Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успе icon

Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успе





НазваниеСегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успе
страница1/3
Дата конвертации11.04.2013
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3
УВАЖАЕМЫЙ ПЕРВОКУРСНИК!


Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успех не только будущей учебы в институте, но и всей Вашей трудовой деятельности, независимо от специальности.

Основной метод познания анатомии  изучение строения органов, систем органов и тела человека в целом на трупе и препаратах от трупа человека.

Для каждого студента, начиная с 1-го курса, должно стать святой заповедью выражение «Hic locus est, ubi mors gaudet succurrere vitae» («Здесь смерть помогает жизни»). Иными словами, на кафедре анатомии Человек и после своей смерти помогает живым как объект, с помощью которого мы постигаем тайны строения тела человека, готовимся помогать больным людям.

Эта заповедь обязывает нас быть в высшей степени гуманными в отношении трупов, трупного материала, не допускать никакого кощунства и вести себя соответствующим образом во время лекций, практических занятий, при самоподготовке, препарировании трупов, работе с анатомическими препаратами и в музее кафедры.

Надо запомнить, что за нарушение морально-этических норм при работе с трупами и отдельными анатомическими препаратами студент будет привлечен к ответственности; перед ректоратом может быть поставлен вопрос об исключении студента, поведение которого несовместимо с высоким званием Врача.

^ Что следует знать об анатомическом материале,
поступающем в институт для учебных целей?


Вопреки нередко существующему мнению, трупы институтом не покупаются, свой труп человек ни в коем случае не может продать. Трупы в институт поступают только для учебных целей. Существуют специальные документы Министерства здравоохранения, Социального обеспечения, Генеральной Прокуратуры Республики Беларусь, разрешающие для этого использовать тела умерших граждан-одиночек, не имеющих родственников и близких.

В случае смерти человека, не имеющего родственников, из учреждения социального обеспечения (дома для престарелых, психохроников) информация поступает в институт.

При поступлении на кафедру анатомии регистрируются все паспортные данные Человека, труп которого в последующем используется в учебном процессе.

^ Как фиксируется труп при использовании в учебном процессе?

При поступлении на кафедру анатомии труп бальзамируют (фиксируют). Для этих целей используют раствор, состоящий из следующих компонентов:

  1. Формалин.

  2. Спирт-этанол.

  3. Хлорид натрия.

Раствор под небольшим давлением вводят в бедренную, плечевую или сонную артерию в объеме 1015 литров. Затем труп опускают в ванны с фиксирующим раствором и хранят в нем 36 месяцев. После этого труп используют в учебном процессе.

^ Как происходит захоронение трупа после использования в учебном процессе?

Все останки от каждого трупа и учебные препараты тщательно собирают в пластиковые пакеты. Затем в специально изготовленных контейнерах в установленном для граждан
г. Минска порядке подвергают кремации.

Часть органов, представляющих ценность своей наглядностью, особенностями развития и строения, экспонируют в учебном музее кафедры.

Все расходы по захоронению останков Человека оплачивает институт.

^ Что надо знать о процессе препарирования?

Препарирование трупов и отдельных органов осуществляется только на кафедре анатомии в секционных залах или практикумах, с разрешения и под контролем преподавателя.

Перед началом работы необходимо с помощью учебника и атласа хорошо изучить область, подлежащую препарированию. Желательно иметь свой набор инструментов (скальпель, 2 пинцета: анатомический и хирургический, резиновые (хирургические) перчатки). Как и на практических занятиях, студент обязан быть в чистом халате. Препарировать аккуратно, соблюдая чистоту и порядок на рабочем месте. После препарирования убрать останки в специальный пластиковый контейнер в секционном зале № 211. Секционный стол начисто протереть, труп укрыть влажной простыней и пластиковой пленкой.

Необходимо помнить, что во время препарирования возможно небольшое раздражение слизистых глаз и носа, что связано с воздействием фиксирующего раствора.

Заражения студентов и преподавателей какими-либо болезнями при работе с фиксированными трупами и анатомическими препаратами не известны.


^ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


art.

– articulatio

artt.

– articulationes

lig.

– ligamentum

ligg.

– ligamenta

m.

– musculus

mm.

– musculi


^ ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АНАТОМИИ


Анатомия  наука о строении тела человека.

Основная цель предмета анатомии  приобретение знаний о нормальном строении органов, систем органов и тела человека в целом для изучения других медико-биологических и клинических дисциплин, а также для практической работы врача.
^

Задачи анатомии


После изучения анатомии студент должен:

а) знать и уметь объяснить:

  1. Строение отдельных органов, их положение в теле человека и взаимоотношения с другими органами в организме; связь между строением и функцией органов.

  2. Индивидуальные, половые и возрастные особенности строения органов, систем органов и тела человека.

  3. Зависимость строения органов, систем органов и тела человека от биологических и социальных факторов.

  4. Варианты и аномалии строения органов и систем органов в связи с особенностями эмбрионального развития.

  5. Рентгеноанатомию органов и систем органов.

б) уметь:

  1. Показать на трупе, препаратах и других учебных пособиях органы, их части и другие анатомические образования.

  2. На теле человека пальпировать (прощупывать) и определять положение отдельных органов, костные выступы; проецировать на поверхность тела крупные сосуды и нервы, находить точки пальпации сосудов.

  3. Демонстрировать на рентгенограммах органы, их части и другие анатомические образования.
^

Методы изучения анатомии


Выделяют 2 группы методов изучения анатомии человека:

1) на трупе;

2) на живом человеке.

Труп и анатомические препараты служат основным материалом для изучения тела живого человека.

К методам изучения анатомии на трупе относятся:

  1. Препарирование (от греч. anatemno  рассекаю)  исследование тела путем его рассечения при помощи скальпеля с последующим изучением формы, размеров, строения органов, их положения в организме.

  2. Метод распилов  изучение срезов тела человека, предварительно уплотненных с помощью низких температур или другими способами с последующим заключением в прозрачные среды.

  3. Метод наливки (инъекции)  наполнение кровеносных и лимфатических сосудов, других полых образований или полостей тела загустевающей массой с последующим препарированием.

  4. ^ Метод коррозии (от лат. corrosio  разъедание)  метод, использующий предварительную наливку загустевающими массами, с последующим удалением тканей органа путем разъедания их в кислотах или щелочах.

К методам изучения анатомии на живом человеке относятся:

  1. Осмотр, ощупывание, простукивание, измерения (антропометрия) областей и частей тела.

  2. Использование рентгеновского метода исследования (рентгеноскопия, рентгенография, их различные модификации).

  3. Компьютерная томография.

  4. Изучение трубчатых и полых органов при помощи эндоскопических приборов (инструментов).

В зависимости от инструментальной вооруженности исследователей строения тела человека различают:

  1. Макроскопическую анатомию – изучение внешней формы и строения невооруженным глазом.

  2. Макро-микроскопическую анатомию  изучение анатомии с использованием оптических устройств небольшого увеличения.

  3. ^ Микроскопическую анатомию (гистологию, цитологию)  изучение более тонкого строения органов и тканей с помощью микроскопа.

В зависимости от плана изучения строения тела человека различают следующие виды анатомии:

^ Систематическая анатомия  изучение анатомии тела человека по системам, т. е. изучение органов, объединенных общностью развития, структуры, положения и функции.

Выделяют следующие системы органов: 1  костную систему; 2  систему соединений костей; 3  мышечную систему; 4  системы внутренних органов; 5  нервную систему; 6  сердечно-сосудистую систему; 7  систему органов чувств; 8  систему желез внутренней секреции.

^ Функциональная анатомия рассматривает строение органов, систем органов и организма человека в связи с выполняемыми функциями, сформировавшимися в ходе развития под влиянием факторов внешней и внутренней среды.

^ Топографическая анатомия занимается послойным изучением взаимного расположения органов, частей органов и различных анатомических образований в определенных областях тела человека.

^ Динамическая анатомия  анатомия опорно-двигательного аппарата при выполнении различных движений (работа мышц, сохранение позы, равновесия и т. п.).

Пластическая анатомия занимается изучением внешних форм и пропорций частей тела человека в связи с функцией и внутренним устройством тела человека.

^ Сравнительная анатомия занимается анатомией человека и различных животных путем сравнения развития и строения одинаковых органов и анатомических образований, что позволяет объяснить особенности строения тела, его частей, органов и систем органов человека.

Для правильного понимания механизмов и особенностей формирования органов, систем органов и организма, а также вариантов, аномалий и пороков в анатомии используются данные эмбриологии. Эмбриология  наука о внутриутробном развитии (эмбриогенезе) организма.

В анатомии при описании строения органов и систем органов часто используются понятия онтогенез и филогенез.

Онтогенез (от греч. onthos  особь, genesis  развитие)  история развития особи в течение жизни.

Филогенез (от греч. phylon  род, genesis  развитие)  история развития (эволюция) животных.
^

Уровни организации тела человека


Тело человека состоит из клеток и внеклеточных структур, объединенных в ткани, органы и системы органов.

Клетка  элементарная, целостная биологическая система (элементарная частица живого организма), имеет мембрану, цитоплазму, ядро и характеризуется обменом веществ, способностью к самообновлению, самовоспроизведению и развитию.

Ткань  это филогенетически сложившаяся система клеток и неклеточных структур, характеризующаяся общностью происхождения, строения и выполняемой функции. Различают 4 вида тканей: 1  эпителиальную, 2  соединительную, 3  мышечную, 4  нервную.

Орган  филогенетически сложившаяся система различных тканей, объединенных структурно и функционально. Орган характеризуется присущими ему формой, строением, положением, источниками кровоснабжения, лимфооттока, иннервации и функцией.

Система органов  совокупность органов, объединенных происхождением, топографией и функцией.

Аппарат органов  совокупность органов различных систем, объединенных происхождением или выполнением общих функций (опорно-двигательный аппарат, мочеполовой аппарат).
^

Плоскости и оси в анатомии


Для ориентирования частей тела или органов в анатомии используют 3 плоскости (рис. 1 а): сагиттальную (2), фронтальную (1), горизонтальную (3).

^ С
агиттальная плоскость (planum sagittale)
 это вертикальная плоскость, которая делит тело человека (орган) на левую и правую части. Сагиттальная плоскость, которая делит тело или орган на симметричные половины, называется срединной.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успе iconСегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успе

Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успе iconН. И. Пирогов и сущность его открытий в анатомии человека; методы, предложенные им для изучения топографии органов, их значение для анатомии и практической медицины

Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успе iconПрограмма дисциплины анатомия и морфология человека (дпп. Ф. 05) Цель и задачи дисциплины: Сформировать у студентов: Целостное представление о достижениях современной анатомии и морфологии человека

Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успе iconЗадачи анатомии 5 Методы изучения анатомии 5 Уровни организации тела человека 6 Плоскости и оси в анатомии 7 Анатомическая терминология 8

Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успе iconАнатомия человека относится к одной из фундаментальных дисциплин в системе биологического образования. Изучение анатомии человека является важным элементом обра

Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успе iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии головы и шеи на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии

Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успе iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии

Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успе iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии

Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успе iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии

Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека  дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успе iconОтчет о научной работе кафедры нормальной анатомии человека Крымского государственного медицинского университета им. С. И. Георгиевского за 2008 г. Кафедра нормальной анатомии человека

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина