Учебно-методический комплекс методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» icon

Учебно-методический комплекс методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»





Скачать 282.73 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»
Дата конвертации28.03.2013
Размер282.73 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук


Кафедра биологии


УТВЕРЖДАЮ

Председатель УМК Юранёва И.Н.

________________________

«__7__»__сентября__2011 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала


Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»


Квалификация (степень) выпускника

«магистр»


Форма обучения

очная


Город Сыктывкар


Год 2011


министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

^ Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук


Кафедра биологии


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала


Блок дисциплин: М3.

Институт естественных наук

Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация - Магистр

Форма обучения очная



Семестр

В

Всего учебных занятий

72 часа

В том числе:




Аудиторных занятий

28 часов, из них

Лабораторных занятий

28 часов

Занятия, проводимые в интерактивной форме

10 часов

Самостоятельная работа студентов

40 часов

КСР

4 часа

Текущий контроль: контрольная работа

2 часа

Форма итогового контроля

зачет, семестр В



Город Сыктывкар


Год 2011


Лист согласования и утверждения рабочей программы


Составитель УМК

доцент каф. биологии, доцент __________ Голикова Е.А.

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании ФГОС и учебного плана

аннотированной магистерской программы «Гидробиология и ихтиология»

^ Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры биологии

Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г.

Заведующий кафедрой

профессор ____________ Г.Н. Доровских

(подпись)


СОГЛАСОВАНО:

Директор Института естественных наук

доцент _____________ И.Н. Юранева

(подпись)

«___» __________2011 г.


Председатель УМК Института естественных наук

доцент ____________ И.Н. Юранева

(подпись)


Содержание


^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

6

III. Содержание учебной дисциплины

7

IV. ТЕМЫ лабораторных занятий




^ V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ




VI. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ




Вопросы к контрольной работе




Вопросы к зачету




Карта обеспеченности литературой





^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Цель и задачи курса:

Методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала является одной из специальных дисциплин в системе биологического образования.

Цель курса:

  1. овладение навыками исследовательской работы с водными организмами;

  2. подготовка магистров-биологов к самостоятельным практическим (полевым) работам.

Задачи курса:

  1. освоение технических приемов сбора, хранения и обработки ихтиологического материала с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов;

  2. освоение технических приемов сбора, хранения и обработки материала водных беспозвоночных с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов.

В процессе изучения курса проводится знакомство с группами организмов, массовыми и широко представленными в континентальных водоемах. Особое внимание уделяется морфологическим признакам, экологии и биологическим особенностям таксонов. Даются современные представления о системе и практические подходы к видовой идентификации бентосных и планктонных организмов, пресноводных рыб. Изучаются методы количественного анализа гидробиологического материала, методы статистического анализа и анализа популяционных свойств популяции.

  1. ^ Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Место в учебном плане: профессиональный цикл М.3, вариативная часть. Курс по выбору.

Программа курса «Методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала» составлена с учетом многоуровневой системы образования, направленной на подготовку высококвалифицированного специалиста с широким биологическим кругозором.

У студента-магистра в процессе освоения дисциплины должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.

ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия.

ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения.

ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.

  1. ^ Требование к уровню освоения содержания курса:

Обучение студентов по курсу «Методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала» проводится в форме лабораторных занятий под контролем преподавателя (28 часов) и самостоятельной работы (40 часов). Лабораторные занятия проводятся с применением интерактивных форм: мультимедийный проектор, микроскопы с цифровыми камерами, подключенные к ноутбукам, интерактивная доска и др.

В результате изучения данного курса студенты должны:

- знать особенности морфологии, физиологии и воспроизведения, географическое распространение и экологию представителей основных таксонов,

- уметь наблюдать, описывать, идентифицировать, классифицировать, культивировать биологические объекты;

- владеть приемами и техникой работы с водными объектами;

- владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, микроскопия, препарирование, зарисовка, работа с коллекциями и др.);

- владеть навыками и методами вариационной статистики и расчета продукционных свойств популяции.


  1. ^ Формой итогового контроля является зачет – семестр В.

Для получения допуска к зачету требуется посещение не менее 90 % занятий; сдача допусков к лабораторным занятиям, их отработка и сдача преподавателю протоколов с результатами занятий, выполнение контрольных работ, составление плана и тезисов ответа по темам самостоятельных работ.

^ II. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

72

Семестры

В










^ Аудиторные занятия (всего)

28

28










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

-

-










Семинары (практические занятия)

-

-










Лабораторные работы

28

28










^ Самостоятельная работа (всего)

40

40










^ Контроль самостоятельной работы

4

4










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















^ Другие виды самостоятельной работы
















^ Контрольная работа

+

+










Вид аттестации (зачет, экзамен)

+

+










Общая трудоемкость 72 час

2 зач. ед.

72

72


























^ III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студен-тов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самос-тояте-льная работа

КСР

Форма текущего контроля по теме, разделу

В том числе

Лекции

Лабораторная работа

Интерактивная форма

Раздел 1. Методы сбора, хранения и обработки гидробиологического материала

1

Тема 1. Методы сбора гидробиологических проб.

4

-

-

4

-

2

-

2

Тема 2. Обработка гидробиологических проб. Изучение живых объектов

10

-

-

4

2

6

-

3

Тема 3. Методы фиксации гидробиологических проб. Способы хранения.

10

-

-

2

2

6

-

4

Тема 4. Изготовление тотальных препаратов.

10

-

-

4

1

6

2

Раздел 2. Методы сбора, хранения и обработки ихтиологического материала

5

Тема 5. Методы и приемы полевых исследований рыб. Фиксация и документирование первичного материала.




-

-

2

2

2

-

6

Тема 6. Морфометрическое исследование рыб.




-

-

8

2

14

-

7

Тема 7. Определение основных биологических показателей рыб




2

-

4

1

4










2

-

-

-

-

-

2




Итого:

72

2

-

28

-

40

4



IV. Содержание учебной дисциплины


Раздел 1. Методы сбора, хранения и обработки гидробиологического материала


Тема 1. Методы сбора гидробиологических проб.

Основные требования и умения студентов.

^ Студент должен знать приемы и технику отлова водных беспозвоночных.

Студент должен уметь проводить количественный анализ гидробиологических проб.

^ Студент должен владеть навыками сбора планктонных и бентосных организмов.

Содержание учебного материала.

Орудия лова (количественные, качественные) и их использование. Орудия лова планктона: планктонный сачок, планктонная сеть. Методы изготовления: выбор материала, размерные характеристики, пошив, способы крепления. Количественные орудия лова.

Орудия сбора бентосных организмов. Дночерпатели для количественного сбора проб: Экмана-Берджа, Петерсена, Петерсена модифицированный.

Подсчет организмов в пробах для оценки плотности популяции. Повторность проб, объем проб. Отработка практических навыков сбора гидробиологических проб.

^ Самостоятельная внеаудиторная работа:

С целью закрепления и систематизации знаний работа с научной литературой. Повторить состав массовых широко представленных групп планктона и бентоса пресноводных водоемов. Оформить результаты лабораторной работы.

^ Рекомендуемая литература по теме:

Зилов Е.А. Гидробиология и водная экология (организация, функционирование и загрязнение водных экосистем): учебное пособие. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2008. – 138 с.

Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР: Планктон и бентос / Под ред. Л.А.Крутикова, Я.И.Старобогатова. – Л.: Гидрометиздат, 1977. 510 с.

Пидгайко М.Л. Зоопланктон водоемов европейской части СССР. – М.: Наука. 1984.

Протисты: Руководство по зоологии. – СПб.: Наука, 2000. – Ч.1.- 679 с.

Шитиков В.К., Розенберг Г.С., Зинченко Г.Д. Количественная гидроэкология: методы системной идентификации. – Тольятти: ИЭВБ РАН, 2003. – 463 с.


Тема 2. Обработка гидробиологических проб. Изучение живых объектов

Основные требования и умения студентов.

^ Студент должен знать способы и методы обработки гидробиологических проб.

Студент должен уметь описывать, идентифицировать, проводить классификацию изучаемых объектов, проводить качественный анализ гидробиологических проб.

^ Студент должен владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований живых объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, окраска, микроскопия, зарисовка и др.).

^ Содержание учебного материала.

Способы сохранения живого гидробиологического материала с целью исследования в прижизненном состоянии. Пересаживание объектов. Соблюдение режима временного содержания гидробионтов: механическое воздействие, температура, содержание кислорода, рН среды, ядовитые вещества.

Изучение живых объектов с помощью микроскопа. Изготовление временных препаратов. Методы временного обездвиживания объектов. Отработка навыков изготовления временных препаратов.

Проведение качественного анализа бентосных и планктонных проб, оформление результатов проведенных исследований.

^ Самостоятельная внеаудиторная работа:

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой. Оформить результаты лабораторной работы.

^ Рекомендуемая литература по теме:

Зилов Е.А. Гидробиология и водная экология (организация, функционирование и загрязнение водных экосистем): учебное пособие. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2008. – 138 с.

Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Простейшие, Губки, Кишечнополостные, Гребневики, Плоские черви, Немертины, Круглые черви. – М.: Высшая школа, 1981. – Ч. 1.

Иванов А.В., Мончадский А.С., Полянский Ю.И. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1983. – Ч. 2.

Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1985. – Ч. 3.

Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР: Планктон и бентос / Под ред. Л.А.Крутикова, Я.И.Старобогатова. – Л.: Гидрометиздат, 1977. 510 с.

Пидгайко М.Л. Зоопланктон водоемов европейской части СССР. – М.: Наука. 1984.

Протисты: Руководство по зоологии. – СПб.: Наука, 2000. – Ч.1.- 679 с.


Тема 3. Методы фиксации гидробиологических проб. Способы хранения.

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать методы фиксации гидробиологических проб и способы их хранения.

^ Студент должен уметь описывать, идентифицировать, проводить классификацию изучаемых объектов.

Студент должен владеть навыками фиксации гидробиологических объектов с учетом их морфологической структуры.

^ Содержание учебного материала.

Фиксация гидробиологического материала часто употребляемыми консервирующими жидкостями: 4-процентный раствор формальдигида (формалин), 700 этиловый спирт, спирт с формалином, фиксирующие жидкости, содержащие сулему или осмиевую кислоту и др. Способы фиксации, преимущества и недостатки методов. Отработка практических навыков фиксации гидробиологических объектов разными методами.

Способы хранения гидробиологических проб. Требования к подбору посуды для хранения. Этикетирование материала.

^ Самостоятельная внеаудиторная работа:

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой. Оформить результаты лабораторной работы.

^ Рекомендуемая литература по теме:

Зилов Е.А. Гидробиология и водная экология (организация, функционирование и загрязнение водных экосистем): учебное пособие. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2008. – 138 с.

Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Простейшие, Губки, Кишечнополостные, Гребневики, Плоские черви, Немертины, Круглые черви. – М.: Высшая школа, 1981. – Ч. 1.

Иванов А.В., Мончадский А.С., Полянский Ю.И. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1983. – Ч. 2.

Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1985. – Ч. 3.

Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР: Планктон и бентос / Под ред. Л.А.Крутикова, Я.И.Старобогатова. – Л.: Гидрометиздат, 1977. 510 с.

Протисты: Руководство по зоологии. – СПб.: Наука, 2000. – Ч.1.- 679 с.


Тема 4. Изготовление тотальных препаратов.

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать способы и методы изготовления тотальных микроскопических препаратов.

^ Студент должен уметь описывать, идентифицировать, проводить классификацию изучаемых объектов, изготавливать тотальные микроскопические препараты.

^ Студент должен владеть навыками и методами работы с инструментами и лабораторным оборудованием, с зоологическими определителями.

Содержание учебного материала.

Ознакомление с методами изготовления тотальных препаратов. Окрашивание объектов, обезвоживание, декальцинация, изготовление мазков, заливка и приготовление разрезов, окрашивание препаратов, заключение в фиксирующую среду (канадский бальзам, глицерин, глицерин-желатин).

Изготовление тотальных препаратов гидробиологических объектов разных систематических групп. Определение видовой принадлежности объектов.

^ Самостоятельная внеаудиторная работа:

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой. Оформить результаты лабораторной работы.

^ Рекомендуемая литература по теме:

Зилов Е.А. Гидробиология и водная экология (организация, функционирование и загрязнение водных экосистем): учебное пособие. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2008. – 138 с.

Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Простейшие, Губки, Кишечнополостные, Гребневики, Плоские черви, Немертины, Круглые черви. – М.: Высшая школа, 1981. – Ч. 1.

Иванов А.В., Мончадский А.С., Полянский Ю.И. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1983. – Ч. 2.

Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1985. – Ч. 3.

Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР: Планктон и бентос / Под ред. Л.А.Крутикова, Я.И.Старобогатова. – Л.: Гидрометиздат, 1977. 510 с.

Пидгайко М.Л. Зоопланктон водоемов европейской части СССР. – М.: Наука. 1984.

Протисты: Руководство по зоологии. – СПб.: Наука, 2000. – Ч.1.- 679 с.


Раздел 2. Методы сбора, хранения и обработки ихтиологического материала


Тема 5. Методы и приемы полевых исследований рыб. Фиксация и документирование первичного материала.

Основные требования и умения студентов.

^ Студент должен знать основные методы сбора, фиксации и документирования полевого ихтиологического материала

Студент должен уметь выбирать методы сбора ихтиологического материала для разных целей; документировать собранные материалы.

^ Студент должен владеть основными подходами к планированию и проведению ихтиологических исследований; основными методами отлова, фиксации и документирования полевых сборов;

^ Содержание учебного материала.

Методы отлова рыб. Выбор метода отлова в зависимости от задач исследования. Сбор и коллекционирование первичного ихтиологического материала. Методы фиксации ихтиологического материала. Документирование материалов. Соотношение видов в уловах. Понятие относительной и абсолютной численности методы их расчета.

^ Лабораторное занятие № 8. Методы сбора, фиксации и документирования ихтиологического материала.

Методы отлова рыб. Выбор метода отлова в зависимости от задач исследования. Методы фиксации ихтиологического материала. Документирование материалов. Соотношение видов в уловах. Понятие относительной и абсолютной численности методы их расчета.

^ Самостоятельная внеаудиторная работа:

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой. Повторить основные приемы отлова, коллекционирования и документирования ихтиологического материала. Оформить результаты лабораторной работы.

^ Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Правдин И.Ф. Руководство по изучению рыб. М.: Пищепромиздат, 1966. 376 с.

Ильмаст Н.В. Введение в ихтиологию (учебное пособие). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2005. 148 с.

Анисимова И.М., Лавровский В.В. Ихтиология. М.: Высшая школа, 1983. 354 с.

Никольский Г.В. Экология рыб. М.: Высшая школа, 1974. 367 с.

Дополнительная:

Суворов Е.К. Основы ихтиологии. М.: Советская наука, 1948. 580 с.


Тема 6. Морфометрическое исследование рыб.

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать особенности морфометрического исследования представителей основных систематических групп рыб, обитающих в водоемах Европейского Северо-востока России.

^ Студент должен уметь наблюдать, описывать, идентифицировать, проводить классификацию изучаемых объектов.

Студент должен владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований живых и фиксированных объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, зарисовка и др.).

^ Содержание учебного материала.


Внешнее и внутреннее строение рыб. Скелет костистой рыбы. Осевой скелет. Видоизменения позвонков. Скелет парных и непарных плавников. Строение поясов конечностей. Скелет черепа. Методы изготовления остеологических препаратов рыб. Подсчет числа позвонков и определения количества элементов в других метамерных структурах (количество лучей в плавниках, числа жаберных тычинок и т.д.) Морфометрическое исследование представителей разных систематических групп рыб.


^ Лабораторное занятие № 9. Скелет костистой рыбы

Изучение скелета костистых рыб. Осевой скелет. Видоизменения позвонков. Скелет парных и непарных плавников. Строение поясов конечностей. Скелет черепа. Методы изготовления остеологических препаратов рыб. Использование дифференциальной окраски скелетных образований. Подсчет числа позвонков и определения количества элементов в других метамерных структурах (количество лучей в плавниках, числа жаберных тычинок и т.д.).

^ Лабораторное занятие № 10-12. Морфометрическое исследование рыб.

Особенности морфометрического исследование разных систематических групп рыб Европейского северо-востока России (лососеобразные, щукообразные, карпообразные и окунеобразные. Особенности измерения и подсчета меристических признаков.

Методы статистической обработки морфометрических данных

^ Самостоятельная внеаудиторная работа:

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой. Повторить особенности строения разных систематических групп рыб. Оформить результаты лабораторной работы.

^ Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Атлас пресноводных рыб России: В 2 т./Под ред. Ю.С. Решетникова. М.: Наука, 2003.

Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных (низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы). М.: Высшая школа, 1976. 351с.

Правдин И.Ф. Руководство по изучению рыб. М.: Пищевая промышленность, 1966. 376 с.


Дополнительная:

Берг Л. С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. - М ; Л.: Изд-во АГ СССР, 1948. - Т. 2. - 468с.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992. Т.1,2.

Иванов А.О., Черепанов Г.О. Ископаемые низшие позвоночные: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. 228 с.

Кэрролл Р. Палеонтология и эволюция позвоночных: В 3 т. М.: Мир, 1987.


Тема 7. Определение основных биологических показателей рыб.

Основные требования и умения студентов.

Студент должен иметь представление о методах лабораторного и математического анализа ихтиологического материала, знать основные требования и правила проведения исследовательских работ.

Студент должен владеть навыками и методами сбора и обработки ихтиологического материала для получения количественных данных.

^ Содержание учебного материала.

Определение возраста рыб по чешуе. Корректировка определения возраста по спилам плавниковых лучей, плоским костям и отолитам. Изготовление чешуйных препаратов, спилов лучей и препаратов отолитов. Обратное расчисление роста рыб. Стадии зрелости, их определение. Плодовитость рыб и методы ее определения. Особенности морфометрического исследования разных групп рыб. Методы статистической обработки морфометрических данных.


^ Лабораторное занятие № 13. Определение возраста и изучение роста рыб.

Определение возраста рыб по чешуе. Корректировка определения возраста по спилам плавниковых лучей, плоским костям и отолитам. Изготовление чешуйных препаратов, спилов лучей и препаратов отолитов. Обратное расчисление роста рыб.

^ Лабораторное занятие № 14. Анализ состояния рыбного населения водоема на основе полевых ихтиологических материалов.

Соотношение видов в уловах. Понятие относительной и абсолютной численности методы их расчета. Анализ возрастной и половой структуры уловов. Биологические показатели рыб. Оценка состояния отдельных популяций рыб на основе биологических показателей. Принципы оценки состояния рыбного населения водоема.

^ Самостоятельная внеаудиторная работа:

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой. Повторить принципы определения возраста рыб и обратного расчисления их роста. Оформить результаты лабораторной работы.

^ Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Атлас пресноводных рыб России: В 2 т./Под ред. Ю.С. Решетникова. М.: Наука, 2003.

Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных (низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы). М.: Высшая школа, 1976. 351с.

Правдин И.Ф. Руководство по изучению рыб. М.: Пищевая промышленность, 1966. 376 с.

Дополнительная:

Берг Л. С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. - М ; Л.: Изд-во АГ СССР, 1948. - Т. 2. - 468с.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992. Т.1,2.

Иванов А.О., Черепанов Г.О. Ископаемые низшие позвоночные: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. 228 с.

Кэрролл Р. Палеонтология и эволюция позвоночных: В 3 т. М.: Мир, 1987.


^ V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная

Атлас пресноводных рыб России: В 2 т./Под ред. Ю.С. Решетникова. М.: Наука, 2003.

Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных (низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы). М.: Высшая школа, 1976. 351с.

Зилов Е.А. Гидробиология и водная экология (организация, функционирование и загрязнение водных экосистем): учебное пособие. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2008. – 138 с.

Иванов А.В., Мончадский А.С., Полянский Ю.И. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1983. – Ч. 2.

Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Простейшие, Губки, Кишечнополостные, Гребневики, Плоские черви, Немертины, Круглые черви. – М.: Высшая школа, 1981. – Ч. 1.

Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1985. – Ч. 3.

Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР: Планктон и бентос / Под ред. Л.А.Крутикова, Я.И.Старобогатова. – Л.: Гидрометиздат, 1977. 510 с.

Правдин И.Ф. Руководство по изучению рыб. М.: Пищевая промышленность, 1966. 376 с.

Пидгайко М.Л. Зоопланктон водоемов европейской части СССР. – М.: Наука. 1984.

Протисты: Руководство по зоологии. – СПб.: Наука, 2000. – Ч.1.- 679 с.

Шитиков В.К., Розенберг Г.С., Зинченко Г.Д. Количественная гидроэкология: методы системной идентификации. – Тольятти: ИЭВБ РАН, 2003. – 463 с.


Дополнительная

Берг Л. С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. - М ; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. Т. 1. 468с.

Берг Л.С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949а. Т. 2. С. 469-925.

Берг Л.С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. - М.; Л.: Изд-во АН СССР 19496. Т. 3. С. 930-1370.

Зверева О.С. Особенности биологии главных рек Коми АССР в связи с историей их формирования. - Л.: Наука, 1968.

Иванов А.О., Черепанов Г.О. Ископаемые низшие позвоночные: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. 228 с.

Кэрролл Р. Палеонтология и эволюция позвоночных: В 3 т. М.: Мир, 1987.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992. Т.1,2.

Соловкина Л.Н. Рыбные ресурсы Коми АССР. – Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1975.

^ VI. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Вопросы к зачету

  1. Приемы и техника отлова планктонных беспозвоночных.

  2. Приемы и техника отлова бентосных организмов.

  3. Методы количественного анализа гидробиологических проб.

  4. Способы и методы обработки гидробиологических проб.

  5. Способы сохранения живого гидробиологического материала.

  6. Способы изготовления временных препаратов. Методы временного обездвиживания объектов.

  7. Качественный анализ бентосных и планктонных проб.

  8. Методы фиксации гидробиологических проб, преимущества и недостатки методов.

  9. Способы хранения гидробиологических проб. Этикетирование материала.

  10. Способы и методы изготовления тотальных микроскопических препаратов.

  11. Методы отлова рыб. Выбор метода отлова в зависимости от задач исследования.

  12. Сбор и коллекционирование первичного ихтиологического материала. Методы фиксации ихтиологического материала.

  13. Методы изготовления остеологических препаратов рыб. Подсчет числа позвонков и определения количества элементов в других метамерных структурах (количество лучей в плавниках, числа жаберных тычинок и т.д.)

  14. Особенности морфометрического исследование разных систематических групп рыб Европейского северо-востока России (лососеобразные, щукообразные, карпообразные и окунеобразные. Особенности измерения и подсчета меристических признаков.

  15. Методы статистической обработки морфометрических данных.

  16. Определение возраста рыб по чешуе. Корректировка определения возраста по спилам плавниковых лучей, плоским костям и отолитам. Изготовление чешуйных препаратов, спилов лучей и препаратов отолитов.

  17. Обратное расчисление роста рыб.

  18. Понятие относительной и абсолютной численности методы их расчета.

  19. Биологические показатели рыб. Анализ возрастной и половой структуры уловов.

  20. Оценка состояния отдельных популяций рыб на основе биологических показателей. Принципы оценки состояния рыбного населения водоема

КАРТА

^ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ

Дисциплина «Методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала»

Блок дисциплин: М3.

Институт естественных наук

Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация - Магистр

Форма обучения очная

^ Число студ.

Список литературы

Кол-во

экз.

Кол-во

экз.

на 1студ.

10

*Зилов Е.А. Гидробиология и водная экология (организация, функционирование и загрязнение водных экосистем): учебное пособие. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2008. – 138 с.

Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Простейшие, Губки, Кишечнополостные, Гребневики, Плоские черви, Немертины, Круглые черви. – М.: Высшая школа, 1981. – Ч. 1.

Иванов А.В., Мончадский А.С., Полянский Ю.И. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1983. – Ч. 2.

Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1985. – Ч. 3.

Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР: Планктон и бентос / Под ред. Л.А.Крутикова, Я.И.Старобогатова. – Л.: Гидрометиздат, 1977. 510 с.

Пидгайко М.Л. Зоопланктон водоемов европейской части СССР. – М.: Наука. 1984.

Протисты: Руководство по зоологии. – СПб.: Наука, 2000. – Ч.1.- 679 с.

*Шитиков В.К., Розенберг Г.С., Зинченко Г.Д. Количественная гидроэкология: методы системной идентификации. – Тольятти: ИЭВБ РАН, 2003. – 463 с.



3


3


3


6


1


1




0,3


0,3


0,3


0,6


0,1


0,1


Примечание: * - отмечена литература, имеющаяся на кафедре в электронном варианте.


Составитель, преподаватель______________ Голикова Е.А.

Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н.

Дата составления карты «__» __________ 20 г.

СОГЛАСОВАНО:

Директор библиотеки СыктГУ___________

«___»___________20 г.





Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconПрограмма и вопросы вступительного экзамена по биологии по направлению 020200. 68 «Биология» со специализированной программой «Гидробиология и ихтиология»

Учебно-методический комплекс методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconПрограмма и вопросы вступительного экзамена по зоологии по направлению 020200. 68 «Биология» со специализированной программой «Гидробиология и ихтиология»
Госстандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 020201 «Биология»

Учебно-методический комплекс методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconНаучно-образовательный комплекс по специальности 050802 «Зоотехния» учебно-методический комплекс по дисциплине: Морфология сельскохозяйственных животных

Учебно-методический комплекс методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconНаучно-образовательный комплекс по специальности 050802 «Зоотехния» учебно-методический комплекс по дисциплине: Морфология сельскохозяйственных птиц

Учебно-методический комплекс методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconУчебно-методический комплекс казань 2009 удк ббк п рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний

Учебно-методический комплекс методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины

Учебно-методический комплекс методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Антропология»

Учебно-методический комплекс методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Физиология Направление подготовки

Учебно-методический комплекс методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы генетики» Специальности

Учебно-методический комплекс методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Анатомия Направление подготовки

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина