Использование здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса в дополнительном образовании icon

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса в дополнительном образовании





Скачать 42.08 Kb.
НазваниеИспользование здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса в дополнительном образовании
Дата конвертации28.03.2013
Размер42.08 Kb.
ТипДокументы
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Лянторский центр детского творчества»


Использование здоровьесберегающих технологий

в рамках образовательного процесса в дополнительном образовании


Автор: Андреева Ольга Николаевна, методист, образование: высшее;

квалификационная категория: высшая


2011 год


Смысл здоровьесберегающей технологии заключается в формировании у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, осознания ответственности за собственное здоровье. Если дать обучающимся дополнительную информацию об особенностях их организма и обеспечивающих его бесперебойную работу систем в доступной и наглядной форме, они будут способны самостоятельно включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать функциональные возможности своего организма в целях сохранения и укрепления здоровья. Подобный подход называется технологией биологической обратной связи или БОС-технологиями.

Например, технология «БОС-дыхания» позволяет практически каждому освоить диафрагмально-релаксационное дыхание, хорошо поддающееся произвольному управлению.

Технология «БОС-коррекция речи». При постоянной речевой нагрузке высок риск серьезных психо-эмоциональных расстройств, болезней речевого аппарата, гипертонии и т.д. Вместе с тем, если человек приобретает навык диафрагмально-релаксационного дыхания и речи на выдохе, его физиологические показатели изменяются в лучшую сторону уже после 5-6 сеансов. Это означает, что физиологическая цена речи становится минимальной. Более того, исчезают симптомы нервно-психической нагрузки: утомляемость, плохой сон, головные боли. Коррекция речи – это не только ее совершенствование, профилактика заболеваний, связанных с чрезмерными речевыми нагрузками, но и эффективное лечение нарушений, расстройства устной речи обучающихся.

Технология «БОС-опорно-двигательного аппарата» - это реабилитация после неврологических, ортопедических заболеваний и устранение посттравматического синдрома; профилактика двигательных нарушений; совершенствование двигательных навыков и координации у здоровых людей и т.д.

Технология «БОС-коррекция зрения» позволяет обучить детей и педагогов навыку «безусильного зрения», которое заключается, с одной стороны, в расслаблении глазодвигательных мышц, а с другой – в балансе процессов возбуждения и торможения зрительной области коры головного мозга.

Очень важным моментом применения в учреждениях дополнительного образования здоровьесберегающих «БОС-технологий» является то, что и обучающиеся и преподаватели начинают испытывать интерес к выработке правильных с точки зрения физиологии навыков, обеспечивающих работу организма в оптимальном режиме.

Уклад жизни современного общества резко отличается большой динамичностью, напряженностью, резким возрастанием объема информации. Физиологические процессы организма человека не в состоянии самостоятельно меняться так же быстро, подстраиваясь под нужный ритм. В результате люди испытывают выраженный дисбаланс нагрузок, что усиливает дезадаптацию человека к ним. Малоподвижный образ жизни дополняется умственными и нервно-психическими перегрузками. Особенно ярко это выражено в образовательной среде, как у педагогов, так и у обучающихся. Развитие современного общества диктует необходимость направить усилия на совершенствование и развитие внутренних возможностей самого участника образовательного процесса и, как дополнение, улучшение внешних условий обучения. Поэтому в период модернизации системы образования не менее важно задуматься о поисках дополнительных внутренних возможностей адаптации к современным требованиям жизни.

Эта проблема успешно решается с помощью нового направления в оздоровительной работе – антистрессовый пластической гимнастики (АПГ). АПГ способствует восприятию процесса движения по принципу: как комфортно, как естественно, а значит с удовольствием и интересом удерживать внутреннее комфортное состояние во всей полноте жизни.

В АПГ реализован целостный адаптационный подход к решению проблем нравственного и физического здоровья, который связывает воедино задачу нравственного воспитания с совершенствованием психического и физического здоровья, а также указывает конкретный путь ее разрешения.

В основу данного метода положен принцип стабильности, а именно: формирование психо-эмоциональной устойчивости на основе обучения комфортному восприятию физических и психических нагрузок. Формируется коллективная заинтересованность в результате, имеющая в основе атмосферу доброжелательства и заинтересованности в четкой координации усилий. Возникает интерес к процессу восприятия мира в любых аспектах, будь то усвоение материала на уроке, общение со сверстниками, природой, чтение книг и так далее.

Такой подход во многом решает проблему стабильного, а потому и качественного усвоения учениками нарастающих объемов информации.

АПГ является новой формой организации физической активности, одновременно тренирующей нервную систему и мышление, повышая их устойчивость и адаптивность к умственным и психо-эмоциональным перегрузкам.

Кроме того, антистрессовая пластическая гимнастика позволяет решать еще одну проблему неблагоприятной школьной среды, а именно, развитие гипоксии (пониженное содержание кислорода в крови) у детей в результате длительного пребывания в классах с отсутствием вентиляции. Антистрессовая пластическая гимнастика способствует экономизации дыхания. Обследования занимающихся показали, что при сбалансированности всех процессов жизнедеятельности процент усвоения кислорода тканями, так называемое тканевое дыхание, увеличивается. При этом внешнее дыхание становится более спокойным, уравновешенным. В экологически неблагоприятных условиях целесообразно дышать не больше, а меньше, но при этом улучшая качество дыхания.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса в дополнительном образовании iconМетодические рекомендации по теме использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии в 8 классе

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса в дополнительном образовании icon«Условия здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса в дополнительном образовании iconРезультативность образовательного процесса

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса в дополнительном образовании iconСведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса в дополнительном образовании iconСведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса в дополнительном образовании iconСведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса в дополнительном образовании iconСведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса в дополнительном образовании iconСведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса в дополнительном образовании iconПоложение о Vпроведении открытой научно-практической конференции «Субъекты образовательного процесса в системе личностно-ориентированного обучения» II
Положение о V проведении открытой научно-практической конференции «Субъекты образовательного процесса в системе личностно-ориентированного...

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса в дополнительном образовании iconКонспект классного часа по теме: "Пирамида здорового питания"
Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического...

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба


При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации. ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина