Использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов Аннотация icon

Использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов Аннотация





Скачать 112.75 Kb.
НазваниеИспользование гештальт-метода в обучении студентов – психологов Аннотация
Дата конвертации29.03.2013
Размер112.75 Kb.
ТипДокументы

Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал»

Зажогина Н.В., старший преподаватель, МГТА

Использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов

Аннотация

Обсуждается эффективность использования гештальт-метода в подготовке студентов психологов к профессиональной деятельности. Подчёркивается простота и доступность языка и материала в методе, реализация многих идей системного подхода, разрешений проблемных ситуаций в диалоге, способствующих формированию профессионально важных качеств психолога.

^ Ключевые слова

Гештальт, теория поля, фигура, фон, характер, включенность, диалог.

Основные понятия гештальт-метода

Организм – живая целостная система.

Среда – то, что окружает организм и необходимо для его существования.

Граница – то, что отделяет организм от среды.

^ Контакт – процесс взаимодействия организма со средой.

Потребность – дефицит в организме, побуждающий его взаимодействовать со средой для восстановления баланса жизнедеятельности.

^ Граница контакта – феномены, возникающие на границе индивидуального «организма» и «окружающей среды» [1].

В современном обществе переход российской экономики к рыночным отношениям обусловил потребность в специалистах нового профиля, одной из основных целей высшего образования является подготовка высокообразованных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональному развитию.

Проблемное поле в образовательной системе обусловлено многими факторами, в частности социальными ожиданиями к качеству образования и результатам обучения и воспитания, новым характером отношений и деятельности студента и преподавателя, а также в целом образовательной средой: содержанием обучения, организационными формами, методами и средствами обучения и контроля и др.

В профессиональном образовании существует множество подходов, форм и методов обучения, которые различаются основными целями, отношением к учащимся, способами постановки целей, содержанием обучения, педагогическим управлением, а также психологическими теориями и концепциями, лежащими в основе каждого подхода. (Вербицкий А. А.)

В данной работе рассматривается применение гештальт-метода в образовании, а именно использование этого метода в обучении студентов –психологов.

Первоначально гештальт-метод разрабатывался, прежде всего, для нужд лечения неврозов и других болезненных нарушений, основателем данного направления является Ф. Перлз. Однако ещё при его жизни гештальт-метод вышел за рамки сугубо медицинской практики (хотя с успехом применяется там и поныне) и стал универсальным психологическим методом, который применим к широкому кругу человеческих проблем и различным областям жизни человека, таким как: клиническая психотерапия; семейная терапия; тренинги для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации; тренинги для представителей различных профессиональных групп (например, педагогов, менеджеров); гештальт-педагогика; консультирование организаций.

Использовать гештальт-метод в сфере образования стали уже давно, как пишет Н. Б. Долгополов: «Мы используем гештальт-подход в психологическом тренинге учителей и школьных психологов, начиная с 1989 года, свыше 1000 учителей из разных инновационных образовательных учреждений обнаружили интерес к концептуальным представлениям гештальта и его прикладным аспектам)».

Причина популярности гештальт-метода лежит в его идеологии, основанной на общих закономерностях взаимодействия живых систем и окружающей их среды. Итак, рассмотрим концептуальные представления данного метода.

«Гештальт» – немецкое слово, означающее образ, фигуру, форму, целое или конфигурацию. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определённое целое [5]. Теоретические основы гештальт-метода проистекают из различных философских и психологических направлений: психоанализа, райхианской терапии, гештальтпсихологии, экзистенциализма, феноменологии, психодрамы Морено и дзен-буддизма (В. И. Тарасов).

В чем же сущность гештальта? Как пишет Р. Резник: «Есть три взаимосвязанных процесса, которые (как три взаимосвязанные координаты) служат основами, определяющими гештальт-метод: теория поля, феноменология и диалог».

В теории поля первичным является признание того, что всё есть часть поля, равно как и осознание постоянного фона. Согласно данной теории всё относительно, всё в движении, взаимосвязи и в процессе.

«Одним из самых важных достижений Ф. Перлза было осознание того, что любой живой организм, включая личность, не может быть понят, когда его рассматривают просто как изолированный организм: организм должен быть увиден в окружающей его среде, в контексте, как часть поля. Взаимодействия организма с большими и меньшими полями являются решающими в понимании того, каков этот организм и как он существует. Эта точка зрения – ведущая для любого понимания гештальт-подхода» [2].

Вторым основным процессом в гештальт-подходе, является феноменология. Неповторимое восприятие каждым из нас мира, приобретение собственного опыта, создание наших смыслов. «Смысл – это связь между фигурой и фоном... Решающим является то, как люди делают выбор, организуют и творят свою жизнь во времени».

Паттерны влияния поля – повторяющиеся инварианты – являются тем, что мы называем фиксированными гештальтами, матрицами, которые формируют характер. Таким образом, характер влияет на создание того, что становится фигурой и на то, какова связь между фигурой и фоном, и таким образом в огромной степени влияет на смысл. Характер – это замороженное оформление того, что раньше было адаптивной и обычно здоровой реакцией, а теперь является неконтекстуальным, анахроничным и устаревшим» [2].

Третий процесс – диалог. Диалог – это в основном открытое включение двух феноменологий. Истинный диалог – в экзистенциальном «Я-Ты», буберовском смысле, например, в рамках терапии терапевт демонстрирует присутствие (собственный опыт и феноменологию терапевта); включённость (терапевт включает себя в опыт и феноменологию клиента) и моделирование «полезного контакта» [2].

В диалоге взаимодействие людей строиться не на подтверждении собственных предубеждений и манипулировании, а на выявлении и раскрытии потенциала личности (группы) и следствием такого взаимодействия является обогащение новым опытом.

Гештальт-метод основан на убеждении, что люди рождаются со способностью и возможностью находиться в приносящем удовлетворение контакте с другими людьми и вести творческую и радостную жизнь. Однако иногда, в детстве или позже, что-то прерывает этот процесс и человек «застревает» в каких-то ситуациях или представлениях о самом себе, которые мешают ему двигаться дальше. Задача гештальта – исследовать и открыть, как эти ситуации и представления влияют на человека в настоящий момент (Ф. Джойс, Ш. Силлс).

Таким образом, концептуальные представления гештальт-метода основаны на трёх координатах: теории поля, феноменологии и диалоге. С точки зрения данного метода за каждым человеком признаётся уникальная личность, имеющая всё необходимое для решения проблем, поэтому своими целями гештальтисты ставят:

  • расширение осознавания и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности;

  • наполненности и осмысленности жизни;

  • улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми;

  • анализ процесса существования самого себя и своего присутствия в мире;

  • анализ, способствующий созданию гибких и адекватных форм сознания и поведения и порождающий творческую ответственность.

Кроме того, гештальт-метод сконцентрирован на настоящем, но не пренебрегает следами прошлого (незавершённые гештальты) и зачатками будущего (развитие скрытого потенциала), предлагает оптимистический взгляд на настоящее и будущее, наделяя каждого своей долей ответственности за собственную жизнь. Серж Гингер выразил мысль Сартра «Имеет значение не то, что из меня сделали, а то, что я сам делаю с тем, что из меня сделали».

На первый взгляд может показаться странным, что метод, изначально предназначенный для индивидуальной терапии, рассматривается в контексте учебного процесса. Уникальность гештальт-метода в том, что он не предлагает готовых рецептов, а даёт знание общих закономерностей взаимодействия живых систем и окружающей их среды и умение выстраивать свою реальность на основе трёх китов: актуальности, ответственности и осознанности.

В настоящее время результаты обучения и воспитания не всегда соответствуют социальным ожиданиям в отношении молодых специалистов. Это объясняется тем, что мы живем в «мире хаотических изменений», как называет его Питер Б. Вейл или «мире непредсказуемой среды», как пишет Э. Невис, в связи с этим некоторые методы обучения устарели и не эффективны на данном этапе. Поэтому есть потребность в выработке новых, более адекватных методов обучения. Как следствие на запрос времени, в России наблюдается интенсивное развитие такого направления как гештальт-педагогика.

Гештальт-педагогика – гештальт-философски и гештальт-терапевтически обоснованная практика в педагогической области: основные сферы такие как, например, школьные занятия во всех формах; подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов; общинная и общественная работа; работа с учебными группами в различных контекстах.

Итак, остановимся подробно на использовании гештальт-метода в образовательной среде. Учебный процесс с точки зрения основных принципов гештальт-метода можно представить следующим образом:

– Учение понимается как процесс контакта на границе живой и автономной системы в поле "организм / среда". Этот процесс контакта может быть представлен в идее циклического движения "фигура – фон" со всеми прерываниями и нарушениями.

– Знание и познание рассматриваются не как объективно данные, когда речь идёт об их усвоении, а как творческий созидательный акт индивида или группы в процессе контакта.

– Учащийся рассматривается как живой целостный организм, чей процесс контакта поддерживается следующими функциями Я: Оно, Эго, функцией Персона. Поддерживающие функции Я формируются на основе влияний различного рода: индивидуальной биографии, социальных, культурных и экономических условий и приспосабливаются к возникающим новым ситуациям лучшим или худшим образом.

Цель учебного процесса – это эволюция "живого" в поле "организм / среда" посредством порождения многообразия, чередования хаоса и порядка, а также путём разрушения старого и складывания нового [3].

Во многом результаты обучения и воспитания студентов зависят от личности преподавателя, поэтому важны такие процессы как гештальт-педагогическая подготовка и повышение квалификации.

Оба этих процесса концентрируются на "личностном образовании" (формировании) педагогов и на их профессиональном анализировании. Личностно-образовательные аспекты подготовки и повышения квалификации заключаются, наряду с общим, основополагающим гештальт-терапевтическим внутренним опытом человека (Selbsterfahrung), прежде всего, в следующем:

– наработка собственной истории учения: в особенности важным является отношение к авторитетам и образовательным учреждениям, стимулирование/угнетение собственного творческого потенциала и спонтанности;

– работа с близостью и дистанцией, симпатией и антипатией, а также с предрассудками против других людей, деловых сфер и вещей;

– осознание и расширение собственных возможностей в принятии критики и одобрении, а также возможностей самому критиковать и одобрять;

– осознание и дальнейшее развитие собственных образцов поведения при общении с хаосом и порядком, с невероятными ситуациями, кризисами и конфликтами;

– осознание и расширение возможностей быть видным в учебной группе как личность и оберегать это;

– сознание, выходящее за пределы собственных учебных возможностей и препятствий и субъективного предпочтительного стиля учения [3].

Профессиональные аспекты подготовки и повышения квалификации включают, наряду с общепедагогическими способностями, прежде всего следующие способности и трудности:

– брать на себя функции руководителя и справляться с ними; тем самым затрагивается проблематика идентичности педагога в определённой ролевой функции, в учрежденческой и политической взаимосвязи ("компетенция в руководстве");

– вступать в более долгосрочные педагогические связи, сохранять и формировать их ("компетенция в отношениях");

– воспринимать и понятийно определять групповой процесс и процесс каждого в группе (включая себя самого) – ("компетенция в групповой динамике");

– планировать и структурировать учебный процесс группы и каждого в отдельности посредством формулирования целей и задач, временного и пространственного оформления, применения различных, приспособленных для тематики и контекста методов изображения и работы, а также проверки и подведения итогов учебных результатов ("дидактическая компетенция");

– оценивать готовность и возможности участника целостно отвечать на требования учебного процесса; поддерживать этого человека в его готовности и способностях соразмерно его потребности в этом, вместо того, чтобы превышать или принижать требования;

– консультировать группу и отдельного человека, в особенности, принимая во внимание дополнительную, вспомогательную или дальнейшую учебную деятельность ("педагогическая консультационная компетенция") [3].

Таким образом, можно видеть основные преимущества гештальт-метода в том, что:

1. Язык метода достаточно прост и доступен для понимания и использования в учебном процессе, что обеспечивает возможность реального диалога между преподавателем и студентом.

2. Гештальт-метод обладает сильным потенциалом развития, так как даёт описание широкого круга живых систем, поэтому любые теоретические и практические знания могут быть быстро ассимилированы.

3. Практическое воплощение идей системного подхода и концепции поля помогает в организации и творческом формировании учебного процесса для группы и каждого в отдельности.

4. Элементы консультирования позволяют прояснять проблемы и затруднения отдельного человека и группы, а также могут быть действенными против невротизации учащихся, вызванной стрессовыми ситуациями.

Всё вышесказанное свидетельствует о важности использования данного метода в обучении студентов – психологов, так как позволяет не только «накормить» студентов знаниями, но организовать учебный процесс с учётом образовательной среды, феноменологии учащихся, разработать более эффективные способы подачи материала, а также предоставить возможность самим студентам поэкспериментировать и получить собственный опыт.

И в заключении необходимо обратить внимание на вопрос о результатах обучения и воспитания студентов – психологов, какими компетенциями должны владеть будущие психологи.

Профессиональная компетентность у практического психолога характеризуется наличием необходимых качеств: эмпатии, креативности, ответственности, коммуникативных свойств, наблюдательности; сформированности единого комплекса знаний, навыков, умений, а также профессиональных позиций и акмеологических инвариантов. Где под профессиональной позицией понимают целостное психическое образование, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания в избранном труде. Акмеологические инварианты представляют собой такие формируемые и используемые компоненты структуры профессионализма, которые обусловливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность труда независимо от действия внешних условий и факторов (например, постоянная включённость в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и др.) [4].

Анализируя всё вышесказанное, можно предположить, что именно использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов позволит выработать профессионально важные компетенции, так как гештальт – это не просто  психотерапевтический метод, это метод, позволяющий сделать жизнь более наполненной ощущениями и более осмысленной. Он учит людей не только думать о жизни, но и переживать её во всех её проявлениях, открывать в себе всё новые и новые ресурсы, видеть и чувствовать новые грани окружающего мира и своей личности. Именно это повышает компетентность и профессионализм будущих психологов.

Литература

  1. Российский гештальт (выпуск 3). Под ред. Н. Б. Долгополова, Р.П. Ефимкиной. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2001.

  2. Российский гештальт. Вып. 8 (Подход GATLA) / Под ред. Н.Б. Долгополова, Н.Г. Лубяницкой. – Москва, 2008.

  3. Журнал DV6 (Немецкой ассоциации гештальт-терапевтов) "Гештальт-терапия", N1/88.

  4. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

  5. Жан-Мари Робин. Гештальт-терапия. Перевод с французского И.Я. Розенталь под редакцией Хломова Д.Н., Кедровой Н.Б. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007.




Зажогина Н.В. Использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов Аннотация iconЛекций для студентов 1 курса факультета клинических психологов

Использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов Аннотация icon5. Использование метода мфи при исследовании популяций амфибий
Возраст животных определяется по линейным размерам тела длина лягушек различных возрастных групп составляет: сеголеток 7,5-30 мм...

Использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов Аннотация iconДанная работа предоставлена в целях ознакомления и изучения, незаконное копирование, или коммерческое использование запрещены. Переводчик не несет ответственности за верное\неверное использование информации, изложенной в данной книге

Использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов Аннотация iconЛабораторных занятий по морфологии для студентов 1 курса медико-биологического
Морфология человека, как наука. Основы микроскопического метода исследования. Компьютерные системы анализа изображения

Использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов Аннотация iconФорма психотерапии, разработанная в рамках гештальт – психологии Фредериком – Соломоном Перлзом

Использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов Аннотация iconАннотация

Использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов Аннотация iconАннотация

Использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов Аннотация iconАннотация

Использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов Аннотация iconАннотация

Использование гештальт-метода в обучении студентов – психологов Аннотация iconАннотация

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина