Биология, 10-е классы (сентябрь-октябрь) icon

Биология, 10-е классы (сентябрь-октябрь)





Скачать 154.46 Kb.
НазваниеБиология, 10-е классы (сентябрь-октябрь)
Дата конвертации28.03.2013
Размер154.46 Kb.
ТипДокументы
Биология, 10-е классы (сентябрь-октябрь)

Характеристика инструментария

Для проведения стартовой диагностики знаний по биологии учащихся 10-х классов было разработано два комплекта тестов (8 вариантов). Каждый вариант диагностической работы состоял из 22 заданий: 20 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 2-х заданий с кратким ответом.

В каждом варианте были представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий).

Все задания оценивались в 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение работы – 22.

Каждый вариант работы включал задания из традиционных разделов курса биологии за основную школу. Распределение заданий по основным содержательным блокам (разделам) учебного курса представлено в таблице 1.

Таблица 1



п/п

Содержательные блоки (разделы)

Число заданий

в варианте

1

Признаки живых организмов

8

2

Система, многообразие и эволюция живой природы

3

3

Система и многообразие органического мира

3

4

Человек и его здоровье

5

5

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

3




Всего:

22


Кроме знаниевого компонента задания диагностической работы проверяли также сформированность следующих умений и видов деятельности, важных для успешного изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:

  • объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;

  • называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы, популяций, экосистем;

  • выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;

  • устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп, экосистемы), процессы (обмен веществ и превращение энергии, развитие, размножение, регуляция), явления и делать выводы на основе сравнения;

  • применять биологические знания в практической деятельности и сохранении здоровья.


Основные результаты выполнения диагностической работы

Диагностическую работу по биологии выполняли 2754 обучающихся 10-х классов (141 класс) из 132 общеобразовательных учреждений Москвы.

Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме.




Рис.1

Доля учащихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом (выполнили от 2 до 8 заданий), составляет 10% (288 учащихся).

Больше половины тестировавшихся десятиклассников (1574 учащихся – 57%) выполнили от 10 до 16 заданий. На «хорошо» и «отлично» с работой справились только 45% тестировавшихся.


Анализ результатов выполнения диагностической работы

по биологии

В приведенной ниже таблице представлены средние (по двум комплектам) результаты выполнения заданий по темам.

Содержательный элемент считается усвоенным, если процент выполнения для заданий базового уровня сложности превышает 65%, а для заданий повышенного и высокого уровня сложности – 50%.

Код темы

Контролируемое содержание

Средний %

выполнения

2_1_1

Особенности строения и жизнедеятельности растительной клетки

71%

2_1_21

Особенности строения и жизнедеятельности животной клетки

80%

2_1_3

Клеточное строение организмов как доказательство их родства

70%

2_1_4

Многообразие клеток

79%

2_1_5

Химический состав растительной клетки

64%

2_1_6

Химический состав клетки животного

59%

2_1_7

Гены и хромосомы

85%

2_2_1

Общие признаки живых организмов

72%

2_2_2

Многообразие организмов

69%

2_3_1

Вирусы и бактериофаги

73%

3_1_1

Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Разнообразие и распространение бактерий

62%

3_3_2

Жизнедеятельность растений

40%

3_4_1

Систематика животных. Общие сведения о животных

53%

3_5_2

Движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор)

61%

3_5_3

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания

57%

3_5_42

Усложнение животных в процессе эволюции

83%

4_01_2

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека

40%

4_02_1

Нервная система и её строение. Рефлекс. Рефлекторная дуга

35%

4_02_2

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

56%

4_03_1

Строение и функции органов пищеварения

52%

4_05_1

Межклеточная жидкость и лимфа как составные части внутренней среды организма человека

41%

4_05_2

Кровь, ее состав и функции

50%

4_06_3

Регуляция работы сердца и сосудов

51%

4_07_1

Обмен веществ и превращения энергии как необходимые условия жизнедеятельности организма

54%

4_11_1

Строение и функции опорно-двигательной системы

43%

4_14_2

Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, Употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда и

46%

5_1_1

Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные

53%

5_1_4

Популяция. Взаимодействия разных видов: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм

69%

5_2_1

Структура экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе

53%

5_2_2

Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания

76%




Среднее:

59%


Как видно из таблицы, учащиеся успешно справились (выполнение выше среднего показателя – 65%) с заданиями по следующим темам:

  • гены и хромосомы;

  • усложнение животных в процессе эволюции;

  • особенности строения и жизнедеятельности животной клетки;

  • многообразие клеток;

  • пищевые связи в экосистеме; цепи питания;

  • вирусы и бактериофаги;

  • общие признаки живых организмов;

  • особенности строения и жизнедеятельности растительной клетки;

  • клеточное строение организмов как доказательство их родства;

  • многообразие организмов;

  • популяция; взаимодействия разных видов: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Большая часть заданий, выполненных на достаточном уровне, проверяет знания и умения по темам общебиологического характера, что не удивительно, поскольку они изучались непосредственно в 9 классе. Поэтому можно прогнозировать успешность обучения в десятых классах большинства учащихся (90%), участвовавших в диагностической работе.

Недостаточные результаты (выполнение 50% - 64%) учащиеся 10 классов продемонстрировали по темам:

  • химический состав растительной клетки;

  • особенности строения и жизнедеятельности бактерий. разнообразие и распространение бактерий;

  • движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор);

  • химический состав клетки животного;

  • результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания;

  • нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности;

  • обмен веществ и превращения энергии как необходимые условия жизнедеятельности организма;

  • систематика животных; общие сведения о животных;

  • факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные;

  • структура экосистемы. роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе;

  • строение и функции органов пищеварения;

  • регуляция работы сердца и сосудов;

  • кровь, ее состав и функции.

Основная часть тем, которые учащиеся усвоили недостаточно (выполнение заданий ниже 65%), касаются вопросов биологии человека, особенностей строения и жизнедеятельности растительных и животных организмов. Этот материал, изученный в 6-8 классах, ко времени проведения диагностической работы оказался забыт. Прочными оказались знания только у 45% десятиклассников, выполнивших диагностическую работу на «4» и «5».

По данным диагностики низким (выполнение заданий ниже 50%) оказался уровень усвоения следующих элементов содержания:

  • факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда;

  • строение и функции опорно-двигательной системы;

  • межклеточная жидкость и лимфа как составные части внутренней среды организма человека;

  • жизнедеятельность растений;

  • строение и процессы жизнедеятельности организма человека;

  • нервная система и её строение; рефлекс; рефлекторная дуга.

Особенно удручает тот факт, что большая часть плохо усвоенного материала касается биологии человека, причём важнейших систем органов человека.

Рассмотрим задания, которые оказались наиболее трудными для десятиклассников.


Пример 1


Кровь состоит из плазмы и

1)

лейкоцитов

2)

форменных элементов – (51% - правильный ответ)

3)

эритроцитов

4)

тромбоцитов


Только 51% учащихся выбирает ответ, соответствующий полному определению состава крови, остальные акцентирует своё внимание на конкретном компоненте: либо лейкоцитах (23%), либо тромбоцитах (22%), либо эритроцитах (15%). Очевидно, что для правильного понимания состава крови учащимся не хватило совсем немного, и хотя в курсе биологии изучать строение крови они больше не будут, скорректировать их знания при сопутствующем повторении необходимо.


Пример 2


Какую форму имеет эритроцит человека?


1)

шарообразную

2)

дискообразную

3)

двояковыпуклого диска

4)

двояковогнутого диска – (58% - правильный ответ)



Пример 3

Эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека тем, что они


1)

мельче, не имеют ядра

2)

крупнее, имеют ядро – (18% - правильный ответ)

3)

мельче, имеют ядро

4)

крупнее, не имеют ядра


Как видно из приведённых примеров, 58% учащихся (от 369 выполнявших это задание) правильно определяют особенности строения эритроцита. И только 18% (от 329 учащихся) представляют себе эволюционный путь, проходя который в ряду земноводные – млекопитающие красные кровяные клетки потеряли ядро, освободив площадь для лучшего переноса кислорода. А ведь это – одно из важных доказательств эволюции в природе.

Пример 4


Соли, содержащие азот, образуются при биологическом окислении


1)

белков – (34% - правильный ответ)

2)

жиров

3)

углеводов

4)

крахмала



Путаются десятиклассники и с составом веществ, если уточнять его не напрямую, а через обменные процессы. Лишь треть учащихся (34% от 303 учащихся) применила знания о строении белка в условиях, когда вопрос не был задан напрямую. Остальные или сконцентрировались на «биологическом окислении» и дали неверный ответ «углеводы» (35%), или сделали то же самое по отношению к жирам (16%) или крахмалу (15%).

Подобные задания, где вопрос стоит не напрямую, а подразумевается контекстом, сейчас становятся основными при проведении диагностических работ. В качестве примера можно сослаться на международные исследования по оценке качества образования – PISA и TIMMS. Поэтому на уроках биологии закрепление изученного должно проводиться не только на репродуктивном уровне, но и на аналитическом.


Описание уровня подготовки учащихся, получивших различные отметки на тестировании


Категории участников тестирования

Описание уровня подготовки по физике категорий участников тестирования

Отметка «5».

(19–22 балла)

Учащихся этой категории – 6%.

Средний процент выполнения заданий – 90%.

Уровень освоения достигнут по всем проверяемым темам: выполнение заданий составляет от 80 до 100%.


Отметка «4».

(14–18 баллов)

Учащихся этой категории – 39%.

Средний процент выполнения заданий – 71%.

Учащиеся продемонстрировали хороший уровень владения контролируемыми элементами содержания (процент выполнения свыше 65%), за исключением следующих:

  • жизнедеятельность растений - (52%);

  • систематика животных; общие сведения о животных – (61%);

  • движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор) – (48%);

  • строение и процессы жизнедеятельности организма человека – (45%);

  • нервная система и её строение; рефлекс; рефлекторная дуга – (58%);

  • строение и функции органов пищеварения – (63%);

  • кровь, ее состав и функции – (61%);

  • строение и функции опорно-двигательной системы – (58%);

  • факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные – (57%);

  • структура экосистемы. роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе – (60%).




Отметка «3».

(9–13 баллов)

Учащихся этой категории – 44%.

Средний процент выполнения заданий – 50%.

Процент выполнения 65% и выше достигнут для заданий, проверяющих знание следующих элементов содержания:

  • особенности строения и жизнедеятельности животной клетки;

  • особенности строения и жизнедеятельности растительной клетки;

  • многообразие клеток;

  • клеточное строение организмов как доказательство их родства;

  • общие признаки живых организмов;

  • вирусы и бактериофаги;

  • гены и хромосомы;

  • усложнение животных в процессе эволюции;

  • движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор);

  • пищевые связи в экосистеме; цепи питания.

Отметка «2.

(0- 8 баллов)

Учащихся этой категории – 10%

Средний процент выполнения заданий – 31%

Тестируемые с неудовлетворительным уровнем подготовки показали крайне низкий уровень знаний. Для данного уровня подготовки отсутствуют полностью усвоенные контролируемые элементы содержания.



^

Выводы и рекомендации


  1. С заданиями диагностической работы по биологии справились 90% тестировавшихся десятиклассников. При этом 45% учащихся продемонстрировали «хорошие» и «отличные» знания по предмету.

  2. На основании анализа полученных результатов можно предложить учителям следующие меры по совершенствованию методики обучения биологии в основной школе:

  • При обучении биологии в 8-9 классах учителям биологии следует ориентироваться на Региональную рабочую программу по биологии, разработанную коллективом кафедры методики преподавания биологии МИОО. Эта программа не предполагает перехода на новые УМК, а позволяет больше времени уделить изучению биологии человека. Общебиологические закономерности программа предлагает также изучать применительно к человеку.

  • В организационном плане следует пересмотреть тематическое и поурочное планирование большинства тем и уроков курса, учитывая все особенности федерального компонента государственного образовательного стандарта. При возникновении трудностей, учителям и методистам биологии следует обращаться на профильную кафедру методики преподавания биологии МИОО, которой подготовлены календарно-тематические планирования к каждой из используемых в московских школах содержательной линии.

  • Особое внимание следует уделять следующим вопросам школьной биологии: способам познания живой природы и собственного организма; исторического развития растительного и животного мира; особенностям экологии, строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы; особенностям строения и жизнедеятельности организма человека и его отдельных систем в контексте гигиены, санитарии и первой доврачебной медицинской помощи.

  • На занятиях биологии должны использоваться педагогические технологии, в которых бы содержались элементы самостоятельного, активного поиска необходимой для ответа на вопросы информации, задания по работе с незнакомым биологическим текстом, оценка графических и табличных данных. Такая деятельность будет способствовать развитию умения проводить анализ или синтез, строить логические схемы, готовить презентацию, делать короткие выступления или проект. Учителю следует не забывать и о внеклассной (тематические экскурсии, посещение биологических музеев, зоопарка) и внеурочной работе (работа над ученическим проектом, исследованием) по предмету.

  • При планировании тем, отдельных уроков, а также домашних заданий учителям следует включать наиболее важные практические работы из перечня, предложенного в Примерной программе по биологии, с обязательным разбором их выполнения на уроке.




Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Биология, 10-е классы (сентябрь-октябрь) iconНикишов А. И. и др. Программы для общеобразовательных учреждений. Естествознание. Биология. 5-11 классы

Биология, 10-е классы (сентябрь-октябрь) iconИнформационный бюллетень №3 октябрь 2009г

Биология, 10-е классы (сентябрь-октябрь) iconОтветы на вопросы задания №1 (сентябрь 2010 года)

Биология, 10-е классы (сентябрь-октябрь) iconПрограмма вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплине «Биология»
Биология как наука. Биология как система наук и часть целостного научного знания. Система и классификация биологических наук. Основные...

Биология, 10-е классы (сентябрь-октябрь) icon«Забота о глазах».(1 классы)

Биология, 10-е классы (сентябрь-октябрь) iconТестовая программа Activote Открытая биология. Физикон Анатомия. Электронный атлас для школьника Биология. Анатомия и физиология человека.

Биология, 10-е классы (сентябрь-октябрь) iconПрограмма и вопросы вступительного экзамена по зоологии по направлению 020200. 68 «Биология» со специализированной программой «Гидробиология и ихтиология»
Госстандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 020201 «Биология»

Биология, 10-е классы (сентябрь-октябрь) iconОбразовательная программа Биология (название образовательной программы) Дисциплина Биология (название дисциплины)

Биология, 10-е классы (сентябрь-октябрь) iconI-ill классы некоторые вопросы нравственности

Биология, 10-е классы (сентябрь-октябрь) iconПрограмма собеседования по дисциплине «анатомия и морфология человека» для поступающих нА 2-ой и последующий курс ( 4 курс очная форма по специальности «биология» с доп. Спец. «Химия»; озо специальность «Биология»)

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина