Рабочая программа по дисциплине антропология для специальности 030301 (020400) Психология icon

Рабочая программа по дисциплине антропология для специальности 030301 (020400) Психология





Скачать 98.61 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине антропология для специальности 030301 (020400) Психология
Колосов В.П
Дата конвертации30.03.2013
Размер98.61 Kb.
ТипСамостоятельная работа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО «АмГУ»)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-научной работе

____________________/Е.С.Астапова/

"____"_____________________200__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине АНТРОПОЛОГИЯ


Для специальности 030301 (020400) Психология


Курс 1 семестр


Лекции 18 (час.) Экзамен 1 сем.

Практические (семинарские) занятия 18 (час.) Зачет сем.


Лабораторные занятия (час.)


Самостоятельная работа 24 (час.)


Всего часов 60


Составитель: докт. мед. наук, профессор Колосов В.П.


Факультет социальных наук


Кафедра медико-социальной работы


2005 г.

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта ВПО, типовой программы для специальности ____________Психология______________________________________________


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры медико-социальной работы

"____"_____________200__г., протокол №___________


Заведующий кафедрой _________________ /М.Т. Луценко/


Рабочая программа одобрена на заседании УМС специальности______________


"____"______________200__г., протокол №___________


Председатель УМС____________________________________

(подпись, И.О.Ф.)


Рабочая программа переутверждена на 200__/200__ учебный год на заседании кафедры "____"____________200___ г., протокол № ____


Заведующий кафедрой_____________________________


Заведующий выпускающей кафедрой_________________


^ СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ Председатель УМС факультета

_________/Г.Н. Торопчина/ ___________________________

"____"__________200__г. "____"________________200__г.


СОГЛАСОВАНО

Заведующий выпускающей кафедрой

________________________________

"____"____________________200__г.

^ Цели и задачи курса


    1. Цель преподавания курса:

- изложить основы антропологии как науки о человеке и раскрыть её методические проблемы.

    1. Задачи изучения курса:

  • раскрыть цели, задачи, разделы и методы антропологии;

  • изучить некоторые разделы морфологии человека (кожные покровы, общий план строения человеческого тела, строение костной ткани и скелета, организация черепа, зубов, антропометрические точки);

  • усвоить основные стадии эволюции человека и его происхождение, а также дать материалистическое обоснование процессу антропогенеза;

  • способствовать усвоению этнической антропологии, дать понятие о расах, их происхождении, факторах расообразования;

  • акцентировать внимание студентов на филосовско-методологических аспектах антропологии: материалистическом понимании организации человеческого тела, филогенетическом становлении рода человеческого, происхождении рас и социальных корнях расизма;

  • способствовать формированию грамотного психолога, знакомого с основами антропологии;

  • развивать у студентов научный подход и научное мышление в своей будущей практической деятельности.

1.3 Межпредметные связи в преподавании

-общая психология: происхождение и развитие психики в филогенезе, личность и её формирование, индивидуально-психологические особенности личности

-социальная психология: социально-психологические явления, общественно-историческая природа психики человека

-педагогика: методы диалектики

-социология: методы социологии, социализация личности, биосоциальная природа человека

-философия: законы и категории материалистической философии


  1. Содержание дисциплины


2.1 Лекции


Тема 1. Предмет и задачи курса (2часа).

Обоснование антропологии как науки. Краткий очерк истории антропологии. Вклад отечественных ученых в развитие науки. Цели, задачи, разделы и методы антропологии, объект её исследования. Связь антропологии с другими науками (общей биологией, анатомией, этнографией, психологией).


Тема 2. Покровы (2 часа)

Общая характеристика кожного покрова и производных (волосы, ногти). Гистологическое строение кожи человека: структура эпидермиса и дермы; меланоциты и их роль в пигментации кожи, степени цветности кожи, её классификация, понятие о дерматоглифике, кожные узоры, типы волос у различных групп людей.


Тема 3. Общий план строения человеческого тела (2 часа).

Анатомическая терминология. Анатомические плоскости: горизонтальная, сагитальная, фронтальная. Общий план строения тела человека: голова, туловище, живот, верхние и нижние конечности. Понятие о конституции. Типы конституции: гиперстеник, астеник, нормостеник. Размеры тела, его длина, масса тела и мозга.


Тема 4. Общий план строения скелета (2часа).

Значение костной ткани и скелета в организме. Классификация скелета: трубчатые (короткие и длинные), губчатые (короткие, длинные и сисамовидные), смешанные (кости основания черепа). Гистологическая классификация и строение костных тканей: грубололокнистой и пластичной. Костные клетки: остеобласты, остеоциты, остеокласты. Строение трубчатых костей как органа.


Тема 5. Скелет туловища и конечностей (2часа).

Позвоночный столб и его составные компоненты. Строение отдельных позвонков. Изгибы позвоночного столба у человека и животных: лордозы и кифозы. Грудная клетка: ребра, грудина, ключица. Отличия в строении грудной клетки человека и животных. Плечевой пояс: лопатка, ключица. Тазовый пояс. Скелет верхних конечностей: плечо, предплечье, кости. Строение скелета нижней конечности: бедро, голень, стопа.


Тема 6. Антропометрические точки туловища и конечностей (2 частей)

Понятие об антропометрических точках и их значение. Топография человеческого тела при измерениях.

Антропометрические точки туловища: верхнегрудинная, среднегрудинная, сосковая, пупковая, лобковая, подвздошно-остистая передняя, подвздошно-гребешковая, шейная, поясничная.

Антропометрические точки верхней конечности: плечевая, лучевая, шиловидная, фаланговая, пальцевая.

Антропометрические точки нижней конечности: вертельная, верхняя берцовая, нижнеберцовая, плюсневая внутренняя и наружная, пяточная, конечная.


Тема 7. Череп и зубы (2 часа).

Кости мозгового черепа: затылочная, клиновидная, височная, теменная, лобная, решетчатая. Кости лицевого черепа: верхняя челюсть, небная, нижняя носовая раковина, носовая, сошник, скуловая, нижняя челюсть. Череп в целом. Возрастные и половые особенности черепа. Критика расистской теории в учении о черепе. Зубы и их классификация. Сходство и различия зубов у человека и животных. Гистологическое строение зубов. Антропологические точки на черепе.


Тема 8. Антропогенез (2часа).

Понятие о приматоведении. Отряд приматов и его подразделение. Семейство человекообразных обезьян и гоминид. Ископаемые люди. Теория происхождения человека. Основные стадии эволюции человека. Качественные особенности эволюции человека.


Тема 9. Этническая антропология (2 часа).

Понятия о расах и видовое единство человечество. Классификации человеческих рас. Монофилитическое происхождение человечества. Основные факторы расообразования. Расизм и его социальные нормы.


2.2. Практические занятия.

Тема 1. Предмет, цели и задачи. (2часа).

Тема 2. Кожные покровы (2часа).

Тема 3. Общий план строения тела человека (2часа).

Тема 4. Строение костных тканей и костей (2часа).

Тема 5. Скелет туловища и конечностей (2часа).

Тема 6. Антропометрические точки на туловище и конечностях (2часа).

Тема 7. Строение черепа и зубов (2часа).

Тема 8. Антропогенез (2часа).

Тема 9. Этническая антропология (2часа).


2.3. Самостоятельная работа студентов (24 часа).

  1. Основные разделы антропологии.

  2. Морфология – один из основных разделов антропологии, его цели и задачи.

  3. Цели и задачи раздела Антропологии «Антропогенез»

  4. Функции кожного покрова тела человека.

  5. Строение и классификация волос, их цвет.

  6. Типы конституции.

  7. Общий план строения человеческого тела.

  8. Рост и масса тела.

  9. Масса мозга и её оценка у различных представителей животного мира.

  10. Анатомическая классификация костей скелета.

  11. Место человека в системе животного мира.

  12. Ископаемые люди: древнейшие и древние люди.

  13. Появление человека современного типа.

  14. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.

  15. основные стадии эволюции человека: австралопитека, питекантропа, палеонтропа, человека современного типа.

  16. Качественные особенности процесса эволюции человека.

  17. Расизм и его социальные корни.


Вопросы к экзамену

  1. Антропология как наука, её цели, задачи и значения для психологического образования.

  2. Основные разделы антропологии.

  3. Морфология – один из основных разделов антропологии, его цели и задачи.

  4. Цели и задачи раздела антропологии – «Антропогенез».

  5. Цели и задачи изучения антропологии (расоведение).

  6. Физиологическая антропология, её задачи.

  7. Место антропологии среди других естественных наук и её методологические основы.

  8. Методы исследования в антропологии.

  9. Функции кожного покрова тела человека

  10. Гистологическое строение эпидермиса кожи.

  11. Пигментация и оценка цвета кожи.

  12. Гистологическое строение собственно дермы. Потовые и сальные железы. Типы секреции.

  13. Строение и классификация волос, их цвет.

  14. Чувствительные нервные окончания кожи, их структура и функция.

  15. Рельеф кожи (дерматоглифика): флексорные борозды и папилярные узоры. Практическое значение дактолоскопии.

  16. Анатомия человека и её роль в развитии антропологической науки.

  17. Общий план строения человеческого тела.

  18. Анатомическая технология: плоскости, линии и другие понятия.

  19. Понятие о конституции человеческого тела. Типы конституции.

  20. Рост и масса тела. Масса мозга и её оценка у различных представителей животного мира. (квадратичный указатель массы мозга).

  21. Функциональная значимость скелета человека

  22. Анатомическая классификация костей скелета

  23. Гистологическая классификация костных тканей. Структура и местонахождение грубоволокнистой костной ткани.

  24. Разновидности и строение пластинчатой костной ткани. Особенности функционирования.

  25. Костные клетки, их структура и функция.

  26. Строение трубчатых костей как органа. Роль надкостницы.

  27. Анатомическое строение позвоночного столба. Структура позвонков, их отдельные виды, варианты числа позвонков. Соединения между позвонками. Позвоночник как целое. Движение позвоночника.

  28. Анатомическое строение грудной клетки: грудина, ребра. Соединение ребер. Грудная клетка как целое

  29. Плечевой пояс: ключица, лопатка. Соединение костей плечевого пояса и особенности его строения у человека и других млекопитающих.

  30. Плечевая кость и её особенности у человека, плечевой сустав.

  31. Кости предплечья: локтевая и лучевая. Локтевой сустав. Соединение костей предплечья между собой.

  32. Скелет кисти: запястье (8 костей), пясть, фаланги пальцев. Особенности строения кисти человека.

  33. Тазовый пояс: подвздошная, лонная и седалищные кости. Соединение костей таза. Таз как целое, его особенности.

  34. Кости бедра: бедренная кость и надколенник. Тазобедреный сустав.

  35. Кости голени: Большеберцовая и малоберцовая. Коленный сустав.

  36. Скелет стопы: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев. Определение длины тела по костям конечностей.

  37. Кости мозгового черепа: затылочная, клиновидная, височная, теменая, лобная, решетчатая.

  38. Кости лицевого черепа: верхняя челюсть, небная кость, нижняя носовая раковина, носовая, слезная, сошник, скуловая, нижняя челюсть. Соединение костей головы.

  39. Череп в целом. Возрастные и половые особенности черепа. Критика расистской теории в учении о черепе (краниологии).

  40. Основные антропологические точки на черепе: глабелла (g), метопион (m), брегма (b), вертекс (v), лямда (l), опистокранион (op), погонион (pg), гонион (go).

  41. Зубы и зубная формула, молочные и постоянные зубы.

  42. Место человека в системе животного мира.

  43. Ископаемые люди: древнейшие и древние люди. Появление человека современного типа.

  44. Вопросы антропогенеза в современной антропологии.

  45. Роль труда в процессе превращение обезьяны в человека.

  46. Основные стадии эволюции человека: австралопитека, питекантропа, палеоантропа, человека современного типа.

  47. Качественные особенности процесса эволюции человека.

  48. Понятие о расах и видовое единство человека. Многинизм и полигинизм. Нации и раса.

  49. Монофилитическая теория происхождения человеческих рас. Единство происхождения человеческих рас.

  50. Основные факторы расообразования: половой отбор, изоляция, смешение рас.

  51. Современное распространение человеческих рас.

  52. Расизм и его социальные корни. Реакционная сущность антропосоциологии и социального дарвинизма.




  1. Учебно-методические материалы ТСО.


3.1 Основная литература:

1. Антропология: хрестоматия. Учеб. пособие/ автор сост. А.Б. Рыбаков. Воронеж: МОДЕК. 2003.

  1. Харитонов В.М. Антропология: учебник для вузов. М.: Владос, 2004.


Дополнительная:

  1. Золатарева И.М., Аксянова Г.А. Современная антропология и генетика и проблема расы человека. М.: ИЭА РАН, 1995.

  2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С.. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. Учебное пособие. М.: ИЦ «Академи», 2000.

  3. Рогинский Я.Я., Левин М.Г., Антропология. М.: Высш. Школа 1978 .

  4. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Биология: общие закономерности. С. Школа-Пресс, 1996.

  5. Хрисанова Е.Н.; Перевозчикова И.В. Антропология. Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1999.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ (экзамен)


Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей студентов, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний, умений.

В устных ответах студентов на экзамене, в сообщениях и докладах, а также в письменных видах работ оцениваются знания и умения по пятибалльной системе. При этом учитываются: глубина знаний, полнота знаний и владение необходимыми умениями (в объеме программы); осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданным вопросом), соблюдение норм литературной речи.

Оценка "отлично" - материал усвоен в полном объеме; изложен логично; основные умения сформулированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни.

Оценка "хорошо" - в усвоении материала незначительные пробелы: изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях допускаются некоторые неточности.

Оценка "удовлетворительно" - в усвоении материала имеются пробелы: материал излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформулированы; выводы и обобщения аргументированы слабо; в них допускаются ошибки.

Оценка "неудовлетворительно" - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине антропология для специальности 030301 (020400) Психология iconРабочая программа по дисциплине анатомия центральной нервной системы для специальности: 030301 Психология курс 1 семестр 1

Рабочая программа по дисциплине антропология для специальности 030301 (020400) Психология iconРабочая программа дисциплины анатомия и физиология человека фтд для специальности 030301. 65 «Психология» факультет

Рабочая программа по дисциплине антропология для специальности 030301 (020400) Психология iconРабочая программа по дисциплине антропология для специальности 040101 (350500) Социальная работа

Рабочая программа по дисциплине антропология для специальности 030301 (020400) Психология iconПрограмма государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология)

Рабочая программа по дисциплине антропология для специальности 030301 (020400) Психология iconУчебно-методический комплекс антропология специальность 030301 Психология составлен на основании гос впо, утвержденных мо РФ

Рабочая программа по дисциплине антропология для специальности 030301 (020400) Психология iconРабочая учебная программа по дисциплине Секционный курс для специальности Лечебное дело гос впо направления (специальности)

Рабочая программа по дисциплине антропология для специальности 030301 (020400) Психология iconРабочая программа Учебная дисциплина «Антропология». (наименование учебной дисциплины) по специальности

Рабочая программа по дисциплине антропология для специальности 030301 (020400) Психология iconРабочая программа по элективной дисциплине «Андрология» Для специальности 051301 общая медицина

Рабочая программа по дисциплине антропология для специальности 030301 (020400) Психология iconРабочая программа по элективной дисциплине «Офтальмология» Для специальности 051301 «Общая медицина»

Рабочая программа по дисциплине антропология для специальности 030301 (020400) Психология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Глазные болезни» для специальности 60100. 51 «Лечебное дело» базовый уровень

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина