тема 2–2часа.

Пищеварительная система. Что такое пищеварительная система? Полость рта и ее составные. Железы рта и ее функции. Общие сведения о глотке и ее функции. Пищевод, его роль и строение. Анатомическое строение желудка. Роль желудка и пищеварения. Строение и роль в пищеварении тонкой кишки. Строение и роль толстой кишки. Пищеварительные железы и физиология пищеварения. Строение и функции печени. Строение и роль поджелудочной железы. Брюшина и ее строение.

Тема 3–2часа.

Значимость сердечно-сосудистой системы в жизнедеятельности человека. Сердце и кровеносные сосуды. Строение сердца. Клапаны сердца. Автоматизм работы сердца. Сосуды малого и больших кругов кровообращения. Кровь сердца.

V. Программа по курсу «Анатомия и физиология»


Тема 1. Органы, системы и аппараты органов. Анатомические показатели тела. Характеристика пропорций тела. Строение клетки. Ткани (эпителий, соединительная ткань, хрящевая ткань, костная ткань, жировая ткань). Кровь (плазма, ферменные элементы, сыворотка, гемоглобин, группы крови).

Иммунная система.

Тема 2. Остеология. Кости человеческого скелета. Строение костей. Функции костной системы. Скелет туловища. Скелет головы. Кости верхних и нижних конечностей. Кости таза.

Тема 3. Миология. Строение мышц. Функции мышечной системы. Мышцы груди, спины, живота. Мышцы конечностей. Мышцы головы. Мышцы таза. Физиология мышечной ткани.

Тема 4. Силенхнология (первая часть). Пищеварительная система (полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник). Роль слюнных желез. Железы желудка и кишечника. Строение и функции печени и поджелудочной железы. Дыхательная система (полость носа, трахея, бронхи, легкие).

Тема 5. Мочеполовая система. Роль системы в жизнедеятельности человека. Почка (строение, функции), мочеточники, мочеиспускательный канал, мочевой пузырь. Мужская и женские половые сферы.

Тема 6. Эндокринная система. Роль в жизнедеятельности человека. Эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, паращитовидная железа, вилочковая железа, надпочечники, половые железы.

Тема 7. Сердечно-сосудистая система. Строение сердца. Аорта. Сосуды головы, туловища конечностей. Лимфатическая система. Физиологические механизмы в деятельности сердечно-сосудистой сисемы.


V.I. Темы практических занятий по «анатомии и физиологии» (заочная форма обучения)


Тема 1. Строение клетки. Ткани (эпителиальная, соединительная, хрящевая, костная, мышечная, жировая). Кровь (плазма, ферменные элементы, сыворотка, гемоглобин). Группы крови резус-положительные и резус-отрицательные. Иммунная система. Кости тела, туловища головы, конечностей таза.

Тема 2. Функции мышечной системы. Мышцы груди, спины, живота, конечностей, головы, таза. Физиология мышечной ткани. Пищеварительная система. Строение полости рта, глотки, пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника. Строение и функции печени и поджелудочной железы. Дыхательная система (строение и функционирование).

Тема 3. Сердечно – сосудистая система. Строение и функционирование сердца. Сосуды (аорты, артерии, капилляры, вены). Лимфатическая система, Эндокринная система, Роль и функции гипофиза, надпочечников, щитовидной железы и др.


VI. Контрольные вопросы по анатомии и физиологии человека.


  1. Строение клетки.

  2. Ткани человеческого тела (эпителий, соединительная ткань, хрящевая ткань, костная ткань).

  3. Кровь. Функции крови. Составляющие элементы крови.

  4. Костная система. Кости скелета туловища.

  5. Костная система. Скелет головы.

  6. Костная система. Кости конечностей.

  7. Мышечная система. Мышцы груди. Диафрагма.

  8. Мышечная система. Мышцы головы.

  9. Мышечная система. Мышцы живота.

  10. Мышечная система. Мышцы верхних конечностей.

  11. Мышечная система. Мышцы нижних конечностей.

  12. Пищеварительная система. Полость рта. Глотка.

  13. Пищеварительная система. Пищевод. Желудок.

  14. Пищеварительная система. Печень. Поджелудочная железа.

  15. Пищеварительная система. Тонкий и толстый кишечник.

  16. Дыхательная система. Полость носа. Гортань. Трахея. Бронхи.

  17. Дыхательная система. Легкие.

  18. Мочеполовая система. Почка. Мочеточники.

  19. Мочеполовая система. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал.

  20. Половая система.

  21. Сердечно – сосудистая система. Строение сердца.

  22. Сердечно – сосудистая система. Сосуды малого круга кровообращения.

вены большого круга кровообращения.

23.Железы внутренней секреции (эндокринная система). Эпифиз. Гипофиз. Щитовидная железа. Надпочечники. Поджелудочная железа. Половые железы.


VI.I. Контрольные вопросы по анатомии и физиологии человека. (заочники)


  1. Строение клетки.

  2. Ткани человеческого тела (эпителий, соединительная ткань, хрящевая ткань, костная ткань).

  3. Кровь. Функции крови. Составляющие элементы крови.

  4. Костная система. Кости скелета туловища.

  5. Костная система. Скелет головы.

  6. Костная система. Кости конечностей.

  7. Мышечная система. Мышцы груди. Диафрагма.

  8. Мышечная система. Мышцы головы.

  9. Мышечная система. Мышцы живота.

  10. Мышечная система. Мышцы верхних конечностей.

  11. Мышечная система. Мышцы нижних конечностей.

  12. Пищеварительная система. Полость рта. Глотка.

  13. Пищеварительная система. Пищевод. Желудок.

  14. Пищеварительная система. Печень. Поджелудочная железа.

  15. Пищеварительная система. Тонкий и толстый кишечник.

  16. Дыхательная система. Полость носа. Гортань. Трахея. Бронхи.

  17. Дыхательная система. Легкие.

  18. Мочеполовая система. Почка. Мочеточники.

  19. Мочеполовая система. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал.

  20. Половая система.

  21. Сердечно – сосудистая система. Строение сердца.

  22. Сердечно – сосудистая система. Сосуды малого круга кровообращения.

  23. вены большого круга кровообращения.

24.Железы внутренней секреции (эндокринная система). Эпифиз. Гипофиз. Щитовидная железа. Надпочечники. Поджелудочная железа. Половые железы


VII. Рекомендуемая литература по курсу «Анатомия и физиология человека»


Основная литература:

  1. Билич Г.Л. Морфология человека/ Г.Л. Билич.-М., 1994

  2. Анатомия человека /под ред. М.Р. Сапина.-М.,1986.- Т. 1,2.

  3. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека/ Н.И. Федюкович.- Ростов н/Д., 2004.

  4. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека/ А.А. Швырев.- Ростов н/Д., 2004.

Дополнительная литература.

  1. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека / Р.Д. Синельников.-М., 1990.-Т. 1,2,3.

  2. Сапин М.Р. Руководство к практическим занятиям по анатомии человека /М.Р. Сапин, Г.Л. Билич.- М., 1992.

  3. Федыкович Н.Л. Анатомия и физиология человека / Н.Л. Федыкович.- Рост он/Д., 1999.

  4. Общий курс физиологии человека и животных /под ред. Ноздрачева. – М., 1991.

  5. Самусев Р.П. Анатомия человека/ Р.П. Самусев, Ю.М. Семин; под ред. М.Р. Сапина.-М.,1993.-Т. 1,2.

  6. Де Шарден Т. Феномен Человека /Т.Де Шарден. – М., 1987.

  7. Анатомия человека/ под ред. М.Р. Сапина. – М., 1993. – Т. 1,2.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека фтд для специальности 030301. 65 «Психология» факультет iconРабочая программа по дисциплине анатомия центральной нервной системы для специальности: 030301 Психология курс 1 семестр 1

Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека фтд для специальности 030301. 65 «Психология» факультет iconРабочая программа по дисциплине антропология для специальности 030301 (020400) Психология

Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека фтд для специальности 030301. 65 «Психология» факультет iconРабочая учебная программа дисциплины Физиология с основами анатомии (очный факультет) для специальности провизор

Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека фтд для специальности 030301. 65 «Психология» факультет iconРабочая программа дисциплины Морфология: анатомия человека, гистология, цитология Для специальности

Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека фтд для специальности 030301. 65 «Психология» факультет iconРабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент)

Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека фтд для специальности 030301. 65 «Психология» факультет iconРабочая учебная программа дисциплины Патология (заочный факультет) Для специальности

Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека фтд для специальности 030301. 65 «Психология» факультет iconПрограмма государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология)

Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека фтд для специальности 030301. 65 «Психология» факультет iconПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060604. 51 Лабораторная диагностика

Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека фтд для специальности 030301. 65 «Психология» факультет iconРабочая программа специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности «Анатомия человека»

Рабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека фтд для специальности 030301. 65 «Психология» факультет iconПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека 2012г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина